kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению-ассоциации К. Дебюсси «Облака»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к сочинению-ассоциации К. Дебюсси «Облака»

Данный урок выполнен в особой форме организации образовательного процесса – на основе интеграции. Каждая интегративная форма имеет свою структуру построения, способы интеграции содержания и видов  деятельности.

Использованная форма интеграции – пластообразная, которая предполагает

наслоение различных видов деятельности: познавательной (обогащение и

активизация лексикона учащихся), художественно-эстетической (использование музыки, музыкальных средств выразительности), коммуникативной (работа со словом, создание собственных текстов).

Используя ассоциативные связи слов, школьник образно отражает окружающий мир в слове.

Слово, звук, ассоциативные связи, возникающие в сознании учащихся после

прослушивания музыкальной пьесы, помогают увидеть, почувствовать задуманный образ, создать собственный оригинальный текст, используя средства выразительности.

Тема: Подготовка к сочинению-ассоциации. К. Дебюсси. ….(«Облака»).

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

– развивать ассоциативное и творческое воображение, используя художественные и музыкальные средства выразительности;

– обогащать и активизировать словарный запас учащихся;

– познакомить с эстетикой импрессионизма в музыке.

Оборудование: ноктюрн К. Дебюсси «Облака».

Эпиграф к уроку:

Ожившие акварели, в которых «перекликаются звуки, запахи,

форма, цвет, обретшие смысл в слиянье» (Ш. Бодлер).

I. Слово учителя литературы.

К. Дебюсси – один из ярких представителей импрессионизма в музыке. Его

фортепьянные и оркестровые пьесы-эскизы с особой гармонической и ладовой

новизной выражают ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с глубоко личными переживаниями музыканта-поэта,

влюблённого в красоту окружающего мира. Одухотворённые картины природы с удивительной, почти зримой конкретностью переданы в цикле «Ноктюрны».

На этом этапе урока учитель настраивает учащихся на восприятие музыкальной пьесы К. Дебюсси «Облака» (не давая название), обращая внимание на многоликость окружающего мира, на способность человека в знакомом, обыденном открывать нечто новое и удивительное.

II. Слово учителя музыки с элементами беседы:

– Какие впечатления оставила у вас эта музыка?

– Что, по вашему мнению, хотел выразить композитор?

Учитель обращает внимание на то, что ответы были разнообразными, каждый почувствовал музыку по-своему. Этому способствовали выразительные смыслы, которыми обладает музыка. Композитор стремился «заразить» слушателей созданным характером и образом, хотел вызвать сочувствие и сопереживание.

Для этого он использовал средства музыкальной выразительности.

III. Исследовательская задача по выявлению музыкальных средств

выразительности.

– Какое средство определяет основу характера этого музыкального произведения? (Темп – спокойный, неторопливый, созерцательный, задумчивый, настраивает на размышления).

– Единый ли темп в музыке? (Темп изменяется: замедляется, а затем возвращается к прежнему звучанию для того, чтобы показать изменчивость в природе).

– Какие ещё средства музыкальной выразительности подчеркивают спокойствие и простор? (Ритм ровный, т.к. в природе не происходит резких изменений, нет особых контрастов; динамика гибкая, иногда, как всплеск, звучит громкая музыка, но недолго, всё указывает на изменчивость в природе).

– Как вы считаете, композитор создаёт один образ или несколько? (Разобраться в этом нам помогает мелодия. Здесь нет одной запоминающейся мелодии, она размыта, неотчётлива, т.к. рисуется множество образов, неопределённость их форм, очертаний; регистр высокий, как будто заставляет нас взглянуть вверх, в небо).

– В чьём исполнении звучала музыка? (пьесу исполняет симфонический оркестр, поэтому можно говорить о тембровом многообразии).

Все названные средства музыкальной выразительности подчинены одной цели:

создать изменчивый, многообразный образ … ОБЛАКОВ.

– __________Какие поэтические образы повлияли на музыкальный импрессионизм? (стихи поэтов-символистов, где каждый образ – это целый мир: капля воды, лунный свет, небо, море …– привлекали К. Дебюсси и других импрессионистов в музыке (например, М. Равеля) своей поэтической недосказанностью, мимолётностью, изменчивостью. Поэтому Дебюсси избирает и описывает в своих произведениях состояние природы, а не делает её фоном для выражения чувств. Это был новый взгляд на использование музыкально-выразительных средств, на поиск новой образности в музыке.

Вывод: выступая в роли исследователей музыкальных средств выразительности, мы выяснили, как образ облаков можно нарисовать с помощью музыки. У литературы тоже есть возможность «рисовать», но своим средством – словом.

Задание: послушайте симфоническую пьесу К. Дебюсси «Облака» ещё раз и

постарайтесь подобрать слова для создания этого образа.

Звучит музыка.

IV. Работа с ассоциациями. Учитель литературы. Этот этап урока акцентирует внимание на развитие «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» как основ творческого воображения.

Задание: подберите ассоциации к слову облака.

Запись:

радость                                          грусть

розовые                                                 лиловые

кудрявые                          облака                      лёгкость

чудеса                                                      смелость

фигурки                                               вата

убегают                                         пух

– Используя данные ассоциации, составьте словосочетания, предложения или

тексты, фиксирующие изменчивость, многообразие, неопределённость

услышанного образа, отражение цвета, формы, движения, настроения.

Целесообразно использовать известные вам средства художественной

выразительности: метафору, эпитет, звукопись, олицетворение, гиперболу и т.д.

Работы учащихся.

1. Белые барашки, удивительные картинки, розовые облака, лёгкое дуновение ветра, белокрылые лошадки, клочья ваты, отблеск рассвета, комья снега, комочек пуха, кудрявые зверюшки и т.д.

2. Удивительные картины представляются нам, когда мы смотрим на облака.

Лёгкие, почти невесомые, они мчатся без оглядки. Дуновение ветра, и белокрылые лошадки бегут наперегонки по чистому полю, а вот кудрявые барашки пасутся вдалеке. Ещё одно дуновение – и разбросаны клочья ваты,

готовые через минуту, соединяясь, превратиться в неземное существо. Облака – это чудеса, но увидеть их может не каждый.

3. Небо одним кажется пустым местом, другие его просто не замечают. Но

лишь избранным оно открывает свои главные тайны – облака.

Рождённые свободными, они волей ветра летят по небу, в бездумном танце кружатся над землёй неведомыми животными и обыденными вещами.

Немного фантазии – и они твои. Вот они катятся по небу белыми барашками,

вот уже превратились в резвых скакунов, и вновь белые комья.

В розовато-золотом отблеске рассвета и кроваво-алом сиянии заходящего солнца они играют миллионами оттенков.

Купаясь в золотых лучах солнца, трепеща под дуновением ветерка, они создают свой мир, мир-утопию.

Они приходят и уходят, принося и унося свои краски, цвет, музыку, которые в слиянии хоть как-то украшают нашу серую жизнь.

V. Эксперимент по восприятию эмоциональной тональности.

Современники К. Дебюсси сравнивали его произведения с «ожившими акварелями», в которых, по словам французского поэта Ш. Бодлера, «перекликаются звуки, запахи, форма, цвет, обретшие смысл в слиянье».

Послушайте стихотворение Ш. Бодлера «Облачное небо», написанное им после знакомства с ноктюрном «Облака».

Подготовленное чтение наизусть.

Как дымка, лёгкий пар прикрыл твой взор ненастный,

То нежно грезящий, то гневный и ужасный,

То серо-пепельный, то бледно-голубой,

Бесцветный свод небес он отразил собой.

Он влажность знойных дней на память вновь приводит,

Тех дней, когда душа в блаженстве слёз исходит,

Когда предчувствием зловещим потрясён,

Мятётся дух в бреду, а ум вкушает сон.

Ты – даль прекрасная печальных кругозоров,

Лучей осенних свет, сень облачных узоров;

Ты – пышный, поздний блеск увлажненных полей,

С лазури облачной ниспавший сноп лучей.

Как хлопья инея, как снежные морозы,

Пленительны твои безжалостные грозы;

Душа, влюблённая в металл и в скользкий лёд,

Восторг утонченный в тебе одной найдёт!

Учащиеся отмечают необычность картин, образов, увиденных и услышанных

поэтом, сравнивают со своими работами.

Вывод: у каждого вида искусства есть своя специфика, свой язык, но между ними много общего и прежде всего то, что единство дополняет, углубляет наше представление о мире, делает его целостным, интегрируя все ощущения.

VI. Домашнее задание.

Отредактируйте полученные тексты, оформите творческие работы.

VII. Звучит вновь музыка К. Дебюсси.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-ассоциации К. Дебюсси «Облака» »

Подготовка к сочинению-ассоциации К. Дебюсси «Облака»

Данный урок выполнен в особой форме организации образовательного процесса – на основе интеграции. Каждая интегративная форма имеет свою структуру построения, способы интеграции содержания и видов деятельности.

Использованная форма интеграции – пластообразная, которая предполагает

наслоение различных видов деятельности: познавательной (обогащение и

активизация лексикона учащихся), художественно-эстетической (использование музыки, музыкальных средств выразительности), коммуникативной (работа со словом, создание собственных текстов).

Используя ассоциативные связи слов, школьник образно отражает окружающий мир в слове.

Слово, звук, ассоциативные связи, возникающие в сознании учащихся после

прослушивания музыкальной пьесы, помогают увидеть, почувствовать задуманный образ, создать собственный оригинальный текст, используя средства выразительности.

Тема: Подготовка к сочинению-ассоциации. К. Дебюсси. …..(«Облака»).

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

– развивать ассоциативное и творческое воображение, используя художественные и музыкальные средства выразительности;

– обогащать и активизировать словарный запас учащихся;

– познакомить с эстетикой импрессионизма в музыке.

Оборудование: ноктюрн К. Дебюсси «Облака».

Эпиграф к уроку:

Ожившие акварели, в которых «перекликаются звуки, запахи,

форма, цвет, обретшие смысл в слиянье» (Ш. Бодлер).

I. Слово учителя литературы.

К. Дебюсси – один из ярких представителей импрессионизма в музыке. Его

фортепьянные и оркестровые пьесы-эскизы с особой гармонической и ладовой

новизной выражают ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум морского прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их произведениях с глубоко личными переживаниями музыканта-поэта,

влюблённого в красоту окружающего мира. Одухотворённые картины природы с удивительной, почти зримой конкретностью переданы в цикле «Ноктюрны».

На этом этапе урока учитель настраивает учащихся на восприятие музыкальной пьесы К. Дебюсси «Облака» (не давая название), обращая внимание на многоликость окружающего мира, на способность человека в знакомом, обыденном открывать нечто новое и удивительное.

II. Слово учителя музыки с элементами беседы:

– Какие впечатления оставила у вас эта музыка?

– Что, по вашему мнению, хотел выразить композитор?

Учитель обращает внимание на то, что ответы были разнообразными, каждый почувствовал музыку по-своему. Этому способствовали выразительные смыслы, которыми обладает музыка. Композитор стремился «заразить» слушателей созданным характером и образом, хотел вызвать сочувствие и сопереживание.

Для этого он использовал средства музыкальной выразительности.

III. Исследовательская задача по выявлению музыкальных средств

выразительности.

– Какое средство определяет основу характера этого музыкального произведения? (Темп – спокойный, неторопливый, созерцательный, задумчивый, настраивает на размышления).

– Единый ли темп в музыке? (Темп изменяется: замедляется, а затем возвращается к прежнему звучанию для того, чтобы показать изменчивость в природе).

– Какие ещё средства музыкальной выразительности подчеркивают спокойствие и простор? (Ритм ровный, т.к. в природе не происходит резких изменений, нет особых контрастов; динамика гибкая, иногда, как всплеск, звучит громкая музыка, но недолго, всё указывает на изменчивость в природе).

– Как вы считаете, композитор создаёт один образ или несколько? (Разобраться в этом нам помогает мелодия. Здесь нет одной запоминающейся мелодии, она размыта, неотчётлива, т.к. рисуется множество образов, неопределённость их форм, очертаний; регистр высокий, как будто заставляет нас взглянуть вверх, в небо).

– В чьём исполнении звучала музыка? (пьесу исполняет симфонический оркестр, поэтому можно говорить о тембровом многообразии).

Все названные средства музыкальной выразительности подчинены одной цели:

создать изменчивый, многообразный образ … ОБЛАКОВ.

– __________Какие поэтические образы повлияли на музыкальный импрессионизм? (стихи поэтов-символистов, где каждый образ – это целый мир: капля воды, лунный свет, небо, море …– привлекали К. Дебюсси и других импрессионистов в музыке (например, М. Равеля) своей поэтической недосказанностью, мимолётностью, изменчивостью. Поэтому Дебюсси избирает и описывает в своих произведениях состояние природы, а не делает её фоном для выражения чувств. Это был новый взгляд на использование музыкально-выразительных средств, на поиск новой образности в музыке.

Вывод: выступая в роли исследователей музыкальных средств выразительности, мы выяснили, как образ облаков можно нарисовать с помощью музыки. У литературы тоже есть возможность «рисовать», но своим средством – словом.

Задание: послушайте симфоническую пьесу К. Дебюсси «Облака» ещё раз и

постарайтесь подобрать слова для создания этого образа.

Звучит музыка.

IV. Работа с ассоциациями. Учитель литературы. Этот этап урока акцентирует внимание на развитие «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» как основ творческого воображения.

Задание: подберите ассоциации к слову облака.

Запись:

радость грусть

розовые лиловые

кудрявые облака лёгкость

чудеса смелость

фигурки вата

убегают пух

– Используя данные ассоциации, составьте словосочетания, предложения или

тексты, фиксирующие изменчивость, многообразие, неопределённость

услышанного образа, отражение цвета, формы, движения, настроения.

Целесообразно использовать известные вам средства художественной

выразительности: метафору, эпитет, звукопись, олицетворение, гиперболу и т.д.

Работы учащихся.

1. Белые барашки, удивительные картинки, розовые облака, лёгкое дуновение ветра, белокрылые лошадки, клочья ваты, отблеск рассвета, комья снега, комочек пуха, кудрявые зверюшки и т.д.

2. Удивительные картины представляются нам, когда мы смотрим на облака.

Лёгкие, почти невесомые, они мчатся без оглядки. Дуновение ветра, и белокрылые лошадки бегут наперегонки по чистому полю, а вот кудрявые барашки пасутся вдалеке. Ещё одно дуновение – и разбросаны клочья ваты,

готовые через минуту, соединяясь, превратиться в неземное существо. Облака – это чудеса, но увидеть их может не каждый.

3. Небо одним кажется пустым местом, другие его просто не замечают. Но

лишь избранным оно открывает свои главные тайны – облака.

Рождённые свободными, они волей ветра летят по небу, в бездумном танце кружатся над землёй неведомыми животными и обыденными вещами.

Немного фантазии – и они твои. Вот они катятся по небу белыми барашками,

вот уже превратились в резвых скакунов, и вновь белые комья.

В розовато-золотом отблеске рассвета и кроваво-алом сиянии заходящего солнца они играют миллионами оттенков.

Купаясь в золотых лучах солнца, трепеща под дуновением ветерка, они создают свой мир, мир-утопию.

Они приходят и уходят, принося и унося свои краски, цвет, музыку, которые в слиянии хоть как-то украшают нашу серую жизнь.

V. Эксперимент по восприятию эмоциональной тональности.

Современники К. Дебюсси сравнивали его произведения с «ожившими акварелями», в которых, по словам французского поэта Ш. Бодлера, «перекликаются звуки, запахи, форма, цвет, обретшие смысл в слиянье».

Послушайте стихотворение Ш. Бодлера «Облачное небо», написанное им после знакомства с ноктюрном «Облака».

Подготовленное чтение наизусть.

Как дымка, лёгкий пар прикрыл твой взор ненастный,

То нежно грезящий, то гневный и ужасный,

То серо-пепельный, то бледно-голубой,

Бесцветный свод небес он отразил собой.

Он влажность знойных дней на память вновь приводит,

Тех дней, когда душа в блаженстве слёз исходит,

Когда предчувствием зловещим потрясён,

Мятётся дух в бреду, а ум вкушает сон.

Ты – даль прекрасная печальных кругозоров,

Лучей осенних свет, сень облачных узоров;

Ты – пышный, поздний блеск увлажненных полей,

С лазури облачной ниспавший сноп лучей.

Как хлопья инея, как снежные морозы,

Пленительны твои безжалостные грозы;

Душа, влюблённая в металл и в скользкий лёд,

Восторг утонченный в тебе одной найдёт!

Учащиеся отмечают необычность картин, образов, увиденных и услышанных

поэтом, сравнивают со своими работами.

Вывод: у каждого вида искусства есть своя специфика, свой язык, но между ними много общего и прежде всего то, что единство дополняет, углубляет наше представление о мире, делает его целостным, интегрируя все ощущения.

VI. Домашнее задание.

Отредактируйте полученные тексты, оформите творческие работы.

VII. Звучит вновь музыка К. Дебюсси.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Подготовка к сочинению-ассоциации К. Дебюсси «Облака»

Автор: Зайцева Наталья Юрьевна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187916

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства