"Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства"
"Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства"
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»
В последние годы особое внимание нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Актуальность темы определена и в таком государственном документе, как Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к своей Родине, её историческому наследию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства" »
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»
В последние годы особое внимание нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Актуальность темы определена и в таком государственном документе, как Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к своей Родине, её историческому наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего свой родной дом, страну в которой живешь, с уважением относящегося к другим народам.
Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать с раннего детства. Патриотизм у детей дошкольного возраста требует первоначальных знаний об истории нашей Родины, самобытной русской культуры, истории родного края, героико-военного прошлого нашей страны. Родная культура, как и отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в детском саду, в частности, на музыкальных занятиях?
Работу в этом направлении можно разделить на три части:
а) знакомство детей с произведениями русских классиков;
б) музыкальный фольклор;
в) творчество современных композиторов, пишущих для детей (так называемая детская музыка).
Рассмотрим каждую часть отдельно.
Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Классическая музыка должна звучать на каждом музыкальном занятии, и не обязательно в разделе «Восприятие музыки».
Начиная со средней группы детского сада, слушая музыкальные произведения, педегогу необходимо постоянно называть фамилию композитора, название произведения, обязательно подчеркивать, что это русская музыка и русский композитор. напоминать это нужно всякий раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста желательно использовать русскую классику во всех видах музыкальной деятельности, кроме пения. В этом возрасте особенно необходимо проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения.
Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора. Музыкальное воспитание неразрывно связано с фольклором, т. к. традиции русского народа, музыкальная культура - это богатейшее наследие, формирующее основы патриотизма и духовности дошкольника. Хороводы, музыкальные игры, пляски, шумовые и звуковые оркестры объединяют детей, создают радостное, светлое настроение, но и требуют преодоления трудностей, проявления доброжелательности, отзывчивости, терпения, умения согласовать свое поведение с поведением остальных детей. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и указания.
Однако воспитание партиотизма, гордости за свою Родину должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов. С этой целью необходимо включать в детский репертуар фольклорные произведения других народов (армянскую, татарскую, украинскую, белорусскую музыку и т. д.).
Что же касается третьей части работы, то есть – творчества современных композиторов, пишущих для детей, музыкальный руководитель должен проявить особую избирательность. В последнее время появилось много «композиторов», не имеющих специального образования, в основном из числа музыкантов, которые считают, что писать музыку для детей несложно. Однако, не всегда такая музыка имеет художественно-эстетическую ценность, и включать ее в репертуар нужно с большой осторожностью. Особого внимания заслуживает творчество таких известных композиторов как Струве, Соснина, Филиппенко, Е. Зарицкой и других. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т.д.
Эффективным средством воспитания патриотических чувств являются праздники и развлечения, в которых участвуют все дети и родители. Родители - активные участники праздников и развлечений: участвуют в сценках, играх, импровизированных оркестрах. Совместное участие детей и родителей в праздниках, концертах и развлечениях очень важное средство воспитания патриотических чувств не только ребенка, но и взрослого.
В детском саду проводится множество праздников, но хочется выделить именно те, которые относятся к патриотическому воспитанию. Это 23 февраля - День защитников Отечества, "День Матери" и 8 Марта, 9 Мая – День Победы, День рождения станицы, а также народные праздники и развлечения.
«День защитника Отечества» — прививает дошкольникам любовь к своей Родине; поддерживает интерес к героическому прошлому и настоящему своего Отечества; формирует качества, необходимые будущим защитникам Отечества. Воспитывает любовь к своей малой Родине, желание больше узнать о жизни своих предков.
«День Матери», «8 Марта» - воспитывает у детей доброе отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее. Способствует созданию теплых взаимоотношений в семье, созданию положительной эмоциональной атмосферы.
«Кубанские посиделки», «Кубанская ярмарка» – знакомят детей с народным творчеством, с кубанским фольклором, воспитывают у детей патриотические чувства, любовь к Родине, родному краю, малой Родине, чувство гордости к своей стране. Формирует чувство причастности к духовному наследию прошлого на основе активного, самостоятельного и творческого использования его элементов (песни, потешки, прибаутки и т. д.) в речевой, игровой, музыкально-театральной деятельности.
«День Победы» - формирует представление о празднике Победы, о героизме защитников, о жертвах, принесенных во имя победы, воспитывает уважение к ветеранам войны, единения с людьми в борьбе за мир.
«День рождения станицы» (Музыкальное путешествие с показом слайдов). Знакомит с историей нашего края и станицы, историческими памятниками и современными достопримечательностями, пробуждает интерес к традициям и людям, прославившим родную землю.
Таким образом, правильная организация музыкальной деятельности и умелое включение ребёнка в процесс активного взаимодействия с окружающим миром составляют важную сторону педагогической работы в детском саду, что важно для его развития и воспитания патриотизма.