Особенности обучения игре на 3-х струнной домре детей 5-7 лет
Особенности обучения игре на 3-х струнной домре детей 5-7 лет
Данная статья, в первую очередь, призывает обратить внимание на проблему создания методики обучения игре на домре детей от 5 до 8 лет.
Не секрет, что начальный этап в обучении игре на инструменте очень важен. Если в самом начале не дать почувствовать ребенку всю красоту звучания инструмента, не обратить должного внимание на технические особенности и правильность звукоизвлечения, ученик в дальнейшем может столкнуться со множеством трудностей в обучении. В данном случае ответственность лежит на преподавателе. Он должен привить ученику любовь к инструменту, показать технические и колористические возможности инструмента, познакомить с произведениями мировой классики, произведениями современных композиторов.
Но преподаватель без поддержки родителей ребенка ничего не сможет сделать. Работа в тесном взаимодействии с родителями ученика – залог успешного обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения игре на 3-х струнной домре детей 5-7 лет »
Ю.В.Никульшина
МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1 им.Г.В.Свиридова»
Особенности обучения игре на 3-х струнной домре
детей 5-7 лет
Развитие домры как сольного инструмента, участие в конкурсной и концертной деятельности детей от 8 лет предъявляет к современной методике обучения игре на инструменте новые требования. В первую очередь эти требования относятся к самому раннему, начальному этапу обучения, когда закладываются основные игровые навыки, интеллектуальная и техническая база являющаяся основой для всего последующего развития юного музыканта.
В связи с этим методическая система обучения должна быть глубоко продуманной, основанной как на опыте существующих систем обучения на других музыкальных инструментах, с опорой на традиции российских домровых школ так и на достижениях современной психологии и физиологии.
Разумеется, любая методика предполагает активный творческий подход со стороны педагога. Необходимо понимать, что каждый ученик индивидуален, и подход к нему со стороны педагога также должен носить индивидуальный характер. Построение занятий, как одного урока, так и всей их перспективы является важнейшей задачей преподавателя.
Сам стиль преподавания, ведения урока, общения с учеником должен быть творчески – активным. Идеальная атмосфера для проведения занятий – это творческий диалог преподавателя и ученика. Только в этом случае возможна не только передача занятий от педагога к ученику, но и живое восприятие этих знаний ребёнком, без которого весь учебный процесс теряет свой изначальный смысл.
Начальный период обучения обладает своей, лишь ему присущей спецификой. Это в первую очередь связано с психологическими особенностями характерными для детей 5-7 лет. Игровое восприятие окружающего мира, свободная фантазия, готовность к творчеству – вот что, как правило, свойственно этому возрасту. Необходимо учитывать и такие качества как быстрая утомляемость, особенно когда внимание ребёнка необходимо надолго сосредоточить на какой – либо одной задаче, быстрое «отключение» внимания и даже неожиданные перемены настроения малыша.
Главное – с первых встреч заинтересовать ребёнка. Обучение должно быть увлекательным, развивающим творческую фантазию, педагогу нужно постараться максимально активизировать ассоциативно – образное мышление ребёнка. Исполняемые пьесы должны быть доступны и выразительны, интересны и ясны.
На начальном этапе не рекомендуется перегружать ученика ещё не совсем понятной ему теоретической информацией, весь материал необходимо подавать в доступной и увлекательной форме. Отдельное внимание стоит уделять вопросам продолжительности урока и организации рабочего времени каждого занятия. Стандартный, плановый урок длится 40 минут, предполагаемая частота уроков – 2 раза в неделю. Для учащегося подготовительного класса (5-7 лет) и, тем более для ученика подготовительного отделения сосредоточить внимание сразу на 40 минут – довольно сложная задача. Конечно, встречаются дети, которые и в этом возрасте уже приучены организовывать себя и концентрировать внимание и на большее время, но это относится далеко не ко всем. К тому же продуктивные занятия на начальном этапе требуют постоянного, фактически ежедневного контроля со стороны педагога и родителей. Поэтому, если подобная возможность существует, лучше организовать занятия в более индивидуальном режиме: например,продолжительность урока не 40, а 20 минут, но с частотой не 2, а 4 раза в неделю. Очень полезный и продуктивный вариант организации уроков – это так называемый коллективный урок. Когда на занятии могут присутствовать одновременно 2 или 3 ученика и какое-то время преподаватель уделяет каждому индивидуально, а какое-то – всем вместе. При умелой организации этот вариант удобен ещё и тем, что ребята в такой небольшой группе, как правило, занимаются более активно и старательно. Через некоторое время ученик привыкнет к условиям и требованиям урока и его внимания и усидчивости будет без труда хватать на полный 40 минутный урок.
Помимо продолжительности урока большое значение имеют и способы организации рабочего времени урока. Вопросы организации урока в каждом конкретном случае, естественно, решает сам педагог. При этом необходимо учитывать как общие особенности детской психики свойственные этому возрасту, так и индивидуальные черты каждого ученика. Как правило, детям 6-7 лет трудно концентрировать внимание на одной задаче, одном упражнении на долгое время. Поэтому рекомендуется составлять общий план урока из разнообразных заданий, которые позволят приучить внимание ребёнка, тем самым не давая ему устать или отвлечься на посторонние предметы.
Один из ориентировочных планов урока:
2-3 минуты – общая беседа, подготовка к занятию, создание благоприятной психологической атмосферы
10-12 минут – игра упражнений и пьес, проверка домашнего задания
10-12 минут – изучение нового материала (новые приёмы игры, сведения о нотной грамоте, новые упражнения)
2-3 минуты – мини разминка, упражнения для рук, кистей, корпуса
12-15 минут – разбор новых пьес, обсуждение домашнего задания на следующий урок.
Домашние задания должны быть понятны и интересны ученику, только в этом случае он сможет осознано повторить дома то, что было пройдено на уроке. На протяжении начального этапа не рекомендуется задавать на дом какой-либо новый, не пройденный на уроке материал, лучше объяснить его в классе, а закрепление и повторение задать в качестве домашнего задания.
Какие же главные направления в работе с учеником следует выделять в первую очередь?
Развитие музыкального слуха.
Развитие чувства ритма.
Работа над техникой (в широком смысле слова).
Развитие ребёнка как творческой личности.
Конечно, на практике эти вопросы решаются в едином творческом процессе, так как только такой принцип является эффективным.
Рассмотрим эти четыре пункта подробнее.
Музыкальный слух.
Слух – это восприятие звуковых колебаний органами слуха. Музыкальный слух – это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.
Для музыки слух имеет главенствующее значение, так как
«само музыкальное искусство строится на принципах слухового восприятия и обращено именно к нему» (В.Ю.Григорьев).
Музыкальный слух можно подразделить на внешний и внутренний, которые, естественно, находятся в теснейшей взаимосвязи.
Под внешним слухом мы подразумеваем способности восприятия музыкальных звуков, музыкальных произведений приходящих в человеческое сознание из внешнего мира.
Под внутренним слухом – способность к созданию внутренних, субъективных звуковых картин-представлений, в этом процессе большую роль играет звуковая память и воображение. Работа внутреннего слуха отвечает за процесс внутренней переработки, осмысления музыкального произведения от первоначального восприятия звуковых картин к работе сознания по эмоциональному восприятию, окраске этих впечатлений, в результате чего музыкальные звуки становятся носителями определённой информации.
Для исполнителя активное взаимодействие внешнего и внутреннего музыкального слуха очень важно, так как не достаточно создать какое-либо звучание, музыкальную картину в своём сознании, необходимо выразить это в реальных звуках.
Можно сказать, что наличие активного внутреннего слуха и его взаимодействие со слухом внешним – основа развитого художественного восприятия и возможности самовыражения музыканта.
Если говорить о слухе звуковысотном, он может быть абсолютным и относительным. Абсолютный слух – это способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном; относительный – способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах.
Абсолютный слух, в свою очередь, подразделяется на пассивный (определение абсолютной высоты звучания ноты) и активный (способность точного воспроизведения ноты). При этом наличие абсолютного слуха не является таким необходимым для музыканта качеством, как считалось раньше. Гораздо важнее способность к художественно-эмоциональному восприятию музыкальных звуков, произведений. От природы музыкальный слух имеется практически у всех людей, важно своевременно начать активно его развивать, совершенствовать в нужных направлениях.
Необходима постоянная работа и над воспитанием звуковысотного слуха, как ладового – горизонтального, так и гармонического – вертикального. Без развитого звуковысотного слуха дальнейшее обучение, практическая деятельность учащегося значительно усложняется.
К практическим функциям музыкального слуха относятся и такие важнейшие для исполнителя навыки как умение слушать себя, слушать свой звук, адекватно анализировать свою игру, а так же уметь управлять, корректировать свою игру (своё звучание), исполнение в соответствии с конкретными задачами.
Развитие этого навыка требует постоянного внимания со стороны преподавателя, так как именно в этом случае через некоторое время ощущение «слышания себя», «слышание со стороны» станет для ребёнка естественным, само собой разумеющимся.
Чувство ритма.
Ритм музыкальный – временная организация музыкальных звуков и их сочетаний.
Для исполнительства ритм имеет огромное значение, так как сама музыка – это искусство, развёртывающееся во времени.
Под чувством ритма мы подразумеваем способность:
воспринимать ритм
воспроизводить ритм
создавать ритм
Для развития чувства ритма важно накопление большого количества определённой музыкальной информации, музыкальных впечатлений. Исполнитель должен обладать активным чувством ритма, ритмической волей. Устойчивое ощущение ритмической пульсации, внутренняя ритмическая организация музыкального сочинения совершенно необходимо исполнителю для передачи определённого движения, размера музыкального произведения, решения вопроса акцентировки, фразировки, построения общей формы сочинения.
Необходимо помнить, что живой музыкальный ритм строится на взаимодействии двух начал: равномерной пульсации с одной стороны и тенденции к её преодолению – с другой. Выразительное, живое исполнение предполагает наличие rubato, свободную фразировку, дыхание. Естественно, эти понятия базируются на ощущении единой ритмической структуры произведения, но предполагают не только механическое отсчитывание долей, а именно свободное и в тоже время художественно оправданное владение музыкальным временем.
Что же важно учитывать в процессе работы с учащимися младших классов:
Необходимо понимать, что ритм – это одна из главных составляющих музыки.
Ритмические впечатления должны накапливаться с детства в порядке постепенного усложнения:
лёгкие пьесы с простым мелодическим рисунком;
производство ритмического анализа – сравнение длительностей друг с другом, ритмических фигур, постепенное знакомство с ритмическими формулами вначале «на слух», затем в процессе исполнения на инструменте;
Постепенное прохождение и усвоение различных размеров (2/4; 3/4; 4/4), изучение их различий и общих элементов;
Понятие такта и его значения в составе музыкальной ткани;
Осознание отдельных ритмических понятий, таких как различные длительности и их сочетания (пунктирный ритм, триоль, синкопа, затакт и т.д.).
Важным моментом в воспитании ритмической организованности является метод отсчитывания, то есть сопровождения игры счетом (1-и, 2-и, 3-и, 4-и). Не стоит злоупотреблять постоянным отсчитыванием, особенно вслух, на этапе, когда учащийся уже овладел четким исполнением всех ритмических фигур, почувствовал общее движение, ритмический стержень произведения, когда ритмическая структура уже прочно укрепилась в его сознании. В обратном случае мы рискуем привить ученику склонность к автоматическому исполнению, безжизненной, скучной, невыразительной игре.
Работа над техникой.
Под исполнительской техникой мы понимаем сумму средств, позволяющих исполнителю выявлять содержание музыкального произведения, выражать определенные идеи, мысли, чувства. Владение разнообразными техническими навыками и приёмами ещё не означает владения технической игры на инструменте. Техника – это помощница художественного замысла, идеи, заложенной в музыкальном произведении.
Вот как определяет понятие исполнительской техники Л.Баренбойм:
«Исполнительская техника складывается, по крайней мере, из:
освоения двигательных комбинаций различного типа, дающих возможность управлять не только «скоростью», но и динамикой, тончайшими оттенками звукоизвлечения, ритмом и т.д.;
способность быстро связывать эти двигательные комбинации, легко их видоизменять;
Умение использовать эти двигательные приёмы в соответствии с конкретным художественным образом музыкального произведения…»
Естественно, что в процессе воспитания учащегося вопросам исполнительской техники, её последовательному развитию необходимо уделять большое внимание. Определённый уровень технического развития, владения инструментом – необходимое условие для успешной работы над любым музыкальным произведением.
На каком же материале следует воспитывать технику учащегося? Последовательная, методичная работа над инструктивным материалом (упражнения, гаммы, этюды) – совершенно необходима для становления прочной, надёжной, профессиональной базы юного исполнителя. Новые приёмы игры необходимо отрабатывать на соответствующих упражнениях, пусть небольших, несложных, а затем использовать их в материале пьес. При исполнении инструктивного материала ученик должен осмысленно работать над конкретной поставленной передним задачей, концентрируя внимание на определённой цели. В этом случае в процессе игры задействованы не только его руки и пальцы, но и внимание учащегося сконцентрировано на той или иной задаче. Результат таких занятий заметно эффективнее, чем просто механическое проигрывание гамм, арпеджио, этюдов, упражнений.
Необходимо учитывать, что работа над техникой не может происходить отдельно от работы над звуком, ритмом и другими общемузыкальными понятиями. При исполнении любого упражнения, гаммы, этюда важно обращать внимание на качество звука, ровность, прозвученность исполняемых нот, на ритмическую точность, динамику, характер исполняемого материала. В этом случае техническое развитие учащегося будет неразрывно связано с развитием его музыкального слуха, чувства ритма и т.д.
Развитие ребёнка как творческой личности.
Помимо непосредственных занятий для ученика важна та культурно – музыкальная атмосфера, которая его окружает. Если учащийся слушает классическую музыку, посещает концерты симфонических, духовых, народных оркестров, оперные и театральные спектакли, его эмоциональный мир, фантазия, творческий патенциал намного богаче и заниматься с таким ребёнком на любом инструменте гораздо проще. Не надо забывать, что любой ученик – это в первую очередь артист, личность и первоочередной задачей педагога является не только обучение ребёнка игре на домре, но и воспитание человека творческого, способного чувствовать и понимать мир музыки.
Наличие такой музыкально – творческой среды является важным аспектом на протяжении всего цикла обучения.
Первоочередная задача преподавателя состоит в том, чтобы юный музыкант с раннего возраста приобщался к качественной музыке, основанной на лучших образцах классики и народного творчества. Разножанровость, разнохарактерность музыкальных пьес, знакомство с музыкой разных стилей, эпох, народов способствует пониманию основ исполняемого сочинения, качественного, стилистически верного выбора звуковой фактуры и, как следствие положительно влияет на развитие юного музыканта.
Данная работа, в первую очередь, призывает обратить внимание на проблему создания методики обучения игре на домре детей от 5 до 8 лет.
Не секрет, что начальный этап в обучении игре на инструменте очень важен. Если в самом начале не дать почувствовать ребенку всю красоту звучания инструмента, не обратить должного внимание на технические особенности и правильность звукоизвлечения, ученик в дальнейшем может столкнуться с множеством трудностей в обучении. В данном случае ответственность лежит на преподавателе. Он должен привить ученику любовь к инструменту, показать его технические и колористические возможности, познакомить с произведениями мировой классики, произведениями современных композиторов.
Но преподаватель без поддержки родителей ребенка ничего не сможет сделать. Работа в тесном взаимодействии с родителями ученика – залог успешного обучения.
Список литературы:
С.Ф.Лукин. Школа игры на трёхструнной домре. Ч.I,II. Иваново,