Просмотр содержимого документа
«Музыкальное развитие дошкольников в системе дополнительного образования»
Музыкальное развитие дошкольников в системе дополнительного образования
Соколова Т.В., педагог дополнительного образования
Различные виды музыкальной деятельности, включенные в содержание занятия: пение, игра на музыкально-шумовых инструментах, музыкально - ритмические движения (музыкальные игры, хороводы, танцы), слушание музыки - особенно важны для музыкального развития ребенка. Современная педагогика отмечает важность различных форм и видов муз. деятельности для общего развития и воспитания ребенка и для формирования у него разнообразных психических функций.
Степень сформированности умений, необходимых для осуществления музыкальной деятельности, самостоятельное и творческое их использование в конечном счете отражает уровень музыкального развития.
Музыкальность развивается быстрее, если занятия начинать в более раннем возрасте. Наиболее благоприятным периодом для начала обучения и является дошкольный возраст.
Каждый ребенок-это отдельный мир со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя - задача педагога.
В развитии слухового муз. восприятия ведущая роль отводится пению. Пение - наиболее доступный вид музыкальной деятельности. Определяя систему работы и принципы отбора песен, необходимо учитывать возрастные особенности детей. Разучивание песен начинается с их прослушивания. В ходе занятия дети прослушивают мелодию, исполненную на фортепиано, спетую самим педагогом или в записи. Обучение начинаем с более простых песен, попевок, считалок, колыбельных песен, народных («Ходит Ваня», «Петушок», «Курочка -Рябушечка» , «Собачка Жучка», «Два кота», «Веселые гуси» и др.).
После прослушивания необходимо перейти к следующему этапу - пропеванию мелодии вместе с педагогом. Воспроизведение звуков, подстраивание своего голоса к голосу педагога и голосам других детей формирует способность слухового контроля. Ребенок учится сравнивать звучание голоса педагога со звучанием инструмента, свое пение с пением педагога и с пением других детей. Развивая в детях способность сравнивать, тем самым формируется условие для совершенствования исполнения песни - правильного интонирования, выразительного пения .Ребенок учится слышать свое пение, управлять своим голосом, достигая нужного звучания.
Важно также отбирать разнообразный и качественный песенный репертуар, учитывая не только общие требования музыкального воспитания, но и индивидуальные особенности и интересы современных детей. В дошкольной педагогике считается, что народное творчество – один из основных источников дидактического материала для музыкального воспитания. Это объясняется тематическим богатством народных песен, их мелодическим разнообразием, ритмической простотой. Поэтому сборники детских песен включают в себя фольклорные материалы и песни детских композиторов тоже.
Начиная учить с детьми какую – либо песню, педагог продумывает, какие дидактические приемы лучше использовать. В каждой песне можно найти что- то интересное, какое- то сравнение, шутку, словом ту «изюминку», которая привлечет внимание детей и позволит с желанием, без нажима, несколько раз повторить песню и выучить слова. Например, песня «Ходит Ваня». Дети с удовольствием встают в хоровод, поют вместе со мной, а выбранный ребенок стоит в центре круга, он «ищет себе дружочка», затем они вдвоем танцуют, а мы хлопаем им. Многочисленные игровые повторения песни так увлекают детей, что они не хотят заканчивать игру, обычно говоря: «А мы еще не спели про Машу или Диму». В поисках игровых «мотивов» и форм повторения открываются богатые возможности для творческого воображения и фантазии самого педагога.
Проводя занятие, педагог стимулирует дидактическую деятельность детей. Особенно широко используются игры на узнавание компонентов музыкального произведения. На более «продвинутом» этапе музыкального развития игра стимулирует необходимые произвольные действия ребенка: ускоряется и повышается уровень развития детей, они начинают понимать, что именно от них хочет педагог, сами становятся инициативными и активными, стремятся показать то, что умеют, чему научились, хотят добиться успеха.
Хотя в музыкальном воспитании наиболее значимую роль играет пение, высокий уровень музыкальности может быть достигнут лишь при сочетании пения с другими видами музыкальной деятельности. Например: пение с прослушиванием музыки, прослушивание с воспроизведением ритма, с ритмическими движениями под музыку, или - выученную песню можно спеть под музыку и сыграть на ударных инструментах: ложках, бубнах, ксилофонах («Как у наших у ворот», «Маленькая елочка» и др.). Игру можно организовать и таким образом: встаем в круг, в руках ударные инструменты, музыка звучит- двигаемся по кругу, играя заданный ритм, музыка «замолкает»- мы должны сразу остановиться и перестать играть. Это хорошая игра на развитие внимания и реакции, детям она очень нравится.
Прослушивание - органическая часть обучения музыке, одна из основ муз. воспитания. Ребенок должен постепенно научиться слушать музыкальный звук, воспринимать и различать его высоту, тембр, силу и продолжительность. Это достигается в результате сравнения звуков, сопоставления их друг с другом. Поэтапный характер обучения диктует необходимость определенного подбора музыкального материала - песен и игр - удобного для сопоставления звуков на основе сходства и контраста.
Внимательное и активное прослушивание учит детей различать тембр голосов людей, птиц, зверей; силу звука, его высоту (высокий, средний, низкий) и длительность(короткий, долгий); а также оценивать эмоциональную окраску муз. произведения. Например: когда дети учатся различать звуки по высоте, можно рассказать сказку «Три медведя», изображая голоса героев (медведя- папы, медведицы- мамы и медвежонка), одновременно сопоставляя их с регистрами на фортепьяно: папа- низкий голос, мама- средний, медвежонок- высокий. В игре дети быстро это усваивают, а затем легко угадывают регистры при проигрывании.
В процессе воспитания слово организует чувственный опыт в сознании ребенка, благодаря чему результаты этого опыта не остаются изолированными и разобщенными, как случайные впечатления, они соотносятся друг с другом, систематизируются, осмысляются и включаются в процесс восприятия, формирования мышления, овладения речью. Таким образом, программа музыкального воспитания детей тесно связана с работой, направленной на развитие речи и мышления у дошкольников.
Поэтому часто в процесс занятия желательно включать пальчиковые упражнения или игры. Тренировка движений пальцев и кистей рук стимулирует речевое развитие ребенка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму, а также стимулирует развитие мышления ребенка.
Вот некоторые из этих упражнений:
-сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно и по очереди;
-выгибание и прогибание кистей рук одновременно и по очереди;
-упражнения с «замком»( пальцы переплетены, ладони сжаты);
-упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления;
-«ножницы»- разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала по очереди каждой рукой, затем обеих рук вместе;
-«коготки»-сильное полусгибание и разгибание пальцев и др. упражнения.
Можно делать пальчиковые упражнения и сидя за столом – самомассаж кистей и пальцев рук с помощью карандаша, шарика и т.д.
Дети любят и пальчиковые игры, в ходе которых любое стихотворение можно «сыграть» с помощью пальцев:
-Раз, два, три, четыре, хлопки на каждый счет
-Кто живет в моей квартире? Разводим руки в стороны
-Раз, два, три, четыре, пять, хлопки на каждый счет
-Всех могу пересчитать! Левая рука вперед, пальцы раздвинуты
-Папа, мама, брат, сестренка, по очереди массажируем каждый пальчик
-Кошка Мурка,
-Два котенка, массажируем два пальчика уже на правой руке
-Мой щегол ,сверчок и я- продолжаем массаж пальчиков
-Вот и вся моя семья! Пальцы обеих рук переплетаем в «замок»
После рассказа этого стиха можно спросить детей, кто такой щегол и сверчок -вот еще один познавательный момент.
Развитию речи способствуют и артикуляционные упражнения- для дошкольников это рифмы, скороговорки, считалки, песенки- потешки, в которых часто встречаются труднопроизносимые фонемы и сочетания фонем: «л», «г», «р», «с», «ш», «тв», «дв» ит.д. Нравятся детям и фонопедические упражнения, направленные на развитие подвижности голосового аппарата: покусывание языка( «режем морковку»), «проколы» языком поочередно каждой щеки, облизывание губ языком по кругу( «вкусная конфета»), «улыбка- трубочка»- движение губами и др.
Таким образом, все виды музыкальной деятельности важны не только для музыкального, но и для общего развития и воспитания дошкольников в целом.