Просмотр содержимого документа
«Организация пианистического аппарата в первый год обучения в классе фортепиано»
Организация пианистического аппарата в первый год обучения в классе фортепиано
Приступая к работе над освоением технических навыков с учениками своего класса, я, в первую очередь, делаю упражнения для пальцев рук на столе или крышке фортепиано: игровые упражнения «Солнышко», «Птички» на сочетание крупных , свободных движений рук и точных прикосновений кончиков пальцев из сборника И.Э.Сафаровой «Игры для организации пианистических движений»; «Здравствуй, мама» - руки положить на стол и, приподнимая кисть стукнуть всеми пальцами одновременно; далее выстукивать каждым пальцем поочередно, при этом следить, чтобы кончики пальцев смотрели вниз (упражнение делается под считалочку «Лягушки»). Затем выстукивать двумя пальцами поочерёдно в паре с первым (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5) следить за положением локтя и свода кисти; «Бинокль» - соприкосновение 2,3,4 и 5пальцев с первым, образуя колечко.
Технические упражнения на клавиатуре
Переходим на клавиатуру - осваиваем приём исполнения non legato – игра упражнений: - «Лесенка - гамма» - игра 2, 3, 4-м пальцами в первой октаве с пропеванием нот; - Упражнение «Стрекоза» - перенос руки 3-м пальцем на пюпитр (раскрыть «крылышки») и на чёрные клавиши («спрятались в тенек» – пальчики повисли спокойно вниз); - «Радуга» - игра одинаковых нот с переносом правой руки вверх по клавиатуре, а левой – вниз, с названием октав (до-до, фа-фа, соль-соль и т. д.);
- Упражнение «ТЫ КТО?- Я ДО» (-Я РЕ. – Я МИ и т.д.). Для выполнения этого упражнения можно пользоваться любыми клавишами в разных регистрах. Играть 3-м пальцем (2-м, 4-м и т.д.), перелетая с клавиши на клавишу.
- Упражнение «Марш» (сначала промаршировать под аккомпанемент педагога, считая вслух до 4-х) - игра двумя руками поочерёдно нот первой октавы со счётом до 4-х. - Игра песенок: «Василёк» - лев. рука от «фа» первой октавы, прав. от «до» второй октавы – различаем на слух звучание одной и той же мелодии; «Петушок» - прав. от «ля», а лев. от «ми» (учимся транспонировать мелодию). - Показ рисунков ученицы. Закрепляя приём non legato, играем пьесу «Казачок» - в ансамбле с педагогом.
Прием staccato
- Упражнение «Воробьишка». На слова «Воробьишка чик чирик, и на ветку прыг, прыг, прыг» играем разными пальцами в первой октаве (левая рука в малой), следим за толчком пальца в сочетании с резким поднятием запястья ученика. Подбираем эту песенку от любой белой клавиши. Обсуждаем лад Мажор. - На приём staccato – звучит русская народная песня - «Ах, вы, сени, мои, сени..». Исполняется в ансамбле с педагогом.
Переходим к приёму legato – по два звука на слог «А-у», «Ма-ма»… Вопрос ученику: Вика, сейчас мы с тобой покажем нашим слушателям упражнения по три звука. Какие задачи ты перед собой поставила? –( ответ ученика) - Упражнения для удобства восприятия различной интонации мы играем с подтекстовкой: с опорой на первый звук – «яблоко», с опорой на второй звук – «берёзка», с опорой на третий звук – «виноград». Одновременно с интонационной направленностью работы, я контролирую пианистический приём, постановку рук, прилаженность игрового аппарата, его свободу. Вопрос ученику: Вика, всё ли в исполнении тебе понравилось? Хотела бы ты обратить внимание на какие то моменты в своей игре? – (ответ ученика) - На приём legato играем упражнение «Воробьишка» в миноре (воробьишка заболел). Обращаем внимание на плавность - «связанность» пения (legato) и лад минор.
Закрепляем все три приема в пьесе «Едет, едет паровоз». В беседе с ребенком договариваемся, какие звери будут кататься на паровозе и как они будут петь эту песенку. Например, медведи- поют медленно, non legato и громко(исполняется в малой октаве); зайцы-трусишки – тихо, осторожно , на legato (исполняется во 2 октаве); белочки – быстро, весело, staccato (исполняется в 1 октаве).
Объяснение домашнего задания
Заключение: необходимо с первых же занятий приучать учащихся к осмысленной работе над приёмами исполнения – non legato, staccato и legato, с первого дня занятий стремиться воспитать в ребенке творческое отношение к любой музыкальной деятельности. Ведь какими бы длительностями не был записан пассаж – это, прежде всего, музыка. И, развивая пианистический аппарат начинающих музыкантов, я стараюсь развивать их музыкальность в широком смысле этого слова.
Список литературы
1. Буховцев А. Записки по элементарной фортепианной педагогике. М., 2002.
2. Вицинский А. Беседы с пианистами. Классика XXI. М, 2007.
3. Генрих Нейгауз и его ученики. Классика XXI. М., 2007.
4. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. Классика XXI. М., 2007.
5. Как научить играть на рояле. Первые шаги. Мастер-класс. Классика XXI. М., 2005.