kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Основные принципы обучения игре на аккордеоне в детской школе искусств»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главный принцип постановки рук на любом инструменте – это удобство, свобода в движениях, свобода при игре, при выражении себя через исполнение музыкальных произведений. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Основные принципы обучения игре на аккордеоне в детской школе искусств»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №8





Методическая разработка

«Основные принципы обучения игре

на аккордеоне в детской школе искусств» 











Подготовила преподаватель

Гончарова С.М.









Ульяновск 2024г.


Основные принципы постановки правой руки аккордеониста .


Главный принцип постановки рук на любом инструменте – это удобство, свобода в движениях, свобода при игре, при выражении себя через исполнение музыкальных произведений. 

Основные принципы постановки правой руки аккордеониста:


- без правильной посадки сложно выделить основные принципы постановки рук. Поэтому сидеть надо на краю стульчика, чтобы была опора в спине (в позвоночнике), держать инструмент вертикально, чтобы он не лежал на исполнителе и не заваливался вперед (важно подобрать инструмент по возрасту ребенка), левый полукорпус опирается на левое бедро, нижний кончик правой клавиатуры должен упираться во внутреннюю часть бедра правой ноги. Подгоняются наплечные ремни в зависимости от телосложения учащегося, но так, чтобы правый ремень был длиннее левого. Рабочий ремень должен быть отрегулирован так, чтобы вне зависимости от того разжимает мех исполнитель или сжимает всегда ощущался контакт как с ремнем (его внутренней частью), так и с левым полукорпусом инструмента; 


- кисть должна быть округлой (естественное положение кисти можно проверить, положив ладонь на свое колено).Выравнивать пальцы «под линеечку» не нодо, потому что пальцы на руке разной длины. Поэтому 1 палец должен располагаться ближе к краю белой клавиши, 2, 3 и 4 – ближе к черным клавишам, 5 палец – в середине белой клавиши (формула расположения пальцев Ф. Шопена – расположить пальцы по порядку на нотах ми, фа диез, соль диез, ля диез, си). При таком расположении пальцы не будут сомкнуты;


- запястье должно находиться выше уровня клавиатуры. Нельзя его опускать и опираться на гриф, иначе это приведет к зажатию и не будет свободы при исполнении. Это повлияет на технику исполнения и скорость;

- локоть не должен висеть (нельзя его прижимать к своему корпусу), но и поднимать высоко его тоже не следует, локоть должен располагаться между двумя этими позициями – ровно. При этом он должен быть подвижен. Он как бы движется за кистью, за движением в музыке;

- плечи должны быть опущены, свободны. Ни в коем случае не поднимать. На это влияет и длина наплечных ремней и то, насколько, правильно установлен инструмент.





 Основные приемы звукоизвлечения

В музыкальном искусстве из всего арсенала выразительных средств мы, несомненно, в качестве важнейшего выделим звук. Именно звуковым воплощением отличается произведение музыкального искусства от любого другого. «Звук есть сама материя звука» (Г. Нейгауз), ее первооснова, поэтому основные усилия музыканта-исполнителя должны быть направлены на формирование звуковой выразительности. Основные способы прикосновения пальцев к клавишам – туше: нажим, толчок, удар, скольжение.

- Нажим – делается без замаха, палец мягко нажимает на клавишу, заставляя ее плавно погружаться до упора. Каждая последующая клавиша нажимается так же плавно, причем с одновременно нажатием очередной клавиши предыдущая мягко возвращается в исходную позицию. Такой прием применяется обычно баянистами и аккордеонистами в медленных разделах произведения для получения связного звучания.


- Толчок – не требует замаха, но в отличие от нажима палец быстро погружает клавишу до упора и быстрым кистевым движением отталкивается от нее (эти движения сопровождаются коротким рывком меха)


- Удар – делается при помощи замаха пальцем, кистью или того и другого вместе. После извлечения нужных звуков игровой аппарат быстро возвращается в исходное положение над клавиатурой. Удар можно сделать пальцем – в зависимости от художественных задач удар пальцем может быть легким или тяжелым. Удар кистью применяется в музыкальных фрагментах с остинатным фактурным изложением. Пальцы при этом оказываются как бы естественным продолжением кисти и самостоятельных движений не выполняют. 


- Скольжение (glissando) – в зависимости от направления, скольжение исполняется различными способами. Правая клавиатура: при движении от верхних звуков к нижним, пальцы «смотрят» вниз, при обратном движении (от нижних звуков к верхним) пальцы «смотрят» вверх. В левой клавиатуре glissando исполняется редко из-за неудобства его исполнения. Каждому исполнителю важно помнить, что скольжение – это не внешний эффект, и композитор применяет glissando, исходя из определенного замысла, поэтому надо определить скорость и способ исполнения в зависимости от художественного содержания музыкального произведения. 


Штрихи.


Штрих – это звуковой результат, обусловленный интонационным содержанием музыки, а не сам исполнительский прием, которым такой результат достигается. Штрихи неразрывно связаны с артикуляцией. Главное в характеристике штриха – критерий связности-раздельности.

Границы штриха простираются от legato (legatissimo) до staccato (staccatissimo)

Legato – связная игра, исполняется приемом нажим. Важно равномерно распределять силу пальцев, особенно при атаке и окончании звука, а также следить за плавным ведением меха. К этой категории можно отнести portato – связная игра, но звучание каждого тона более активно, чем при legato.

– Non legato – раздельная игра. Исполняется при ровном ведении меха приемом толчок или удар. К ним можно отнести tenuto – выдерживая звуки с указанной длительностью и силой динамики; detache – извлечение каждого звука отдельным движением меха в разжим или сжим (следует сказать, что этот штрих может быть и связным, если пальцы оставлять на клавиатуре); marcato – исполняется активным ударом пальца и рывком меха. 

Staccato – острое, отрывистое звучание. Исполняется приемом удар. Извлекается, как правило, замахом пальца или кисти при ровном движении мехом. Пальцы легкие и собранные. В эту группу можно отнести – martele – акцентированное стаккато, staccatissimo – высшая степень остроты в звучании. 

 

Особенности исполнения длинных и коротких арпеджио.

Изучение арпеджио целесообразно начинать с коротких трехзвучных . Здесь важна теоретическая часть, т.е. ребенок должен понимать, что он играет обращения тонического трезвучия.

Можно вывести основные аспекты, которые должны присутствовать в технических комплексах: метроритм, группировка, штрихи, приемы игры мехом.

 

Инструктивный материал для использования в работе

Инструктивный – это учебный материал, содержащий в себе руководящие указания, инструкции, дающие положительный результат. В музыке это – гаммы, этюды и различные упражнения, направленные на развитие технического мастерства музыканта.

Одни из первых упражнений - это упражнения без инструмента, на свободу в руках и корпусе. Полезны пальчиковые игры, которые развивают координацию, помогают найти чувствительные точки на подушечках пальцев.

Начальные упражнения на инструменте включают в себя различные упражнения на ориентирование в клавиатуре.

В начале обучения важно включать в работу различные упражнения на освоение приемов игры мехом – это упражнения с воздушным клапаном, а затем использовать звукодинамические упражнения – p, f, crescendo, diminuendo.  Упражнения на приемы игры мехом можно начинать с левой руки, т.е. нажимать кнопки на левой клавиатуре, чтобы ощущать в полной мере левую руку – получается, что мы следим только за движением одной руки, а не двух, что, конечно, легче. По мере развития и роста учащегося упражнения усложняются. Освоение гаммовых комплексов. Могут варьироваться в темпах, ритмических конфигурациях, в различных видах техники и штрихах. Этюды.


Используемая литература:

  1. И. Пуриц «Методические статьи по обучению игре на баяне»

  2. М. Имханицкий «Новое об артикуляции и штрихах на баяне»

  3. В. Семенов «Современная школа игры на баяне»

  4. Р. Бажилин «Гаммы, арпеджио и аккорды для аккордеона»

  5. А. Мирек « Школа игры на аккордеоне»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Основные принципы обучения игре на аккордеоне в детской школе искусств»

Автор: Гончарова Светлана Михайловна

Дата: 22.03.2024

Номер свидетельства: 647721

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Дополнительная общеразвивающая программа по предмету «Основы музыкального исполнительства – аккордеон»"
    ["seo_title"] => string(104) "dopolnitielnaiaobshchierazvivaiushchaiaproghrammapopriedmietuosnovymuzykalnoghoispolnitielstvaakkordieon"
    ["file_id"] => string(6) "306675"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458168741"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства