kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Некоторые принципы анализа взаимодействия слова и музыки в хоровом произведении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

О работе хормейстера над текстом и музыкой в хоровом произведении. Этапы, особенности, спецификак.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Некоторые принципы анализа взаимодействия слова и музыки в хоровом произведении"»

Некоторые принципы взаимодействия слова и музыки

в хоровом произведении.



16 декабря 2015 года вся музыкальная Россия праздновала столетний юбилей со дня рождения Георгия Васильевича Свиридова, который принадлежит к композиторам, полагающим истинный путь современной отечественной культуры в возвращении к исконно русским традициям.

Музыку Свиридова благодаря ее простоте легко отличить от произведений других композиторов. Но это простота – скорее сродни лаконизму и неприхотливой выразительности.

Основу художественного склада Свиридова определили воспринятый им в детстве провинциальный комплекс культуры, городской романс и церковное пение, из которых вырос его мелодизм.

Музыка Свиридова легка для понимания, глубоко патриотична, поскольку тема Родины проходит через нее красной строкой. И при этом не относится к тем явлениям музыки советского периода, которые должны быть открыты заново. Она пользовалась заслуженным вниманием всегда, будучи не слишком зависимой от художественного или идеологического контекста.

Свиридов – хоровой композитор. Сама идея хорового, соборного, коллективного начала объединяла русское и советское, церковное пение и революционные гимны. В одном ряду, не отталкивая друг друга, стоят у него ослепительно эффектная «Патетическая оратория» на тексты Маяковского (1959), «Курские песни» (1964), кантата «Снег идет» (1968) на стихи Пастернака, лирически-благообразный «Пушкинский венок» (1979) и строгие «Духовные песнопения и молитвы» (1993).

В своей книге « Музыка как судьба» Георгий Васильевич Свиридов писал: «… моя…музыка исходит из ЖИВОГО СЛОВА (такие слова я нахожу в Русской поэзии), чтобы заставить его жить, нужна мелодия. Когда слово мертво, то музыкант пишет не мелодию. Наоборот, он ищет чисто музыкантские ухищрения: контрапункты, гармонию, форму и т.д., уходя от мелодии. Композитор, имеющий дело с живым словом, ищет интонацию».

Слово - важнейший элемент хоровой музыки. Поэтому в деятельности хормейстера внимание к слову не менее важно, чем работа собственно над музыкальной основой сочинения. В методической хоровой литературе рассматриваются методы такой работы. Но исполнительская практика предъявляет все новые и новые требования. В связи с этим появляются исследовательские труды, в которых анализируются различные теоретические аспекты взаимодействия вербального и музыкального текстов в хоровой музыке. Эти теоретические установки особенно важны при работе над современными хоровыми произведениями. Отсюда вытекает актуальность темы сообщения «Работа хормейстера над поэтическим текстом в хоровом произведении (на примере миниатюры «Осень» Г. Свиридова на ст. А. Блока из цикла «Песни Безвременья») и его основная цель - раскрыть особенности работы хормейстера над поэтическим текстом современного сочинения.

Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач. Во-первых, рассмотреть некоторые принципы анализа взаимодействия слова и музыки в хоровом сочинении. Во-вторых, раскрыть особенности предварительной работы хормейстера над поэтическим текстом. И, наконец, на основе практической деятельности на конкретном примере показать процесс работы над текстом хорового сочинения.

Методическая база данной работы складывается из нескольких составляющих. Это и труды известных хоровых педагогов: П. Чеснокова, П. Краснощекова, К. Виноградова, К. Пигрова. Также это современные научные исследования Ю. Фроловой, Л. Лыковой, М. Дабаевой, Н. Избицкой. Они ценны для нас тем, что в них рассматривается взаимодействие слова и музыки в хоровом произведении.

Большую помощь в этом плане оказали знания, полученные в результате многих лет обучения в хоровом классе и собственный хормейстерский опыт.

Структура работы обусловлена его содержанием. Работа состоит из Введения, трех разделов основной части, Заключения, Списка литературы и нотного Приложения.

Работу хормейстера над поэтическим текстом нужно разделить на два этапа. Первый - предварительный (т.е. без участия хора). В приведенной методике анализа взаимодействия слова и музыки в хоровом произведении определена следующая последовательность:

  • знакомство с творчеством поэта и композитора. История создания;

  • анализ темы, идеи, жанра произведения. Определение своего творческого отношения к нему; при этом необходимо проследить драматургическую и музыкальную линии развития. Разобрать фрагментарно. Поставить задачи для каждого фрагмента, выявить «предлагаемые обстоятельства» (Станиславский).

Также очень важно:

• обнаружить специфические качества синтеза мелодической интонации и поэтического текста;

  • рассмотреть композиционную структуру произведения, выявив общее и индивидуальное;

  • осветить некоторые вопросы интерпретации, опираясь на основные средства выразительности в музыкальном воплощении.

Анализ литературного текста как поэтического феномена позволил выявить специфическую особенность текста миниатюры «Осень». Она заключается в воздействии образного содержания на звуковое оформление стихотворения. В результате анализа взаимодействия слова и музыки были обнаружены следующие особенности:

  • смена логических центров;

  • литературный текст обусловил тембровое решение; каждая

строфа имеет «свои» средства выразительности;

  • общее трагическое настроение произведения подчеркивается возвращением музыкального материала каждой строфы в тональность d-moll;

  • поэтический текст повлиял на фактурное решение произведения. Второй этап работы хормейстера - практический - должен

содержать вводный раздел, где необходимо:

• объяснить название цикла «Песни Безвременья»;

• рассказать об особенностях, которые были выявлены в
результате предварительного анализа взаимодействия слова и
музыки.

Непосредственно в вокально-хоровой работе необходимо:

  • объяснить эмоциональную индивидуальность каждой фразы;

  • выделить ведущие тембры, объяснив это образным содержанием произведения;

  • при работе над дикцией подчеркнуть эмоциональную нагрузку звукового оформления стихотворения.

В результате проведенной работы можно прийти к выводу, что полноценная вокально-хоровая работа над поэтическим текстом требует серьезной предварительной подготовки. Большую помощь здесь оказывают современные исследования в области взаимодействия слова и музыки в хоровых сочинениях. Важно научиться на практике применять эти теоретические сведения, что мы и попытались сделать. Это позволяет построить работу с хором более предметно и результативно, а также четко представлять собственные цели и задачи в плане детальной проработки элементов поэтического текста.

В заключении необходимо отметить, что поэтический текст - его семантика, фонетика, синтаксис - берет на себя ВЕДУЩУЮ роль в формировании как фактуры, конструировании формы, так и в создании художественного образа.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Некоторые принципы анализа взаимодействия слова и музыки в хоровом произведении"

Автор: Ходаковская Марина Юрьевна

Дата: 09.06.2024

Номер свидетельства: 652453

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "РАЗВИТИЕ МЕЛОДИЧЕСКОГО ЛАДОВОГО СЛУХА В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ "
    ["seo_title"] => string(68) "razvitiie-mielodichieskogo-ladovogo-slukha-v-mladshikh-klassakh-dmsh"
    ["file_id"] => string(6) "208294"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430762321"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства