Просмотр содержимого документа
«"Ожившие музыканты" исследовательская работа»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Текст по защите работа по музыке на тему:
«Ожившие музыканты»
(Бетховен и Рахманинов в зеркале аккордов и цветов)
Выполнила: Хрипунова Екатерина
ученица 7г класса
Научный руководитель: Вакуленко Г.А.
2018
Я занимаюсь в музыкальной школе, учусь играть на аккордеоне. Мне нравится смотреть цикл музыкальных передач «Академия занимательных наук». После передачи «Цветной слух», я решила узнать больше об этом явлении. Мне стало интересно, знают ли другие ребята что-то об этом явлении. Я провела тестирование во всех 7х классах. В тестировании принимали участие 76 человек. Вот его результаты.
На слайде видно, чтобольшинство учащихся не знают о существовании у человека цветного слуха. Для меня эта работа очень актуальнатем, что я смогу рассказать одноклассникам о цветном слухе и выясню, как музыка воздействует на сознание человека.
Гипотеза исследования: превращение тональностей в цвет позволяет увидеть живые лица музыкантов.
Я поставила пред собой цель: составить психологический портрет Бетховена и Рахманинова с помощью превращения их любимых тональностей в цвета.
Для реализации поставленной цели, мною выдвинуты следующие задачи.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы исследования и творческий эксперимент помогут моим одноклассникам узнать, что такое цветной слух. А также материалы исследования можно использовать на уроках музыки.
Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные образы. Этот вид слуха является врождённым и, согласно научным данным, не может быть приобретён с помощью каких-либо специальных упражнений, хотя исследования в этом направлении продолжаются.
В процессе исследования мною был проведён эксперимент, целью которого было выяснить, обладают ли учащиеся 7х классов цветным слухом. Всем участникам предлагалось прослушать 2 мелодии:
«Прелюдия соль-мажор» С.В. Рахманинов,
И «Гроза» А. Вивальди. В ходе прослушивания ученики зарисовывали свои ассоциации. Им важно было зарисовать музыку в цветах, которые они слышат. Эксперимент показал следующее:
Буквально все использовали светлые цвета, слушая музыку «Прелюдии соль-мажор» Рахманинова
и тёмные, слушая произведение «Гроза» Антонио Вивальди. Мы видим, что каждый человек по-разному воспринимает музыку. Все представили себе разные видимые цветовые образы. Всё это говорит о том, что не только обладающие цветным слухом люди могут представлять музыку в цвете.
Ярко выраженным цветным слухом обладали: Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Николаевич Скрябин, Микалоюс Константинас Чюрлёнис. У них цвета ассоциировались с конкретной тональностью.
Тональность в музыке подобна разным краскам на палитре художника. Каждый из цветов несёт свою эмоцию, своё настроение. Каждый из этих композиторов видел в звуках музыки свои цвета. Эти композиторы чётко ассоциировали каждую тональность с определённым цветом.
Например, для Римского-Корсакова до-мажор белый, фа-мажор зелёный, ля-мажор розовый, ре-минор голубой. А у Скрябина до-мажор красный, фа-мажор розовый, а ля-мажор зелёный. Но бывали и совпадения. О тональности ми-мажор оба высказывались, как о синей, цвета ночного неба, ре-мажор вызывал ассоциации с жёлтый цветом.
Макс Люшер – швейцарский психолог, разработал цветовой тест, позволяющий выявить особенности характера человека. Он доказал, что с выбором или с отрицанием цвета связаны различные психологические особенности человека. Люшер называет их знаки личности.
Все богатство человеческих эмоций уложилось в восемь цветов. Каждый цвет характеризует определенные черты характера человека. Расположение цвета в ряду и его сочетание с другими цветами служит основанием для характеристики эмоционального портрета человека. Первые два цвета в ряду выявляют желаемые цели человека. Последние два цвета отражают его проблемы.
Все тональности обладают четкой эмоциональной характеристикой и связываются в группы, резко отличающиеся друг от друга. Каждому цвету соответствует три тональности, расположенные но квинтовому кругу.
Бетховен, своим гениальным чутьём музыканта, находил тональность, которая наиболее соответствовала тому чувству, которое он хотел выразить в музыке. Однако я заметила, что одни тональности Бетховен использовал чаще, а другие — гораздо реже. Я подставила цвета под тональности и выявила частоту их использования. Тональности до мажор, фа мажор и соль мажор (зеленый цвет) наиболее часто встречаются у Бетховена. Тональности ми бемоль, си бемоль и ля бемоль минор (серый цвет) наиболее редко использовались композитором.
Вот цветовая гамма Бетховена. Первая пара цветов — знак человека-лидера, это сочетание воли и энергии. Вторая пара сочетает трагичность и надежду. Это путь всей музыки Бетховена - от трагедии «Пятой симфонии» к радости финала «Девятой». На 6 месте - фиолетовый цвет: это знак сентиментальности и обидчивости. Место, которое - занимает серый цвет, указывает на нетерпеливость.
Вот портрет Бетховена, нарисованный, исходя из выбора цвета тональности музыки: " Не хочет зависеть от доброжелательности других людей. Нетерпелив, раздражителен, сопротивляется обстоятельствам, в которых видит помеху. Требует, чтобы признали его права на то, чего он добивается. Пытается быстро найти выход из угрожающей ситуации, что часто приводит к неожиданным и опрометчивым решениям. Своеволен, отказывается слушать чьи-либо советы."
Похож ли портрет Бетховена, полученный таким необычным способом, на оригинал?
Вспомним некоторые эпизоды из жизни Бетховена, рисующие его неистовый характер. Вот молодой виртуоз выступает в Вене. Во время игры Бетховен увидел, что молодой граф громко беседует с дамой. Он прекратил выступление со словами: «Для таких свиней я не желаю играть!»
Известен случай, когда Бетховен, обидевшись, отказался играть гостям князя Лихновского - своего мецената. Он ушел к себе и закрыл дверь. Лихновский пытался открыть её, но Людвиг схватил стул с намерением запустить им в голову хозяина дома. Позже Бетховен послал князю записку следующего содержания: "Князь, тем, чем вы являетесь, вы обязаны случайности рождения. Тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей существуют тысячи, Бетховен же лишь один".
Знаменитая встреча Бетховена и Гёте проявила огненный и импульсивно-детский характер музыканта. Царедворец Гёте кланялся сиятельным вельможам. Гордый плебей Бетховен проходил сквозь толпу сверкающих золотом вельмож, вызывая почтительный интерес. Потом он отчитал Гёте, объясняя, что ему не следует склоняться перед знатью. Мы видим, что портрет, полученный в результате тональных красок музыки Бетховена, полностью соответствуют реальному образу.
Аналогичную работу я провела с произведениями русского композитора, пианиста и дирижёра Сергея Васильевича Рахманинова. Будет ли и в этом случае верным портрет, полученный на основе цветового рада тональностей музыки?
Перед вами цветовой ряд Рахманинова. Первыми, судя по тональностям, у него стоят трагические черный, серый и коричневый цвета, но их оттеняет желтый цвет - надежда на внезапное решение проблем. Вот его портрет:«Ставит нереальные цели. Считает маловероятным, что надежды сбудутся. Ищет разрешения проблем, но считает, что выбор правильного курса - дело трудное. Отчаянно надеется, что какое-либо решение укажет ему путь к спасению. Полагает, что нет ни одного человека, у которого мог бы найти сочувствие и понимание. Обидчив, угнетен и несчастен. Хочет всё забыть, восстановить силы в спокойной, свободной от проблем обстановке».Перед нами трагический портрет Рахманинова.
Похож ли портрет на оригинал? В 1897 году состоялась премьера Первой Симфонии Рахманинова. Премьера была провальной. Причина провала, по воспоминаниям очевидцев, находилась главным образом в плохой подготовке оркестра и дирижера Глазунова. Сам композитор же, считал главной причиной неудачи себя. Он сильно переживал, и несколько лет даже не писал музыку. Портрет опять совпал с оригиналом.
Мы видим, что выбор тональностей оказался верной характеристикой личности. Мне кажется, что я доказала свою гипотезу и превращение тональностей в цвет позволило увидеть живые лица музыкантов. Спасибо за внимание.