Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "Методы выучивания музыкального произведения наизусть"»
МЕТОДЫ ВЫУЧИВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАИЗУСТЬ.
1. Одним из важных этапов работы над музыкальным произведением является заучивание его наизусть. Музыкальная память – пожалуй самая неисследованная область музыкальной психологии и педагогики. В то же время, знание о работе музыкальной памяти и её развитии необходимо каждому преподавателю музыки. У музыканта-исполнителя о знании памяти и её видов, о значении игры наизусть существовало и существует много различных мнений. В XIX веке игра на память не была общепринятой, более того игра по нотам не вызывала никаких протестов ни у публики, ни у критики. Исполнение наизусть считалось подвигом, посильным лишь для большого таланта, исполнение без нот рассматривали как «нарушение традиций, «ненужный риск» и даже «шарлатанство». В тоже время выдающийся итальянский пианист Ферручо Бузони (1866-1924) писал: «Я старый концертант, пришёл к убеждению, что игра на память придаёт несравненно большую свободу исполнению». В настоящее время, чтобы чувствовать себя на сцене, выступая перед публикой легко и свободно, желательно знать произведение наизусть. Игра без подглядывания в ноты позволяет сосредоточиться на технике исполнения. Выучивание произведения наизусть не относится к исполнению камерной музыки.
2. Музыкальная память – это умение быстро запоминать музыкальное произведение и способность максимально точно воспроизвести его спустя произвольный промежуток времени. Во время работы над музыкальным произведением используются следующие виды памяти:
1. Двигательная или моторная память: это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.
2. Эмоциональная память – память на чувства.
3. Образная память, которая делится на зрительную, слуховую и осязательную.
4. Словесно-логическая память. Она состоит в запоминании и воспроизведении мыслей. Но если нет осмысления материала, то такое запоминание называется механическим заучиванием.
Во время работы над музыкальным произведением используются все вышеуказанные виды памяти, то есть моторная, эмоциональная, образная и словесно-логическая, но у разных исполнителей преобладают разные виды памяти. Рассмотрим значимость данных видов памяти при разучивании музыкальных произведений.
Среди образных видов памяти, для музыкантов-исполнителей, в большей степени имеют значение слуховая и зрительная память. В музыкально-слуховой памяти различают в свою очередь способность запоминать мелодию, гармонию, тембр, ритм, а также интонацию. Она тесно связана с моторной (двигательной) памятью. Ведь если вместе с запоминанием музыки слухом, руки не будут запоминать движения, то исполнитель не сможет полноценно воспроизводить музыкальное произведение. Не только при исполнении наизусть, но даже при исполнении по нотам, произведение должно быть выучено моторной памятью. Руки должны запоминать направление движений, скорость и силу сокращения мышц.
Зрительная память – заключается в запоминании написанного нотного текста. Она в большинстве случаев играет второстепенную роль по сравнению со слуховой памятью, а слепые, например, вовсе обходятся без зрительной памяти. Но есть музыканты с великолепной зрительной памятью. У них она имеет первостепенное, по сравнению с другими видами памяти, значение.
Эмоциональная память – отвечает за сохранение впечатлений об эмоциональном характере музыки. В тоже время, свои чувства музыкант осознаёт и определяет словами, то есть эмоциональная память в какой-то степени связана со словесно-логической памятью. Словесно-логическая память помогает также запомнить логическую структуру произведения, тональности, голосоведения, модуляции, общий драматургический план произведения.
Процесс заучивания.
Подход к выучиванию музыкальных произведений у разных музыкантов различен. Одни, в процессе заучивания, большое значение придают моторной памяти, предлагая выучивать произведение путём многократного повторения до сильной усталости. Стоит отметить, что при таком заучивании нет полного осмысления нотного текста, нет четкого понятия обо всех штрихах, оттенках, аппликатуре, потому что перед тем как пальцы стали играть, нотный текст не был досконально проанализирован и осмыслен. Большинство же обучающихся в ДШИ и более профессиональные исполнители, выучивая произведение лишь двигательной памятью, часто подвержены срывам во время публичных выступлений. Объясняется это тем, что двигательный вид памяти наиболее склонен к сбою в результате концертного волнения музыканта. По сути, если исполнитель помнит музыкальное произведение только лишь моторикой, то можно уверенно сказать, что он не знает произведения наизусть. В этом можно легко убедиться, попросив подобного исполнителя исполнить произведение не с начала, а скажем, с середины. Если при заучивании была задействована лишь двигательная память, без участия слуховой, зрительной и словесно-логической, то исполнителю данная задача окажется не под силу.
Н.И. Голубовская в своей статье «Работа пианиста» подчёркивает, что нужно препятствовать тому, чтобы произведение заучивалось в первую очередь моторной память. Она предлагает сначала разобрать произведение по нотам, проиграть его, а затем заучивать его наизусть, используя логически-слуховую память. То есть сначала, по ее мнению, нужно пропустить музыкальный текст через сознание, и только потом, в процессе работы естественным путём подключается моторная память и подсознание. Голубовская считает, что на память нужно учить медленно, и при заучивании не должно быть каких-либо препятствий в моторике. По её мнению, технические трудности нужно устранять, а увеличение темпа производить уже при выученном наизусть тексте. Она также придает важное значение вниманию и представлению музыкального образа уже на начальном этапе изучения музыкального произведения. Она считает, что прежде, чем начать работать, нужно создать музыкальную концепцию произведения, наподобие того, как художник представляет себе будущую картину.
Уже из этих двух противоположных точек зрения видно, что подход к выучиванию музыкального произведения у разных музыкантов различен. И все же, большинство исследователей музыкальной памяти склоняются к мнению, выраженному А. Стояновым (болгарский методист), что на музыкальную память можно рассчитывать лишь тогда, когда процесс запоминания сознателен, и кроме мускульно-двигательной памяти, в нем принимают участие зрительная, слуховая, логическая память.
Методы работы по заучиванию наизусть.
Часто задается вопрос, стоит ли специально учить музыкальное произведение наизусть. Конечно стоит! Только так, целенаправленно, постепенно и надо учить на память, не дожидаясь того «счастливого» мгновения, когда понимаешь, что вроде бы уже все запомнил. Это ощущение может быть ложным. Заучивать наизусть следует только после того, как произведение действительно тщательно разобрано и для исполнителя в нем не осталось ни одного темного пятна. Правильный разбор – тот фундамент, на котором в дальнейшем будет стоять всё музыкальное произведение. Остановимся на методах правильного разбора.
Очень часто бессмертный и основополагающий принцип разбора любого музыкального произведения «вижу-слышу-играю»: вижу нотный текст – слышу внутренним слухом музыкальный материал – играю на инструменте и одновременно контролирую получаемое звучание внутренним слухом, подменяется в корне ошибочным «вижу-играю-слышу». Таким образом мы включаем внутренний слух, не давая ему трудиться и развиваться, и соответственно, не задействуем слуховую память в полной мере. Надо помнить, что предварительным этапом запоминания музыки всегда будет внутренний слух. Так же ошибочна теория, что разбирать и заучивать наизусть произведение нужно только за инструментом. Как раз за инструментом и не получается хорошего разбора и заучивания. И вот почему. Занимаясь разбором на инструменте, музыкант невольно будет стремиться сыграть нотный текст, ещё не услышав его внутри себя, тем самым исключая работу внутреннего слуха. Многие величайшие исполнители занимались на первоначальном этапе разбора без инструмента, анализируя нотный текст за столом. Так занимались Н. Паганини, Ф. Лист, С. Рахманинов и многие другие. Конечно, это гораздо сложнее, чем разбор за инструментом, потому что приходится включать свой мыслительный аппарат на полную мощность. Особенно это с трудом удаётся младшим школьникам. Но после такого разбора вероятность пропуска мимо сознания музыканта каких-либо важных элементов нотного текста практически исключается. И, наоборот, во время разбора и заучивания произведения только за инструментом, очень часто мимо сознания исполнителя проходят штрихи, динамические оттенки, правильная аппликатура; неверно исполняются сложные ритмические рисунки и т.д. К тому же, создание качественной художественной концепции исполнения при постоянных занятиях только за инструментом, часто просто невозможно. Основная цель первых проигрываний на инструменте – осмысление художественного замысла музыкального произведения. После этого сразу начинается тщательная проработка. Рассмотрим целесообразный метод разбора музыкального произведения. Сидя за столом необходимо внимательно:
1. Пропеть внутренним слухом всё произведение;
2. Вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст зрительно;
3. Простучать или прохлопать весь ритмический рисунок (особенно самые сложные места);
4. Внимательно изучить все штрихи, динамику, аппликатуру;
5. Следует выявить и определить настроение и идею произведения;
6. Понять музыкальную форму произведения.
В конце разбора, когда общая картина произведения станет полностью ясна, можно начать исполнять на инструменте, уже четко представляя себе цель и задачи, которые необходимо выполнить в этом произведении. Нельзя забывать, что все эти действия необходимо выполнять при неослабевающем внимании и сосредоточенности. Если внимание притупилось, наступила усталость, то стоит на время отложить занятия, чтобы продолжить их при более ясном сознании. Начав с грамотного разбора произведения, следует далее столь же целенаправленно выучивать произведение наизусть, не дожидаясь того момента, когда моторика захватит вас всецело. Учить следует вдумчиво, медленно. Предварительно лучше разделить произведение на части (можно обозначить части в нотах карандашом), найдя попутно схожий или одинаковый нотный текст, секвенционное развитие, похожий или одинаковый ритмический рисунок. Такой предварительный анализ помогает лучше запомнить музыкальный материал, а подчас и сокращает время при заучивании похожих или одинаковых мест. Все возможные мелодические линии необходимо пропевать с названиями нот, при этом чисто интонируя и в точном ритмическом движении. Метод пропевания нотного текста вслух с названиями нот позволяет подключить к работе слуховую и логические виды памяти. Если же при таком пропевании ещё и мысленно представлять исполнение этого текста на инструменте (причём правильной аппликатурой), то и зрительная память будет в работе, и двигательная подготовится к реальному исполнению. Надо помнить, что наилучшее запоминание получается лишь при постепенном заучивании. При этом, выучив например, второй такт, нужно вернуться к первому и повторить их вместе. Этот же принцип применим и к предложениям, периодам, частям. Нужно как бы «нанизывать» выученные отрывки на единую нить памяти, всё время возвращаясь к началу, и повторяя ранее выученное вместе с вновь заученным материалом. Обращаясь к нотному анализу необходимо постоянно, даже после того, как произведение уже прочно выучено. Ведь даже долговременная память имеет свойство терять мелкие элементы, и подчас исполнитель с удивлением обнаруживает, что играет не ту ноту или не тот штрих в произведении. Следует помнить об этом и не пренебрегать кропотливым разбором в уже, казалось бы, не раз сыгранном произведении.
Конечно, при работе над заучиванием произведения на память, преподаватель должен учитывать возрастные особенности ученика. Так, дети младшего возраста заучивают наизусть путем зазубривания, редко понимая до конца, что они учат. Такова психология данного возраста. Подростки же лишаются подобной возможности учить, не вникая в заучиваемый материал, и тем самым, их психология приближается к психологии взрослых людей. Подросткам и взрослым людям всегда для хорошего запоминания необходимо прежде понять изучаемый материал, осознать его до конца. К нотному материалу у разных по возрасту обучающихся так же разное отношение. Обучающиеся младших классов учат нотный текст без какого-либо разбора формы произведения, усвоения логики музыкального развития. Подростки же, напротив, начинают анализировать ноты и пытаются понять логику построения произведения. Нужно еще раз подчеркнуть, что хороший результат при запоминании на память возможен лишь при систематической целенаправленной и внимательной работе. Такая методика запоминания с успехом используется в педагогической практике. Подобным методом заучивал на память великий итальянский скрипач Николло Паганини. Благодаря правильному запоминанию он смог стать первым скрипачом, который исполнял все свои концертные произведения наизусть.
При заучивании нужно помнить и про то, какое время суток оптимально для заучивания, а какое для повторения. Для заучивания, конечно, лучше всего использовать утренние и ранние дневные часы. А вот для повторения лучше всего подойдут вечерние часы. Наилучшее для повторения время – перед сном. Во время сна эта информация перерабатывается качественнее и откладывается в долговременную память. Но надо помнить, что бывают исключения, и возможно для кого-то эффективнее заучивать вечером, а повторять утром. Так же не стоит пренебрегать советами ученых в области ароматерапии, которые советуют использовать определенные ароматы в процессе умственной работы и запоминания.
«Экспериментально установлено, - пишет в своей книге «Лимон. Мифы и реальность» доктор медицинских наук, профессор Неумывакин И.П., - что вдыхание запаха лимона, эвкалипта, мускуса снимает чувство усталости, возбуждает нервную систему, способствует процессу познания, стимулирует память».
Непрестанная умственная работа, использование всех видов музыкальной памяти, пробуждение личного интереса к произведению является наилучшим средством заучивания наизусть. Как говорят: плохой музыки не бывает, во всем можно найти что-то интересное.
Рекомендации по закреплению выученного текста.
После того, как произведение уже прочно выучено, необходимо обращаться к нотному анализу. Ведь даже долговременная память имеет свойство терять мелкие элементы, и подчас исполнитель с удивлением обнаруживает, что играет не ту ноту или не тот штрих в произведении. Следует помнить об этом, и не пренебрегать кропотливым нотным разбором в уже казалось бы не раз сыгранном произведении. Когда произведение уже выучено наизусть, оно нуждается в регулярных повторениях для закрепления в памяти. Но в начале, после того как музыкальный материал был выучен, необходимо дать ему возможность просто «отлежаться». Наилучшие результаты запоминания оказываются при повторении материала через день или 2 дня. Не рекомендуется делать слишком большие перерывы – в этом случае это может превратиться в новое выучивание наизусть. Надо помнить, что количественная сторона имеет значение лишь в сочетании с качественной. Как показывают исследования отечественных и зарубежных психологов, повторение выученного материала оказывается эффективным тогда, когда оно включает в себя нечто новое, а не простое восстановление того, что уже было. В каждое повторение необходимо всегда вносить хоть какой-то элемент новизны – либо в ощущениях, либо в ассоциациях, либо в технических приемах.
Даже тогда, когда произведение хорошо выучено наизусть, методисты рекомендуют не расставаться с нотным текстом. Повторение по нотам должно регулярно чередоваться с проигрыванием наизусть. Огромную пользу приносит игра в медленном темпе. Это помогает уяснить все, что могло с течением времени ускользнуть от контроля сознания.
Заключение.
Музыкальная память представляет собой сложный комплекс различных видов памяти, но два из них – слуховой и моторный – являются для нее самыми важными. На вступительных экзаменах в ДШИ одним из основных испытаний для поступающего бывает проверка музыкальной памяти. Считается, что умение запоминать нотный текст – некая прирожденная способность любого музыкально – одаренного человека. Надо согласиться с выводами психологов, что музыкальная память – не музыкальная способность, и соответственно её якобы отсутствие – не повод отказывать поступающему в приёме!
И понятно, что если даже музыкальный слух и чувство ритма поддаются улучшению, то что же говорить об их производной – музыкальной памяти.
Поэтому необходимо, начиная с начального уровня музыкального образования, развивать свойства музыкальной памяти, обучать юных музыкантов эффективным методам заучивания нотного текста.
Список литературы:
Н.И. Голубовская статья «Работа пианиста»,
В.И. Руденко «Вопросы музыкальной педагогики»,
Б.М. Теплов «Психология музыкальных способностей».