kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический доклад на тему" Современные формы и приемы работы с учащимися в классе фортепиано"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная методика музыкального образования в большей мере ориентирована на личность ребенка, его воспитание, обучение и развитие в процессе общения с музыкой.

Уроки необходимо выстраивать таким образом, чтобы у ученика была возможность развить свои творческие качества, а не только приобрести определенные навыки и знания.

Цель работы: рассмотреть современные формы и приемы работы преподавателя с обучающимся в классе фортеиано.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический доклад Современные формы и приемы работы»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №1 им. Свиридова города Курска»


















Методический доклад



«Современные формы и приемы

работы преподавателя с учащимися в классе фортепиано».





















Преподаватель Дюльдина Л.Е.











2023 год



Методический доклад:

«Современные формы и приемы работы преподавателя с учащимися в классе фортепиано»

Слайд 1, 2.

Современная методика музыкального образования в большей мере ориентирована на личность ребенка, его воспитание, обучение и развитие в процессе общения с музыкой.

Уроки необходимо выстраивать таким образом, чтобы у ученика была возможность развить свои творческие качества, а не только приобрести определенные навыки и знания.

Слайд 3.

Цель работы: рассмотреть современные формы и приемы работы преподавателя с обучающимися в классе фортепиано.

Задачи:

  • Раскрыть основные направления процесса обучения ученика ДШИ в классе фортепиано;

  • Роль психологических факторов в работе педагога;

  • Рассмотреть основные тенденции, методы фортепианной педагогики в современных условиях;

  • Возможность использования информационных технологий в ДШИ при обучении игре на фортепиано

Слайд 4.

Роль психологического фактора в обучении.

На сегодняшний день к педагогам предъявляются особенно высокие требования в плане знаний психологии детей. Это объясняется большой эффективностью личностно ориентированного подхода к обучению.


Необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся (младший школьный - для этого возраста характерны двигательные способности, наличие постоянной потребности в движении, объяснять приемы исполнения необходимо исходя из того, насколько они соответствуют уровню мышления детей их физическому развитию, обучение выстраивать по степени возрастания сложности; дети этой возрастной группы нуждаются в игровой форме обучения, им трудно запомнить все, что было выучено на уроке, поэтому целесообразно возвращаться к изученному ранее материалу; подростковый , переходной возрасттребует особого внимания. Активный физических рост становится причиной изменения состояния, настроения ребенка, он становится вспыльчивым, раздражительным, это отражается на публичных выступлениях (нестабильность), потеря интереса к творческой работе, поэтому педагогу следует менять привычные методы работы находить нужные слова и методы, которые бы помогли сохранить интерес к обучению на фортепиано);

Осуществлять поиск новых форм и методов, приемов и средств воздействия на обучающихся, чтобы не травмировать психику ученика;

Ориентироваться на личностные индивидуальные особенности обучающихся;

Уделять особое внимание подбору репертуара, учитывать психологические особенности и нервную организацию учащегося, не допуская психологических травм; (многие педагоги допускают ошибку, пытаясь двигаться ускоренными темпами, не учитывая его возможности. Как результат могут быть психологические травмы у ребенка.)

Создавать доброжелательную атмосферу на уроке. На уроке главная фигура – это ученик!!!

Пробуждение интереса к занятиям стимулирует волю учащегося, что в свою очередь ведет к сосредоточенности внимания, к умению и желанию трудиться самостоятельно.



Слайд 5.

Традиционная методика в большей мере опирается на передачу классических знаний и опыта, тем не менее, на современном этапе следует сочетать традиционные методики и инновационные методы, которые развивают индивидуальные качества детей и развивают их творческий потенциал.

По своей природе, урок фортепиано является индивидуальным занятием с учащимся. Это дает преподавателю прекрасную возможность выбирать и комбинировать разные формы урока,

Существуют различные  формы урока: традиционный и нетрадиционный (нестандартный).

Традиционным -  называют комбинированный урок, имеющий четкую структуру, с повторением пройденного материала, изучением нового и применением нового в практической работе на уроке и при выполнении  домашних заданий.

Слайд 6.

Из традиционных методик можно выделить методику Е. Ф. Гнесиной.

Анализируя наследие Е.Ф. Гнесиной, нужно отметить, что большое место занимает в нем проблема воспитания двигательной свободы пианиста. Основные положения этой проблемы в период начального обучения кратко сформулированы в предисловии к «Фортепианной азбуке». Наряду с необходимостью развития слуховых навыков начинающего Елена Фабиановна считает, что «ученик должен приучиться к правильной посадке на стуле и усвоить первоначальные игровые движения». «Важную роль при этом играет положение корпуса играющего. Сгорбленная спина, свисающие локти и отсутствие упора в ногах (маленьким детям необходима подставлять под ноги скамеечку) крайне вредно отражаются на развитии двигательных навыков».

Так, проверяя свободу кисти, локтя, Елена Фабиановна говорила: «Держи рояль кончиком пальца!», требуя при этом не прогибать суставы пальца, опираться на них.

Елена Фабиановна, говоря слова напутствия начинающим педагогам-пианистам, отметила необходимость развития беглости, основных навыков исполнения полифонии и особенно подчеркнула воспитание отношения к звуку, умения «добиваться продолжительности звучания, певучести». Это являлось непременной основой интонирования мелодии

В комментариях к «Подготовительным упражнениям», в разделе, который посвящен достижению хорошего legato и певучего звука, Елена Фабиановна пишет, что необходимо глубоко погружать палец в клавишу при полной свободе кисти и всей руки, не допуская при этом ни малейшего стука: присутствие посторонних шумов при звукоизвлечении — показатель плохого контакта пальца с клавишей, свидетельствующий о нецелесообразности исполнительского приема. Бережное отношение к звуку как выразителю музыкального смысла сочинения — педагогический принцип Елены Фабиановны.

Е.Ф.Гнесина обращает внимание на три основные закономерности исполнения многоголосной ткани, без которых ведение двух и более голосов невозможно.

Первая из них — длительность звука прямо пропорционально влияет на массу звучания: «...необходимо научить ученика выдерживать (и, разумеется, брать) длинные ноты так, чтобы они действительно звучали до конца своей длительности».

Елена Фабиановна обращает внимание на то, что одинаковые длительности, взятые не одновременно, должны согласовываться между собой: «В двухголосии звук, появляющийся на фоне выдержанного голоса, должен быть взят настолько мягко, чтобы не заглушить первого, выдерживаемого звука».

Вторая закономерность, которой должен был овладеть ученик,- смысловое значение сопряжения двух и более голосов, соотношение их мелодических рисунков, выраженное в образующихся по вертикали интервалах, различие в них «ведущего» и «ведомого» или равных по значению.

Третья — ощущение пространственности, слышание пауз в голосах. Нельзя допускать, чтобы пауза, едва возникнув, тотчас же заполнялась звучанием других голосов: их необходимо исполнять во взаимодействии с паузой, то есть сохраняя смысл и значение звучащих голосов, роль каждого из них в соотношении с паузой.

Её сборники детских пьес («Пьески-картинки», «Альбом детских пьес», «Миниатюры», «Маленькие этюды» в 4х тетрадях на все виды техники, «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники», «Фортепианная азбука» - являются прекрасным материалом для развития основных пианистических навыков.

Слайд 7.

В фортепианной практике часто применяется форма комбинированного урока На сегодняшний день целесообразно сочетать разные методики в обучении, как традиционные, так и инновационные, включая современные методики обучения игре на фортепиано Т. Смирновой, В. Мальцева. Хорошие результаты дают комплексные авторские методики А. Артоболевской, Е. Тимакина, Тургеневой.

Как правило, на уроке фортепиано работа над музыкальным произведением ведется в одном направлении. Педагог ставит различные задачи: ритмические, артикуляционные, звуковые задачи, овладение педализацией и т.д.


Разновидностью комбинированного урока является тематический урок, как урок сообщения новых знаний.

На таких уроках изучается одно направление, но в разных стилях и жанрах.


На начальном этапе следует провести беседу с учеником о том, кто создал произведение, в какую эпоху оно было сочинено, и какая манера исполнения и стиль будут применяться при исполнении. Далее нужно провести более глубокий анализ произведения (образ, сюжет, элементы языка) в форме беседы с проказами – книги, картины и т.д. После беседы предложить ученику выполнить творческое задание: описать свое эмоциональное впечатление, устно провести анализ произведения, проанализировать технические приемы, проговорить авторские ремарки.



Для подробного анализа текста использовать:

прочтение нот вслух, простукивание ритма, счет вслух, игра одним пальцем вне ритма (осознание клавиатурного рисунка, для младших школьников полезно проигрывать мелодию одним пальцем вне ритма),

сольфеджирование, «осторожное» проигрывание, не допуская ошибок (ведет к осознанию высотности мелодического рисунка),

вычленение простого из сложного (облегчает восприятие музыки),

беззвучное контактирование пальцев с клавишами, преувеличенный показ отдельных элементов музыкального материала, «нескучные способы борьбы с трудными местами» (покататься на руке учителя, как пассажир самолета. Ученик ощущает движение, сущность штрихов. Можно играть с закрытыми глазами. Игра в ансамбле, игра через «увеличительное стекло», рассматривая все переплетения звуков, вслушиваясь в звучание, оценивая направление звуков в медленном темпе), «поделим трудности на двоих» - соревнования на ловкость, по очереди проигрывать трудное место), Игра педагога и учителя при исполнении произведения– «замри», «отомри»

Метод «унификации ритмики», когда долгие звуки предварительно дробятся на несколько коротких повторяющихся звуков, а паузы заполняются подходящим аккордом, так усваивают временные расстояния.

На заключительном этапе работы над целостностью исполнения произведения:

Достижение ровного исполнения по нотам и на память;

Преодоление двигательных трудностей в пассажах;

Углубление выразительности игры;

Уточнение характера звучности , темпа, педализации;

Целесообразно использовать методы:

– пробного проигрывания, без инструмента, небольшие фрагменты, постепенно удлиняя музыкальную мысль, варьирование силы голосов, артикуляционные варианты, ритмические варианты, силовые варианты,

Проигрывание целиком, как на сцене, «метод раздвинутых проигрываний»

Слайд 8.

Стремясь к усовершенствованию преподавания в классе фортепиано можно предложить  введение уроков, не имеющих четкой структуры и формы. Такие уроки называют нетрадиционными.

Выделяют несколько форм нетрадиционных уроков с использованием фантазии ученика и преподавателя –

урок-сказку, урок-сюрприз, урок-фантазию, урок-игру, урок-путешествие, урок-пейзаж, урок-концерт, урок-прогулку, урок-ритмы джаза, урок - музыка дождя, урок- звуки осени, урок-звуки зимы, урок-звуки весны, урок - звуки лета, урок-музыка везде, урок-консультация, урок-взаимообучения, проблемный урок  и  т.д.

В последнее время в своей педагогической практике необходимо прибегать к нетрадиционной форме обучения, чтобы повысить интерес к освоению материала, успешно с ним справляться и развиваться в данном направлении, постоянно совершенствуя свои знания в сотворчестве с учениками и их родителями.

Слайд 9.

Несмотря на положительные стороны традиционной формы, систематичность обучения, упорядоченную подачу учебного материала, – современные педагоги постоянно ищут новые формы оживления процесса объяснения материала и обратной связи.

Такими формами могут стать занимательные разновидности уроков, например, которые использую в своей практике:

Урок-концерт – это публичное выступление, представление музыкальных сочинений тех или иных композиторов; (играем танцевальную музыку, марши и т.д)

Урок-конкурс – соревнование в каком-то из видов фортепианного исполнительства: в чтении с листа, музыкальном исполнении (я делаю на уроках ансамбля – очень интересный вид деятельности с двумя учащимися);

Слайд 10, 11,12

Урок-игра – выполнение заданий в игровой форме (например, музыкальное или ритмическое лото для освоения нотной записи). 

Урок-фантазия –сочинение мелодий, (на стихи), подбор по слуху простых аккомпанементов;

К. Орф писал: «Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная – это создает атмосферу радости, стимулирует развитие способностей.»

Сайд 13,14

Урок-сюрприз – сочетание элементов игры, конкурсов, загадок,кроссвордов, исполнения музыкальных произведений;

В современных учебниках «Пианист-фантазер» очень много загадок, ребусов, кроссвордов для обучающихся младшего возраста. В «Музыкальной мозаике» В. Кузнецова – для старшего возраста.

Урок-сказка – сочинение на заданный сюжет «Колобок», «Теремок»), фабулу;

Урок взаимообучения учащихся – ученик выступает в роли учителя по отношению к другому ученику (любят так пародировать 1-классники);

Слайд 15.

Урок-консультация – проводится непосредственно перед публичными выступлениями или самостоятельным разучиванием произведения;

Урок-экскурсия – посещение филармонии, органного зала, театра, концертов.

Урок - ситуационно-ролевая игра – соревнование учеников, включающее заданные роли в вымышленной ситуации. 

Проблемный урок – выполнение задания, имеющего варианты решения. (подбор аппликатуры)

Межпредметные уроки – включение в урок материала, касающегося других учебных дисциплин (литературы, изобразительного искусства и др.). 

Урок- «погружение» - изучение творчества одного композитора на примере разных сочинений или «погружение» в эпоху, представленную различными авторскими школами. (творчество Г. Свиридова)

Слайд 16

Использование нетрадиционных форм обучения в фортепианном классе с учащимися любого школьного возраста показывает рост познавательной активности, развитие коммуникативных качеств учащихся. Нетрадиционные уроки становятся сотворчеством преподавателя и учащегося, служат совместным представлением, совместным исследованием, способствует духовному взаимодействию участников. 

Слайд 17

Особенностью использования нетрадиционных уроков является стремление преподавателя разнообразить занятия учеников:

вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе;

  • поддерживать разнообразие мнений, альтернативность;

  • развивать отношения взаимопонимания с учеником.

При этом, проводя такие уроки, эмоциональный тон должен быть не развлекательный, а занимательный и увлеченный;

Нетрадиционные формы уроков помогают развить у учащегося его самостоятельные творческие способности, обеспечить быстроту усвоения учебного материала. А для преподавателя проведение таких уроков дает возможность выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия.

Слайд 18.

Рассмотрим некоторые нестандартные методы работы с учащимися при проведении нетрадиционного урока.

Игровые и эмоциональные ситуации, такие как музыкальные игры и викторины. Например, «Найди клавишу», «Музыкальный кроссворд», и другие.

Работа над раскрытием художественного образа в пьесе, включает музыкальные материалы и рисунки, презентации, тексты песен, рассказ, отгадывание настроений (колыбельная, марш, гроза, игра).

Анкетирование. Отвечая на вопросы про занятия в музыкальной школе, ученики начинают лучше ценить уроки музыки, понимать как много они им дают, и больше хотеть продолжить обучение. А преподаватель получает обратную связь, которая позволит совершенствовать процесс музыкального обучения и воспитания детей, то, о чем на педсовете рассказала в своем докладе Ковалева И.В.

Это нетрадиционный (игровой) по форме тип урока. Задача преподавателя показать различные формы работы, чтобы это было, прежде всего, интересно детям.

Не секрет, что последние годы (10 лет) интерес к занятиям музыкой стал меньше, скорее всего, что-то изменилось в сознание людей. Появилось много других увлечений: многоканальное телевидение, компьютерные игры, гаджеты и т.д. Соблазнов много, потому и в занятиях в школе искусств тоже что- то должно поменяться.

Да, все главные каноны музыканта должны сохраняться (это, прежде всего работа над техникой, и никуда от этого не уйти). Изучение произведений классической музыки обязательно! Игра в ансамбле!

На начальном этапе обучения важно найти такие формы работы, чтобы увлечь ребенка, влюбить его в музыку. Очень важно, чтобы все то, чему научится ребенок, не уходило в никуда!

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, творчества. Без этого он засушенный цветок.

В. Сухомлинский.

Одной из форм работы в классе – «Музыкальная шкатулка», в нее мы собираем пройденный репертуар (складываем в шкатулку «фантики», на которых написаны произведения).

Озвучиваем «музыкальную шкатулку» в конце года, когда изучены произведения и в шкатулке не менее 10 произведений (например, 1-классники). 1. Гнесина Е. Этюд, 2. Д. Кабалевский «Полька», 3. Гедике «Ригодон» , 4. Цыганочка, 5. Подбор песни «Мишка с куклой», 6. Шмитц «Тяжелый рок»,7. Шитте Этюд 8. Л. Бирнов «Веселая игра», 9. А. Гедике «В лесу ночью», 10. Е. Геллер «Сказочное шествие».

В работе применяю знакомство и исполнение старинной музыки с использованием разных современных технологий и инструментов.

Как объяснить ребенку, что музыка 17 века была также популярна в свое время, как сейчас современная музыка. Что до изобретения фортепиано был клавесин и орган.

В нашем городе можно услышать музыку, исполненную на органе, отправившись на концерт в Католический храм или в Филармонию.

Самый простой способ послушать с ребятами музыку И.С. Баха в исполнении клавесина и органа, прибегнув к возможностям интернета.

У многих детей дома имеются цифровые фортепиано или синтезаторы, на которых можно исполнить музыку И.С. Баха, переключая тембры разных инструментов. На ребят это производит яркое впечатление.

Орган- «Царь царей» среди инструментов. Инструмент-оркестр!» Бах – в переводе с немецкого – «ручей», «Не ручей - море должно быть ему имя» - сказал о Бахе великий Бетховен!

(Менуэт - французский танец. Галантные поклоны, изящные приседания на первую долю».

«Вальс»- танец, кружение на три доли… танцуем вместе, показываю на видеоносителе.)

Подбор по слуху. Еще одна интересная форма работы, которая нравится не только детям, но и их родителям, дедушкам и бабушкам – это подбор по слуху. Не каждый ребенок станет профессиональным музыкантом в будущем, а подобрать песню с аккомпанементом, прочитать с листа – этому педагог может научить каждого ученика. Используя главные трезвучия T-S-D.

Ансамблевое музицирование обязательно в овладении инструментом. У начинающих музыкантов знакомство с инструментом происходит на маленьких песенках-попевках, которые обязательно сопровождаются аккомпанементом педагога. Ребенок сразу слышит богатую окраску звучания. Мои ученики с удовольствием играют в ансамбле.

Ансамбль – это коллективное творчество, это развитие умения слышать и слушать.

Музыканты должны уметь пользоваться терминами, темпами, обозначениями динамики. Все это интереснее изучать в игровой форме используя любой предмет – мячик, передавая мяч ученику, задаю вопрос, он отвечает и возвращает мяч обратно и.т.д.

Таким образом можно с интересом, без труда выучить термины,

Слайд 19.

Таким образом, для развития навыков игры на фортепиано, музыкального слуха, памяти и музыкального вкуса целесообразно сочетать в педагогической практике традиционные и инновационные методы работы.

На начальных этапах обучения, как уже отмечалось ранее, очень важно постоянно поддерживать интерес к обучению, к творчеству. Этого возможно достичь за счет применения разных методов обучения, игровых форм обучения, усиления творческой атмосферы на занятиях в классе фортепиано.

Слайд 20

Использование инновационных методов обучения игре на фортепиано.

21 век – век стремительного развития технологий. Меняется и педагогика, появляются новые методы обучения. Для того, чтобы сделать урок занимательным, интересным, современному педагогу необходимо овладеть новыми информационными формами и методами обучения.

Информационные технологии оказывают большую помощь в преподавании обучения музыке:

изучение библиографических и энциклопедических сведений о композиторах, их музыке, просмотр портретов композиторов разных эпох,

прослушивание произведений и анализ музыкальных произведений,

создание музыки, просмотр видеозаписей концертов,

возможность дистанционного обучения,

аудиозаписи исполнителей фортепианных, симфонических произведений,

возможность услышать разные техники исполнения.

Компьютер – это доступная учебно-развивающая среда для любого вида деятельности современного ребенка. Компьютерные технологии обеспечивают разнообразие учебного материала в отличие от традиционных средств обучения в музыкальной школе.

Новатором фортепианной методики является смоленский композитор и пианистка – Симонова Татьяна Альбертовна, ее программа «Ступеньки доверительности» направлена на раскрепощение детей, открытость, доверительность взаимоотношений, проявление творчества в музыкальной деятельности.

Виды деятельности на ее уроках следующие: танцевальные, пластические; восприятие музыки, песенное творчество педагога и учащихся; игры; ансамбль; чтение нот с листа; композиция и импровизация; творческие задания и музыкальные сказки.

Например: «Листья падают» О. Куревина – музыка вальсовая, под плавную музыку дети имитируют падающие листья, передают нерезкими, скользящими движениями рук мелодию. Воспитывается ласковость, нежность, мечтательность.

Автор программы разработала словарь музыкально эмоциональных терминов, которые помогают обогатить словарный запас музыкантов при характеристике произведений.

Например: веселая, резвая, мечтательная, приветливая, сильная, метельная, опасливая, недовольная, темная, богатырская.

Еще один вид программы – игры. Музыкальные игры Т.Симоновой способствуют быстрому запоминанию материала, избавляют от комплексов.

Например: «необычное пение» (спеть песенку, зажав нос пальцами); «Танцы с …»(станцевать с необычным предметом, с подушкой, с чайником..);»Угадай мою песню» (напеть первую строчку песни, которая известна ребенку, если он ее узнает, пусть поет следующую).

Из программы можно выделить таблицу бесед о музыке, где собран материал для проведения внеклассных досуговых мероприятий.

Например: Дружим с музыкой весь день», «Музыка ночи», «Масленица» «Мама – слово дорогое», «Новогодняя музыка разных стран»

Слайд 21

Заключение. Таким образом, для развития навыков игры на фортепиано, музыкального слуха, памяти и музыкального вкуса целесообразно сочетать в педагогической практике традиционные и инновационные методы работы.

На начальных этапах обучения, как уже отмечалось ранее, очень важно постоянно поддерживать интерес к обучению, к творчеству. Этого возможно достичь за счет применения разных методов обучения, игровых форм обучения, усиления творческой атмосферы на занятиях в классе фортепиано.

Слайд 22

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«sovremennyy_urok_fortepiano»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №1 им. Свиридова города Курска» Презентация методической работы «Современные формы и приемы работы преподавателя с учащимися в классе фортепиано» Преподаватель высшей категории Дюльдина Лариса Евгеньевна  город Курск 2023г.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №1 им. Свиридова города Курска»

Презентация методической работы

«Современные формы и приемы работы преподавателя с учащимися в классе фортепиано»

Преподаватель высшей категории

Дюльдина Лариса Евгеньевна

город Курск 2023г.

Данная работа посвящена современным формам и приемам работы преподавателя с обучающимися в классе фортепиано. Изучение этой темы является актуальным, поскольку такие приемы в сочетании с традиционными позволяют добиваться больших результатов в процессе обучения.  Современная методика музыкального образования в большей мере ориентирована на личность ребенка, его воспитание, обучение и развитие в процессе общения с музыкой и уроки необходимо выстраивать таким образом, чтобы у ученика была возможность развить индивидуальные творческие качества, развивать их творческий потенциал.

Данная работа посвящена современным формам и приемам работы преподавателя с обучающимися в классе фортепиано. Изучение этой темы является актуальным, поскольку такие приемы в сочетании с традиционными позволяют добиваться больших результатов в процессе обучения.

Современная методика музыкального образования в большей мере ориентирована на личность ребенка, его воспитание, обучение и развитие в процессе общения с музыкой и уроки необходимо выстраивать таким образом, чтобы у ученика была возможность развить индивидуальные творческие качества, развивать их творческий потенциал.

Цель работы:   рассмотреть современные формы и приемы работы преподавателя с обучающимися в классе фортепиано . Выполнить следующие задачи : Раскрыть основные направления процесса обучения ученика ДШИ в классе фортепиано; Роль психологических факторов в работе педагога; Рассмотреть основные тенденции, методы фортепианной педагогики в современных условиях; Возможность использования информационных технологий в ДШИ при обучении игре на фортепиано;

Цель работы: рассмотреть современные формы и приемы работы преподавателя с обучающимися в классе фортепиано .

Выполнить следующие задачи :

  • Раскрыть основные направления процесса обучения ученика ДШИ в классе фортепиано;
  • Роль психологических факторов в работе педагога;
  • Рассмотреть основные тенденции, методы фортепианной педагогики в современных условиях;
  • Возможность использования информационных технологий в ДШИ при обучении игре на фортепиано;

Роль психологического фактора в обучении Необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся (младший, подростковый, переходной возраст); Осуществлять поиск новых форм и методов, приемов и средств воздействия на обучающихся, чтобы не травмировать психику ученика; Ориентироваться на личностные индивидуальные особенности обучающихся; Уделять особое внимание подбору репертуара, учитывать психологические особенности и нервную организацию учащегося, не допуская психологических травм; Создавать доброжелательную атмосферу на уроке. Воспитывать внимание, волю, умение и желание трудиться самостоятельно.

Роль психологического фактора в обучении

  • Необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся (младший, подростковый, переходной возраст);
  • Осуществлять поиск новых форм и методов, приемов и средств воздействия на обучающихся, чтобы не травмировать психику ученика;
  • Ориентироваться на личностные индивидуальные особенности обучающихся;
  • Уделять особое внимание подбору репертуара, учитывать психологические особенности и нервную организацию учащегося, не допуская психологических травм;
  • Создавать доброжелательную атмосферу на уроке.
  • Воспитывать внимание, волю, умение и желание трудиться самостоятельно.

По своей природе, урок фортепиано является индивидуальным занятием с учащимся. Это дает преподавателю прекрасную возможность выбирать и комбинировать разные формы урока – традиционный и нетрадиционный (или нестандартный) урок.  Традиционным  называют комбинированный урок, имеющий четкую структуру, с повторением пройденного материала, изучением нового и применение нового в практической работе на уроке и в выполнении  домашних заданий.  Нетрадиционным - называют уроки, не имеющие чёткой структуры и формы.

По своей природе, урок фортепиано является индивидуальным занятием с учащимся. Это дает преподавателю прекрасную возможность выбирать и комбинировать разные формы урока – традиционный и нетрадиционный (или нестандартный) урок.

Традиционным  называют комбинированный урок, имеющий четкую структуру, с повторением пройденного материала, изучением нового и применение нового в практической работе на уроке и в выполнении  домашних заданий.

Нетрадиционным - называют уроки, не имеющие чёткой структуры и формы.

Традиционные уроки Из традиционных методик выделим методику Гнесиной Е.  Её сборники детских пьес («Пьески- картинки», «Альбом детских пьес»,  «Миниатюры», «Маленькие этюды»  в 4х тетрадях, «Подготовительные  упражнения к различным видам фортепианной техники», «Фортепианная азбука» – являются прекрасным материалом для развития основных навыков пианиста .

Традиционные уроки

  • Из традиционных методик выделим методику Гнесиной Е.

Её сборники детских пьес («Пьески-

картинки», «Альбом детских пьес»,

«Миниатюры», «Маленькие этюды»

в 4х тетрадях, «Подготовительные

упражнения к различным видам

фортепианной техники»,

«Фортепианная азбука» – являются

прекрасным материалом для развития

основных навыков пианиста .

На сегодняшний день целесообразно сочетать традиционные и инновационные методики обучения игре на фортепиано, включая современные методики Смирновой Т., Мальцева, А., комплексные авторские методики Артоболевской, Е.Тимакина, Тургеневой.  Чтобы обучающийся не терял интереса к занятиям, можно включить «занимательную» методику Л. Никольской, уделять должное внимание импровизациям, собственным сочинениям и подбору по слуху.

На сегодняшний день целесообразно сочетать традиционные и инновационные методики обучения игре на фортепиано, включая современные методики Смирновой Т., Мальцева, А., комплексные авторские методики Артоболевской, Е.Тимакина, Тургеневой.

Чтобы обучающийся не терял интереса к занятиям, можно включить «занимательную» методику Л. Никольской, уделять должное внимание импровизациям, собственным сочинениям и подбору по слуху.

Формы нетрадиционных уроков с использованием фантазии ученика и преподавателя :  урок-сказку, урок-сюрприз, урок-фантазию, урок-игру, урок-путешествие, урок-пейзаж, урок-концерт, урок-прогулку, урок-ритмы джаза, урок-музыка дождя, урок-послушаем птиц, урок-звуки осени/зимы/весны/лета, урок-музыка везде, урок-музыка народов мира, урок-народное творчество в звуках и ритмах, урок-легенды и мифы, урок-консультация, урок-взаимообучения, проблемный урок и т.д.

Формы нетрадиционных уроков

с использованием фантазии ученика и преподавателя :

урок-сказку, урок-сюрприз, урок-фантазию, урок-игру, урок-путешествие, урок-пейзаж, урок-концерт, урок-прогулку, урок-ритмы джаза, урок-музыка дождя, урок-послушаем птиц, урок-звуки осени/зимы/весны/лета, урок-музыка везде, урок-музыка народов мира, урок-народное творчество в звуках и ритмах, урок-легенды и мифы, урок-консультация, урок-взаимообучения, проблемный урок и т.д.

Несмотря на положительные стороны традиционной формы, систематичность обучения, упорядоченную подачу учебного материала, современные педагоги постоянно ищут дополнительные формы оживления процесса объяснения материала и обратной связи. Такими формами могут стать занимательные разновидности уроков, которые можно использовать в своей практике: Урок-концерт  – это публичное выступление, представление музыкальных сочинений тех или иных композиторов; Урок-конкурс  – соревнование в каком-то из видов фортепианного исполнительства: в чтении с листа, музыкальном исполнении (уроках аккомпанемента – очень интересный вид деятельности с двумя учащимися );

Несмотря на положительные стороны традиционной формы, систематичность обучения, упорядоченную подачу учебного материала, современные педагоги постоянно ищут дополнительные формы оживления процесса объяснения материала и обратной связи. Такими формами могут стать занимательные разновидности уроков, которые можно использовать в своей практике:

  • Урок-концерт  – это публичное выступление, представление музыкальных сочинений тех или иных композиторов;
  • Урок-конкурс  – соревнование в каком-то из видов фортепианного исполнительства: в чтении с листа, музыкальном исполнении (уроках аккомпанемента – очень интересный вид деятельности с двумя учащимися );

Урок-игра  – выполнение заданий в игровой форме (например, музыкальное или ритмическое лото, карточки для освоения нотной записи).  Урок-фантазия  – сочинение мелодий, подбор по слуху простых аккомпанементов; Урок-сюрприз  – сочетание элементов игры, конкурсов, загадок, исполнения музыкальных произведений; Урок-сказка  – сочинение на заданный сюжет, фабулу; Урок взаимообучения учащихся  – ученик выступает в роли учителя по отношению к другому ученику ;

Урок-игра  – выполнение заданий в игровой форме (например, музыкальное или ритмическое лото, карточки для освоения нотной записи). 

Урок-фантазия  – сочинение мелодий, подбор по слуху простых аккомпанементов;

Урок-сюрприз  – сочетание элементов игры, конкурсов, загадок, исполнения музыкальных произведений;

Урок-сказка  – сочинение на заданный сюжет, фабулу;

Урок взаимообучения учащихся  – ученик выступает в роли учителя по отношению к другому ученику ;

Наглядные пособия  Для усвоения терминов, штрихов, динамики и темпов Карточки. Лото. Картинки. Таблицы

Наглядные пособия Для усвоения терминов, штрихов, динамики и темпов

  • Карточки. Лото. Картинки. Таблицы

Урок-консультация  – проводится непосредственно перед публичными выступлениями или самостоятельным разучиванием произведения; Урок-экскурсия – посещение филармонии, органного зала, оперного театра, концертов. Проблемный урок  – выполнение задания, имеющего варианты решения.  Урок- «погружение»  - изучение творчества одного композитора на примере разных сочинений или «погружение» в эпоху, представленную различными авторскими школами.

Урок-консультация  – проводится непосредственно перед публичными выступлениями или самостоятельным разучиванием произведения;

Урок-экскурсия – посещение филармонии, органного зала, оперного театра, концертов.

Проблемный урок  – выполнение задания, имеющего варианты решения. 

Урок- «погружение»  - изучение творчества одного композитора на примере разных сочинений или «погружение» в эпоху, представленную различными авторскими школами.

Использование нетрадиционных форм обучения в фортепианном классе с учащимися любого школьного возраста показывает рост познавательной активности , развитие коммуникативных качеств учащихся .  Нетрадиционные уроки становятся сотворчеством преподавателя и учащегося, служат совместным представлением, совместным исследованием, способствует духовному взаимодействию участников

Использование нетрадиционных форм обучения в фортепианном классе с учащимися любого школьного возраста

показывает рост познавательной активности , развитие коммуникативных качеств учащихся .

Нетрадиционные уроки становятся сотворчеством преподавателя и учащегося, служат совместным представлением, совместным исследованием, способствует духовному взаимодействию участников

Особенность нетрадиционных уроков  Заключается в стремлении преподавателя разнообразить занятия с учеником: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.  Нетрадиционные формы уроков помогают развить у учащегося его самостоятельные творческие способности, обеспечить быстроту усвоения учебного материала.  При этом, проводя такие уроки, эмоциональный тон должен быть не развлекательный, а занимательный и увлеченный, важно поддерживать разнообразие мнений, альтернативность и развивать отношения взаимопонимания с учеником.

Особенность нетрадиционных уроков

Заключается в стремлении преподавателя разнообразить занятия с учеником:

  • вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе;
  • удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.
  • Нетрадиционные формы уроков помогают развить у учащегося его самостоятельные творческие способности, обеспечить быстроту усвоения учебного материала.

При этом, проводя такие уроки, эмоциональный тон должен быть не развлекательный, а занимательный и увлеченный, важно поддерживать разнообразие мнений, альтернативность и развивать отношения взаимопонимания с учеником.

Нестандартные методы работы с учащимися: Работа над раскрытием художественного образа в пьесе, включает музыкальные материалы и рисунки, презентации, тексты песен, рассказ, отгадывание настроений (колыбельная, марш, гроза, игра); «Музыкальная шкатулка», накопление пройденного репертуара (собрать в шкатулку стикеры с написанными наименованиями произведений); Знакомство и изучение старинной музыки (исполнение на цифровом рояле, синтезаторе в режиме воспроизведения звучания тембров старинных инструментов); Подбор по слуху (подбор песни с аккомпанементом, чтение с листа, ансамблевое музицирование); Изучение музыкальных терминов в игровой форме. Ансамблевое музицирование обязательно в овладении инструментом. У начинающих музыкантов знакомство с инструментом происходит на маленьких песенках-попевках, которые обязательно сопровождаются аккомпанементом педагога. Ребенок сразу слышит богатую окраску звучания. Подбор по слуху знакомых мелодий , используя основные трезвучия Т-S-D;

Нестандартные методы работы с учащимися:

  • Работа над раскрытием художественного образа в пьесе, включает музыкальные материалы и рисунки, презентации, тексты песен, рассказ, отгадывание настроений (колыбельная, марш, гроза, игра);
  • «Музыкальная шкатулка», накопление пройденного репертуара (собрать в шкатулку стикеры с написанными наименованиями произведений);
  • Знакомство и изучение старинной музыки (исполнение на цифровом рояле, синтезаторе в режиме воспроизведения звучания тембров старинных инструментов);
  • Подбор по слуху (подбор песни с аккомпанементом, чтение с листа, ансамблевое музицирование);
  • Изучение музыкальных терминов в игровой форме.

Ансамблевое музицирование обязательно в овладении инструментом. У начинающих музыкантов знакомство с инструментом происходит на маленьких песенках-попевках, которые обязательно сопровождаются аккомпанементом педагога. Ребенок сразу слышит богатую окраску звучания.

Подбор по слуху знакомых мелодий , используя основные трезвучия Т-S-D;

Использование информационных технологий в ДШИ

Использование информационных технологий в ДШИ

  • Информационные технологии помогают повысить познавательную активность детей, делают процесс более интересным, стимулируют на повышение исполнительского мастерства.
  • Компьютер –это доступная учебно-развивающая среда для любого вида деятельности современного ребенка, в том числе для развития музыканта;
  • С помощью компьютерных технологий ученики ДШИ могут быстро ознакомиться с новым материалом, закрепить его, узнать много интересного и нового о музыкантах, их сочинениях, о музыке, поиграть в музыкальные игры.
  • Немного о методике Симоновой Т.А.
Заключение Таким образом, для развития навыков игры на фортепиано, музыкального слуха, памяти и музыкального вкуса целесообразно сочетать в педагогической практике традиционные и инновационные методы работы. На начальных этапах обучения, как уже отмечалось ранее, очень важно постоянно поддерживать интерес к обучению, к творчеству. Этого возможно достичь за счет применения разных методов обучения, игровых форм обучения, усиления творческой атмосферы на занятиях в классе фортепиано. На сегодняшний день к педагогам предъявляются особенно высокие требования в плане знаний психологии детей. Это объясняется большой эффективностью личностно ориентированного подхода к обучению. На занятиях в классе фортепиано реализация данного подхода также приносит очень хорошие результаты.

Заключение

Таким образом, для развития навыков игры на фортепиано, музыкального слуха, памяти и музыкального вкуса целесообразно сочетать в педагогической практике традиционные и инновационные методы работы.

На начальных этапах обучения, как уже отмечалось ранее, очень важно постоянно поддерживать интерес к обучению, к творчеству. Этого возможно достичь за счет применения разных методов обучения, игровых форм обучения, усиления творческой атмосферы на занятиях в классе фортепиано.

На сегодняшний день к педагогам предъявляются особенно высокие требования в плане знаний психологии детей. Это объясняется большой эффективностью личностно ориентированного подхода к обучению. На занятиях в классе фортепиано реализация данного подхода также приносит очень хорошие результаты.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дюльдина Лариса Евгеньевна

Дата: 04.11.2023

Номер свидетельства: 639337

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "ДОКЛАД  К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ  СОВЕТУ «Организация учебного процесса в классе специального  фортепиано»"
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-k-piedagogichieskomu-sovietu-orghanizatsiia-uchiebnogho-protsiessa-v-klassie-spietsial-nogho-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "248920"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446805249"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства