Методические рекомендации по использованию на уроках музыки коррекционных технологий
Методические рекомендации по использованию на уроках музыки коррекционных технологий
~~
Технологии музыкального развития, воспитания и обучения претерпевают сегодня существенные изменения. Прежде всего, музыка должна превратиться из объекта изучения в мощное средство воспитания и развития детей в школе. Сегодня на первое место выходит не вопрос как дать необходимую информацию, и, даже не то, как научить ребёнка петь, играть, а как с помощью музыкального искусства развивать и воспитывать человека.
Педагогическая технология ведения уроков искусства сложна. Она находится на перекрестке законов искусства и науки – как диалектически противоречивого процесса воспитания, т.е. становления личности. Личность как бы прорывается через искусство к новым духовным ценностям. Процесс сотворения себя через сотворчество с автором художественных произведений есть результат совместной творческой деятельности учителя и ученика.
Урок музыки – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.
Для учителей искусства особенно значимой является задача разностороннего развития детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности: через музыку (путем слушания и исполнения); через слово (сочини рассказ, сочини сказку); через пластическое интонирование (движение); через мимику (передай настроение); через рисунок (нарисуй то, что ты слышал).
Основные направления коррекционной работы на уроках музыки:
1.Развитие основных мыслительных операций
? навыков группировки и классификации;
? умение планировать деятельность;
? развивать комбинаторные способности
2. Совершенствование движений и сенсорно-моторного развития
? развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
3. Развитие различных видов мышления
? развитие словесно-логического мышления;
? развитие наглядно-образного мышления
4. Развитие речи, овладение техникой
6.Коррекция отдельных сторон психической деятельности
? развитие зрительного восприятия и узнавания;
? развитие пространственных представлений и ориентаций;
? развитие зрительной памяти и внимания;
? развитие слухового внимания и памяти;
? развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
7.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря
8. Коррекция индивидуальных пробелов и знаний
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по использованию на уроках музыки коррекционных технологий »
Использованию на уроках музыки
коррекционно-развивающих технологий
с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности по предмету
Технологии музыкального развития, воспитания и обучения претерпевают сегодня существенные изменения. Прежде всего, музыка должна превратиться из объекта изучения в мощное средство воспитания и развития детей в школе. Сегодня на первое место выходит не вопрос как дать необходимую информацию, и, даже не то, как научить ребёнка петь, играть, а как с помощью музыкального искусства развивать и воспитывать человека.
Педагогическая технология ведения уроков искусства сложна. Она находится на перекрестке законов искусства и науки – как диалектически противоречивого процесса воспитания, т.е. становления личности. Личность как бы прорывается через искусство к новым духовным ценностям. Процесс сотворения себя через сотворчество с автором художественных произведений есть результат совместной творческой деятельности учителя и ученика.
Урок музыки – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.
Для учителей искусства особенно значимой является задача разностороннего развития детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности: через музыку (путем слушания и исполнения); через слово (сочини рассказ, сочини сказку); через пластическое интонирование (движение); через мимику (передай настроение); через рисунок (нарисуй то, что ты слышал).
Основные направления коррекционной работы на уроках музыки:
1.Развитие основных мыслительных операций
навыков группировки и классификации;
умение планировать деятельность;
развивать комбинаторные способности
2. Совершенствование движений и сенсорно-моторного развития
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
3. Развитие различных видов мышления
развитие словесно-логического мышления;
развитие наглядно-образного мышления
4. Развитие речи, овладение техникой
6.Коррекция отдельных сторон психической деятельности
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентаций;
развитие зрительной памяти и внимания;
развитие слухового внимания и памяти;
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
7.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря
8. Коррекция индивидуальных пробелов и знаний
Выстраивая ход уроков, основное внимание нужно уделять специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. Результатом таких педагогических приёмов работы с учащимися становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового. Необходимо начинать уроки или занятия по хору с музыкального приветствия с психологическим настроем. У каждой возрастной группы это приветствие свое.
В. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев». На своих уроках активно использую «пальчиковые игры». В оздоровительно-развивающей программе Сафаровой И.Е. очень много разнообразных, оригинальных и интересных музыкально-творческих игр для учащихся 7-9 лет. Практика показывает, что тренировка «мелкой пальцевой моторики» является мощным физиологическим средством, стимулирующим развитие речи, а, следовательно, оказывающим большое влияние на чистоту интонирования. Современные пальчиковые игры восходят к жанру русской потешки. С помощью потешки наши предки воспитывали у детей потребность в игре и одновременно в мягкой ненавязчивой форме вводили его в красочный мир родного языка.
Опираясь в своей работе на здоровьесберегающие технологии, особое внимание необходимо уделять вокально-хоровой работе с учащимися, которая помогает формированию оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения. Урок-музыка, то соответственно большое и главное внимание здесь уделяется развитию вокальных навыков. Каждый урок музыки хорошо начинать с подготовки голосового аппарата детей. Распевка выполняет несколько функций: физиологическая подготовка певческого аппарата к работе (дыхание, артикуляция, слуховой контроль) и психологическая подготовка исполнителя к пению. Хорошо использовать упражнения, которые укрепляют здоровье учащихся и одновременно выполняют функцию учебно - тренировочных упражнений.Много времени надо уделять звуковой дыхательной гимнастике фонопедическому развитию голоса.
На уроках необходимо использовать музыкальные физминутки на снятие напряжения мышц, на растяжение, на равновесие. Применяемые упражнения должны носить эмоциональный характер, что будет способствовать созданию благоприятной атмосферы на уроке. Физкультминутки на уроках музыки – это также один из видов практической деятельности учащихся (дыхательная гимнастика, музыкально-ритмические упражнения, пластическое интонирование).
Игровая деятельность на уроке музыки позволяет решать следующие задачи: развитие творческой индивидуальности; эмоциональное развитие; воспитание эстетических, патриотических чувств; развитие музыкальных способностей. В своей работе песни, которые мы поем с детьми всегда сочетаем с музыкально-ритмическими движениями. Дети очень любят исполнять игровые песни. В результате работы, над которыми развивается моторика, слуховое внимание, коррекция речи, эмоциональная сфера. Координационно-подвижные игры выполняются в разных вариантах: в кругу, сидя, стоя, в парах. Эти игры также можно исполнять, используя декламацию или под музыку. Координационно-подвижные игры развивают у детей коммуникативные навыки, сотрудничество, двигательную реакцию, доверие, чувство ритма, дикционную активность, координацию.
Считаем целесообразным использовать в качестве развития дикции на уроках музыки и во внеклассной деятельности логоритмические модели. Это соединение работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики. Переход общей моторики в речедвигательную. Формирование интонационной и ритмической стороны речи. Коррекция произносительных навыков, стимуляция речи.
На уроках музыки необходимо использовать не только музыкально - педагогические методы обучения, но и музыкально – терапевтические. Термин музыкотерапия обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья. В принципе искусство музыкотерапии и арт-терапии заключается в том, чтобы научить детей быть счастливыми и радоваться жизни несмотря ни на какие невзгоды, несчастья, трудности и огорчения, которыми, к сожалению, так неожиданно стала богата наша жизнь. Применение музыкотерапии содействует развитию коммуникативных навыков, развитию творческого воображения и фантазии, релаксации психологического тонуса, расширению и развитию эмоциональной сферы, развитию эстетических потребностей. На уроках музыки используется технику расслабления, т.к. именно расслабление лежит в основе упражнений на быстрый отдых.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроке музыки имеет оздоровительный эффект не только для учащихся, но и для учителя, который испытывает на себе их положительное влияние.
Итак, применение коррекционно - развивающих технологий на уроках музыки даёт возможность решать одну из важных задач, стоящих перед современной школой - создание условий для сохранения здоровья учащихся.