kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая работа "Развитие левой руки скрипача. О беглости пальцев на начальном этапе."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие техники левой руки скрипача.

О беглости пальцев на начальном этапе.

Одной из важнейших проблем музыкально-педагогического процесса является развитие технического мастерства скрипача. Эта проблема охватывает широкий круг вопросов, связанных со спецификой скрипичного искусства. Без условно ясно, что без изучения определенных технических приёмов игры скрипача не могут быть решены задачи исполнительского мастерства, художественного воображения, вкуса, что и является целью воспитания педагогического процесса.

         Культура игровых движений предполагает чувство мышечной свободы, ощущение упругости, гибкости,  эластичности. Исполнитель должен уметь управлять мышечными напряжениями и расслаблениями. Это очень важно для рационального развития техники скрипача.

         Хочется подробно остановиться на вопросе о развитии техники левой руки, т.к. это является одним из важнейшим звеном в техническом развитии будущего музыканта.  Нужно сказать, что развитие техники левой руки неразрывно связанно с воспитанием техники правой руки. Преподаватель должен учитывать необходимость развития левой и правой рук одновременно, установление между ними хорошей координации.

         Воспитание игровых навыков начинается с первых уроков в музыкальной школе. Его успешность зависит от самых различных условий: размера инструмента, физических данных ученика, правильного держания, естественного положения обеих рук и многого другого. Особое значение в этот период приобретает индивидуальный подход к ученику, к физиологическим особенностям строения его рук, пальцев, плечевого пояса, состояния его психо - физиологических реакций.

         На начальном этапе над постановкой мы исходим из того, что скрипка устанавливается в двух точках опоры; между ключицей и подбородком первая точка (основная), между большим и указательным пальцами вторая точка (переменная). Вторая точка держания инструмента ни в коем случае не должна быть напряжённой, судорожной и вызывать излишнее усилие.

         Одной из причин торможения беглости является вытянутое и напряжённое положение мизинца, который является слабее всех остальных пальцев по своей природе. В вытянутом состоянии нажим пальца на струну создаёт излишнее зажатие кисти, и для того чтобы этого не происходило нужно развернуть больше кисть до круглого состояния мизинца, а 1-ый палец отводить назад до тех пор, что бы округлая форма мизинца сохранялась. От строения руки зависит и положение большого пальца. Он может быть расположен и ближе к порожку (почти напротив указательного), а может и несколько дальше (между первым и вторым). Обязательно нужно обращать внимание также и на свободу большого пальца, т.к. хватательный рефлекс у людей врожденный. Он не должен сжимать шейку скрипки, так

как его свобода и подвижность напрямую влияет на смену позиций, а это необходимо для успешного развития техники левой руки.

         Немалое значение имеет естественное расположение пальцев над струнами. Кисть должна быть продолжением предплечья, а не параллельна шейки скрипки. Положение кисти контролирует длина мизинца, установленного округло.

         Огромное значение для ограничивающего развития техники левой руки является связанность пальцевых движений и в результате этого плохое ощущение грифа. В результате такого анатомического строения руки изолированность каждого пальца затруднено и лишь полное освобождение  пальцев сделает их беглыми и подвижными. Независимость пальцев дает скрипачу возможность объединить их движения в единый двигательный комплекс.

         Другой причиной, мешающей развитию беглости пальцев, является разгибание ногтевых и средних фаланг пальцев при подъеме их со струны. После поднятия в таком положении опускаясь на струну пальцы падают плашмя или совершают сгибательные движения, затрачивая на это лишние усилия. Так же может быть противоположный характер движения – сгибание ногтевой фаланги пальца при подъеме его со струны, напоминающее прием пиццикато.

         Естественно правильным является движение пальца, совершаемое основной фалангой в пястно-фаланговом суставе. И только при активной работе этих суставов можно развивать независимость пальцевых движений, а значит и технику. Работу над развитием пальцевой техники предлагаю начинать с активного падения и отскока каждого пальца в отдельности. Это можно вырабатывать на таких упражнениях:

Примеры в представленном файле

Очень полезны упражнения Шрадика, на начальном этапе достаточно обойтись только №1 первого раздела. Но в классе 4-м желательно знать все 19 упражнений.

 При игре данных упражнений нижележащие пальцы следует оставлять на струне (кроме указательного). Оставаясь на струне, указательный палец  зажимает кисть и мешает активному движению остальных пальцев. На раннем этапе занятий падение и отскок пальца необходимо совершать достаточно медленно, но по мере развития навыков игры скорость падания и отскока каждого пальца постепенно увеличивается, движения становятся более четкими и импульсивными. Напряжение руки и пальцев должно быть минимальными. Сила нажима пальцев на струну зависит и от темпа. С увеличением скорости нажим на струну уменьшается.

Следующие упражнения нужны для развития независимости пальцев друг от друга.

Примеры в представленном файле

Во время падения первого пальца на струну остальные пальцы совершают такое же движение как и первый, останавливаясь от струны на определенное расстояние. Положение ладони остается таким же, как и до падения. Во время отскока первого пальца остальные возвращаются в исходное положение.

 При падении второго пальца третий движется аналогично вместе с ним по направлению к грифу и останавливается на уровне ногтевой фаланги второго пальца, стоящего на струне. При активном поднятии второго пальца все три пальца возвращаются в исходное положение. При падении третьего и четвертого пальцев на струну работа продолжается. Важно заметить то, что во время подъема над струной форма пальцев остается округлой.

Примеры в представленном файле

         В данном упражнении важно проконтролировать движение пальцев от вышележащих к нижележащим. Большое значение приобретает в этом виде техники умение свободно совершать противоположные по направлению движения – падение нижележащего и отскок вышележащего пальца. Необходимо также заметить, что преждевременное подкладывание нижележащего пальца отрицательно сказывается на четкости и ритмичности движений всех пальцев, особенно при ускорении темпа. В работе над этим упражнением необходимо так же учитывать все замечания, сказанные ранее.

         Данные упражнения необходимо отрабатывать только в медленном темпе. Необходимо заметить важный момент, то с ускорением темпа игры расстояние пальцев от грифа уменьшается, но ощущение отдельных импульсивных движений пальцев должно сохраняться. При изучении гамм, упражнений необходимо точно выполнять все ваше указанные замечания и постоянно следить за свободным состоянием всей руки.

         Желательно весь технический материал учить наизусть (особенно на начальном этапе). Внимание ученика должно быть направленно непосредственно на достижение задач: звукоизвлечения. Правильное интонирование и закрепление всех нужных, технических приемов.

         Работа над техническими приемами тесно связанна с интонированием. При отработке приемов падения и отскока пальцев необходимо воспитывать предощущения и ощущения расстояний на грифе. Воспитание этих навыков вплотную связанно с развитием предслышания и объективного слушания  интервалов и каждого звука мелодии.

По истечении длительного времени, при настойчивой и правильной работе двигательный процесс автоматизируется.

Работая над развитием техники, надо выделить такие важные моменты:

  1. «Рулевое движение руки». Это важное положение левой руки, выполняемое в плечевом суставе при переходе пальцев со струны на струну. «Рулевое движение обеспечивает одинаковый угол падения пальцев при игре на различных струнах, однако это движение не должно быть преувеличенным.

  2. Переход пальца с одной струны на другую. Здесь важно заметить, что при переходе с одной струны на другую, палец на предыдущей струне не следует поднимать до тех пор,  пока свое место не займет другой палец на соседней струне. Однако долго задерживать палец на предыдущей струне не следует. Это способствует плавному, без призвуков переходу со струны на струну. Это условие особенно важно при игре легато.

  3. Малая и большая секунды. Исполняя малую и большую секунды, нужно следить за естественным движением пальца, что бы не было излишнего напряжения.

    При исполнении малой секунды нужно следить, что бы не было «склеивания» косточек средних суставов пальцев. Косточки должны быть отведены друг от друга.

  4. Гаммы. Целесообразно при игре гамм практиковать не только аппликатуру с четвертыми пальцами но и с открытыми струнами, т.к. пассажи в виртуозных произведениях исполняются именно аппликатурой, используемой открытые струны.

  5. Гаммообразные последовательности. При исполнении гаммообразных последовательностей необходимо следить за индивидуальностью каждого пальца. Нужно что бы каждый палец ставился на струну самостоятельно. По два, а то и три пальца не в коем случае на струну ставить нельзя.

  6. Воспитание независимости движений обеих рук. Активизация деятельности одной руки не должна вызывать излишнего напряжения в работе другой руки.

    В заключении хочется привести еще одно упражнение с ритмическими вариантами. Оно хорошо развивает независимость и подвижность пальцев на более поздних этапах занятий (старшие классы).

    Примеры в представленном файле


 

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа "Развитие левой руки скрипача. О беглости пальцев на начальном этапе." »



Методическая работа


« Развитие техники левой руки скрипача.

О беглости пальцев на начальном этапе.»





















Преподаватель по классу скрипки

Рыбакова Елена Робертовна,

МБОУ ДО «Локосовская ДШИ».


















Использованная литература:

М.М. Балянчик «Вопросы музыкальной педагогики».

О. Агарков «Очерки по методике обучения игре на скрипке"



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рыбакова Елена Робертовна

Дата: 08.08.2015

Номер свидетельства: 224646

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) ""Игровая интерпретаторская среда,способствующая быстрому,психологически комфортному овладению учеником премудростями скрипичной постановки""
    ["seo_title"] => string(159) "ighrovaia-intierprietatorskaia-srieda-sposobstvuiushchaia-bystromu-psikhologhichieski-komfortnomu-ovladieniiu-uchienikom-priemudrostiami-skripichnoi-postanovki"
    ["file_id"] => string(6) "288286"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454603427"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства