kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации к урокам по развитию музыкального мышления младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе даются методические рекомендации к урокам, с учетом особенностей психологического развития учащихся младшего школьного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к урокам по развитию музыкального мышления младших школьников»

Методические рекомендации к урокам

по развитию музыкального мышления младших школьников.



Александрова Светлана Николаевна

МБУ ДО «Коряжемская ДШИ»


Для ребёнка младшего школьного возраста характерны четыре основных вида деятельности: учение, общение, игра и труд, каждый из которых выполняет специфические функции в его развитии. Учение, которое становится ведущей деятельностью, способствует приобретению знаний, умений и навыков. В игре, продолжающей занимать довольно значительное место в его жизни, совершенствуется предметная деятельность, логика и приёмы мышления, формируются и развиваются навыки и умения делового взаимодействия с людьми. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать людей. Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление. Без активного участия ребёнка в любом из этих видов деятельности, его психическое развитие было бы односторонним и неполным.

При работе над музыкальным произведением все эти виды деятельности сплетаются воедино, углубляя интеллектуально-эмоциональное восприятие мира. Именно формирование определённых видов деятельности необходимо для развития музыкально-художественного мышления ребенка. В нем надо воспитывать потребность творческого самовыражения и достижения в этом высоких художественных результатов. Только тогда будут развиваться и необходимые музыкальные способности, и формироваться соответствующие личностные качества.

Повышенная эмоциональность, впечатлительность, образность восприятия особенно характерны для детей младшего школьного возраста. Русские психологи, в частности И.Б.Берхин, отмечают, что у детей этого возраста чувство преобладает над разумом, что размышление, оценка наступают лишь тогда, когда ребёнок эмоционально переживает увиденное и услышанное. Приоритет эмоционального развития при занятиях музыкой младших школьников отмечается во многих современных музыкальных методиках.

Для детей младшего школьного возраста наиболее характерна наглядно-образная форма мышления. Практические действия как бы отходят на второй план и, познавая объект, ребёнку совсем не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Наглядность как бы опережает мышление, что необходимо учитывать в классе специального фортепиано. В музыкальной педагогике используется два основных вида наглядности: показ (иллюстрация) и объяснение. Цель показа – создание представления о художественном образе в одном из конкретных исполнительских вариантов. Различают педагогический и исполнительский показ. Педагогический отличается тем, что он сопровождается анализом игровых приёмов и указанием на способы овладения ими. Без объяснения и обсуждения важнейших сторон исполнения, то есть без рационально-логического подхода, игра ученика сведётся к простому подражанию, когда внешние эффекты подменяют собой содержание произведения.

Размышление о музыке начинается с первого урока, когда ученик ещё даже не прикасается к клавишам. Прослушивая пьески в исполнении преподавателя, он учится рассказывать о своих чувствах, настроении, вызванных музыкой.

Связь образного мышления с навыками выразительного исполнения – это один из способов развития музыкального мышления ребёнка, творческого, активного отношения к изучению нотного текста, к воплощению образа в звучании. Вся работа ученика приобретает живой, творческий характер. На этой основе освоение средств выразительности и приёмов исполнения происходит полноценно, процесс этот увлекает ученика и позволяет резко улучшить качество приобретаемых навыков.

Уже на начальном этапе обучения надо обращать внимание ученика на выразительные средства, логику построения, т.е. подводить ученика к мысли, что для создания определённого образа необходим свой набор музыкальных средств. Для примера возьмём детскую попевку Н.Френкель из сборника М.Андреева и Е.Конорова «Первые шаги в музыке»:

Ля, си, до, до, си, си, ля.

Снег ло - жит - ся на по - ля,

На де - ревь - я, на до - ма.

Э - то к нам приш-ла зи - ма.


Обсуждаем с учеником характер песенки, интересуемся - нравится ли ему это время года, чем он занимается зимой? Затем обращаем внимание ребёнка на выразительные средства и вместе решаем, что играть надо не очень громко, т.е. меццофорте, использовать штрих легато, темп анданте. Обсуждаем с учеником аппликатуру, удобную для исполнения. В результате получается, что не учитель задаёт песенку для отрабатывания штриха легато, а ученик сам старается его правильно сыграть, чтобы пьеска прозвучала красиво и выразительно. При такой работе ненавязчиво внушается взаимосвязь игровых движений с музыкальным образом.

Интересно будет проиграть с ребёнком уже знакомую ему песенку в другом ладу. Обращаем внимание ученика, что заменяя ноту «до» на «до#», мы уже играем песенку в мажоре, и здесь, возможно, потребуются другие выразительные средства. Из нескольких сборников можно подобрать пьески на зимнюю тему, но различные по характеру и по игровым движениям. Таким образом, уже на начальном этапе обучения ребёнок учится мыслить логически, анализировать, подбирать выразительные средства, опираясь на свои знания.

В работе над гаммами ученику можно наиболее ярко продемонстрировать рациональность и логичность музыкальных построений, сравнивая их даже с математическими формулами. В 1 классе я начинаю проходить с учеником сразу пять диезных гамм (до 4-х знаков) одновременно. Это позволяет ему осознать логичность появления новых знаков и выбранной аппликатуры. Сначала играем гаммы правой рукой, каждый раз проговаривая вслух какой появляется новый знак и почему. Например: «Чтобы найти гамму после Ре мажора, построим квинту от ноты «ре». Получим ноту «ля», значит - это будет гамма Ля мажор. Если в Ре мажоре было 2 диеза, значит в Ля мажоре – 3 диеза: фа, до и соль». На первых уроках обычно табличка появления диезов всегда стоит перед учеником. Конечно, в будущем ученик узнает и другие, более быстрые способы нахождения знаков, но на данном этапе мне представляется более логичным отталкиваться от квинтового круга.

Домой целесообразно задавать то, что уже в классе отработано вместе, так как умственные усилия в одиночестве, без подбадривания педагога, большинству первоклассников ещё не под силу.

После того, как отработана правая рука, переходим к левой, начиная снова методично и вдумчиво проговаривать всё вслух. Здесь же возможна игра расходящегося вида двумя руками.

Следующий этап работы, который обычно начинается со 2 класса, – игра гамм двумя руками. Анализируем с учеником аппликатуру, и вместе с ним удостоверяемся, что она одинакова и удобна во всех этих гаммах:

Правая рука: 12312345

Левая рука: 54321321

Отмечаем, что 4 пальцы находятся возле тоники, в правой руке всегда на VII ступени, в левой – на IIступени, 3 пальцы в обеих руках «дружат» между собой и всегда играют вместе.

Изучение аккордов начинаем с тонических трезвучий, прорабатывая отдельно терции и квинту, и только затем собирая их в аккорд. В зависимости от руки ребёнка и его приспособляемости к клавиатуре, к игре секстаккордов и квартсекстаккордов переходим индивидуально. Преподносим аппликатуру не как готовую формулу для запоминания, а с логическим объяснением именно данного порядка пальцев.

При изучении минорных гамм, первые уроки также посвящаем нахождению логических принципов применения именно данной аппликатуры. Практика показывает, что большинству детей подобные логические задания интересны и они с удовольствием этим занимаются. Следующий этап работы – полученные знания закрепить уже на уровне умений и навыков, отрабатывая все виды в каждой гамме.

Также необходимо упомянуть, что вся данная работа проходит под строгим слуховым контролем и при правильной постановке рук, так как выразительное музыкальное исполнение является главной задачей любой игры на инструменте.

Соединение рационально-логической основы с образно-эмоциональной наиболее наглядно проявляется в пьесах и этюдах, где ясная логичность их построений сочетается с эмоциональностью музыкального образа. Ученики московского педагога Артоболевской с удовольствием играли все этюды К.Черни благодаря тому, что каждый этюд имел свою программу. Внемузыкальная программа составляется до музыковедческого анализа произведения для того, чтобы предоставить ребёнку возможность свободно фантазировать. Обращение к жизненному опыту самого ребёнка, интересные сравнения, подборка стихов, картин помогают глубже выявить содержание музыки. Этому помогает и исполнительский показ педагога, создающий представление о художественном образе. Но без объяснения и обсуждения важнейших сторон исполнения, то есть без рационально-логического подхода, игра ученика сведётся к простому подражанию, когда внешние эффекты подменят собой содержание произведения.

Этюды, написанные для младших школьников, имеют понятную музыкальную форму, несложную гармоническую основу, запоминающуюся мелодию - всё это позволяет проводить логический анализ, опираясь на знания, уже имеющиеся в багаже ученика и постепенно добавляя новые. Этюды для начинающих обычно написаны в форме периода, что позволяет ученикам осознать логику развития, выстроить фразировку. В своей работе я часто провожу аналогии между литературной и музыкальной речью. Это не обязательно должна быть подтекстовка, хотя с начинающими и она может иметь большое значение. Анализируя мелодическую линию, выделяем фразы и предложения; продумываем динамику их развития, находим главную кульминацию всего этюда, а также кульминационные точки каждого предложения и каждой фразы. Вспоминаем знаки препинания в литературной речи, анализируем, как они помогают нам понять смысл текста, и вновь возвращаемся к речи музыкальной, пытаясь найти в ней свои «запятые» и «точки». В 1 классе можно провести и простейший гармонический анализ, так как дети уже знакомы с понятием тоники.

Правильно подобранный музыкальный образ помогает применять необходимые именно в данном случае штрихи, вырабатывать целесообразные приёмы игры.

Приведём примеры нескольких этюдов, которые я изучаю практически с каждым учеником.

Пятипальцевая позиция, длительное применение одного двигательного приёма, умеренный темп делают Этюд А.Жилинского привлекательным для работы. Проанализируем с ученицей форму этюда: трехчастная, в которой 1 и 3 части совершенно одинаковые, а 2 часть от них отличается, но в целом этюд звучит в одном настроении. Продумывая аппликатуру, подсказываем ученице, что здесь пятипальцевая позиция, и она, исходя из своего музыкального опыта, расставляет аппликатуру самостоятельно. Вслушиваясь в гармоническую окраску, в 1 и 3 частях четвертные ноты каждого такта левой руки собираем в одну гармонию и проигрываем аккордами. Исполнение в левой руке простого позиционного фона, не представляющего большой трудности для ученицы, позволяет сосредоточиться на чёткой пульсации шестнадцатых в партии правой руки. Правильно подобранный музыкальный образ помогает применять необходимые именно в данном случае штрихи, вырабатывать целесообразные приёмы игры. При изучении этюда ученице было предложено представить прогулку мамы с дочкой. Правая рука изображает дочку, левая, в более низком регистре, – маму. Образная программа этюда позволяет акцентировать внимание на навыках беглости в сочетании с ритмической и динамической точностью и ровностью исполнения. Для преодоления технических трудностей можно применить приём согласованных движений рук, что влияет на ритмическую и техническую точность игры.

В средней части, когда четверти и шестнадцатые звучат поочерёдно в каждой руке, важно услышать протяжённость четвертной длительности и переход шестнадцатых из одной руки в другую. Здесь нам очень помог образ беседы мамы с дочкой. Когда дочка рассказывает, мама её внимательно слушает, затем рассказывает мама, а слушает дочь. Причём слушать надо внимательно, дослушивая каждую нотку-слово, а рассказывать выразительно, не проглатывая нотки-слова, иначе «рассказ» будет непонятен. Вслушиваемся в широкие интервалы верхнего голоса, которые следует брать подготовленным, пластичным, организованным движением всей руки. При переходе ко 2 части необходимо обратить внимание на темповую устойчивость, передавая пульсацию шестнадцатых в левую руку.

В процессе работы постоянно обращаем внимание ученицы на построение формы, гармонии, выбор необходимых выразительных средств для передачи нужного образа и настроения, чтобы она уяснила их неразрывную взаимосвязь.

На уроках с младшими школьниками часто обращаюсь к сборнику Л.Баренбойма и Н.Перуновой «Путь к музыке». В 23 главе «Играю и сочиняю этюды» ученику предлагается сочинить несколько вариантов этюда, изменяя его фактуру, динамику, штрихи, направление мелодии, тональность, что приводит к более осмысленному исполнению, аналитическому подходу к игре. Также в данном сборнике обращается внимание на игровые движения, необходимые для создания нужного образа, что является весьма ценным в развитии музыкального мышления.

Таким образом, исполнение музыкального произведения, нахождение наиболее совершенных путей, способов и средств воплощения на инструменте художественного образа и является итогом музыкального мышления, его проявлением в действии.

Развивая музыкальное мышление маленького музыканта, необходимо опираться на следующие особенности восприятия искусства в этом возрасте:

- эмоциональность восприятия,

- образность мышления,

- яркость фантазии,

- склонность к сопереживанию,

- повышенная чувствительность,

- открытость и доверчивость к миру,

- развитое воссоздающее и творческое воображение,

- жажда выразить себя в творческой деятельности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Александрова Светлана Николаевна

Дата: 10.01.2024

Номер свидетельства: 643795

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Работа концертмейстера на уроке классического танца. "
    ["seo_title"] => string(60) "rabota-kontsiertmieistiera-na-urokie-klassichieskogho-tantsa"
    ["file_id"] => string(6) "195161"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427874983"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства