Просмотр содержимого документа
«"Развитие музыкального слуха у детей на начальном этапе обучения вокалу"»
Методическая работа на тему:
«Развитие музыкального слуха у детей на начальном этапе обучения вокалу»
Подготовила преподаватель
вокально-хоровых дисциплин
высшей категории
МАУ ДО ДШИ МО
«Барышский район»
Филиппова О.А.
Музыкант слагается из многих элементов, но самым важным и необходимым является слух. Слух поддается развитию и его нужно развивать. Фундаментом музыкального мышления является воспитание музыкально-слуховых способностей ученика. Развитие этих способностей осуществляется на основе опыта слушания музыки и её исполнения учеником.
Вопрос о возможности музыкального развития фальшиво поющих детей издавна волнует педагогов-музыкантов. Природа одарила всех по-разному, правильное интонирование мелодии – эта способность есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый требует к себе различного подхода: кто-то усваивает все на лету, и работать с такими детьми - одно удовольствие; для достижения успеха у других надо приложить немало усилий; третьи требуют длительной, кропотливой работы без быстрых результатов.
Но решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо еще в дошкольном возрасте. И мы знаем сотни примеров, когда у опытных педагогов сто процентов детей развивают свой музыкальный слух и голос. Если, например, ребенок плохо рисует на занятиях в изостудии, то это не помешает другим детям рисовать хорошо. Нечистое же пение в хоре даже нескольких учеников отрицательно сказывается на общем звучании, вредит хорошо поющим детям, расстраивая их музыкальный слух.
В практике встречаются дети с различными музыкальными задатками. Одной из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети еще не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и часто переходят на крик. Многие же поют “говорком”, у них отсутствует напевность и чистота интонации. Такие дети называются - “гудошники”. Они встречаются в любом детском коллективе. Имея часто неплохой музыкальный слух, они гудят в пределах 2-3 звуков, поэтому их и называют “гудошниками”. Причина этого в большинстве случаев не сенсорная, а функциональная, когда ребенок слышит что поет не тот звук по высоте, что задан учителем, а спеть его правильно не может. Речь их отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном: в пределах примарных тонов. То же самое происходит с голосом, когда такой ребенок пытается петь, используя наработанный в речи грудной механизм фонации. Выйти за пределы примарных тонов он не в состоянии, так как он не умеет использовать иные способы управления голосовыми складками, что необходимо для воспроизведения более высоких тонов. Про таких детей говорят, что у них отсутствует координация между слухом и голосом.
Проблема чистоты интонирования многих учеников первого года обучения – это лишь вопрос времени.
При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми на занятиях я опираюсь на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени. Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса применяю нижеследующие.
Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:
• слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
• введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;
• пение «по цепочке»;
• моделирование высоты звука движениями руки;
• отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
• настройка на тональность перед началом пения;
• выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
• в процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом.
Если преподаватель ведет у своих учеников не только уроки по вокальному исполнительству, но и такой предмет как «Основы игры на музыкальном инструменте» (фортепиано), что и есть в моей практике, то развитие слуха происходит более целенаправленно.
Используя на уроках методическое пособие, предназначенное игре на фортепиано, «Крохе-музыканту» И.Корольковой, где на каждый звук гаммы есть своя нотная песенка, учащиеся одновременно играют этот звук и поют с текстом. Это, несомненно, развивает звуковысотный слух и помогает со временем развитию чистоты интонации.
На начальном этапе обучения применяю игровые музыкальные приемы на развитие слуха и в то же время на ненавязчивое запоминание теории, где ученик сам пробует «играть» на инструменте. Приведу несколько примеров:
Выяснив, примерный диапазон голосовых возможностей ученика, пробуем пропеть простые попевки, состоящие из 1-3 звуков. Попутно можно объяснить, на каких нотах мы поем. Руками ученика играем попевку и поем, затем даем возможность ученику сыграть самому, пока не заостряя внимание на постановке руки.
2. Подражаем заданному ритму. Используем упражнение «эхо». Прохлопываем простой ритм и просим ученика повторить его, также хлопками. Затем просим повторить этот же ритм на одной клавише. Начинаем от 3-5 хлопков, постепенно усложняем ритмические рисунки.
3. Еще одно упражнение, связанное со слухом и ритмом. Вспоминаем вместе с учеником любое четверостишие или предлагаем свой вариант простого стихотворения. Прохлопываем ритм стиха и просим сочинить мелодию на это стихотворение. Конечно, помогаем ученику, играем свой пример. Ученик может повторить то, что сыграли вы, а может у него получится более интересный вариант.
4. Игра «Найди звук». Ученик закрывает глаза или отворачивается от инструмента. Вы, в пределах одной октавы (первой), играете любой звук, и просите ученика его найти. Это упражнение, поначалу может показаться трудным, но как показывает практика, ученики через какое-то время без труда с ним справляются. Постепенно можно усложнять задания: расширять диапазон; искать одну ноту, но в разных октавах.
При звуковысотных затруднениях можно использовать прием «Большое ухо» .Он направлен на активизацию слуха у детей: «представь, что у тебя большие – большие уши, они все слышат, а особенно – те нотки, которые случайно попали в нашу мелодию. Они не любят такие нотки, поэтому в следующий раз постарайся их не петь». Педагог должен учитывать, что в каждом случае время для достижения чистоты интонации нужно свое время, поскольку все дети индивидуальны. В большинстве случаев ребенок, гудящий в грудном регистре, как правило, где-то на низких звуках начинает уже правильно повторять простые попевки после нескольких индивидуальных занятий. Если обучение началось с тех тонов, которые ему даны от природы, то есть с примарной зоны с постепенным расширением диапазона по полутонам вверх и вниз, хотя и в весьма ограниченном диапазоне.
Использование элементов хорового сольфеджио. Большую помощь педагогам-музыкантам может оказать оригинальная методика по освоению музыкальной грамотности хоровое сольфеджио. Эта методика состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную форму для ребенка, с соблюдением основного педагогического принципа: от конкретного к абстрактному. В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Вот, например, ручные знаки. Систематические упражнения с ручными знаками, а дальше пение по руке (рука как «нотный стан»), интенсивно развивают координацию между слухом и голосом, при этом закладываются основы ладового слуха. От простых попевок игры-упражнения ведут к песне. При разучивании песен мы преследуем две цели: выучить саму песню и развить навык пения по ручным знакам. Зная музыкально-слуховые возможности каждого ребенка, надо найти «примарную звуковую зону», удобную для всех детей группы, для чего подобрать подходящую тональность, при этом не надо бояться низких регистров. На каждом занятии необходимо значительное время уделять пению без сопровождения, что активизирует музыкальный слух и улучшает интонацию. Привыкая слухом контролировать свой голос в сочетании с другими, дети начинают лучше петь в унисон. При пении поступенного движения мелодии вниз по тонам и полутонам надо быть очень внимательными, так как интонация непроизвольно «садится», особенно при пении a`cappella. Если же петь мелодию вниз, а рукой показать движение вверх, как будто поддерживая звук, интонация будет верной. Еще один прием - «идем назад». Известно, что, когда мы двигаемся «задом наперед» мы идем осторожно, иногда даже нащупываем под ногами поверхность. Это сравнение можно также использовать при пении нисходящей мелодии. В данном случае активизируется внутренний слух, он как бы «предслышит» («нащупывает») последующие звуки. Интонационно трудную мелодию ребенок может пропеть на звук «р», представляя, что он едет за рулем автомобиля. К этому можно добавить движение по классу. Пение на звук «р» освобождает от зажимов голосовой аппарат, выравнивает голосовые регистры, а образное сравнение доставляет ребенку истинное удовольствие. Такое упражнение всегда использую на своих занятиях. Иногда на начальном этапе обучения пению дети очень плохо интонируют даже простейшую мелодию. В этом случае можно «нарисовать» звуковысотное движение мелодии рукой «пластическое дирижирование» (или на листе бумаги), представить, что это – картина с холмами и реками, горами и оврагами, и голос «вышел на прогулку» по этой «местности». При повторении ребенок будет это вспоминать, показывать, ассоциации закрепятся в его голове, впоследствии он уже обойдется без показа. Итак, спешить с определением музыкальных данных нельзя. Действительно, можно ли сказать, что у человека нет музыкального слуха или отсутствуют музыкальные способности только на основании его пения? Нет. Из практики известно, что число детей, фальшиво поющих в группе, постепенно уменьшается в результате работы, и это говорит о том, что сам факт фальшивого пения требует внимательного отношения, выяснения его причин. Заботясь о музыкальном развитии всех учащихся, внимательно занимаясь с отстающими детьми, педагог сможет решить большую задачу – приобщить всех детей к хоровому пению, способствовать формированию их эстетического вкуса, повышению общей культуры. Литература: 1.Апраксина О., Орлова Н. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. «Музыкальное воспитание в школе» Вып.10. М.: «Музыка», 1975 2..Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе.-Л.:Музыка, 1972. 3. Витт Ф. Практические советы, обучающимся пению. Л.: «Музыка», 1968 4.. Жданова Г. Игровой метод в развитии музыкально-нравственных интересов младших школьников в детском хоре. «Музыкальное воспитание в школе».Вып.14. М.:«Музыка», 1979. 5.. Куликова Н. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися первого класса. «Музыкальное воспитание в школе». Вып. 11.М.: «Музыка », 1976. 6.. Менабени А. Методы вокальной работы в школе. «Музыкальное воспитание в школе». Вып.11. М.:«Музыка», 1976.