Пение - как одно из средств коррекции речевых нарушений у детей с ОНР
Пение - как одно из средств коррекции речевых нарушений у детей с ОНР
Данная работа будет полезна логопедам, музыкальным руководителям, учителям музыки, которые могут столкнуться с детьми у которых есть нарушения речи. Статья расскажет о значении пения в коррекционной работе с детьми с ОНР, подскажет в каком направлении работать,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пение - как одно из средств коррекции речевых нарушений у детей с ОНР»
Пение - как одно из средств коррекции речевых нарушений у детей с ОНР
Автор: Побережан А.Н.
МБДОУ детский сад №10 «Росинка»
Краснодарский край, г. Белореченск
Аннотация: В этой статье автор говорит о значении пения, в частности логоритмических распевок, в работе с детьми для развития речи и коррекции речевых нарушений у детей с ОНР.
Свидетельство о публикации.
Дошкольное образование
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка. О значении пения для человека существует много исследований и доказательств его пользы на здоровье и общее развитие человека. Об этом очень много и долго можно говорить. Тема, которою я хочу раскрыть – это то, как пение влияет именно на речь, ребёнка. Поэтому постараюсь раскрыть этот момент как можно кратко, но понятно, и рассказать про логоритмические распевки, которые вы можете использовать на занятиях с детьми с ОНР.
Пение – вокальное искусство, процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной и самый доступный вид музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста. Благодаря тексту песня более понятна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.
Велико значение пения в развитии речи ребенка: обогащается и расширяет его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ритм песни оказывает стимулирующее действие на развитие речи, опираясь на естественные потребности ребенка, связанные с физиологическим ритмом организма. Также при этом формируется культура высказывания собственных мыслей и взаимопонимания между людьми.
Роль пения при совершенствовании речевых функций трудно переоценить. При пении слова как бы плавно перетекают друг в друга и сливаются с музыкой. Когда человек слушает, как поют другие, то старается попасть в такт. При этом ненужные акценты речи сглаживаются.
При пении поднято мягкое небо, опущена нижняя челюсть, активны, но не напряжены голосовые складки, звуковая волна подается в широко открытый рот, глоточный и ротовой резонаторы почти не меняют своего объема и формы. Поэтому при пении создаются наилучшие условия для голосообразования.
Здесь можно добавить, что с помощью пения в мире. успешно лечат дефекты звукопроизношения от устранения носового оттенка голоса при ринологии. вплоть до от легкой формы заикания. Главное – это регулярные занятия.
Дети с нарушениями речи — это одна из самых распространённых категорий детей, посещающих ДОУ. Речевые нарушения очень разнообразны. Многолетний опыт диагностики этих детей показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии: аритмичность, плохой мелодический слух и музыкальная память, интонационная невыразительность. Особенности речевого аппарата этих детей заключаются в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов. Это зачастую усугубляется зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания. Необходимым условием успешной работы с такими детьми является эмоциональность педагога и развитие детских эмоции.
Вокальные упражнения обязательно должны сочетаться с дыхательными и артикуляционными на материале слогов, слов и фраз, произношение которых доступно ребенку. Полезно использовать эмоционально насыщенный речевой материал, поскольку содержащиеся в нем эмоции радости, удивления, грусти, гнева и другие, наиболее естественным образом способствуют соответствующим изменениям интонации.
Одним из таких средств являются логопедические музыкально- игровые упражнения, песенки, распевки, которые можно использовать в работе с дошкольниками по закреплению правильного произношения звуков на этапе автоматизации, координации речи с движением и музыкой.
К речевым рифмовкам (песенкам, распевкам,) относятся стихи, чистоговорки, скороговорки, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые можно пропевать одновременно закрепляя произношение звуков.
Начинать надо с простейших чистоговорок и в зависимости от речевых возможностей детей заканчивать сложными по интонации и речевому материалу песнями.
Проговаривание текста, совместное со взрослым пение (подпевание), выполнение движения по показу педагога.
Самостоятельное (совместно с взрослым) воспроизведение рифмовки, музыкально-игровых упражнений в нужном ритме.
Перечисленные этапы работы могут быть реализованы как на одном занятии, так и на серии занятий в зависимости от поставленных задач.
Особенное внимание уделяю выработке певческого дыхания смешанного типа. Известно, что в силу физиологических особенностей развития у дошкольников невозможно выработать диафрагмальное дыхание, но максимально приблизиться к эталону вполне возможно, главное - поверхностное дыхание. Часто вдох у детей, имеющих нарушения речи, сопровождается поднятием плеч. Это недопустимо, так как препятствует правильному звукообразованию. Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую следующие приемы контроля и самоконтроля: осенние листочки (на тонких ниточках), «трепещущие на ветру» перышки, оставленные улетевшими птицами, «снежинки» (из салфеток), которые как можно дольше не должны упасть, поддерживаемые в воздухе активным выдохом.
Работа над любой песней или попевкой определяется обязательно и музыкальными, и логопедическими задачами. Успех для всего описанного выше обеспечен лишь в случае соблюдения темпа и ритма. Разучивание новой песни начинаем в медленном темпе, но со строгим соблюдением ритма, указанного автором. Это для детей с ОНР порой представляет сложность, поэтому использую движения, помогающие удержать метр: покачивания корпуса (вправо - влево), похлопывание ладошками по коленям, хлопки в ладоши во время пауз.
На этапе автоматизации (дифференциации) звуков в слогах словах, предложениях я рекомендую использовать логопедические распевки разработанные Т.С. Овчинниковой, музыкальные логоритмические игры Екатерины Железновой, логопедические песенки С.В. Круппа-Шушариной на стихи О.И Крупенчук. Так же существует программа Нищевой, но она более подходит для музыкальных руководителей.
На этапе автоматизации звука в слогах можно использовать такой приём: как спеть знакомую песню на слоги . на язык закрепляемого звука. Например, звука [Л] и петь слоги под мелодию: ла-ла-ла, ло- ло-ло, сопровождая пение простукиванием, притопыванием и другими ритмичными движениями «Антошка», «Кузнечик».
Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, – а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ти-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать, и воспроизводить мелодию песни.
На этапе автоматизации звуков в словах рекомендую использовать тексты детских песен. Например: для закрепления произношения звука [Р] в конце слов можно использовать текст песни Д. Тухманова, Ю. Энтина «Самовар».
Хочется посоветовать педагогам – логопедам обратить внимание на дыхательные упражнения. Их огромное количество, вы их знаете. Но я хочу предложить добавить в свою копилку систему А.Н. Стрельниковой.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой основана на упражнениях, где вдохи нужно делать в конце движения, когда грудная клетка сжата.
Гимнастика Стрельниковой активизирует всю иммунную систему организма.
Врачи не имеют однозначного мнения, но считают методику эффективном средством при лечении заболеваний дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой систем.
Метод называют парадоксальным, ведь во время вдоха грудная клетка находится в сжатом состоянии, а не в расширенном. Тем не менее, упражнения не вызывают усталости, вентиляция легких возрастает в 5 раз. Дыхание производится во время движения, восстанавливается весь энергетический баланс человеческого организма.
В своей работе с детьми я использую различные методы, приемы, способы формирования вокальных навыков у детей. На мой взгляд, в работе с детьми с ОНР наибольший эффект дают упражнений системы В. Емельянова, в основе которой лежит фонопедический метод.
Артикуляционная гимнастика не занимает длительного времени, но в значительной степени активизирует речевой аппарат.
Я применяю следующие упражнения:
высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до все более далеко отстоящей поверхности;
покусывание языка боковыми зубами;
покусывание внутренней поверхности щек;
круговые движения языком меду зубами и щеками;
цоканье и пощелкивание языком и многие другие упражнения.
Биоакустическая цель этого метода: включение и развитие защитных механизмов фонации. Критерии, по которым строится вся работа, это акустическая эффективность, энергетическая экономичность, биологическая целесообразность.
Таким образом, использование логопедических музыкально-игровых упражнений, песенок, распевок, игр для коррекции произносительной стороны речи, способствуют развитию двигательно-слуховой координации, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма, активизируют слуховое восприятие, что является базой для формирования фонематического слуха, развивают функции голосообразования, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания, развивают артикуляционную моторику, формируют коммуникативные способности.
В своей практике я убедилась в том, что пение чистоговорок, рифмовок, стихов весьма эффективно для развития артикуляционного аппарата и формирования правильного звукопроизношения. Пение развивает у детей дыхание, ритм, помогает, развивать интонационную сторону речи.