«Особенности музыкального развития детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках вокала»
«Особенности музыкального развития детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках вокала»
Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным интеллектуальным недоразвитием.
В музыкальном воспитании детей с ограниченными возможностями используются следующие виды деятельности: музыкально-ритмические движения, пение, слушание музыки, игра на простейших детских музыкальных инструментах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным интеллектуальным недоразвитием.
В музыкальном воспитании детей с ограниченными возможностями используются следующие виды деятельности: музыкально-ритмические движения, пение, слушание музыки, игра на простейших детских музыкальных инструментах.
Музыкальный материал для работы с детьми с нарушением в развитии отличается:
простотой и выразительностью;
доступностью восприятия и исполнения;
небольшим объёмом;
частым повторением заданий;
коррекционно-развивающей направленностью.
Всем этим требованиям соответствуют русские народные мелодии, песни. Содержание текстов русских народных песен доступно детскому восприятию, напевы легко исполняются.
Привлечение ритмики в процесс восприятия музыкального произведения помогает детям с проблемами в развитии научиться художественно оформлять свои движения. Выполнение музыкально-ритмических движений при слушании музыки или пении способствует:
-активизации развития общей музыкальности;
-активизации творческих способностей;
-помогает сделать урок более красочным, запоминающимся,
-создает нужную эмоциональную реакцию на уроке.
Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специальной тренировки, ритмичными, соответствовать настроению музыки.
Примеры введения элементов ритмики на произведениях русского фольклора, рекомендованных для изучения по коррекционной программе :
Русская народная песня "Во поле береза стояла" – игра "Передай ленту"; Русская народная песня "Ах вы, сени мои, сени" – приставной шаг; Русская народная песня "На горе-то калина" – притопы; Русская народная песня "Андрей-воробей" – прыжки, приседания.
Игры с пением помогают решать ряд задач музыкального воспитания:
- формирование интереса к музыке и пению,
- развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования;
а также коррекционные задачи:
- нормализация психических процессов и свойств,
- тренировка двигательного аппарата,
- упорядочивание темпа движения и пения.
К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения. «Большая роль в работе по развитию речи принадлежит подвижной игре, особенно игре, созданной на основе поэтического текста (образцов народной и современной детской поэзии)…Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями, выполняемыми под стихотворный текст. В подвижной речевой игре дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи, познают меткость и выразительность языка» (К.Ряховская).
Музыкальные игры с предметами: мячами, лентами, шарами и т.д. – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, развивать ритмичность и координацию движения рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей ОВЗ часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие, дает возможность проявить творческие способности. (Музыкально-ритмические диктанты, сказки, загадки и др.)
Музыкально-дидактические игры являются прекрасным средством в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Яркие, красочные пособия и раздаточный материал помогают не только лучше понимать и воспринимать музыкальные произведения, их средства выразительности, но и дают возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, что особенно важно в работе с учащимися ОВЗ. Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребенка.
Для достижения оптимальных результатов в музыкальном развитии детей педагогам и концертмейстером разработан алгоритм построения музыкально-коррекционных уроков.
Уроки музыки построены с учетом равномерного распределения психофизической нагрузки по следующей схеме:
Вводная. Помогает сконцентрировать внимание, настроить, подготовить детей к восприятию музыки. (Это могут быть: загадка, музыкальная загадка, пальчиковая игра, логоритмическое упражнение и др.). /2-3 мин./
Слушание. Способствует расширению кругозора, словарного запаса, развитию музыкального слуха, развитию умения различать разнохарактерные музыкальные произведения, части произведений. (В этом разделе используются: музыкально-дидактические игры (З. Роот), элементы моделирования, ритмопластика, упражнения с предметами и др.). /7-10 мин./
Подготовка к пению. Помогает подготовить речевой аппарат к пению. (В этом разделе используются: элементы артикуляционной и дыхательной гимнастики, скороговорки, логоритмические упражнения (Е.Железновой), короткие попевки и упражнения для развития голоса (Анисимовой), пальчиковые игры с музыкальным сопровождением (Е.и С.Железновых) и др.). /3-5 мин./
Пение. Коррегирует темп речи, нормализует дыхание, формирует тембр и силу голоса. (В этом разделе используются: музыкально-дидактические игры («Эхо», «Сломанный магнитофон», «Музыкальная цепочка», «Дирижер» и др.), элементы моделирования, наглядные пособия, жестовые и мимические упражнения). /10-15 мин./
Игры и танцы
Помогают снять напряжение, закрепить пройденный материал, развивать двигательные навыки, укреплять здоровье и др. (В этом разделе используются: сюжетные инструментальные игры, игры с пением (по типу хороводных), несюжетные инструментальные игры, игры с предметами, игра на музыкальных инструментах). /5-7мин./
Построенные таким образом музыкально-коррекционные занятия дали определенные результаты, которые проявились:
- в развитии музыкальных способностей: чувства ритма, слуха;
-в формировании певческих навыков;
- в развитии звукопроизносительной стороны речи;
- в совершенствовании общей и мелкой моторики, слухо-двигательной координации;
- в преобладании положительных эмоций;
- в творческой самореализации школьников в разных видах музыкальной деятельности.
В заключении отмечу, что систематическое, методически правильное использование различных приёмов воздействия (наглядного, словесного и т.д.), не только способствует развитию внимания, памяти, речи, но и активизирует познавательную деятельность детей в целом. Урок вокала, прошедшие с хорошим эмоциональным настроем, снимает у детей напряжение и способствует усвоению познавательного материала. Для ребёнка с ОВЗ музыкальные занятия являются своеобразным лекарством.