kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкальный инструмент ФОРТЕПИАНО (пятилетний срок обучения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на пятилетний срок обучения в ГДШИ. Форма занятий – индивидуальный урок, продолжительность урока – 45 минут два раза в неделю.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкальный инструмент ФОРТЕПИАНО (пятилетний срок обучения)»

Государственное учреждение образования
«Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»










Музыкальный инструмент

ФОРТЕПИАНО

(пятилетний срок обучения)


Рабочая учебная программа для детских школ искусств

(направление деятельности «Музыкальное»

фортепианное отделение)






















Гродно, 2019

Составители:

Сугоняко Л.И., учитель по классу фортепиано высшей квалификационной категории государственного учреждения образования «Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»

Коломиец Е.А., учитель по классу фортепиано высшей квалификационной категории государственного учреждения образования «Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»

































Рассмотрена и рекомендована к утверждению:

педагогическим советом государственного учреждения образования «Гродненская детская школа искусств имени Антония Тизенгауза»

(протокол №5 от 18.06.2019)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Назначение детских школ искусств заключается в приобщении детей к музыкальной культуре, воспитании их эстетического вкуса и развитии творческих способностей, в овладении многообразными навыками игры на музыкальном инструменте. Понимаемые таким образом цели начального музыкального воспитания не исключают и возможности подготовки наиболее одаренных учащихся к поступлению в учреждения среднего специального образования музыкальной направленности.

За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара детской школы искусств, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях.

В соответствии с действующими в ДШИ типовыми учебными планами предполагается индивидуальный подход к обучению детей с учетом особенностей их развития, возраста, музыкальных данных, уровня подготовки и т.д.

Программа рассчитана на пятилетний срок обучения в ГДШИ. Форма занятий – индивидуальный урок, продолжительность урока – 45 минут два раза в неделю.

Помимо этого, в начальный период обучения возможно проводить занятия и с двумя-тремя учениками одновременно, что сделает урок живым, разнообразным, открытым для применения различных методических приемов. Это благоприятствует разностороннему развитию учащихся и создает на уроке творческую атмосферу.

Цель рабочей учебной программы по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» пятилетнего срока обучения: общемузыкальное развитие учащихся с учетом их природных возможностей, обучение основам пианизма и исполнительского искусства, развитие музыкально-эстетического сознания как части общей духовной культуры личности.

Основные задачи:

обучающие:

– приобретение определенного багажа музыкально-теоретических знаний, необходимых для музыкально-практической деятельности и общего музыкального развития;

– овладение необходимыми общекультурными знаниями;

развивающие:

– развитие памяти, внимания, сообразительности, активизация умственной деятельности ученика;

– формирование музыкально-слуховых представлений, развитие музыкального мышления и музыкально-ритмического чувства;

воспитательные:

– воспитание качеств эстетически развитой личности, способности к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;

– воспитание личностных качеств: инициативности, самостоятельности, коммуникабельности;

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯ, НАВЫКАМ


В результате изучения учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» учащийся должен знать:

– основные музыкально-теоретические понятия, термины, обозначения, используемые в нотном тексте;

– основные аппликатурные принципы;

– музыкальную форму произведений и определять ее в общих чертах в произведениях;

уметь:

– самостоятельно разбирать и выучивать доступный по трудности репертуар;

– ориентироваться в стилевой и жанровой принадлежности произведений;

– уметь применять и совершенствовать исполнительские навыки и знания, полученные на уроках по учебному предмету «Музыкальный инструмент» (Фортепиано) и других предметах;

владеть навыками:

– осознанно интерпретировать музыку, находить нужные варианты работы над трудностями исполнения;

– исполнения выученного произведения с достаточным артистизмом и техническим совершенством.

КОНТРОЛЬ И УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


По учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» пятилетнего срока обучения осуществляется текущая и итоговая аттестация.

Текущая аттестация:

– поурочный контроль с выставлением отметок в дневник и журнал индивидуальных учебных занятий;

– контроль, проводимый в первом и втором полугодиях (декабре, мае) с фиксированием результата в индивидуальном плане, протоколе и дневнике учащегося. Технические зачеты проводятся два раза в год (октябре и марте).

Экзамены проводятся в III и V классах. На выпускные экзамены выносятся четыре произведения различных жанров и форм. Программа для поступающих в средние специальные учебные заведения составляется в соответствии с приемными требованиями по специальным дисциплинам для поступающих в средние специальные учебные заведения искусств и культуры Республики Беларусь.

Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, указано в годовых требованиях.

Итоговая аттестация проходит с выставлением:

– годовых отметок;

– итоговых отметок по завершению срока обучения.

Оценивание на контрольных уроках осуществляется с выставлением качественной и количественной отметки (словесно-содержательная форма и баллы). Рекомендуется проводить контрольные уроки в форме концерта, что способствует более свободному исполнению программы и повышает заинтересованность учащихся в изучении данного предмета.


КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


При подборе репертуара педагог должен учитывать, что часть произведений будет предназначена для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные – для работы в классе или для ознакомления. Следовательно, педагог сам может устанавливать степень завершенности исполнения учеником того или иного произведения.

Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика. При разработке индивидуального плана необходимо придерживаться следующих критериев в формировании репертуара учащихся:

– пьесы должны отбираться по принципу их эстетической ценности и педагогической целесообразности;

– репертуарная стратегия учителя должна соответствовать перспективам развития ученика;

– учебный репертуар должен быть направлен на повышение музыкальной культуры учащегося и развитие его творческого воображения;

– репертуар должен способствовать овладению различными музыкальными стилями, жанрами и пианистическими приемами.

Следует помнить, что именно репертуар является главным стимулом в воспитании любви к музыке.

Принципы дифференцированного обучения, на которых базируется начальное музыкальное образование, должны получить свое выражение и в критериях оценок успеваемости учащихся.
















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


ПЕРВЫЙ КЛАСС

Годовые требования

В течение учебного года педагог должен пройти с учеником 15–20 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а также легкие сонатины и вариации.

Подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок, затем песен, освоение нотной грамоты, простейшие упражнения в чтении нот с листа Приобщение ученика к ансамблевому музицированию (исполнение с педагогом простейших пьес в четыре руки).

Упражнения в виде различных последовательностей пальцев (legato, non legato) в пределах позиции руки от различных звуков и с перемещением по октавам.

Мажорные гаммы – До , Соль в две октавы в прямом движении двумя руками; минорные гаммы ля, ми (натуральные, гармонические, мелодические) в две октавы каждой рукой отдельно; хроматические гаммы отдельно каждой рукой от любого звука; тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука каждой рукой отдельно.

1–е полугодие – академический концерт.

2–е полугодие – академический концерт.


ВТОРОЙ КЛАСС

Годовые требования

В течение года педагог должен пройти с учеником 14–16 различных музыкальных произведений, в том числе несколько пьес для ознакомления, а также самостоятельно выученные произведения, соответствующие по трудности уровню подготовительного отделения:

2–3 полифонических произведения;

2 произведения крупной формы;

5–6 пьес (включая 2–3 ансамбля);

5–7 этюдов.

Чтение с листа мелодий песенного характера с несложным сопровождением в виде опорных звуков гармоний в басу. Игра с педагогом в четыре руки простых ансамблевых пьес разных жанров. Подбор по слуху песенных мелодий с простейшим сопровождением. Транспонирование песенных мелодий. Опыты сочинения музыки, например, изображение звуками на инструменте сказочных образов, досочинение мелодий, к примеру, ответных предложений.

Мажорные гаммы – До, Соль, Ре, Фа, Си-бемоль в две октавы в прямом и противоположном движении; минорные гаммы – ля, ми, ре, соль (натуральные, гармонические, мелодические) в две октавы в прямом движении двумя руками; простейшие кадансы к нескольким мажорным и минорным гаммам: T-S-T, T-D-Т; хроматические гаммы двумя руками от всех клавиш; тонические трезвучия с обращениями аккордами по три или четыре звука (в зависимости от величины руки) в пройденных тональностях; короткие арпеджио по четыре звука отдельно каждой рукой (требования носят индивидуальный характер и определяются педагогом).

1–е полугодие – академический концерт

2–е полугодие – технический зачет, академический концерт.


ТРЕТИЙ КЛАСС
Годовые требования

В течение учебного года педагог должен пройти с учеником 13–15 различных музыкальных произведений, в том числе несколько пьес для ознакомления, а также произведения, разученные самостоятельно (по трудности на два класса ниже):

2–3 полифонических произведения;

2 произведения крупной формы;

5– 6 пьес (включая 2–3 ансамбля);

4–5 этюдов;

Чтение с листа пьес различного характера (уровень трудности – 1 класс). Игра в ансамбле. Подбор по слуху мелодий с простейшим аккордовым сопровождением.

Мажорные гаммы (диезные и бемольные) – до 3-х знаков включительно в четыре октавы в прямом и противоположном движении; минорные гаммы — ля, ми, си, ре, соль, до (натуральные, гармонические и мелодические) в четыре октавы в прямом движении; хроматические гаммы в прямом движении двумя руками; в противоположном – от ре и соль-диез; простейшие кадансы ко всем пройденным гаммам; тонические трезвучия с обращениями аккордами по три или четыре звука (в зависимости от величины рук) в этих же тональностях; короткие арпеджио двумя руками, длинные арпеджио без обращений каждой рукой отдельно (требования носят индивидуальный характер и определяются педагогом).

1–е полугодие – технический зачет, академический концерт

2–е полугодие – технический зачет, переводной экзамен.


ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
Годовые требования

В течение учебного года педагог должен пройти с учеником 12–15 различных музыкальных произведений, в том числе несколько пьес для ознакомления, а также произведения, разученные самостоятельно (по трудности на два класса ниже):

2 полифонических произведения;

1–2 произведения крупной формы;

5–6 пьес;

4–5 этюдов.

Чтение с листа постепенно усложняющихся произведений различных жанров; дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле; подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением; транспонирование в различные тональности несложных пьес и этюдов.

Мажорные гаммы (диезные и бемольные) – до 4–х знаков включительно в четыре октавы в прямом и противоположном движении, несколько гамм в терцию и дециму; минорные гаммы – до 4–х знаков включительно (натуральные, гармонические и мелодические) в четыре октавы в прямом движении; хроматические гаммы в прямом движении двумя руками от всех звуков; в противоположном – от ре и соль-диез; простейшие кадансы ко всем пройденным гаммам; тонические трезвучия с обращениями аккордами по три или четыре звука (в зависимости от величины рук); короткие арпеджио двумя руками, арпеджио ломаные и длинные каждой рукой отдельно, двумя руками в 2–3 тональностях; уменьшенный септаккорд, арпеджио короткие каждой рукой отдельно во всех пройденных тональностях (требования носят индивидуальный характер и определяются педагогом).

1–е полугодие – технический зачет, академический концерт

2–е полугодие – технический зачет, академический концерт

ПЯТЫЙ КЛАСС

Годовые требования

В течение учебного года педагог должен пройти с учеником 10–14 различных музыкальных произведений, в том числе несколько пьес для ознакомления, а также произведения, разученные самостоятельно (по трудности на два класса ниже):

1–2 полифонических произведения;

1–2 произведения крупной формы;

4–5 пьес;

3–5 этюдов;

1 аккомпанемент.

Продолжение занятий по чтению с листа; подбор по слуху.

Учащиеся, готовящиеся к поступлению в музыкальный колледж на фортепианное отделение, должны совершенствовать техническую подготовку, добиваясь при исполнении гамм, арпеджио и других технических формул большего технического совершенства

Все мажорные и минорные гаммы; мажорные – в прямом и противоположном движении в четыре октавы, несколько гамм в терцию и дециму; минорные гаммы – натуральные, гармонические и мелодические в четыре октавы в прямом движении, 1–2 гаммы с симметричной аппликатурой в противоположном движении; хроматические гаммы в прямом движении двумя руками от всех звуков; в противоположном – от ре и соль-диез; простейшие кадансы ко всем пройденным гаммам; тонические трезвучия с обращениями аккордами по четыре звука; арпеджио короткие, ломаные двумя руками во всех тональностях, арпеджио длинные двумя руками от белых клавиш; уменьшенный септаккорд, арпеджио короткие двумя руками во всех тональностях, доминант септаккорд в основном виде длинными арпеджио двумя руками от белых клавиш (требования носят индивидуальный характер и определяются педагогом).

1–е полугодие – технический зачет, прослушивание

2–е полугодие – 2 прослушивания, выпускной экзамен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Артоболевская, А. Д. Первая встреча с музыкой : учеб. пособие / А. Д. Артоболевская. – Москва : Советский композитор, 1989 – 102 с.

2. Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.goldaccordeon.com. – Дата доступа: 05.04.2019.

3. Брянская, Ф. Д. Пособие по чтению нот с листа на фортепиано. В 2-х частях / Ф. Д. Брянская, Л. Ефимова, С. Ляховицкая; под общ. ред. С. Ляховицкой. – Ч. I – Л.: Музыка, 1963, 1964; Ч. 2 – Л.: Музыка, 1969. – 114 с.

4. Гедике, А. 30 легких фортепианных пьес для начинающих. Тетрадь 1

(№ 1 - 30). – М.: Композитор, 1993 – 24 с.

5.Гинзбург, Л. С. О работе над музыкальным произведением / Л. С. Гинзбург. – Москва, 1982 – 56 с.

6. Гитлиц, В. Пособие по чтению нот с листа на материале песен народов СССР (V–VII классы ДМШ) / В. Гитлиц; сост., ред., метод., коммент. В. Гитлица. М.: Музыка, 1967. – 78 с.

7. Камаева, Т. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс /

Т. Камаева, А. Камаев. Первое изд. – М.: Классика –XXI. – 100 с.

8. Крюкова, В. Музыкальная педагогика / В. Крюкова. – Р.:2002. – 288 с.

9. Майкапар, С. М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и методы правильного развития / С. М. Майкапар. – Москва, 1990. – 250 с.

10. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры : записки педагога / Г. Г. Нейгауз. – М.: Классика-XXI, 2005. – 232 с.

11. Барсукова, С.А. Сборник пьес для фортепиано: Для ДМШ. 1–2 класс: Учеб. – метод. пособие / Сост. С. А. Барсукова. Вып. 3, Ростов н / Д: Феникс, 2002 – 64 с.

12. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано / Г. М. Цыпин – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.abbia.by. – Дата доступа: 02.03.2019.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыкальный инструмент ФОРТЕПИАНО (пятилетний срок обучения)

Автор: Сугоняко Лилия Ивановна, Коломиец Екатерина Александровна

Дата: 16.07.2019

Номер свидетельства: 516816

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА Рабочая учебная программа для детских школ искусств"
    ["seo_title"] => string(78) "chtenie_not_s_lista_rabochaia_uchebnaia_programma_dlia_detskikh_shkol_iskusstv"
    ["file_id"] => string(6) "516820"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1563267507"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства