Просмотр содержимого документа
«Обучение вокалом детей на начальном этапе»
Методическая разработка
Развитие певческих способностей на начальном этапе обучения.
Автор Примиская Инга Владимировна,
Педагог вокала ДШИ № 10
Основное требование при зачислении ребенка на вокальное отделение – это выраженные вокальные данные, не обязательно яркие, так как в процессе они могут развиться до достаточно высокого уровня. Конечно, должен присутствовать слух, чувство ритма, желательно художественной выразительности.
Голосовые признаки определяются по тембру, тесситуре, диапазону. Для начала надо попросить ребенка исполнить его любимую песню. При возможности подыграть на инструменте. Такое исполнение даст общее представление о голосовых данных и исполнительских задатках. Потом можно приступать к проверки диапазона.
Чувство ритма можно проверить с помощью элементарных ритмических рисунков заданных педагогом – с помощью хлопков.
Может такое быть, что при сильном волнении ребенок недостаточно проявит себя. Поэтому при регулярных занятиях к концу месяца можно будет более точно определить музыкальные данные ребенка.
Приступая к индивидуальным занятиям обязательно надо учитывать возраст ребенка, так как 8 и 14 лет – существенная разница при постановке голоса.
Бывает, обнаруживаются какие-нибудь недостатки – гнусавость, картавость, шепелявость, крикливость, плоскость звучания, сип, фальш, слабая музыкальная память, поверхностное дыхание, сильная стеснительность или же излишняя активность – недостатки должны быть взяты во внимание для скорейшего их устранения.
Что надо объяснить ребенку на первых занятиях:
1. Научиться правильно дышать
2. Правильная постановка корпуса.
3. Чисто пропевать каждый звук.
4. Петь выразительно.
Постановка корпуса. Ноги на ширине плеч, спина прямая, голова должна быть в прямом положении. Движения ребёнка не должны быть слишком сложными, они должны выражать характер и настроение исполняемого произведения.
Каждый урок должен начинаться с распевания. Перед распевками можно использовать некоторые дыхательные упражнения. Они помогают активизировать дыхание, атаку, зафиксировать расширенное положение нижних рёбер. И помогут понять учащемуся как правильно пользоваться дыханием и куда его надо набирать при пении.
Распевки лучше играть в унисон с поющим. Подыгрывать мелодию на инструменте надо гораздо тише поющего, чтобы не мешать ему слушать себя.
Упражнения на плавное пение (легато) являются основным средством выработки кантеленного пения, которое неразрывно связано с длинным равномерным выдохом. Такие упражнения развивают певческое дыхание.
Отрывистое пение (стаккато) связано с активным смыканием голосовых связок. Оно способствует усвоению чёткой атаки и потому очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом призвуке.
Очень полезны упражнения, в которых есть сочетание кантеленного и отрывистого пения.
Упражнения на пение интервалов выравнивает звучание. Вначале это могут быть узкие интервалы, а затем можно расширить диапазон, переходя к более широким интервалам.
В распевании полезны различные попевки с закрытым ртом на согласную «м». Важно чтобы при таком пении челюсти были немного разомкнуты, ребёнок должен ощущать состояние небольшого зевка. Это поможет в дальнейшем быстрому формированию правильной вокальной позиции в пении.
Детям зачастую не интересны распевки, не имеющие конкретного смыслового содержания, исполняющиеся на отдельные гласные и слоги, поэтому в работе с детьми нужно сочетать и вокальные упражнения, ещё пока не до конца понятные детям, и попевки со словами.
Каждый ученик требует к себе индивидуального подхода, так как у каждого свой психологический склад, свой внутренний мир, неповторимый характер.
Но принцип индивидуального подхода заключает в себе не только психологическую сторону, но и необходимость учёта индивидуальных особенностей звучания голоса и звукообразования, которые обусловлены особенностями строения и работы голосового аппарата.
При обучении пению чаще всего используются традиционные методы : объяснение с помощью устного слова и показ профессионального вокального звучания. Такой метод направлен на осознанное и осмысленное восприятие учениками информации.
Прежде всего ребёнок должен сформировать представление о правильно воспроизводимом звуке. Для младшего школьного возраста характерна образность мышления, поэтому ему будет понятнее, если ему нарисовать картинку.
Дети младшего возраста обладают природной способностью к подражанию и это облегчает процесс обучения маленьких детей, делая его естественным. Поэтому важен принцип наглядности в обучении пению, когда педагог показывает на примере нужный звук, ребенок пытается точно скопировать его.
Показ педагога важен не только для правильного формирования звука. При исполнении песни педагогом ученику, показ должен содержать как красивое и правильное исполнение мелодии, чёткое и внятное пропевание текста песни, так и эмоциональный настрой. Если исполнение песни будет не в характере, тусклым и неярким, то песня не вызовет у ребёнка эмоционального отклика, не затронет и не заинтересует его, у него не будет желания работать над ней, а в дальнейшем и исполнять на сцене.
Но яркого и эмоционального исполнения тоже недостаточно. После показа нужно поинтересоваться у ребёнка – какого характера песня, о чём или о ком в ней пелось, что представлялось ребёнку, когда он её слушал?
Детям младшего школьного возраста в тексте могут встретиться ещё незнакомые им слова. Нужно прочитать текст и разъяснить новые слова, тем самым обогащая кругозор маленьких детей. Часто дети быстрее запоминают мелодию, когда разучивают песню сразу с текстом. Такой метод можно применять на начальных этапах, но в сочетании с пропеванием на гласную. Вокализация помогает детям выработать кантеленный звук, особенно важный для подвижных песен. Нельзя упускать из виду трудные места в песне и с самых первых занятий над произведением обращать на них внимание детей.
Репертуар должен соответствовать не только слуховым и голосовым данным ребёнка, но и психике и основным чертам его характера. Нередко, вялым, заторможенным детям дают больше бодрых, ритмичных песен, а слишком подвижным детям – больше спокойных и напевных.
Песня не должна разучиваться механически. После того, как ученик впервые услышит произведение, он должен его «увидеть», «понять», «представить», «почувствовать» и «передать». Эта цепь овладения произведением не должна разрываться. Более подвижные дети быстрее реагируют на «видение» и «представление», скорее «раскрываются» для передачи воспринятого. Однако, несмотря на то, что у детей с другим складом характера реакция эмоциональных впечатлений более медленная, их восприятие песни носит иногда более глубокий характер. Заторможенность выразительности нельзя объяснить бездарностью ученика. Чаще она связана даже у способных учеников с большой стеснительностью. Природная стеснительность ученика, сковывая его, не позволяет прорваться наружу затаившимся в нём и уже иногда назревшим чувствам. В то же время на выступлениях у этих учеников нередко прорывается «всё» отложившееся в их «внутренней эмоциональной сфере». Иногда у мало подающего надежды ученика скачок в сторону выразительности и музыкальности происходит очень неожиданно.
Дети младшего возраста ведут себя очень непосредственно, ярко и естественно выражая своё настроение, а тем самым и характер песни. Необходимо продумывать, нередко и подключая к этому детей, драматургию песни – движения, хореографию, детали сцены, костюм исполнителя.
Нужно говорить с ребёнком о сценическом образе – нередко свежее, непосредственное видение ребёнком песни подскажет новые идеи и решения. Необходимо завлекать ребёнка интересным и современным репертуаром. Педагог должен быть яркой и творческой личностью, способной не только передавать сухие знания о вокальном искусстве детям, но и влиять на их скрытые возможности – когда дети исполняют понравившиеся, сочинённые педагогом песни, в них появляется желание быть похожими на своего талантливого учителя.