Методические рекомендации по обучению игре на фортепиано в системе современного образования
Методические рекомендации по обучению игре на фортепиано в системе современного образования
Аннотация. В данной статье проанализированы существующие современные педагогические методики обучения игре на фортепиано их место в профессиональном образовании, которые отвечают современным критериям музыкального образования, и способствуют наиболее эффективному воспитанию личности начинающего музыканта-пианиста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по обучению игре на фортепиано в системе современного образования»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В СИТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье проанализированы существующие современные педагогические методики обучения игре на фортепиано их место в профессиональном образовании, которые отвечают современным критериям музыкального образования, и способствуют наиболее эффективному воспитанию личности начинающего музыканта-пианиста.
В современной системе музыкального воспитания и профессионального образования обозначилась потребность модернизации методик преподавания на начальном этапе обучения пианистов для воспитания нового поколения музыкантов. Задача состоит в том, что фортепианное исполнительство, как направление искусства, имеет огромные воспитательные возможности и обладает очевидным нравственным потенциалом.
На любом инструменте начальный этап – считается самым ответственным, который имеет определяющее направление для успешности всех последующих периодов обучения пианиста. Последующие успехи юного музыканта напрямую зависят от мастерства педагога, его профессиональных навыков, умения индивидуально подходить к ученику, способности грамотно, конкретно и лаконично объяснять материал.
Л. Ауэр говорил: «Сколько бы ни подчеркивать значение первых простейших шагов в сложном процессе овладения игрой на инструменте, нет опасности, преувеличить их. К лучшему или худшему, но привычки, появившиеся в ранний период обучения, влияют непосредственно на все дальнейшее развитие учащегося» [3, с.6].
На сегодняшний день обучение игре на музыкальных инструментах с дошкольного возраста получило широкое распространение. Реновация нынешних традиционных форм и методов обучения соответственно возрастным особенностям детей и потребностям современного общества становится все более актуальным требованием. Данная корректировка связана, прежде всего, с введением современных или мало распространенных методик обучения игре на инструменте.
С целью улучшения качества образования, логически рассматривая и учитывая психофизическое развитие музыкальных способностей современных школьников, необходимо использовать различные сочетания и подходы в содержании и методике обучения на инструменте, создать обширную методическую базу, регулярно и планомерно обмениваться опытом между педагогами, а так же проводить регулярный обзор литературы, обязательно изучая инновационные подходы по организации образовательного процесса.
Слово методика греческого происхождения от греческого «methodos», в переводе на русский язык – путь исследования, теория, учение. Методика является совокупностью способов осуществления исследовательской или воспитательной работы. В узком смысле слова музыкальная методика это способ преподавания предмета на основе анализа и обобщения опыта лучших педагогов, музыкантов и исполнителей.
Изучающая правила и принципы индивидуального обучения, грамотно подобранная методика, напрямую контактирующая с предметом специальности, способствует воспитанию общей музыкальной культуры обучающегося, расширяет его кругозор.
Теоретической основой фортепианной педагогики мы считаем любую методику обучения игре на инструменте, которая не может существовать отдельно от практической деятельности преподавателя, ведущего специальный предмет.
В современную фортепианную педагогическую практику включено огромное количество методик и «Школ игры», различных авторов, традиционных, развивающих и инновационных. Одной из актуальных проблем для педагогов, только начинающих свою преподавательскую карьеру, является выбор методики или пособия, которое отвечает современным критериям музыкального образования, и способствует полноценному воспитанию личности начинающего пианиста, и, более того, отвечает его симпатиям.
На сегодняшний день набор в музыкальную школу не предполагает конкурсный отбор детей по степени их одаренности и музыкальным способностям. И это на наш взгляд правильно, так как невозможно зачислять или не зачислять ребенка в музыкальную школу, опираясь лишь только на чистую интонацию и правильно воспроизведенный заданный ритмический рисунок. Существует значительное число физиологических и психологических ингредиентов, которые не позволяют ребенку раскрыть свои способности в стрессовой ситуации вступительных прослушиваний. Определение степени музыкальной одаренности является достаточно сложным процессом, который нереально устроить в рамках стандартного экзамена.
Богатый опыт известных пианистов-исполнителей прошлого, а так же многолетняя педагогическая деятельность выдающихся музыкантов и педагогов таких как: А.Г.Рубинштейн, И. Гофман, Г.Г. Нейгауз, Л.В. Николаев, Я.И. Мильштейн, А.Д. Алексеев, Т.П. Николаева и многих других, позволили создать целостную методику обучения игре на фортепиано.
Важное значение в процессе становления начинающего пианиста имеет этап усвоения первоначальных навыков игры на инструменте. В данный период перед преподавателем стоит первоочередная задача научить ключевым умениям и навыкам владения инструментом, успешное усвоение которых станет решающим фактором последующего музыкального развития обучающегося. Насущной проблемой для педагога является подбор пособия, способствующего наиболее действенному обучению и воспитанию личности начинающего пианиста.
Современных методик обучения игре на фортепиано достаточно много. В последние десятилетия в Росси стали известны методики В. И. Старикова, Э. В. Крейна, С. А. Барсуковой, Л. Б. Булатова, Г. М. Серебрякова и многие другие. Оценить достоинства каждой методики можно только с позиций сохранения в ней традиций русской фортепианной исполнительской и педагогической школы.
Бесспорно, для смелых и передовых современных разработок традиционные методики являются коренными. Проверенный на практике образцовый характер передачи учебного материала, на современном этапе не всегда удовлетворяет новым требованиям. На наш взгляд, дополнение традиционных методов современными творческими моделями преподавания являются непременными в процессе обучения игре на фортепиано.
Проблема обучения начинающего музыканта сегодня обширно представлена в учебно-методической литературе. В настоящее время у педагога есть возможность выбора методических пособий. Огромным успехом пользуются методические установки А.Д. Артоболевской, представленные в пособии «Первая встреча с музыкой». Ведущие положения и цель существующей методики в следующем: профессиональная ориентация педагога в работе над усвоением первоначальных навыков игры на инструменте без знания нотной грамоты, применение испытанных и утвердившихся упражнений, направленных на решение основных задач.
Менее известным, но не мене интересным является сборник с краткими методическими пояснениями Л.А. Повжиткова «Начальная школа обучения на фортепиано».
Начальное обучение игре на фортепиано для многих детей является началом обучения вообще. Именно при непосредственном участии фортепиано совершается важный в развитии ребенка переход от игровой деятельности, характеризующий особенности возраста, к учебной. Смена видов деятельности, связанная с началом фортепианного обучения, определяет существенную перестройку важнейших психических функций ребенка, а так же формирование его личностных и характерологических особенностей. Вот почему цели и задачи педагога пианиста, работающего с начинающими, неизбежно выходят за рамки «чистого» обучения, а функции воспитания выступают на первоначальном этапе в их определяющем значении [4, с.3]. Методически правильный, определяющий принцип воспитывающего обучения не только допускает, но и требует широкого, и вместе с тем достаточно гибкого толкования применительно к конкретным задачам, как воспитания, так и обучения.
Предлагаемая Школа начального обучения игре на фортепиано, разумеется, не претендует на кардинальное решение всех проблем детской фортепианной педагогики. Однако от имеющихся аналогичных пособий ее отличают не столько поиски новых оптимальных методов, сколько стремление привести в строгую логическую систему данные положительного опыта детской фортепианной педагогики с учетом достижений детской и педагогической психологии.
В основу Школы положен важнейший дидактический принцип систематичности и последовательности, обязательно проводимый через все ее разделы. Каждый раздел Школы является «звеном в цепи», - этапом, логически вытекающим из предыдущего, усвоенного в свою очередь и обуславливающим последующее новое [4, с.3]. Только на основе строжайшего соблюдения этого ведущего принципа можно добиться успешного разрешения музыкально-воспитательных и музыкально-образовательных задач в их органичном единстве, когда новое с логической неизбежностью вступает в прочные и многосторонние связи со старым, ранее усвоенным, можно рассчитывать на действительно глубокое усвоение учащимися музыкального материала.
Задачей первого раздела является формирование первоначальных музыкально-слуховых представлений и развитие элементов музыкального мышления ребенка.
Нельзя недооценивать психологическое содержание начального этапа обучения. Нельзя забывать о том, что все позднейшие «исполнительские концепции» и «творческие замыслы» генетически восходят к простейшим мыслительным операциям и элементарным процессам музыкальной памяти и воображения учащихся, формирующихся на начальных этапах фортепианного обучения, и инструментального обучения вообще. Именно здесь в «первых шагах» ребенка, в анализе элементарного восприятия музыки заложен ключ к пониманию структуры и конкретного содержания позднейших, более сложных и развернутых форм музыкального мышления.
Музыкальное мышление ребенка не может вырасти на пустом месте, оно предполагает накопленные ранее музыкальные впечатления. Музыкально-слуховой опыт, являясь предпосылкой музыкального мышления, сам по себе, не гарантирует стихийного возникновения активной мыслительной деятельности. Здесь необходимо целенаправленное стимулирующее педагогическое действие.
Осмысливание восприятий может идти различными путями, но наиболее эффективными на начальном этапе являются:
- ясное ощущение формы целого и составляющих его частей, членение воспринимаемого материала по смысловым отрезкам;
- выделение главного и существенного в музыкальном материале;
- соотнесение вновь воспринимаемого с данными прошлыми музыкально-слухового опыта;
- установление сходства и различия воспринимаемой музыки.
Все эти простейшие мыслительные операции доступны ребенку на начальном этапе обучения. Особая роль в процессе первоначального восприятия музыки и постепенной переработки их в мыслительный процесс отводится слову, речи. В работе с детьми следует активизировать и регулярно поддерживать и поощрять попытки ребенка передать словами музыкально – слуховые образы.
Единство слова и музыки наиболее простым и естественным путем достигается при пении детских и народных песен. Исходя из этих соображений, песенный материал первого раздела Школы подбирался не только по чисто музыкальным характеристикам, но и по текстовым признакам, с учетом доступности и занимательности сюжетной стороны.
Ряд номеров раздела предназначен для пения с сопровождением фортепиано. Желательно сохранять сопровождение при самостоятельном подборе учеником песенок на инструменте на октаву выше. Такая ансамблевая игра «в три руки» не только повышает заинтересованность, но и закладывает фундамент будущего ансамблевого музицирования, попутно развивая основы гармонического слуха [4, с.5].
Только на основе накопленных и прочно усвоенных музыкально-слуховых представлений и достаточно активизировавшихся процессов музыкальной памяти учащийся может успешно приступить к освоению содержания следующих разделов. Второй раздел знакомит с элементами нотной грамоты, постепенный переход от игры по слуху к нотному тексту. При этом усвоение звуковысотных соотношений протекает уже как сознательный процесс, хотя метроритмическая организация звукового материала опирается на старый материал, усвоенный принцип слухового восприятия и запечатления длительностей.
Далее автор постепенно вводит переход к игре всеми пальцами, игре со счетом, освоение длительностей, овладение элементами музыкальной выразительности (динамика), трудный раздел - штрихи, исполнение двумя руками, добавочные линейки, употребление педали. Заключительный, двадцать первый раздел, представляет собой маленький репертуарный сборник, составленный из лучших, апробированных многолетней практикой, образцов детской музыкальной литературы.
Музыкальная педагогика, как самодостаточная творческая наука, всегда и традиционная, и одновременно новая. Музыкальные и педагогические традиции вырабатываются в процессе сочетания в практике и теории колоссального профессионального опыта, значительного ряда поколений выдающихся педагогов - музыкантов.
Бесспорно, для смелых и передовых современных разработок традиционные методики являются коренными. Проверенный на практике образцовый характер передачи учебного материала, на современном этапе не всегда удовлетворяет новым требованиям. На наш взгляд, дополнение традиционных методов современными творческими моделями преподавания являются непременными в процессе обучения игре на фортепиано.
Подводя итог, следует отметить, что ведущей деятельностью для начинающих маленьких музыкантов является «игра». Именно в процессе игрового обучения у ребёнка формируются не только двигательно-технические навыки, но и развивается внимание, воображение, управление своим поведением. Полезны различные, музыкально-развивающие и обучающие игры, отвечающие следующим требованиям:
способность порождать интерес у детей;
обеспечивать самостоятельность в поиске знаний, в формировании умений, навыков;
обеспечивать доступность в «музыкальной игре» источников новых знаний, умений, навыков.
Существование внушительной теоретической базы, разработанной, накопленной и изданной, позволяет поднять преподавание игры на музыкальных инструментах, в частности на фортепиано, на более высокую качественную ступень. И нам кажется, что педагог, желающий реализовать свои творческие фантазии, найдет в бездонном «хранилище» методических трудов подходящую методику для собственной практической деятельности или создаст свою собственную, опираясь на лучшие примеры исследователей, теоретиков и педагогов.
Список литературы
Алексеев А. Д. Автор // Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978. – 283с.
Артоболевская А. Д. Автор // Первая встреча с музыкой: Учебное пособие /А. Д. Артоболевская.- М.: Советский композитор, 1987.- 101с.
Ауэр Л. С. Автор // Моя школа игры на скрипке, Композитор. С.-П., 2004г. – 272с.
Повжитков Л. А. Автор // Начальная школа обучения на фортепиано. Л.: Музыка, 1971. – 152с.