kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы « Диагностика развития музыкальной культуры школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Но если учитель не заострит собственно музыкальную проблему, не дойдет с детьми до сущности музыкального явления как художественного отражения, художественной модели жизненного явления в его нравственно-эстетической человеческой оценке, не успеет прочувствовать музыку и вслушаться со школьниками в ее ткань, то этого за него в школе не сделает никто! Общеобразовательная школа настоятельно требует учителя-музыканта, способного проложить детям путь в суть музыки.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы « Диагностика развития музыкальной культуры школьников»»

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28













Обобщение опыта работы

« Диагностика развития музыкальной культуры школьников»







Автор:

Учитель музыки

I квалификационной категории

Двойникова Л.Д.













Березники, 2017



Диагностика развития музыкальной культуры школьников

Когда мы говорим о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, то подчеркиваем, что становление ребенка, школьника как творца, как художника невозможно без развития фундаментальных способностей – искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусство думать (вне гармонии – вижу, слышу, чувствую, думаю, действую).

Что требуется от учителя музыки? От него требуется. Чтобы он и стизи читал, и показывал слайды, картины, и иллюстрировал музыку хореографическими движениями, и проводил параллели с литературой, архитектурой и пр., - и все это еще и в русле определенной воспитательной задачи.

Но если учитель не заострит собственно музыкальную проблему, не дойдет с детьми до сущности музыкального явления как художественного отражения, художественной модели жизненного явления в его нравственно-эстетической человеческой оценке, не успеет прочувствовать музыку и вслушаться со школьниками в ее ткань, то этого за него в школе не сделает никто! Общеобразовательная школа настоятельно требует учителя-музыканта, способного проложить детям путь в суть музыки.

Музыкальный опыт школьников. Это наиболее видимый, самый первый «слой» музыкальной культуры, дающий общее представление о музыкальных интересах ребенка, его пристрастиях, широте музыкального кругозора. Он свидетельствует об определенной ориентировке (или об отсутствии ее) как в совокупности ценностей музыкального наследия прошлого – классики, музыкального фольклора, так ив современной окружающей музыкальной жизни. Он отражает также и определенные навыки музицирования. Основными критериями наличия опыта в нашем исследовании выступают:

  • Уровень общей осведомленности о музыке

  • Наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений,

  • Мотивация обращения ребенка к той или иной музыке – что ребенок ищет в ней, чего ждет от нее.

Конечно, самое главное – выяснить, что ребенок ждет от музыки, что ищет в ней. Ответ на этот вопрос надо искать в сфере духовных накоплений (если они у него есть). Направленная на выявление духовных образований методика имеет три варианта:

  1. Встречи с музыкой на уроке,

  2. Музыка для домашней фонотеки

  3. Музыка для друзей.

В методике «Встреча с музыкой на уроке» учащимся предлагается составить программу заключительных уроков четверти. Года по собственному выбору и при этом объяснить, почему они отдают предпочтение той или иной музыке. Это задание может быть предложено школьникам и во внеурочное время в воображаемой ситуации: «Если бы ты был учителем музыки, какие произведения ты бы выбрал на заключительный урок четверти, года, что бы ты хотел ею рассказать детям?»

При обработке полученных данных наивысшую оценку получают ответы детей, которые в программу урока включили музыку разных форм и жанров, ту,что они слышали не только в классе, но и вне его. Главное в этой методике – значимый мотив обращения к тем или иным произведениям. Во внимание принимается и обширность детской информации – сведения о композиторе, авторе поэтического текста, знакомство с историей создания произведения, с его жизненным содержанием, наличие вариантов собственной интерпретации, способность напеть или наиграть мелодии произведений и т.д.

Методика «Музыка для домашней фонотеки» связана с воображаемой ситуацией, например: «Тебе представилась возможность побывать на фирме «Мелодия», которая производит запись музыки. Какую музыку ты выберешь, чтобы слушать в кругу семьи?».

Методика «Музыкальная программа для друзей» также связана с выявлением у ребят предпочитаемой музыки, но в такой ситуации, когда надо составить программу музыкального вечера-концерта для сверстников, одноклассников. Обработка результатов проводится так же. Дополнит изучение музыкального опыта школьников небольшая беседа с каждым ребенком, в процессе которой появляется возможность уточнить некоторые детали, получить дополнительные сведения о волнующих ребенка направлениях современной музыкальной жизни. Вот какими могут быть вопросы для детей:

  1. Как ты относишься к музыке?

  2. Для чего музыка нужна в жизни?

  3. Какие музыкальные воспроизведения ты знаешь, какие из них самые любимые?

  4. Что ты поешь в классе, какие песни ты знаешь?

  5. Где ты слушаешь музыку (телевидение, радио, концерты)?

  6. Встречаешься ли ты с музыкой в школе кроме урока? Где?

  7. Любишь ли ты петь дома? Что поешь?

  8. Поют ли твои родители дома, в гостях? Что поют?

  9. Какую музыку ты слушал последний раз с родителями? Где?

  10. Какие музыкальные передачи за последнее время тебе понравились? Почему?

Большую роль в исследовании музыкального опыта ребенка играет выяснение понимания родителям роли музыкальной культуры в его жизни. Для анкетирования родителей предлагаются следующие вопросы, на которые они могут ответить в письменной форме:

  1. Каким, на Ваш взгляд, должен быть ребенок, чтобы его можно было бы считать культурным в области музыки?

  2. Что необходимо для достижения Вашим ребенком определенного уровня музыкальной культуры?

  3. В чем Вы видите помощь семьи в решении этой задачи?

В результате такого исследования мы рассчитываем получить представления о следующем:

А) делят ли дети музыку на музыку «для урока», «для дома», «для проведения досуга с товарищами»;

Б) какой музыке – классической, народной, развлекательной – дети отдают предпочтение вообще и в различных ситуациях;

В) какова широта общего кругозора ребенка (как музыкального, таки жизненного), связанного с пониманием роли музыки, искусства в обществе;

Г) каковы мотивы обращения детей к той или иной музыке.

Не последнюю роль в исследовании музыкального опыта ребенка сыграют данные о наличии у детей определенных навыков музыкального исполнительства: поет ли он в хоре, играет ли на музыкальных инструментах, получая образование в специальной школе или занимаясь самостоятельно дома, в кружке, в студии; танцует ли, занимаясь этим видом искусства где-либо, и т.д. Получить эти сведения не представляет особой трудности. Главное, повторяем, выявить мотив – вызывает ли такая деятельность у ребенка интерес, увлеченность; занимается ли он по собственному желанию или потому, что его заставляют родители; ходит в хор потому, что его заставляют родители; ходит в хор потому, что любит петь, или потому, что получает удовлетворение от коллективной деятельности с другими ребятами и т.д.

Второй компонент музыкальной культуры – музыкальная грамотность, которую Д .Б. Кабалевский назвал «по сути музыкальной культурой» и которая действительно является стержнем, ее содержательным выражением.

  1. Способность воспринимать музыку как живое, образное иску4сство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное;

  2. Умение на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения;

  3. Способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для него

  4. Особое «Чувство музыки», позволяющие воспринимать ее эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого;

К этому особому «чувству музыки» добавляются определенные умения и навыки. В целом критериями оценки здесь выступают:

  • Степень внутренней открытости школьников для постижения незнакомой музыки;

  • Наличие у ребенка способности «открывать себя» через музыку;

  • Степень сопричастности ребенка к содержанию музыки, к стоящим за этим содержанием жизненным явлениям, породившим, на его взгляд, именно такое музыкально-смысловое содержание;

  • Степень ориентированности детей в музыкально-драматургических процессах, в выразительных средствах, понимание их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности.

Первая методика «Музыкально-жизненные ассоциации». Она выявляет уровень восприятия школьниками музыки: дает возможность судить о направленности музыкально-жизненных ассоциаций, степени их соответствия музыкально-жизненному содержанию, эмоциональной отзывчивости на услышанную музыку, опоры восприятия на музыкальные закономерности.

Вторая методика «Выбери музыку» посвящена определению родственной по содержанию музыки: насколько обоснованно дети могут, при сопоставлении трех-четырех фрагментов, найти созвучные по содержанию. Методика позволяет выявлять особое «чувство музыки». Главное в ней – что дети оценивают: собственные эмоции, вызванные музыкой, или просто выразительные средства, оторванные от жизненного содержания.

Третья методика «Открой себя через музыку» преследует цель проникнуть в глубину личностного отношения и восприятия детьми музыки. Она в какой-то мере позволяет выявить очень важное: насколько школьники «открывают себя» самим себе через музыку.

Задание 1. Дети ставятся в позицию «собеседника музыки». Она им о чем-то «повествует», а они должны затем рассказать о своих чувствах.

Задание2. Дети должны раскрыть музыкальное содержанием в пластике, в движении.

Задание 3. Детям предлагается воплотить «самих себя» в рисунке.

Второй компонент музыкальной культуры – музыкальная грамотность, которую Д.Б.Кабалевский назвал «по сути музыкальной культурой» и которая действительно является ее стержнем, ее содержательным выражением.

  1. Способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное

  2. Умение на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения

  3. Способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для него.

  4. Особое «Чувство музыки», позволяющие воспринимать ее эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого.

К этому особому «чувству музыки» добавляются определенные умения и навыки. В целом критериями оценки здесь выступают.:

  • Степень внутренне открытости школьников для постижения незнакомой музыки

  • Наличие у ребенка способности «открывать себя» через музыку

  • Степень сопричастности ребенка к содержанию музыки, к стоящим за этим содержанием жизненным явлениям, породившим, на его взгляд, именно такое музыкально-смысловое содержание

  • Степень ориентированности детей в музыкально-драматических процессах, в выразительных средствах.

Первая методика «Музыкально-жизненные ассоциации». Она выявляет уровень восприятия школьниками музыки: дает возможность судить о направленности музыкально-жизненных ассоциаций, степени их соответствия музыкально-жизненному содержании.

Вторая методика «Выбери музыку» посвящена определению родственной по содержанию музыки: насколько обоснованию дети могут, при сопоставлении трех-четырех фрагментов, найти созвучные по содержании.

Третья методика «Открой себя через музыку» преследует цель проникнуть в глубину личностного отношения и восприятия детьми музыки. Она в какой-то мере позволяет выявить очень важное.

Задание 1. Дети ставятся в позицию «собеседника музыки». Она им о чем то «повествует», а они должны затем рассказать о своих чувствах.

Задание2. Дети должны раскрыть музыкальное содержанием в пластике, в движении (это может быть пластическая миниатюрная пантомима-импровизация или, в крайнем случае, можно просто «подышать» руками).

Задание3. Детям предлагается воплотить «самих себя» в рисунке. Особо подчеркнем: школьник рисует не музыку, которую слышит, а именно себя во время звучания данной музыки. Это условие распространяется на все три методики.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Обобщение опыта работы « Диагностика развития музыкальной культуры школьников»

Автор: Двойникова Лариса Дмитриевна

Дата: 07.01.2021

Номер свидетельства: 569469

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ "
    ["seo_title"] => string(122) "mietodichieskiie-osobiennosti-innovatsionnykh-piedagogichieskikh-tiekhnologii-pri-modiernizatsii-obrazovatiel-noi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "150411"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420475234"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства