Актуальность данной темы заключается в том, что проблема развития музыкального чувства ритма является доминирующей на начальном этапе обучения игре на фортепиано.
Основные подходы, направленные на развитие музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста, раскрываются в работах А. Д. , Б. В. Асафьева, Баренбойма, Н., А. Н. Зиминой,, К. Орфа, Н. Соколовой.
В фортепианной методике существует много рекомендаций для решения этой задачи, зачастую противоречивых. Некоторые педагоги высказывают мнение, что чувство ритма не поддается развитию, другие же отмечают невысокий уровень положительных результатов в развитии музыкального чувства ритма. Однако в практике, для решения данной проблемы, зачастую требуются дополнительные, нетрадиционные средства для решения определенных задач, в том числе и для развития чувства ритма ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Некоторые вопросы развития чувства ритма в ДШИ"»
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема развития музыкального чувства ритма является доминирующей на начальном этапе обучения игре на фортепиано.
Основные подходы, направленные на развитие музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста, раскрываются в работах А. Д. , Б. В. Асафьева, Баренбойма, Н. , А. Н. Зиминой, , К. Орфа, Н. Соколовой.
В фортепианной методике существует много рекомендаций для решения этой задачи, зачастую противоречивых. Некоторые педагоги высказывают мнение, что чувство ритма не поддается развитию, другие же отмечают невысокий уровень положительных результатов в развитии музыкального чувства ритма. Однако в практике, для решения данной проблемы, зачастую требуются дополнительные, нетрадиционные средства для решения определенных задач, в том числе и для развития чувства ритма ученика.
Идеи синтеза музыки, слова и движения в системе А. Барен-бойма, И. Г. Галянт, Э. Жак-Далькроза, К. Орфа, , Н. Соколовой, , Е. М. Тимакина, , Р. Штайнера, а также элементы детского фольклора - игры для пальчиков привлекли наше внимание своей очевидным творчеством и определили основу методологической части диссертации. Так, в работе над ритмом обычные способы — счет , отработка ритма с помощью тактирования не всегда дают нужный результат. В процессе индивидуального обучения часто требуются какие-либо особенные средства. В работе по развитию ритма к таким средствам можно отнести на основе детского фольклора логоритмику. В практике различных современных учебно-воспитательных учреждений музыкально-эстетического профиля, в том числе и в системе дополнительного образования, использование фольклора занимает особое место. В современной педагогике фольклор предстает как непреходящая ценность многовековой культуры России.
Детский фольклор как специфическая область устного художественного творчества, в отличие от фольклора взрослых, имеет свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Детский фольклор является частью народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. Метод заключается в том, что по мере необходимости, включает в работу стихотворные тексты, пальчиковые игры , что позволяет усилить воздействие на развитие музыкального чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста при параллельном включении слуха, речи, движения.
Четкость в произношении благотворно влияет на игру, что дает возможность быстро использовать ритм, добиться ровности в исполнении, способствует развитию ритмического чувства, грамотному прочтению интонации музыкальной фразы и восприятию музыки в целом, а в донотном периоде применение стихотворного текста и пальчиковых игр организует игровой аппарат ребенка, развивает чувство музыкального ритма параллельно с координацией движений.
Таким образом, педагогический фактор актуальности данной проблемы заключается в поиске и научном обосновании метода логоритмики, как средства развития музыкального чувства ритма в обучении начинающего пианиста, основанного на детском фольклоре — пальчиковых играх в структуре технологий социально-культурной деятельности.
Детский фольклор в этих программах представлен фрагментарно и не систематизирован. Между тем, современная образовательная практика требует более активного использования разнообразных приемов, позволяющих развивать музыкальный ритм в классе фортепиано.
Вышеизложенное позволяет выделить ряд противоречий между: возросшей потребностью в развитии музыкального чувства ритма у детей, обладающих высокой степенью восприятия речевых действий, и недостаточной разработанностью обоснованного подхода к решению данной проблемы в теории и практике социально-культурной деятельности; имеющимися исследованиями по вопросам развития музыкального чувства ритма у детей и недостаточным обоснованием педагогических условий успешности данного процесса в учреждениях дополнительного образования в социально-культурной сферы;
- потенциальными возможностями детского фольклора в развитии музыкального чувства ритма у детей и недостаточной разработанностью соответствующих технологий и методик, учитывающих современные и традиционные подходы в структуре технологий социально-культурной деятельности.
Выявленные противоречия на методологическом уровне позволили нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске и научном обосновании метода логоритмики, как средства развития музыкального чувства ритма в обучении начинающего пианиста, основанного на детском фольклоре - пальчиковых играх в структуре технологий социально-культурной деятельности.
Учитывая сложность и многоаспектность проблемы исследования нужно внести ограничения — это развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования посредством метода логоритмики на основе детского фольклора - пальчиковых играх на начальном этапе обучения игре на фортепиано детей дошкольного и младшего школьного возраста в структуре художественно-творческих технологий.
. Применение пальчиковых игр, как элемента детского фольклора на уроках обучения игре на фортепиано способствует эмоциональному раскрепощению, создает условия для выявления моторных реакций , развивают координацию движений ребенка. Словесная подтекстовка пальчиковых игр воспитывают свободу воображения, фантазию..
Игры в донотном и раннеигровом периоде выполняют задачу по организации пианистического аппарата начинающего пианиста, создают эмоционально-положительный фон, что влияет на прочность усвоения материала.
Применение карточек на тактильные ощущения способствует развитию образного мышления .
Использование на уроках фортепиано тактильных карточек позволит ученику быстрее и качественнее запоминать музыкальный текст, пианистические приемы и движения.
Экспериментальный учебный процесс подтвердил, что применение метода логоритмики на основе детского фольклора способствует лучшему запоминанию ритмического материала, как по предмету специальности, так и по теоретическим дисциплинам. В результате активизации восприятия посредством метода логоритмики дети более эмоционально и осознанно запоминали новый учебный материал.
Опыт работ свидетельствует, что метод логоритмики в обучении игре на фортепиано способствует развитию музыкально-творческих способностей детей, развивает фантазию и образное мышление.
Данные показали, что введение логоритмики в процесс игры на фортепиано способствовал формированию чувства ритма у детей с первоначально слабыми музыкальными данными.
Данные положения свидетельствуют о там, что при применении метода логоритмики в исполнительской деятельности наблюдается более продуктивное музыкально-ритмическое развитие учащихся.
Литература
А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1979.
Алексеев Вопросы методики музыкального воспитания детей. М.: Музыка, 1975.