kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая работа на тему « Особенности образовательного процесса в фортепианных классах ДШИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный этап развития общества в России характеризуется значительными демократическими преобразованиями в области политики, экономики, культуры. Существенные изменения происходят и в образовательной сфере. Для современной системы образования, включающей в себя учреждение дополнительного образования, важным становится не только подготовка квалифицированного специалиста, но и формирование всесторонне развитой личности. Для этого педагогами создаются специальные условия, к которым можно отнести отказ от жёстко регламентированных форм обучения и воспитания и переход к моделям творческого взаимодействия « ученик-учитель». Особенно это важно в системе учреждений дополнительного образования, которые изначально ориентированы на добровольность, вариативность, индивидуализацию, креативность и другие обучения и воспитания.

         В связи с этим особый интерес представляет « Детская школа искусств» в системе учреждений дополнительного образования, которая обладает огромным потенциалом для формирования и развития общеэстетической культуры, являясь залогом, базой дальнейшего культурного самосовершенствования в последующей жизнедеятельности.

         Отмечая в этом аспекте педагогические возможности ДШИ, мы акцентируем внимание на решение этих задач в процессе фортепианной подготовки учащихся и организацию этого процесса.

         - Большое значение для изучения изучаемой проблемы имеют исследования психологов- Теплова Б.М., Леонтьева А.Н., раскрывающих специфические особенности творческого развития личности, её способностей.

         - Исследованию различных аспектов музыкально-эстетической культуры детей и подростков посвящены труды Сухомлинского В.А., Шацкого С.Т., подчёркивающих ведущую роль музыкально- творческой деятельности в её формировании.

         - Значительный интерес представляют прикладные аспекты музыкальной педагогики, связанные с методикой преподавания музыки Арчажниковой Л.Г., Абдуллина Э.Б., Алиева Ю.Б., Кабалевского Д.Б., Цыпина Г.М. и др.

         - Методические аспекты работы педагогов УДО достаточно обстоятельно раскрыты в работах Ивановой И.П., Лебедевой О.Е., Фришмана И.И. и др.

         - Представляют интерес исследования, анализирующие особенности учебного процесса в ДШИ  в плане развития творческих качеств личности детей. Это работы Крюковой В.В., Левченко И.А., Часовской И.А. и др.

         - Труды выдающихся фортепианных педагогов Алексеева А.Д., Баренбойма Л.А., Нейгауза Г.Г., Игумнова К.Н., Фейгина М.Э. и других освещающих методику фортепианного обучения.

При всей теоретической и практической значимости работ выше перечисленных авторов следует отметить, что ещё не накоплен достаточно полный материал, необходимый для решения проблемы музыкально-эстетического развития учащихся в связи с их инструментальной подготовкой в системе учреждений дополнительного образования « Детская школа искусств» и она не стала предметом специального изучения.

Недостаточная разработанность проблемы, а так же потребность учреждений дополнительного образования в обобщении практического материала  обуславливают актуальность данной проблемы и выбор темы « Особенности образовательного процесса в фортепианных классах ДШИ».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа на тему « Особенности образовательного процесса в фортепианных классах ДШИ»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Красноармейска Саратовской области»













Методическая работа на тему « Особенности образовательного процесса в фортепианных классах ДШИ»






Выполнила:

Тетерина Ксения Сергеевна

преподаватель МБУ ДО «ДШИ

г. Красноармейска

Саратовской области»
















2015 г.



Содержание

Введение

I Глава. Детская школа искусств в системе дополнительного образования.

§ 1.Система дополнительного музыкального образования в России. Цели и задачи.

§ 2.Психолого- педагогические аспекты в деятельности преподавателя ДШИ.

Заключение

Библиография





































Введение

Современный этап развития общества в России характеризуется значительными демократическими преобразованиями в области политики, экономики, культуры. Существенные изменения происходят и в образовательной сфере. Для современной системы образования, включающей в себя учреждение дополнительного образования, важным становится не только подготовка квалифицированного специалиста, но и формирование всесторонне развитой личности. Для этого педагогами создаются специальные условия, к которым можно отнести отказ от жёстко регламентированных форм обучения и воспитания и переход к моделям творческого взаимодействия « ученик-учитель». Особенно это важно в системе учреждений дополнительного образования, которые изначально ориентированы на добровольность, вариативность, индивидуализацию, креативность и другие обучения и воспитания.

В связи с этим особый интерес представляет « Детская школа искусств» в системе учреждений дополнительного образования, которая обладает огромным потенциалом для формирования и развития общеэстетической культуры, являясь залогом, базой дальнейшего культурного самосовершенствования в последующей жизнедеятельности.

Отмечая в этом аспекте педагогические возможности ДШИ, мы акцентируем внимание на решение этих задач в процессе фортепианной подготовки учащихся и организацию этого процесса.

- Большое значение для изучения изучаемой проблемы имеют исследования психологов- Теплова Б.М., Леонтьева А.Н., раскрывающих специфические особенности творческого развития личности, её способностей.

- Исследованию различных аспектов музыкально-эстетической культуры детей и подростков посвящены труды Сухомлинского В.А., Шацкого С.Т., подчёркивающих ведущую роль музыкально- творческой деятельности в её формировании.

- Значительный интерес представляют прикладные аспекты музыкальной педагогики, связанные с методикой преподавания музыки Арчажниковой Л.Г., Абдуллина Э.Б., Алиева Ю.Б., Кабалевского Д.Б., Цыпина Г.М. и др.

- Методические аспекты работы педагогов УДО достаточно обстоятельно раскрыты в работах Ивановой И.П., Лебедевой О.Е., Фришмана И.И. и др.

- Представляют интерес исследования, анализирующие особенности учебного процесса в ДШИ в плане развития творческих качеств личности детей. Это работы Крюковой В.В., Левченко И.А., Часовской И.А. и др.

- Труды выдающихся фортепианных педагогов Алексеева А.Д., Баренбойма Л.А., Нейгауза Г.Г., Игумнова К.Н., Фейгина М.Э. и других освещающих методику фортепианного обучения.

При всей теоретической и практической значимости работ выше перечисленных авторов следует отметить, что ещё не накоплен достаточно полный материал, необходимый для решения проблемы музыкально-эстетического развития учащихся в связи с их инструментальной подготовкой в системе учреждений дополнительного образования « Детская школа искусств» и она не стала предметом специального изучения.

Недостаточная разработанность проблемы, а так же потребность учреждений дополнительного образования в обобщении практического материала обуславливают актуальность данной проблемы и выбор темы « Особенности образовательного процесса в фортепианных классах ДШИ».























I Глава. Детская школа искусств в системе дополнительного образования Российской Федерации.

§ 1. Система дополнительного музыкального образования в России.

В данном параграфе предпринята попытка рассмотреть сущность дополнительного образования в России, определить особенности музыкального образования детей в Детской школе искусств.

« Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности» - так записано в « Законе Российской Федерации об образовании». В эту систему входит группа разнообразных учреждений дополнительного образования. Среди них сеть школ по « различным видам искусства», в том числе – детский музыкальные школы и школы искусств, основное предназначение которых- развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Система учреждений дополнительного образования в последние десятилетия претерпевает значительные изменения и представляет собой сложные многоуровневые педагогические системы. Реформирование образования России, развитие рынка образовательных услуг на рубеже веков, дали мощный импульс модернизации дополнительного образования, затронувший его структурные и функциональные основы. Это: расширение сети как однопрофильных, так и многопрофильных учреждений дополнительного образования, определение их статуса в ряду иных воспитательных организаций, уточнение содержания, поиск методов, форм, педагогических технологий, адекватных новым требованиям к образованию ( доступности, качества, эффективности).

Сегодня к дополнительному образованию сложилось двойственное отношение. С одной стороны является очевидным необходимость не только существования, но и развития её системы. Тем более что именно в деятельности учреждений дополнительного образования видится потенциал, резерв для творческого, культурного, интеллектуального развития подрастающего поколения. Согласно концепции модернизации образования, система учреждений дополнительного образования рассматриваются как составной, полноправный компонент единой системы непрерывного образования, « призванный обеспечить ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей в сфере досуга».

С другой стороны, вхождение всей системы образования в новые условия рыночных отношений, поставили учреждения дополнительного образования в жёсткие условия экономического существования. Из-за слабого финансирования прекратили своё существование многие из учреждений этой системы ( подростковые клубы, клубы по интересам, частично музыкальные школы и др.)

Но несмотря на сложности экономического порядка, проблема дополнительного образования всё больше привлекает внимание учёных-исследователей.

Вопросом организации досуга детей в рамках дополнительного образования занимались Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. и др.

Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. Поэтому нельзя рассматривать их как некую обособленную отрасль знаний. Установлено, что школьники, отлично занимающиеся музыкой, успешно учатся и по общеобразовательным предметам, а жизнь многократно подтверждает наличие у одарённых музыкантов незаурядных способностей вообще.

Концепция музыкального образования в стране предполагает создание системы массового( общего) музыкального воспитания и образования, которое ветвится на общехудожественное и профессиональное. Первое осуществляется на уроках музыки в общеобразовательных школах, немузыкальных вузах, отчасти в ДШИ. Второе в специальных учебных заведениях (колледжи, вузы, специальные музыкальные школы), где приобретает исключительно профессиональный характер. Здесь же начинается размежевание заведений для искусства и для массовой сферы.

Крайними полюсами в системе детского музыкального образования оказываются специальные музыкальные школы для одарённых детей и общеобразовательные школы, а между ними- детские музыкальные школы общего музыкального образования и школы искусств. Их назначение- общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в дополнение к программам общеобразовательных школ. Реальная же функция детской музыкальной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся выявить меру своего таланта и сделать выбор.

Термин « общее музыкальное образование» за последние годы завоёвывает себе право гражданства. Особенности его значения: первая часть , а именно слово « общее»- имеет двоякий смысл. Во-первых, она включает музыкальное образование в систему общего образования, куда оно, действительно, и должно входить, как неотъемлемая составная часть, этим сказано, что всякий человек, получающий общее образование в школе или вне её, не может и не должен миновать его музыкальной стороны, если хочет быть полно и гармонически развитым. Во-вторых, эта часть термина отличает общее музыкальное образование от специального, которое ставит своей задачей подготовку музыкантов- профессионалов: исполнителей, композиторов, певцов и т.д., и как таковое выходит за пределы общего образования. Поскольку задачей общего образования главным образом развитие человека, то и под общим музыкальным развитием учащихся нужно понимать не столько техническую умелость, сколько близость к самому искусству, навык воспринимать его и усваивать, чтобы искусство вошло большой и важной частью во всю жизнь человека, заняло бы значительное место в его духовном мире. Вторая часть- термин « образование»- включает в себя не только образование в узком смысле, но и воспитание, которое в школе искусств не является дополнением к процессу обучения, а составляет органическое единство с учебным процессом.

В современных условиях школа искусств является оной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры.

« Детская школа искусств»- это подразделение системы учреждений дополнительного образования, представляющее собой самостоятельную специфическую педагогическую систему, цели и задачи которой находятся в русле общих целей и задач учреждений дополнительного образования.

Специфика же Детской школы искусств в том, что творческая деятельность носит характер художественно- творческой деятельности( различных её видов, в отличии от Детской музыкальной школы, где творческая деятельность детей связана только с музыкой.)

Одной из особенностей Детской школы искусств в том, что она призвана создавать условия для раскрытия и развития творческих возможностей и способностей детей, удовлетворения их интересов и потребностей через художественно- творческую деятельность. Её виды( хоровое и сольное пение, основы хорового дирижирования, игра на музыкальных инструментах, деятельность по освоению теоретических основ искусства, ритмика, импровизация будет осуществляться через художественно-творческую деятельность, которая и станет для ребёнка способом познания мира. В то же время обучение в ДШИ не исключает, а наоборот поощряет ориентацию одарённых детей на последующее профессиональное самоопределение, именно в сфере искусства( музыка, живопись, танец и др.)

Необходимо отметить, что в понятии « школа»( в отличии от других объединений системы учреждений дополнительного образования, таких как: студия, кружок, секция и т.п.) заключено традиционное значение определённого места, куда приходят учиться, следовательно, основной задачей учащихся является овладение знаниями, умениями, навыками. Особенностью именно ДШИ системы учреждений дополнительного образования является обязательность посещения занятий для учащихся. Доминирующим критерием оценки является успеваемость.

Образование в условиях ДШИ в высокой степени профессионализировано, связано с получением сертификата, поэтому учреждениям дополнительного образования свойственна высокая регламентированность обучения: строгое расписание занятий, обязательное для всех воспитанников освоения учебного содержания. Обучение выступает в таких видах и методах, как индивидуально- групповое, дифференцированное и др., в школе осуществляется зачётно- экзаменационная форма аттестации.

В рамках данной работы мы остановим своё внимание лишь на одном структурном подразделении ДШИ, а именно об особенностях образовательного процесса в фортепианных классах.

Цель школ общего музыкального образования- сделать музыку достоянием не только одарённых детей, которые изберут её своей профессией, но и всех, кто обучается в школе; ведь серьёзное музыкальное воспитание должны получать и средние дети. Каждый из них может стать подлинным любителем музыки- активным слушателем, участником студенческого и домашнего музицирования. Д. Б. Кабалевский говорил, что « главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность».

Нельзя забывать, что учитель- педагог- воспитатель несёт всю полноту ответственности за духовную жизнь детей. Учитель музыки должен живо ощущать музыкальные пристрастия детей и, опираясь на это, вести их за собой, мгновенно реагировать на все позитивные изменения вкусов в обществе.

В детской среде за последние годы произошли кардинальные изменения, вызванные новыми реалиями общественной жизни. Они видят мир иным, чем предыдущие поколения. У современных детей наблюдается процесс расслоения сознания, охвативший в последнее время взрослых.

А ведь воспитание личности- есть её поэтапная и непрерывная подготовка к регуляции всех видов отношений, в ходе которых личность осваивает общественную и групповую шкалу ценностей, нормы, позиции, организацию, социальную символику и мотивационные способы участия в конфликтах.

В процессе же обучения и воспитания должна быть обеспечена социализация личности, т.е.: личностное гражданское и профессиональное самоопределение подростков. Это предполагает освоение новых реалий, подготовку к экономически самостоятельной жизни, формирование базового минимума культуры, что означает некоторые внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового, не антагонистического существования человека и окружающей среды, условия их гармонического развития.

Опираясь на перечисленные современные задачи и направления системы воспитания с позиции единства образовательного пространства, ДШИ должна быть очагом массового музыкально-эстетического воспитания, поскольку оно является частью модели воспитательной системы образовательных учреждений разного типа. Успехи, достигнутые за последние годы в решении проблем музыкального воспитания, говорят о большой работе и серьёзном внимании, которое уделяют педагоги- музыканты гармоническому развитию учащихся. Не ограничиваясь обучением игре на инструменте, педагоги стремятся воплотить идеи комплексного подхода в разностороннем воспитании детей.

Занимая специфическое место в системе образования, ДШИ имеет и специфические особенности образовательного процесса.

Учебно- воспитательные задачи, которые решают преподаватели ДШИ, в своей основе едины для всех предметов. Единство и взаимосвязь обусловлены особенностью музыкальных занятий, в которых музыка выступает и как объект познания и как средство воспитания, а так же нормами общения с ней(слушание, разбор и исполнение) и достаточно широкими возможностями применения знаний и навыков одних предметов при освоении других.

Знания о музыке в наше время играют всё большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию школьников образовательную широту и идейность. Система эстетического воспитания детей и молодёжи направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения. При всём её разнообразии, система эстетического воспитания сводится к нескольким основным направлениям, актуальным именно в музыкальном образовании:

- расширение музыкального кругозора;

- воспитание мировоззрения и моральных качеств;

- воспитание воли и характера;

- воспитание интереса к творческому труду и умения работать;

- воспитание аккуратности и дисциплины.

Повышение эффективности и качества общего музыкального образования ставит перед преподавателями ДШИ сложные и ответственные задачи. Принципы развивающего обучения и воспитания, всё шире проникающие в занятия по специальности и все формы обучения в ДШИ, призваны воспитывать грамотных музыкантов- любителей и профессионалов, дать им навыки творческого подхода к музыке и инструменту, ликвидировать или сократить до минимума психологический барьер « боязни» концертных выступлений, развить возможность практически реализовать творческие способности и потребности самовыражения( разные формы коллективного музицирования, предметы по выбору). Только шаг за шагом, ведя учеников от первых ещё поверхностных музыкальных впечатлений к глубокому и серьёзному постижению музыки, когда искусство из приятного препровождения времени превращается в жизненную потребность человека, основная задача педагога- музыканта в приобщении своих учеников к миру музыкального искусства.

Задача музыкального отделения школы- расширение музыкального кругозора, формирование музыкальных потребностей, интересов. В то же время ДШИ должна способствовать выявлению музыкально- одарённых детей, готовить их к профессиональной деятельности.

§ 2. Психолого- педагогические аспекты в деятельности преподавателя ДШИ.

Современная музыкальная педагогика унаследовала и творчески развила на новой социально- эстетической основе реалистические традиции русской музыкальной культуры, присущий ей исключительно высокий уровень развития. Кардинальные изменения, произошедшие в российском обществе к концу XX века, сказываются и на деятельности школ искусств. Фундаментальные начала отечественной педагогики сохраняются, хотя время и вносит в них свои коррективы. Традиционные методы преподавания изменяются, обновляются с учётом требований современности. Используемые в последнем десятилетии новые формы обучения, программы, комплексные планы обучения и воспитания- свидетельство решения актуальных проблем музыкального образования на государственном уровне.

В связи с этим главная задача- углубление педагогической направленности музыкального образования, при решении которой встают вопросы: какие знания, умения и навыки должен иметь в наши дни музыкант- педагог?

Достаточно ли ему хорошо владеть техникой игры на своём инструменте, обладать исполнительским мастерством и знать определённое число методических приёмов?

Педагогика не только наука, но и искусство. А искусство неразрывно связано с творческой инициативой. Педагогу, работающему с детьми, нужно обладать не только разносторонними знаниями, но и в меньшей мере и творческой изобретательностью.

Вопрос педагогического творчества особенно актуален на современном этапе. Творческая деятельность учителя музыки( как и любого учителя) зависит, с одной стороны, от его личностных способностей к педагогической деятельности, а с другой- от профессиональных знаний, владения педагогической техникой.

В своём исследовании я опираюсь на тезис Арчажниковой Л.Г., согласно которому « Специфика музыкально- педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства. Особенностью же музыкально- педагогической деятельности является наличие в числе её составляющих художественно- творческого начала.

Всякая педагогика определяется ответами на четыре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить и как учить.

« Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» ( А. Шнабель- австрийский пианист и педагог).

Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика. Правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей ученика, разнообразие методов воздействия на него- всё это определяет стратегию и тактику деятельности преподавателя, логику учебного процесса. Задачи педагога- не только передать ученику определённую сумму знаний, развить нужные умения и навыки, но и создать условия для широкого универсального развития молодого музыканта

Педагог- профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром растущего человека, а лейтмотив музыкально- педагогической деятельности- духовность, содержанием которой является то высшее, что характеризуется словами: истина, добро, красота. Они ведут учащихся по пути познания мира, по пути самосовершенствования. И как в жизни, так и на занятиях музыкой, искусством, духовному началу подчинены знания, умения, навыки, которыми овладевают учащиеся. Именно учитель- педагог- воспитатель несёт всю полноту ответственности за духовную жизнь детей.

« Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки- одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли» ( Д. Б. Кабалевский).

Современная музыкальная педагогика не замыкается в одной, установленной системе « рецептов», олицетворяющих принцип « учу, как меня учили». Методика прежде всего стремится раскрыть общие закономерности воспитания музыканта- исполнителя, грамотного любителя музыки. Её основной задачей является пробуждение творческой мысли, анализ педагогического процесса во всей его сложности и противоречивости, формирование системы методических взглядов, основанных на переосмыслении выводов практики.

Значение методики музыкального воспитания обусловлено важной ролью музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения. Именно знание методики позволяет педагогу воспитывать у детей понимание музыки и интерес к музыкальному искусству, формировать взгляды на его сущность и роль в жизни общества. Развитие методики как науки зависит от развития общества, культуры, музыкального искусства, школы.

Теснейшая связь с эстетикой, представляющей методологическую основу музыкального воспитания, проявляется в определении цели, задач, содержания, которые выдвигают свои принципы: единство эмоционального и логического, художественного и технического, единство развития ладового, ритмического чувства и чувства формы.

  • Принцип единства эмоционального и логического обусловлен спецификой музыкального искусства и особенностями его восприятия, развитие которого требует осознания эмоциональных впечатлений, вызываемых музыкой, а также её доступных выразительных средств.

  • Принцип единства художественного и технического основывается на том, что художественное, выразительное исполнение произведения требует соответствующих навыков и умений. Не может быть произведение исполнено на хорошем художественном уровне, если оно грешит техническими недоработками.

  • Принцип единства развития ладового, ритмического чувства и чувства формы должен лежать в основе различных видов музыкальной деятельности.



Методика музыкального воспитания и обучения опирается на педагогику в определении методов, разработка которых связана со следующими проблемами: взаимосвязью их с содержанием музыкального воспитания, формированием и развитием музыкальных способностей учащихся- развитием у них музыкального слуха и голоса, технических навыков, на основе их возрастных и индивидуальных особенностей.



В задачи методики входит совершенствование различных форм учебно- воспитательного процесса школы искусств: уроки по специальности, теоретические занятия, коллективное музицирование, предмет по выбору, внеклассная и внешкольная работа( концерты, творческие отчёты, музыкальные встречи, праздники и др.)



Современная методика предусматривает связь учебного материала ДШИ с близкими учебными предметами общеобразовательной школы: литературой, историей, изобразительным искусством, что важно и необходимо для осуществления всестороннего эстетического воспитания учащихся, формирования их духовной культуры.



Известно, что уроки в ДШИ начинаются и заканчиваются не по звонку, но их точное своевременное начало является чрезвычайно важным моментом в вопросе воспитания у учеников дисциплины труда и организованности.



Содержание урока является основой воспитательной работы над музыкальным произведением. Достижение этих целей невозможно без воспитания волевых качеств- внимания, сосредоточенности, настойчивости и др. Ведь именно наличие внимания способствует быстрому и качественному освоению навыков, а настойчивость, активность, целеустремлённость- способствует усовершенствованию усвоенных навыков и быстрому продвижению ученика, поэтому в воспитании волевых качеств немалую роль играет правильно поставленная педагогом цель занятий на данном этапе.



Воля- способность бороться, преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели, которая и становится стимулом действий, а цель должна быть осознана и ясна. Отдалённая цель- « научить играть» не может быть стимулом для ребёнка, не может постоянно воздействовать на него во время ежедневных занятий, её необходимо приблизить, сделать понятной ребёнку и задумчивой, а удача и успех вызывают прилив энергии и работоспособности ученика.



В условиях ДШИ, где одной из основных форм работы- индивидуальное обучение в классе по специальности, ответственным за воспитание учащихся является педагог. В то же время индивидуальные занятия не имеют целого ряда возможностей педагога на ученика, доступных при коллективных занятиях, где сила коллектива активно сказывается через соревнование, критику, оценку достижений учеников своими товарищами. Кроме того, некоторые учебно- воспитательные мероприятия нецелесообразно проводить с каждым учеником отдельно; ряд ценных качеств и навыков легче привить учащимся через работу в коллективе: воспитание внимания, воли, дисциплины, навык самоторможения, умение владеть собой, добиваться общей цели.



Музыкальное воспитание- уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребёнка, единства эффекта и интеллекта, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребёнка.



Музыкантам- педагогам необходимо изучение элементарных основ современной психологии, знание которых поможет разобраться в психических особенностях ученика, что важно при выборе тех или иных методов обучения и воспитания.



Для успешного построения образовательного процесса необходимо опираться на важнейшие дидактические принципы педагогики.

Современной дидактикой, творчески переосмысливающей многовековой педагогический опыт и разрабатывающей теорию обучения и образования, определены принципы, правила и требования, способствующие лучшему усвоению знаний и умственному развитию учащихся. К принципам, ставшим уже традиционными- систематического и последовательного обучения, сознательного усвоения знаний учащимися, прочного усвоения знаний, доступности обучения, наглядности- добавились ещё: принцип индивидуального подхода и принцип активности. Эти принципы общей педагогики, в аспекте музыкального обучения, отражают особенности такого обучения.

  • Принцип систематического и последовательного обучения- это то общее, что связывает музыкальную педагогику с другими видами обучения, т.к. нельзя овладеть предметом обучения, если изучать его от случая к случаю, отрывочно и нерегулярно. Занятия должны посещаться регулярно, изложение предмета проводится последовательно, согласно логике развития данного предмета, а последовательность применяемых методов и их систематичность имеет важное значение для формирования музыкальных знаний, умений и навыков. В музыкальной практике они необходимы для создания музыкального образа, что возможно только в процессе длительной тренировки и систематических занятий. Этот принцип лежит в основе планирования учебной работы в классе, сбалансированного соотношения всех видов деятельности в классе.

  • Принцип сознательного усвоения знаний музыкальной педагогики является антиподом авторитарных методик преподавания, подражания игре педагога и бездумного тренажа, по формуле « чем больше, тем лучше». Он требует от ученика умения самостоятельно разобраться в темпах, знаках( тональностях), аппликатуре, штрихах, педали, и другой терминологии, в структуре( фактуре) и содержании исполняемого произведения. Сознательная работа помогает выработать целесообразные примы игры, учить управлять свободными движениями, повышает эффективность упражнений, и постепенно у ученика формируется собственный подход к изучению произведения, индивидуальный метод организации работы, а в итоге- самостоятельность мышления и интерпретации.

  • Принцип прочного усвоения знаний- это последовательное накопление музыкальных знаний и умений, требующие тщательной проработки и закрепления в работе над каждым произведением.

  • Принцип доступности обучения связан с необходимостью учитывать возрастные особенности учащихся. Но и музыкальное развитие отличается от общего тем, что не так жёстко связано с возрастными нормами, потому что в музыкальном обучении доступность связана больше с индивидуальными особенностями учащихся, уровнем их одарённости, общим и музыкальным развитием, способностью к усвоению. И нередко младшие школьники в состоянии овладеть и на высоком художественном уровне исполнить сложные музыкальные произведения.

  • Принцип наглядности обучения служит « внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребёнком под руководством учителя в процессе овладения знаниями»( Леонтьев А.Н.)



В музыкальной педагогике используется два основных вида наглядности: показ( иллюстрация) и объяснение. Цель показа- создание представления о художественном образе в одном из конкретных исполнительских вариантов: педагогический показ или прослушивание в записи(аудио кассеты, диски). Более эффективен педагогический, который сопровождается анализом игровых приёмов и указанием способов овладения ими.



Большое значение имеют принципы: принцип индивидуального подхода и принцип анализа.



  • Принцип индивидуального подхода ставится в музыкальной педагогике на первое место, потому что связан с задачей развития присущих каждому ученику черт, свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность. Творческий подход к развитию индивидуальности- одна из задач музыкальной педагогики.

  • Принцип активности выдвигается как необходимость активной деятельности учащегося на всех стадиях учебного процесса.



Активность учащегося управляется на разных уровнях учебной деятельности, высшей формой является « напряжённая мыслительная деятельность» ( Люблинская А.А.) и активное эмоциональное отношение к исполнению и обучению в целом.



Поскольку принцип активности исходит из задачи добиться максимальных результатов в музыкальном развитии, он предполагает в качестве методического приёма преодоление заданий высокого уровня трудности, как в отношении репертуара, так и выполнения художественных и технических требований педагога.



Получить наиболее оптимальный результат в музыкальном развитии учащихся можно только при творческом применении дидактических принципов к особенностям инструментальной подготовки учащихся.



Резюмируя сказанное, можно сделать следующие выводы:

- Цель учебного процесса может быть достигнута различными способами . Все пути могут оказаться достойными внимания, важно лишь сделать правильный выбор;

- Деятельность преподавателя- музыканта незастывшая догма, а творческий процесс;

- Знание основ психологии ребёнка, основных положений и особенностей музыкальной педагоги обогащают творческий потенциал педагога и методику фортепианного обучения.













































Заключение

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности. В эту систему входит группа разнообразных учреждений дополнительного образования. Среди них сеть школ по различным видам искусства, в том числе детские музыкальные школы и детские школы искусств, основное назначение которых- развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Музыкальное образование является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности. Концепция музыкального образования в стране предполагает создание системы общего музыкального воспитания и образования. Под общим музыкальным развитием учащихся нужно понимать не столько техническую умелость, сколько близость к самому искусству, чтобы оно заняло значительное место в его духовном мире.

« Детская школа искусств», как одно из подразделений системы учреждений дополнительного образования, призвана создавать условия для развития творческий возможностей и способностей детей( в том числе и музыкальных).

Учитель- музыкант несёт всю полноту ответственности за духовную жизнь детей.

Грамотный учитель должен всю свою работу строить, опираясь на всю систему педагогических наук( музыкальная педагогика, психология, методики музыкального воспитания, обучения на специальных инструментах и др.).

Основной задачей всего образовательного процесса ДШИ является совершенствование различных форм учебно- воспитательного процесса: уроки по специальности, теоретические занятия, внеклассная и внешкольная работа( концерты, творческие отчёты, музыкальные встречи, праздники, конкурсы, фестивали и др.)

Таким образом может быть достигнута цель школ общего музыкального образования- сделать музыку достоянием не только одарённых детей, которые изберут её своей профессией, но и всех, кто обучается в школе.



Библиография

Алиев Ю.М. Формирование музыкальной культуры школьников- подростков. Дис…д-ра пед.н.- М, 1987.-417 с.: нот.- Библиогр.:с.358- 398.

Апрасина О.А. К вопросу о системе музыкального воспитания в школе/Муз. воспит. в школе.вып.10-М.:Музыка.1975.-232с.

Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.:, Музыка,1965.- 150 с.

Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. М.: Просвещение. 1964.-220 с.

Волкова Л., Казанцева Я. Уроки музыки- уроки творчества. Развитие творчества младших школьников//Проблемы детского музыкального воспитания.М.,1994-120 с

Вопросы фортепианного исполнительства. М.: Музыка 1965.,вып.1- 245.

Вопросы фортепианной педагогики.М.:Музгиз.1963,вып.1-196 с.

Выдающиеся пианисты- педагоги о фортепианном искусстве.М.-Л.,Музыка.1966.-314 с.

Гай Й. Техника фортепианной игры. М., Музгиз; Будапешт: Корвина. 1957-232 с.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.М.,Педагогика,1973-423 с

Цыпин Г. М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества.-М.,1988

Цыпин Г.М. Развитие музыкального слуха и чувства ритма у учащихся фортепианного класса.М.,1973.-62-183с

Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога.М.,Музыка.1975.-108 с

Щапов А. П. Фортепианная педагогика. Советская Россия.М.,1960-171 с




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Колбина Ксения Сергеевна

Дата: 15.03.2016

Номер свидетельства: 305992

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "«Развитие музыкально – образного мышления у учащихся младших классов фортепианного отделения ДШИ на примере темы «Музыкальные орнаменты» "
    ["seo_title"] => string(155) "razvitiie-muzykal-no-obraznogho-myshlieniia-u-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-fortiepiannogho-otdielieniia-dshi-na-primierie-tiemy-muzykal-nyie-ornamienty"
    ["file_id"] => string(6) "119676"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413478059"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства