Просмотр содержимого документа
«Некоторые принципы работы технического развития у учащихся в классе фортепиано»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Торжка «Детская школа искусств»
Методическое сообщение
Тема «Некоторые принципы работы технического развития у учащихся в классе фортепиано».
Подготовил:
Преподаватель
МБУ ДО г. Торжка
«Детская школа искусств»
Степанова В.А.
2019 г.
Техника нужна во всяком искусстве. Когда говорят о фортепианной технике, то имеют в виду сумму умений, навыков, приемов игры на рояле, при помощи которых пианист добивается нужного художественного звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. Техника пианиста, многие ее виды настолько сложны, что без специальной многолетней работы овладеть ее невозможно. Эта работа начинается с первого знакомства с клавиатурой и продолжается у пианистов всю жизнь. По-разному происходит развитие пианиста на различных этапах обучения. На первый план выдвигается перед ним то одни, то другие задачи.
Фундаментом современной техники является контакт с клавиатурой в сочетании с активным и точным пальцевым ударом. Контакт с клавиатурой - это умение направить вес руки в клавишу, умение пользоваться при звукоизвлечении весом свободной руки.
Свобода рук пианиста ничего общего не имеет с расхлябанностью, распущенностью. Руки пианиста (живая, ловкая, быстрая машина) работают во время игры. Контакт с клавиатурой изменяется в зависимости от характера музыки, темпа, динамики, фактуры. В кантилене он будет одним, в гаммах – другим, в аккордах третьим. Важное условие любых фортепианных упражнений: слуховое внимание играющего никогда не должно быть выключено. Обычно хорошее звучание непрерывно связано с умело выполненным приемом.
Давно известно, что при игре на рояле, нужны крепкие пальцы. Активные, сильные пальцы являются основной для приобретения всего многообразия техники пианиста. Пальцевая или как называют мелкая техника, является самым трудоемким видом фортепианной техники. Приобрести ее без многолетней тренировки нельзя. Для того, чтобы укреплялись пальцы, нужно играть пальцами.
Вначале можно посоветовать следующее упражнение: Рука до локтя кладется на стол. Затем поднять 2ой палец и быстро ударить по столу самостоятельным движением от запястья. Затем тоже самое проделаем и другими пальцами. Подобным образом следует поупражняться на инструменте. Однако сохранить свободу на инструменте при самостоятельном движении труднее, поэтому можно порекомендовать учащимся поддерживать свободной рукой кисть играющей руки. Затем поддержка снимается. Начинать упражнения сравнительно негромко в медленном темпе, в дальнейшем сила удара должна возрастать.
Условие – контроль за тем, чтобы удар пальца не подменялся каким- либо побочным движением руки. Пальцы действуют самостоятельно, рука остается свободной.
Условие – подъем пальца, которому надлежит играть, производится одновременно с взятием предыдущего звука. Никаких повторных подъемов пальца перед игрой допускать нельзя. Не надо пугаться, если с нужным пальцем поднимутся и другие.
Условие – значительных подъем пальца перед игрой и точная направленность его в центр клавиши – это уменьшит возможность мазни, непопаданий.
Пальцевый замах зависит от индивидуальных возможностей руки, которая всегда оставаться свободной. Если рука начинает уставать, то продолжать упражнение можно после отдыха. После медленного темпа, с высоким подъемом пальцев, сразу играть в быстром темпе нельзя. К самому быстрому темпу необходимо переходить умело, постепенно. Увеличивая темп, необходимо облегчать звучание.
С раннего возраста самое серьезное внимание необходимо уделять пятому пальцу, играющему верхние звуки аккордов. Можно посоветовать играть 5ым пальцем – отдельные звуки, а потом прибавлять аккорд. Пятый палец держать, а на его фоне играть аккорд staccato. Главное следить за звучанием пятого пальца в произведениях, которые изучаются, в результате этого пятый палец окрепнет.
Предметом особой заботы в процессе занятий с учащимся должен стать 1ый палец. Недостатки первого пальца - неприспособленность к самостоятельному удару вниз и тяжеловесность. Обо недостатка тесно связаны между собой. Для того, чтобы заиграл первый палец, надо играть именно первым пальцем не заменяя его работу действиями других мышц.
Многие ученики не умеют или не вполне умеют себя слушать. Обычно учащийся легко слышит фальшивые ноты, непопадания, но гораздо труднее услышать большие неровности в пассажах, в аккомпанементе. Задача, которая стоит перед учащимся на всех этапах работы – контролировать свою игру слухом, не допускать невыразительной игры, каждая нота, аккорд, пассаж, должны быть выслушаны и исполнены красиво.
Работа над гаммами
В начале играем гамму в медленном темпе на Legato крепкими, активными пальцами на forte (f).
Помнить:
Кончик пальца ощущает дно клавиши (ощущение - к себе).
2. Запястье гибкое, локоть свободен, помогает вести палец вверх и вниз с.
Контролируем слухом ровность мелодической линии, особенно первого пальца.
Затем играем в медленном, этом же темпе staccato, non Legato на forte, условия те же.
Иногда полезно поучить в медленном темпе штрихами Legato, ctaccato, non Legato.
В среднем темпе можно поиграть гамму левой рукой на forte, правая рука на pianoи наоборот.
Когда гамма выучена в медленном и среднем тонах – увеличиваем темп, играя различными группировками. Играем восьмыми, триолями, квартолями, квинтолями, секстолями, 32-ми (т.е. по 8 нот).
Гаммы нечетными группировками играть только в прямом движении. Чем быстрее темп, тем легче звук, но пальцы остаются цепкими, точными.
Увеличиваем темп по октавам, сначала отдельно каждой рукой, потом двумя руками вверх и вниз.
Основные задачи для старшеклассников – качество звучания, темп, ритмическая и звуковая ровность, нюансы. Игра гамм в интервалы – по такому же принципу, что и основная гамма. Основная недостаток – расходятся руки.
Порекомендовать побольше играть левой рукой на forte, правой рукой на piano, акцентами по 2,3,4.
Работа с аккордами
Аккорд следует взять пальцами не напрягая при этом тыльной стороны кисти с упругой опорой «рессорящим» запястьем. Перед взятием аккорда вся рука совершенно свободна, пальцы присобраны, ладонь широкая. При погружении в клавиатуру чувствуем, как ладонь как бы эластично расширина.
Руку приготовляем невысоко над клавиатурой (не на клавишах), рука вливается в клавиши, на допуская кистевых шлепков. Вся рука единое пружинистое целое, кончики пальцев активные, цепкие, чуткие.
Сразу после взятия аккорда проверить свободу руки, отсутствия давления на клавиши, готовность руки к взлету.
Сначала учим глубоким звуком, всей рукой от плеча, помогает корпус, вес в кончиках пальцев с . Прибавляем темп, облегчая аккорды динамическим оттенками pianofortepiano. Аккорды организовывать ритмически, а потом работать, чтобы цепочка аккордов звучала, как музыкальная фраза. Ведущие голоса в правой руке – верхний голос, в левой руке – нижний голос.
Короткие арпеджио
Этапы работы над 3х – 4х звучными вариантами коротких арпеджио одни и те же.
1й этап работы – разучивание каждого звена арпеджио отдельно со снятием руки между мотивами. Цель – объединить 4х звучный мотив одним дыханием, на одном движении.
Основа исполнения каждого мотива- расширение и моментальное в след за этим собирание пальцев. Эластичность кисти позволяет избежать фиксирования пальцев, мешающего их подвижности.
В правой руке при движении вниз – 1й палец сразу же идет ко 2ому пальцу, если этого не делать, то кисть теряет свою эластичность и возникает напряженность и неудобно.
Играя правой рукой вверх (левой вниз) проворачиваем кисть в сторону 5го пальца, который идет к черным клавишам. Это обеспечивает удобную смену позиций при соединении мотивов звеньев.
Запястье гибкое, пальцы ясно артикулируют.
Учим в медленном темпе активными, четкими пальцами. Слушаем ровность мотивов, Затем темп увеличиваем. Полезно поиграть некоторыми вариантами
Ломанные арпеджио
Ломаное арпеджио это разновидность короткого арпеджио. В технике исполнения ломаных и коротких арпеджио много общего, но есть и различие: в ломанных арпеджио звуки каждого звена идут в разных направлениях, что ограничивает помощь руки пальцами, требуя от них большей энергии и самостоятельности.
Изучение ломаных арпеджио в медленном темпе можно использовать в сочетании с активной пальцевой артикуляцией, раскрывая и расширяя ладонь.
Слушаем Ровность мотивов, затем темп увеличиваем. Как и короткие арпеджио полезно поучить мотивы – звенья разными длительностями
или
Учим также крепкими пальцами на forte. Полезно поучить интервалами на forte. Затем темп увеличивается. Здесь требуется большая самостоятельность пальцев, четкая артикуляция. Группировка квартольная.
Длинные арпеджио
Работа над ними – самые сложные упражнения из всего комплекса, требующие ловкости, гибкости, неослабленного слухового контроля.
Главная трудность в длинных арпеджио та же, что и в гаммах: незаметная смена позиции, но интервал при смене позиции шире, чем в гамме, что предполагает повышенную гибкость кисти, особую точность пальцев.
Лучше выбирать такие мотивы, чтобы смена позиции была после черной клавиши – это наиболее простой и удобный для начала вариант.
При игре в медленном темпе следует добиваться легато при смене позиции, дотягиваясь 1ым пальцем до своей клавиши. Кисть при этом эластичная, гибкая, помогает 1ому пальцу.
При приближении к новой позиции не поднимать запястье.
В быстром темпе дотягивание и додерживание становится невозможным, вместо легато получается легато иллюзорное. При условии ритмической и динамической равности в быстром темпе мельчайшие просветы на стыке позиций совершенно незаметны.
Хроматическая гамма
Основное требование хроматической гаммы - ровность первого пальца. Бывает недостаток – лишние движения от белой к черной клавиши. Пальцы играют по ниточке, без ныряний и ям. Можно поучить такими же способами, как и основную гамму. Расходящейся гамме уделить больше внимания – группировки по 3,4 (даже иногда по 2), поучить обязательно левой рукой на forte, провой рукой на piano. Поворот поучить отдельно.
Как бы далеко от музыки ни уводила пианиста необходимость учить медленно, крепко, он всегда должен иметь перед собой музыкальный идеал.
Повседневная техническая работа никак не влияет на исполнительский замысел. Она помогает глубже понять изучаемые произведение конкретизирует, улучшает, уточняет первоначальные представление о нем. От понимания музыки к технической работе и затем в процессе технической работы – к более высокому пониманию музыки.
Когда произведение выучено, в этом случае две различные вначале стороны пианиста сливаются в единый исполнительный процесс и получается красивое произведение.