Музыка, как и каждый из видов искусства, имеет свои особенности, свои условности, свои специфические черты. Вместе с тем, музыке неотъемлемо присущи качества, объединяющие ее с другими искусствами; говоря иными словами, музыка подчиняется общим законам искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальная выразительность исполнителя.»
Музыкальная выразительность исполнителя
Музыка, как и каждый из видов искусства, имеет свои особенности, свои условности, свои специфические черты. Вместе с тем, музыке неотъемлемо присущи качества, объединяющие ее с другими искусствами; говоря иными словами, музыка подчиняется общим законам искусства. Основным из этих законов является тот, что любое искусство есть воплощенное в художественных образах отражение объективной действительности сознанием общественного человека.
Художественный образ вообще и музыкальный образ в частности – явление чрезвычайно сложное, оказывающееся итогом деятельности самых различных воспринимающих, осмысляющих и творческих способностей человека.
Одно из важнейших качеств музыки – ее выразительность.
Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это и ладогармонический склад, и тембр, динамика, метроритм, темп. Все это передает настроение, основную мысль музыкального произведения, вызывает ассоциации с жизненными явлениями, переживаниями человека.
Каково содержание понятий «выразительность», «выразительное»?
Обратившись к психической, душевной жизни человека, мы увидим, что все непосредственно связано с деятельностью и проявляющееся внешне, можно без всяких оговорок назвать выразительным. Так, скажем, лицо человека яснее и глубже всего отражает душевную жизнь его обладателя. Поэтому мы говорим, так или иначе, о выразительности человеческого лица или его частей – глаз, рта, носа, бровей. Голос человека наиболее глубоко и отчетливо отражает человеческие эмоции, темперамент, характер. Поэтому мы не менее часто говорим о выразительности человеческого голоса.
Человеку широко присущи и другие факторы выразительности. Некоторые из них связаны, например, с руками и ногами. Мы говорим, поэтому, о выразительности жеста или о выразительности походки. Сила, глубина выразительности увеличиваются или уменьшаются пропорционально ее способности отражать содержание психической жизни человека.
Понятие «выразительное» неоднозначно в своем употреблении. Так, в словаре русского языка данное понятие определяется как «хорошо выражающее что-нибудь, яркое по своим свойствам, внешнему виду. Выражение – внешний вид, отражающий внутреннее состояние» Понятие «выразительное» может заменяться понятием «выразительность». В словаре по психологии понятие «выразительность» - это латинское слово «экспрессия» (от латинского expressio - выражение) – выразительность; сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции, т.е. выразительность, являются внешним проявлением эмоций и чувств человека.
Б.М. Теплов под «выразительностью» понимал «способность выражать мысли, чувства, настроения». Л.С. Рубинштейн определял «выразительность» как «переход внутренних динамических качеств, присущих данному предмету или явлению, во внешние – именно переход, процесс перехода, а не завершенность его».
Необходимо также рассмотреть и такое понятие как «исполнение» или «исполнение на фортепиано». Данные понятия, а так же понятия «исполнительская деятельность», «музыкальное исполнение», «исполнительство» являются синонимами. В Советском энциклопедическом словаре термин «музыкальное исполнение» трактуется как «творческий процесс воссоздания музыкального произведения различными исполнительскими средствами, художественное истолкование (интерпретация) музыкального сочинения (большей частью на основе нотной записи). Связано с индивидуальными особенностями и техническими возможностями исполнителя, которые проявляются в динамике, темповых отклонениях, артикуляции, фразировке, различных способах звукоизвлечения. В исполнительских школах, стилях, направлениях отражаются исторические, социальные и национальные черты, художественные вкусы эпохи».
Исполнительская деятельность заключает в себе огромные возможности для раскрытия индивидуальных особенностей, она максимально развивает самостоятельность, устанавливает нужные ассоциативные связи. Главной целью исполнительской деятельности является глубокое проникновение в содержание произведения, постижение и передача того, что составляет духовный мир композитора, его понимание действительности. Раскрытие содержания произведения невозможно без нахождения нужного звучания, которое обеспечивается тесной взаимосвязью музыкально-слуховых представлений со всей системой исполнительских знаний, умений, навыков, а также способностью исполнителя проявлять свои чувства, эмоции.
Исходя из всех вышеперечисленных определений, можно сформулировать понятие «музыкальная выразительность исполнения» как отражение внутреннего состояния исполнителя, в котором проявляется его собственное, субъективное отношение к миру и к себе с помощью средств музыкальной выразительности, с опорой на нотную запись произведения.
Чтобы более полно раскрыть понятия «выразительность», «выразительность исполнения», необходимо также рассмотреть и понятия «эмоции», «эмоциональные переживания», «эмоциональные реакции», т.к. все эти термины теснейшим образом связаны друг с другом.
Эмоции – душевные переживания, чувства. А.Н. Леонтьев определяет эмоции как отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Характеризуя особенность эмоций, А.Н. Леонтьев отмечал, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. Важное отличие чувств от эмоций в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Связь чувств с эмоциями, прежде всего, в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. В структуру чувства входят не только эмоции, непосредственные переживания, но и более обобщенные отношения, связанные со знанием, пониманием, понятием.
Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, мышечной системы, сердца, дыхания и т.д. Эмоции способны охватывать весь организм человека, дезорганизовывать или, напротив, улучшать его деятельность. Эмоциональные реакции проявляются и во внешних движениях, выразительных или экспрессивных. Язык эмоций – это универсальные, сходные для всех людей наборы экспрессивных знаков, выражающие те или иные эмоциональные состояния. Эмоциональный мир личности – не просто красивый образ. Психика человека едина и целостна, она вся пронизана эмоциональными переживаниями.
Эмоции детей развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. В процессе музыкальной деятельности у учащихся формируются новые потребности и интересы. Они начинают интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органических потребностей в пище, тепле, физическом уходе. Их интересы распространяются на более широкий круг окружающих предметов, явлений, событий, эмоциональные переживания становятся ярче, сложнее и содержательней.
Для понимания эмоционального состояния учащихся педагогу необходимо выявить источники его происхождения, лежащие в осмысленной деятельности, под влиянием которой учащиеся начинают по-новому понимать, переживать этот мир. Все это учителю необходимо учитывать при подготовке к музыкальным занятиям, при подборе музыкального репертуара и в последствии работе над ним.
Формы выражения эмоций зависят от принятых правил. Мы считаем, что данный аспект проявления эмоций также необходимо рассмотреть, т.к. это имеет непосредственное отношение к исполнительской деятельности. Речь идет о проявлении внешних эмоций в процессе игры на фортепиано, а именно об адекватной эмоциональной реакции на музыкальное произведение. Есть индивидуальное проявление эмоций, которое зависит от темперамента человека, его воспитания, привычек.
Эмоциональные переживания различаются не только по предмету, которым они вызваны, но и по своей силе, устойчивости. Имеется широкий спектр их проявлений, начиная с едва заметного легкого переживания до бурных эмоциональных вспышек. Развитие чувств и эмоций учащихся является важнейшей педагогической задачей, в какой-то степени более важной, чем воспитание ума. Для того чтобы школьник не только понял объективное значение норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением для того, чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний воспитателя, учителя, других взрослых. Эти объяснения должны найти подкрепление в собственном практическом опыте. Решающую роль здесь играет включение учащихся в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность.
Особенно большое значение при занятиях искусством имеет эмоциональное воздействие педагога на учащегося. Учитель передает ученику свое отношение к музыке, к изучаемому произведению, свое искреннее увлечение, свой восторг. Сила и глубина воздействия художественных образов не только оставляет след в сознании детей, но и определяют порой их поступки, нравственные суждения. Художественные образы исполняемого музыкального произведения будят в детях эстетические чувства, заставляют звучать самые сокровенные струны души. Дети всегда переживают отраженные в музыкальных образах чувства радости, любви, грусти, сострадания, бодрости, мужества – всего человеческого, что несет в своих образах музыка.
Все вышеизложенное позволяет сказать, что развитие эмоционального отношения к окружающей действительности, к искусству вообще и к музыкальному искусству в частности, развитие ярких эмоциональных впечатлений, создающих условия для рождения жизненных и художественных ассоциаций – есть главная опора в развитии музыкальной выразительности исполнения на фортепиано у младших школьников. Развитие музыкальной выразительности исполнения у младших школьников необходимо рассматривать также и в сочетании с накоплением у них знаний в области музыкального искусства и с формированием умений владеть пианистической техникой.
Было бы ошибкой считать, что работа над выразительностью и эмоциональностью исполнения – это второстепенный этап работы над произведением. Навыки и умения формируются успешнее, если они эмоционально окрашены. Нужно с самого начала работы искать выразительный звук, стремиться подчеркнуть жанровые признаки при исполнении, выбирая нужные штрихи, динамическое звучание, темповые отклонения и др.
«Играть с выражением» - насколько знакомы эти слова, настолько и невыполнимы... Иногда даже стихи дети в школе читают выразительно. Когда мы рассматриваем выразительность как техническое задание: «выразительно - невыразительно» (а именно это имеет в виду учитель, заставляя ребенка прочесть стихотворение «выразительно»), - тогда любое внятное проговаривание (а в нашем музыкальном случае, - проигрывание с «оттенками») может устроить строгого наставника.
Но сущность выразительной игры – оживление каждого звука. Каждая нота отмечается в сознании и чувстве. Но это – не анализ, а как бы проведение через себя. Для музыкальной игры надо привлечь всю свою сущность. Надо играть «собою». Выразительность возникает тогда, когда каждая фраза «стучит в сердце». Именно на этом уровне личной интонации происходит «заражение» слушателя.
Выразительная игра не может не опираться на внутреннее понимание. Выразительность начинается с прорыва поверхности видимого нотно-графического слоя на некоторую глубину. И оттуда оживляется и освещается каждая нота и каждая фраза. Подлинно выразительно играющий музыкант непосредственно касается слушателя своими звуками.
Что же такое оживление звука? Перевод нотного текста из графического в акустический может быть и формальным, что не устраивает ни слушателей, ни педагогов, ни самих исполнителей, если они научились слышать себя со стороны. Оживление можно назвать и одухотворением, но дело не в термине. Каждый звук должен быть помещен в некие музыкальные события и там обнаружен как живой, сыгранный.
Живой – означает, что исполненный звук излучает из себя некую событийную энергию. Звук «сигнализирует» слушающему, что он жив, трепещется, колышется, сообщает что-то о себе. Энергия в живом звуке – полимодальная, в ней много различных эмоциональных потенциалов. Живой звук получается тогда, когда он имеет смысл для самого играющего. Если, скажем, пальцы извлекают звук равнодушно, механически, неосознанно – звук неживой. Когда мы через пальцы хотим продолжиться в звуке, пальцы становятся дышащими и, в конце концов, накапливают избыточную энергию, некую жизненную силу и передают ее, - тогда звук оживает. Художественный звук нуждается в том, чтобы его пережили. Это больше, чем оживить. Не просто сделать живым, излучающим энергию, а пережить его, нагрузить значением какой-то жизни, более или менее сложной реальности.
Все передают пальцы. Начиная заниматься на инструменте, ученик часто играет все «чужими» пальцами. По традиционной методике обучения игре педагог более всего озабочен внешним движением. Накопление музыкальных знаний для него – фундамент, на котором он намерен впоследствии надстроить более тонкие художественные элементы. Попросту говоря, переживание, которое «вталкивает» в ученика педагог, где-то останавливается. Где? В рассудочных слоях. В конце концов, ученик поймет, что ему говорят и как надо сыграть. Но информация остается информацией. Переживание не «доходит» до пальцев. Особенно в начальных стадиях обучения пальцы и в целом аппарат у учеников чужие, необученные, нечувствительные и в полном смысле слова немузыкальные. Пальцы должны научиться думать.
Исполняемая музыка, как известно, в той или иной мере окрашена нашим чувством. Но не просто окрашена. Чувства представляют один из пластов энергетического обеспечения. Эту энергию можно назвать тонкой и отнести ее психотехнике. Так, в музыкальном исполнении существует некое соотношение между силой чувства и силой звука. Для практическогомузицирования это очень важно. Эту закономерность можно выразить так: мере чувства должно соответствовать столько же или меньше меры звука. Когда звука больше, чем чувства, то получается крик, стук, прорыв сил нехудожественного порядка. Когда же некая доля силы чувства остается внутри, т.е. звука во время игры было меньше, чем вызвавших его чувств, тогда успевает возникнуть, «настояться» понимание.
Исполнение учащихся того или иного музыкального произведения обычно оценивается как «музыкальное» или «немузыкальное». Эти термины содержат, как правило, характеристику не только правильного технического воспроизведения; они определяют то своеобразное сочетание технических навыков и умений с характером звучания, что обуславливает наиболее яркое и правдивое воплощение художественных образов.
Звуковые образы, возникающие в процессе воспроизведения идей, мыслей и чувств, содержащихся в произведении, органически включаются в музыкально-слуховые представления, формирующиеся у исполнителя в процессе работы. То, что в начале носит эскизный характер, постепенно, по мере технического овладения произведением, помогающего осмыслить его содержание, начинает облекаться во все более конкретную и яркую звуковую форму. Техническая оснащенность и даже чистота звукоизвлечения и ритмическая точность не обеспечивает еще оценки исполнения как «музыкального». Окраска звучания, тончайшие сочетания света и теней, соотношение динамических и агогических оттенков, отвечающих сущности произведения в единстве с осмысленностью фразировки, - вот что является решающим в этом определении.
Выразительное музыкальное исполнение обусловливается развитыми музыкально-слуховыми представлениями, формирующимися в процессе работы над произведением. Что следует отнести к ним? В первую очередь звуковысотные и ритмические представления как главные носители музыкального смысла в их взаимосвязи между собой. Однако, для художественной деятельности не менее важны и тембровые, динамические представления, представления о штрихах, закономерно и неизбежно возникающие в процессе этой деятельности. Говоря о них, мы имеем в виду именно слуховые представления, возникающие на основе полученных извне слуховых представлений и опирающиеся на специфический слуховой опыт музыканта.
Можно отметить, что видов выразительности достаточно много. Мы склонны говорить о выразительности морды льва или быка, о выразительности собачьего лая или волчьего воя. Мы можем говорить о выразительности растений, листьев, стволов, ветвей, цветов. Можно указать весьма многочисленные примеры того, как понятие выразительности применяется даже к явлениям неживой природы.
В чем же различие видов выразительности? При сопоставлении этих видов мы убеждаемся, что понятие выразительности наиболее органично и тесно связано с областью человеческой психики. Под выразительностью мы понимаем в этом смысле способность выражать мысли, чувства, настроения. Если мы прилагаем понятие выразительности к животным, растениям или неживой природе, то вкладываем в это понятие человеческие критерии (кошка мяукает жалобно, стебель цветка извивается грациозно, небо насупилось, вьюга плачет).
Постепенно и поступенно двигаясь от человека к неживой природе, мы переходим из области непосредственного значения выразительности в область ее метафорического, переносного значения.
Улыбка или стон человека заключают в себе максимум возможной выразительности, «улыбка» или стон животного имеют уже более условный или ограниченный смысл, «улыбка» цветка или «стон» скрипящего дерева относятся к области метафор, хотя и связанных еще с проявлениями живой материи. А, говоря, что море «улыбается» под солнцем или «стонет» в бурю – мы выражаемся метафорически, приписывая морю те человеческие качества и способности, которые переносятся на него по принципу аналогии или ассоциации. Происходит это по той простой причине, что человек склонен все в мире рассматривать с человеческой точки зрения, с позиции человеческих интересов и проявлений. Человек в жизни и в искусстве очеловечивает окружающую его действительность, живую и неживую природу, делая их действительностью, природой для человека.
Вместе с тем необходимо помнить, что между различными видами материи, несмотря на их глубокие качественные различия, нет абсолютных границ. Живое, как известно, возникло из неживого, сознательное из лишенного сознания. А нечто возникающее должно иметь свою потенцию в том, из чего оно возникает. В данном смысле понятие выразительности в его самой общей форме может быть отнесено даже к неживой природе. Эту самую общую форму следует определить как проявление некоторых внутренних динамических качеств, присущих данному предмету или явлению.
Таким образом, употребляя понятие выразительности, мы должны помнить как о том, что наиболее глубокий, содержательный и качественно определенный смысл оно получает в применении к человеку, так и о том, что оно может также применяться за пределами чисто человеческого – опираясь и на метафоричность и на факт активности, действенности любых видов материи.
Наряду с понятием «выразительность» существует понятие «изобразительность». Можно сказать, что эти выражения тесно взаимосвязаны между собой и неотделимы друг от друга. Понятие изобразительности особенно тесно связывается с понятием образа (то есть живого, наглядного представления о чем-то) и с понятием художественного образа (то есть отражения такого представления в каком-либо искусстве).
Делалось и делается немало попыток разделить эти два понятия. Эти попытки несостоятельны. На деле различие выразительности и изобразительности разительно, но, вместе с тем, единство их нерушимо. Выразительность идет от внутреннего к внешнему, изобразительность от внешнего к внутреннему; выразительность активна – она создает, изобразительность пассивна – она только организует и формует; выразительность субъективна, изобразительность объективна; выразительность наиболее присуща человеку и наименее неживой природе, изобразительность способна равно воплощать все предметы и явления мира.
Будучи глубоко и принципиально различными, выразительность и изобразительность, вместе с тем, неотделимы друг от друга. В основе этой неразделенности лежит тот простой факт, что ничто внутреннее не может быть обнаружено, не став внешним, и ничто внешнее не может не иметь внутренних основ. Ничто невозможно выразить, не изображая и нет ничего изображенного, что не обладало бы той или иной выразительностью.
Выразительность существует для изображения, изобразительность существует для выражения – именно и только так можно ставить вопрос о соотношении выразительности и изобразительности в искусстве. Выразительность и изобразительность нерасторжимо связаны не только с содержанием предметов, явлений, процессов жизни и искусства, но и между собой. Если выразительность определяет внутреннюю, исходную сторону содержания, то изобразительность – внешнюю, конечную его сторону.
Что можно выразить музыкой? Вопрос этот требует разделения на два вопроса, а именно: что можно выразить музыкой непосредственно и что можно выразить ею опосредованно? Сначала по поводу первого вопроса.
Поскольку музыка пользуется звуками, она способна выражать все, что в жизни выражается звуками. Но существует немало выразительных звуков, которые в силу своей мощи, сложности, высоты или других причин не отображаются в музыке. Это, конечно, не значит, что все они вообще не могут в ней отображаться.
Сфера музыкальной выразительности имеет прочные основы. Прежде всего, музыка способна очень ярко и глубоко передавать переживания человека – постольку, поскольку они в самой жизни находят звуковое проявление. (В жизни человек, даже глубоко переживающий, может молчать.Но в музыке подобного человека можно отобразить только так, как если бы он проявлял свои эмоции звуками). Главным орудием таких проявлений оказывается человеческий голос, неисчислимо разнообразные и разнохарактерные интонации которого способны выражать человеческие чувства, переживания, настроения. В сущности, вся музыка – и вокальная, и инструментальная, и камерная, и симфоническая – насыщена омузыкаленными интонациями человеческого голоса или голосов. Этот факт господства в музыке человеческих голосовых интонаций и обосновывает по преимуществу выразительное существо музыкального искусства. Основную массу голосовых интонаций, отражаемых в музыке, составляют интонации речи, но они широко дополняются интонациями внеречевыми (интонации вздохов, стонов, рыданий, смеха и т.д.). Выражая через интонации эмоциональную настроенность, тонус, характер, темперамент переживаний, - музыка, конечно, не может непосредственно выразить идеи, мысли, поскольку для выражения их требуются слова, которыми музыка сама по себе не располагает. Музыка сама по себе бессловесна, и это определяет границы присущей ей выразительности.
Теснейшая и исключительная связанность музыки с выразительностью человеческого голоса подчиняет себе все другие истоки музыкальной выразительности.
Так, например, музыка достаточно широко пользуется интонациями птиц и вкладывает в воспроизведение этих интонаций соответственную выразительность, очеловечивая объект (Дакэн «Кукушка», Рамо «Курица», Римский-Корсаков «Полет шмеля», рычание львов из «Карнавала животных» Сенс-Санса).
Нередко, придавая интонациям животных человеческие черты, композиторы и исполнители прибегали также и к обратному – пользовались этими интонациями для ослабления выразительности музыки (в, частности, итальянского оперного пения первой половины XIX века). В подобной виртуозной музыке можно обнаружить немало птичьих интонационных элементов (отсюда и выражение о виртуозах вокалистов – «поет, как птица»). Такие элементы придают пению специфический блеск, остроту, пронзительность, за счет которых выразительная человечность пения ослабляется.
Звуки, издаваемые растениями, весьма ограничены и поэтому не смогли послужить для развития сколько-нибудь последовательной системы метафорической выразительности. Можно упомянуть звуки, которые издаются не растениями, как таковыми, а ветром, налетающим на растения. И тут есть одна область звуков – шум леса, - которая много раз послужила поводом для выразительных музыкальных «метафор» (шелест леса у Вагнера в опере «Зигфрид», Листа в фортепианной пьесе «Шелест леса», Римского-Корсакого в опере «Сказание о невидимом граде Китеже»). Видя обширные возможности непосредственной музыкальной выразительности, следует понимать, что эти возможности строго ограничены областью звукового.
Музыка чутко и правдиво передает оттенки интонаций человеческого голоса. Но можно ли музыкой выразить человеческое лицо, человеческую руку, ногу, спину? Конечно, нет – по той простой причине, что нос или брови, щеки или лоб не звучат в жизни, а если и звучат, то звуки, ими издаваемые, не дают сколько-нибудь ясного о них представления. Здесь основная причина так называемой неопределенности музыкальных образов. На основе зрения мы получаем об окружающем мире очень целостные представления, на основе слуха только отрывочные и неполные. Это потому, что зрительные впечатления универсальны, а слуховые единичны и разрозненны.
Таким образом, если звуковые впечатления от действительности разрозненны, отрывочны, лишены цельности, то музыка, основанная на слуховых впечатлениях, также не может давать цельных в своей отчетливой предметности образов. Музыка, по сравнению с живописью, лишена наглядности, образной универсальности – подобно тому, как слух лишен этих же качеств в отличие от зрения. Если живопись «глуха», то музыка «слепа». Но музыка имеет по сравнению с живописью преимущество: ведь образы живописи застыли, как бы сосредоточены в одном мгновении, тогда как образы музыки способны развиваться во времени, как развиваются все явления жизни.
У музыки есть и опосредованные выразительные возможности. Они обусловлены обширной областью ассоциаций и аналогий. Опосредованная выразительность имеет в музыке большое значение, расширяет и обогащает содержание образов. Выразительность чисто музыкальная, пользующаяся звуками, может вызывать и, как правило, вызывает множество ассоциаций и аналогий, связанных не только со зрением, но зачастую и с обонянием, осязанием, вкусом. Слушая в музыке некоторые характерные звуки рассвета (пастушеский рожок, пение птиц), мы можем представить и краски восхода солнца, и свежесть утра; воспринимая звуки моря, мы можем как бы ощутить даже запахи морского простора, даже вкус соли на губах.
Музыка хорошо и полно выражает человеческие эмоции, душевные движения человека – печаль, радость, нежность, властность и т.д. Но она столь же хорошо и полно изображает их. Что значит изобразить в музыке (музыкой) грусть или радость? Это значит облечь их выражение в конкретную форму мелодических интонаций, ритмов, гармоний, тембров. Слушая подобную музыку, мы говорим, что она выражает грусть или радость, – поскольку в основе ее лежат внутренние стимулы данных чувств. Вместе с тем, мы говорим, что такая музыка изображает грусть или радость, - поскольку ее мелодические интонации, ритмы, гармонии, тембры конкретно воплощают эмоции грусти или радости, похожи на соответствующие воплощения грусти или радости в звуках внемузыкальных, в звуках человеческого голоса прежде всего. Если мы улавливаем в какой-либо музыке вскрики восторга или стоны горя – это значит, что подобные вскрики и стоны напоминают соответственные им вскрики и стоны в самой жизни. Следовательно, выражая, музыка всегда изображает, изображая же – выражает. Пейзаж моря в музыке, щебетание птиц – изобразительны с одной стороны и выразительны с другой. Крайне важно видеть и понимать, что развитие, углубление, расширение выразительности музыки может быть достигнуто только за счет развития, углубления и расширения ее изобразительности. Вся история музыки наглядно свидетельствует об этом.