Мультимедийные образовательные ресурсы на уроках музыкальной литературы в ДМШ И ДШИ как средство модернизации учебного процесса.
Мультимедийные образовательные ресурсы на уроках музыкальной литературы в ДМШ И ДШИ как средство модернизации учебного процесса.
Современное музыкальное образование испытывает потребность в нововведениях. Одним из видов такого нововведения является использование мультимедийных образовательных ресурсов на уроказ музыкальной литературы в музыкальной школе и школе искусств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мультимедийные образовательные ресурсы на уроках музыкальной литературы в ДМШ И ДШИ как средство модернизации учебного процесса.»
Мультимедийные образовательные ресурсы на уроках музыкальной литературы в ДМШ И ДШИ как средство модернизации учебного процесса.
«Музыка воодушевляет весь мир,
снабжает душу крыльями,
способствует полету воображения;
Ее можно назвать воплощением
всего прекрасного
и всего возвышенного». Платон
Отечественное музыкальное образование было выстроено талантом и стараниями поколений педагогов – музыкантов в прочное здание. Сегодня во время модернизации системы образования, методика преподавания и содержание учебного предмета, должны соответствовать современным образовательным требованиям. Современная музыкальная педагогика испытывает значительные преобразования не только в сфере технического инструментария, но и в сфере педагогических методов, приемов и форм работы с обучающимися. «Внедрение новых технологий в сферу детского образования стимулирует поиск новых прогрессивных методик, форм музыкальных занятий с обучающимися при условии сохранения наиболее ценного в традиционных методах работы. Вслед за обозначениями ЭМИ (электронные музыкальные инструменты), и ЭЦМИ (электронно-цифровые музыкальные инструменты) в учебно-методической литературе появляются такие понятия, как МКТ (музыкально-компьютерные технологии) и КМОС (компьютерно-музыкальная обучающая система), в качестве компонентов которой рассматриваются обучающийся, компьютер и предмет «информационного отношения» между ними, то есть сама музыка». Мультимедийные образовательные ресурсы являются приоритетной областью информационных технологий и обладают значительными возможностями в музыкальном образовании. «Существует точка зрения: любое применение компьютера и есть инновационный подход. Это не так. Для инноваций недостаточно обновить формы подачи материала и контроля. Инновации – это значительные, принципиальные изменения, даже реформы» Следовательно, перед педагогами – музыкантами возникают следующие вопросы: Как определить надлежащее место компьютеру на уроках музыкальной литературы? В каком объеме использовать мультимедийные образовательные ресурсы на уроках музыкальной литературы? Какими качествами медиакомпетентности должен обладать преподаватель музыкальной литературы? А. П. Мещеркин в статье «Информационная и медиакомпетентность студента – музыканта» пишет: «На современном этапе в педагогической науке представлено специфическое направление – медиаобразование, под которым понимается процесс образования и развития личности с помощью и на материале медиа (от лат. media – средство – печать, пресса, телевидение, кинематограф, радио, мультимедийные компьютерные системы, сеть Интернет и т.д.) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки различной информации, обучения различными формами самовыражения при помощи современной компьютерной и цифровой техники, при этом: первичный результат медиаобразовательного процесса – медиаграмотность, которая характеризуется умением «читать» медиатекст. Следующий этап медиаобразовательного процесса - достижение обучаемыми медиакомпетентности. Завершающий результат медиаобразовательной деятельности – медиатворчество, создание собственной медиапродукции». Т. Ф. Шак в своей работе «Медиаобразование для музыкантов, каким ему быть?» утверждает, что современное состояние музыкального образования требует определенной корректировки в подготовке педагогов – музыкантов: «Наметим некоторые проблемы и выдвинем несколько предположений по формам и методам использования элементов медиаобразования в практике подготовки музыканта. Это, прежде всего, проблема медиаграмотности музыкантов, содержащая технический и эстетический компонент: умение квалифицированно пользоваться современными техническими средствами, включающими электронный инструментарий, компьютерные программы мультимедийного назначения, интернет технологии; умение «читать» медиатекст, анализировать его язык в совокупности составляющих его компонентов (визуальных, пространственно-временных, музыкальных); осознавать выразительную и смысловую роль музыки в структуре медиатекста; знать жанровую и языковую специфику современных зрелищных искусств и медиажанров (мюзикл, рок-опера, видеоклип, рекламный ролик и т.д.); ориентироваться через медиатексты в современных направлениях популярной и джазовой музыки». Мировой опыт свидетельствует о том, что информатизация музыкального образования начинается с профессиональной подготовки педагогов – музыкантов. В связи с этим весьма актуальным становится вопрос об основательной подготовке педагогов в сфере информационно – компьютерных технологий. Педагоги – музыканты нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения предмета. Медиаобразование помогает внедрению мультимедийных образовательных ресурсов в процесс обучения и осуществляет модернизацию музыкально-теоретического обучения школьников, обеспечивая высокий уровень теоретической подготовки. Инновационный подход в преподавании музыкальной литературы в ДШИ и ДМШ связан с внедрением мультимедийных образовательных ресурсов с использованием компьютера. Музыкальный компьютер – инструмент многопрофильный. В зависимости от использования тех или иных прикладных программ в грамотно организованной работе педагога – музыканта на уроках музыкальной литературы компьютер может превратиться в: Музыкальную фонотеку и видеотеку. Фонотека в компьютере отличается большим объемом информации, быстрым поиском и высоким качеством звучания. Современные технологии записи и кодирования звука позволяют хранить в памяти компьютера сотни часов звуковой информации, которая звучит на уроках. Видеотека также может быть использована в большом объёме видеофойлов. Использование видеотехники является нововведением в преподавании музыкальной литературы. Иностранными и российскими киностудиями снято множество учебных, документальных и художественно-биографических фильмов о музыкантах и композиторах, фильмы – оперы, фильмы – балеты и т.д. Просмотр видеозаписей оперных и балетных постановок в исполнении лучших зарубежных и русских вокалистов, артистов балета, в интерпретации знаменитых дирижеров и режиссеров оказывается единственной возможностью ознакомления учащихся не только с музыкой, но и сценической версией оперного или балетного спектакля. В том числе является полезнейшим дополнением к традиционной методике проведения уроков. Музыкальные энциклопедии («Энциклопедия классической музыки»). Достоинством музыкальных энциклопедий является большой объем информации и содержательность. Мультимедийные музыкальные энциклопедии дают возможность познакомиться с шедеврами мировой музыкальной культуры, наглядно познакомиться с инструментами и их звучанием. Использование интерактивных энциклопедий позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Студию видеомузыкального монтажа. Студия видеомузыкального монтажа дает возможность педагогу–музыканту создавать мультимедийные учебные пособия, мультимедийное сопровождение уроков и лекций, и творчески использовать их в своей практике. Данные тематические пособия позволяют в интересной содержательной форме познакомить учащихся с творчеством композиторов, музыкантов и исполнителей. Мультимедийные учебные пособия могут включать в себя аудио и видео материал, изображения, текстовые комментарии и игровые элементы. Так же мультимедийное пособие может представляет собой гипертекст с удобным интерфейсом (интернет странички), позволяющим легко получать доступ к любым частям пособия. Текст насыщается видео и аудио комментариями, позволяющие наглядно воспринимать информацию. Использование домашних компьютеров учащихся как для индивидуальной работы так и для творческой, исследовательской и проектной деятельности. Выполнение перечисленных возможностей компьютера на уроках музыкальной литературы способствует улучшению качества музыкального образования, обеспечению потребностей гармоничного музыкального развития отдельной личности и информатизации педагогов - музыкантов. Медиаобразование расширяет спектр методов и форм проведения занятий с обучающимися, помогает усовершенствовать традиционную музыкальную педагогику, способствует появлению новых форм работы с обучающимися на уроках музыкальной литературы в ДШИ и ДМШ: создание обучающимися совместно с учителем тематических презентаций; разработка с учителем музыкально-художественных проектов; введение интерактивных (творческих) заданий для обучающихся: диагностические тесты, музыкальные викторины – кроссворды и т.д. Таким образом, грамотное использование мультимедийных технологий на уроках музыкальной литературы дают возможность: формированию музыкальной культуры как части духовной культуры обучающихся; усилению мотивации учения; развитию наглядно-образного мышления; росту познавательной активности обучающихся; формированию у обучающихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству; развитию музыкального восприятия; формированию практических знаний, умений и навыков; развитию творческих способностей; формированию теоретического мышления. Использование мультимедийных образовательных ресурсов в ДШИ и ДМШ обеспечивает значительный рост, успешность и результативность обучения на уроках музыкальной литературы. Привнесение в традиционную музыкальную педагогику новаторских элементов представляется перспективным в плане поддержки и развития музыкального образования. Таким образом, можно сделать следующие выводы: о необходимости внедрения мультимедийных образовательных ресурсов в музыкальной педагогике; важность роли медиаобразования в подготовке педагога – музыканта; внедрение новых форм работы на уроках музыкальной литературе в ДШИ и ДМШ (тематические презентации, презентации-демонстрации, музыкально-художественные проекты и т.д.) «Согласен на публикацию статьи в сборнике материалов Педагогических чтений» Л. Ю. Шешенина.