kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Некоторые вопросы развития чувства ритма в ДШИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема развития музыкального чувства ритма  является доминирующей на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

           Основные подходы, направленные на развитие музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего  школьного возраста, раскрываются в работах А. Д. , Б. В. Асафьева,  Баренбойма, Н., А. Н. Зиминой,, К. Орфа, Н. Соколовой.

           В фортепианной методике существует много рекомендаций для решения этой задачи, зачастую противоречивых.  Некоторые педагоги  высказывают мнение, что чувство ритма не поддается развитию, другие же отмечают невысокий уровень положительных результатов в развитии музыкального чувства ритма. Однако в практике, для решения данной проблемы, зачастую требуются дополнительные, нетрадиционные средства для решения определенных задач, в том числе и для развития чувства ритма ученика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Некоторые вопросы развития чувства ритма в ДШИ"»

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема развития музыкального чувства ритма  является доминирующей на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Основные подходы, направленные на развитие музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего  школьного возраста, раскрываются в работах А. Д. , Б. В. Асафьева, Баренбойма, Н. , А. Н. Зиминой, , К. Орфа, Н. Соколовой.

В фортепианной методике существует много рекомендаций для решения этой задачи, зачастую противоречивых. Некоторые педагоги  высказывают мнение, что чувство ритма не поддается развитию, другие же отмечают невысокий уровень положительных результатов в развитии музыкального чувства ритма. Однако в практике, для решения данной проблемы, зачастую требуются дополнительные, нетрадиционные средства для решения определенных задач, в том числе и для развития чувства ритма ученика.

Идеи синтеза музыки, слова и движения в системе А. Барен-бойма, И. Г. Галянт, Э. Жак-Далькроза, К. Орфа, , Н. Соколовой, , Е. М. Тимакина, , Р. Штайнера, а также элементы детского фольклора -  игры для пальчиков привлекли наше внимание своей очевидным творчеством  и определили основу методологической части диссертации. Так, в работе над ритмом обычные способы — счет , отработка ритма с помощью тактирования  не всегда дают нужный результат.
В процессе индивидуального обучения часто требуются какие-либо особенные средства. В работе по развитию ритма к таким средствам можно отнести на основе детского фольклора логоритмику. В практике различных современных учебно-воспитательных учреждений музыкально-эстетического профиля, в том числе и в системе дополнительного образования, использование фольклора занимает особое место. В современной педагогике фольклор предстает как непреходящая ценность многовековой культуры России.

Детский фольклор как специфическая область устного художественного творчества, в отличие от фольклора взрослых, имеет свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Детский фольклор является частью народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп.
Метод  заключается в том, что  по мере необходимости, включает в работу стихотворные тексты, пальчиковые игры , что позволяет усилить воздействие на развитие музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста при параллельном включении слуха, речи, движения.

Четкость в произношении  благотворно влияет на игру, что дает возможность быстро использовать ритм, добиться ровности в исполнении, способствует развитию ритмического чувства, грамотному прочтению интонации музыкальной фразы и восприятию музыки в целом, а в донотном  периоде применение стихотворного текста и пальчиковых  игр организует игровой аппарат ребенка, развивает чувство музыкального ритма параллельно с координацией движений.


Таким образом, педагогический фактор актуальности данной проблемы заключается в поиске и научном обосновании метода логоритмики, как средства развития музыкального чувства ритма в обучении начинающего пианиста, основанного на детском  фольклоре — пальчиковых играх в структуре технологий социально-культурной деятельности.


Детский фольклор в этих программах представлен фрагментарно и не систематизирован. Между тем, современная образовательная практика требует более активного использования разнообразных приемов, позволяющих развивать  музыкальный  ритм в классе фортепиано.

Вышеизложенное позволяет выделить ряд противоречий между: возросшей потребностью в развитии музыкального чувства ритма у детей, обладающих высокой степенью восприятия  речевых  действий, и недостаточной разработанностью обоснованного подхода к решению данной проблемы в теории и практике социально-культурной деятельности; имеющимися исследованиями по вопросам развития музыкального чувства ритма у детей и недостаточным обоснованием педагогических условий успешности  данного процесса в учреждениях дополнительного образования в социально-культурной сферы;


- потенциальными возможностями детского фольклора в развитии музыкального чувства ритма у детей и недостаточной разработанностью соответствующих технологий и методик, учитывающих современные и традиционные подходы в структуре технологий социально-культурной деятельности.

Выявленные противоречия на методологическом уровне позволили нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании метода логоритмики, как средства развития музыкального чувства ритма в обучении начинающего пианиста, основанного на детском фольклоре - пальчиковых  играх  в структуре технологий социально-культурной деятельности.

Учитывая сложность и многоаспектность проблемы исследования нужно внести ограничения — это развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования посредством метода логоритмики на основе детского фольклора - пальчиковых играх на начальном этапе обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста в структуре художественно-творческих технологий.

. Применение  пальчиковых  игр, как элемента детского фольклора на  уроках обучения игре на фортепиано способствует эмоциональному раскрепощению, создает условия для выявления моторных реакций , развивают координацию движений ребенка.
Словесная подтекстовка пальчиковых  игр воспитывают свободу воображения, фантазию..

 Игры в донотном и раннеигровом периоде выполняют задачу по организации  пианистического аппарата начинающего пианиста, создают эмоционально-положительный фон, что влияет на прочность  усвоения материала.

Применение карточек на тактильные ощущения способствует развитию образного мышления .

Использование на уроках фортепиано тактильных карточек позволит ученику быстрее и качественнее запоминать  музыкальный  текст, пианистические приемы и движения.

Экспериментальный учебный процесс подтвердил, что применение метода логоритмики  на основе детского фольклора способствует лучшему запоминанию ритмического материала, как по предмету специальности, так и по теоретическим  дисциплинам. В результате активизации восприятия посредством метода логоритмики дети более эмоционально и осознанно  запоминали новый учебный материал.


Опыт работ свидетельствует, что метод логоритмики в обучении игре  на фортепиано способствует развитию музыкально-творческих способностей детей, развивает фантазию и образное  мышление.

Данные показали, что введение логоритмики в процесс  игры на фортепиано способствовал формированию чувства ритма у детей с первоначально слабыми  музыкальными данными.

Данные положения свидетельствуют о там, что при применении метода логоритмики в исполнительской  деятельности наблюдается более продуктивное музыкально-ритмическое развитие учащихся.



Литература

А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1979.

Алексеев Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: Музыка, 1975.

Вопросы фортепианной педагогики. 1976. Вып.4.




















МБУ ДО « Ильинская ДШИ»






МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ



«Некоторые вопросы развития чувства ритма в ДШИ»




Педагог Новоселова Г.З.





2016 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
" Некоторые вопросы развития чувства ритма в ДШИ"

Автор: Новоселова Гульнара Закиевна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311465

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО СИСТЕМЕ КАРЛА ОРФА. ОПЫТ АНАЛИЗА "
    ["seo_title"] => string(112) "vospitaniie-chuvstva-ritma-v-mladshikh-klassakh-dietskoi-muzykal-noi-shkoly-po-sistiemie-karla-orfa-opyt-analiza"
    ["file_id"] => string(6) "208305"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430763184"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Некоторые вопросы чувства ритма в ДШИ"
    ["seo_title"] => string(41) "niekotoryie-voprosy-chuvstva-ritma-v-dshi"
    ["file_id"] => string(6) "311464"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459202150"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства