kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические и практические аспекты организации музыкального воспитания детей в учреждениях дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа раскрывает теоретические, а главное практические аспекты музыкального воспитания детей в учреждениях дополнительного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические и практические аспекты организации музыкального воспитания детей в учреждениях дополнительного образования»


МАОУДОД Дворец детского юношеского творчества

600021 г. Владимир, ул. Мира, д. 8







Методические и практические аспекты

организации музыкального воспитания детей

в учреждениях дополнительного образования


(В помощь педагогам дополнительного образования)








АВТОР:

Педагог дополнительного образования

Ашмарина Роза Александровна





Владимир 2014


ПЛАН.

  1. Введение.

  2. Формы и методы организации музыкального воспитания детей в учреждениях дополнительного образования.

  3. Практические аспекты организации музыкального воспитания

детей в учреждениях дополнительного образования.

  1. Заключение.

  2. Библиография.






















ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность выбранной темы продиктована социально-культурной

ситуацией Российского общества и тех негативных процессов которые мы наблюдаем. У детей проявляется агрессивность, получают распространение

болезни и социальная незащищенность детей и подростков, беспризорность и

детская преступность. Не все дети имеют возможность проявить себя в школе, учитывая массовость образования и ориентированность на среднего ученика.

Современный гуманистический подход к образованию, приоритет человеческих ценностей, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности диктуют более внимательное, ответственное отношение педагогов к каждому ребенку, уважение и признание его индивидуального внутреннего мира. Каждый ребенок имеет право на достойное, квалифицированное педагогическое сопровождение для наиболее полного раскрытия своего потенциала.

В России музыкальное воспитание детей развивается и непрерывно совершенствуется с конца XIX века. Именно на рубеже XIX и XX веков целая плеяда прогрессивных ученых, педагогов и музыкантов поднимали актуальные для интеллектуального общества вопросы раннего эстетического развития детей средствами музыкального искусства.

В.М. Бехтерев, К.Н. Вентцель, Е.Н. Водовозова, А.Н. Карасев, А.П. Маслов, А.И. Пузыревский, К.Д. Ушинский, Иоганн Бернард Ложье, Фридрих Вик, Лиина Раман, Маргит Варро и многие другие ученые разрабатывали концепции развития у детей музыкальных способностей. Пропагандируя различные педагогические взгляды, порой даже оппозиционного характера, первые музыкальные педагоги, ученые теоретики и методисты прокладывали путь к развитию новой отрасли музыкально-педагогической науки.

Уже в первой половине XIX века педагогами и чиновниками сферы частного образования разрабатывались рекомендации и программы обязательного обучения детей музыке с 6 лет. В течение всего XX столетия музыкальное воспитание находило свою реализацию в практике различных учебно-воспитательных, учреждений музыкально-эстетического профиля, в системе дополнительного образования.

Дополнительное образование на данном этапе отвечает изменившимся
принципам государственной политики в области образования (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободное развитие личности).

Дополнительное образование рассматривается как «особый тип образования», который представляет собой процесс и результат развития личности ребенка в образовательных сферах, опирающихся на психолого-педагогический потенциал свободного времени.

Развитие отечественного дополнительного образования на рубеже веков характеризуется чрезвычайно сложными, противоречивыми процессами, которые обусловлены рядом социальных, педагогических и практических факторов. В их числе: современные изменения Российского дополнительного образования, связанные с появлением новых авторских методик, школ, специальностей и ориентированные, согласно Национальной доктрине образования РФ, на развитие разносторонне развитой и мобильной личности ребенка; требованием повышения качества подготовки воспитанников в рамках системы дополнительного образования, направленного на профессиональную ориентацию.

Цель работы: теоретическое исследование особенностей музыкального воспитания детей в учреждениях дополнительного образования и выявление возможностей применения этих закономерностей в практической работе на базе ДДюТ.

В данной работе используются следующие методы исследования:

  • теоретическое изучение и анализ литературы по данной проблеме.

  • анализ современного состояния изучаемой проблемы.

  • обобщение собственного практического опыта.



























Формы и методы организации музыкального воспитания детей

в учреждениях дополнительного образования.

В нашей стране функционирует очень много разнообразных учреждений дополнительного образования - Дворцы, Дома детского творчества, лагеря, детские парки, спортивные, музыкальные, художественные школы, детские театры, кинотеатры, а также многие другие внешкольные объединения и организации.

Педагогические основы деятельности этих воспитательных учреждений разработаны в трудах многих ученых-педагогов. Общие основы воспитательной работы в них освещены в публикациях Т.Е. Конниковой, Э.Г. Костяшкина, И.С. Марьенко, Л.И. Новиковой, Х.Й. Лийметса, Б.Е. Ширвинда, М.Б. Коваль и др.

Требованиями к деятельности учреждений дополнительного образования, которые вытекают из общих принципов организации внеклассной и внешкольной работы, являются органическая связь учреждений дополнительного образования с воспитательной деятельностью школы. Также согласованность действий с воспитательной работой организаций, семьи и общественности по месту жительства и на базовых предприятиях; массовый охват детей при соблюдении добровольности записи в кружки и секции внешкольных учреждений; свободный выбор детьми характера творческой деятельности; сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы; сочетание методов просвещения, организации деятельности детей, стимулирования активной творческой деятельности и контроля за эффективностью воспитания детей.

Как и в процессе внеклассной воспитательной работы, в учреждениях дополнительного образования применяются массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания детей и молодежи.

К массовым формам воспитательной работы во Дворцах детского творчества, относятся лекции о достижениях науки и техники, встречи с деятелями науки, техники, искусства, коллективный просмотр фильмов, проведение выставок детского творчества, организация олимпиад, смотров, конкурсов и др.

Групповые формы внешкольной воспитательной работы охватывают кружки, секции, клубы, студии и др.

Индивидуальные формы воспитательной деятельности в учреждениях дополнительного образования включают выполнение учениками творческих индивидуальных заданий, занятия по обучению игре на музыкальных инструментах, изобразительную деятельность в художественных студиях. А также индивидуальные упражнения при овладении пением, по развитию голоса, подготовку докладов, сообщений, выступлений к кружковым и массовым занятиям детей, работу с компьютерами по разработанным тематическим программам и др.

К основным методам воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования относятся:

  • Методы информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и др.);

  • Методы наглядных иллюстраций и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, наборов слайдов, картин, схем, чертежей и пр.);

  • Методы практической деятельности (выполнение трудовых заданий, задание по изготовлению моделей, приборов, технических и других устройств);

  • Методы контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдения, проведение контрольных бесед, анкетных опросов, сочинений по итогам своей деятельности в кружке и т.п.).

  • Методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и др.);

Задача воспитателей и руководителей кружков в учреждениях дополнительного образования состоит в том, чтобы разнообразить методы воспитательной работы с участниками кружков, секций, клубов и др. А также выбирать в соответствующих условиях те методы и средства воспитания, которые позволят кратчайшим путем сформировать необходимые знания, умения, навыки, должное отношение к деятельности. Для этого надо использовать алгоритм выбора оптимальных методов, который предполагает оценку особенностей данного ученического коллектива, конкретизацию воспитательных задач с учетом этих особенностей. Постоянный анализ результативности занятий помогает подтянуть слабые звенья при опоре на сильные. Сравнительная оценка возможностей тех или иных методов по решению определенной задачи обуславливает выбор из возможных методов тех, которые могут оказаться наиболее эффективными в данной ситуации. Методы музыкального воспитания.

При организации музыкального воспитания в учреждениях дополнительного образования (ДДюТ) используются общие методы музыкального образования.

В определении методов «Теория и методика музыкального образования» опирается на общую педагогику. При этом критерий выбора методов работы в контексте специфики музыкального образования зависит от особенностей содержания учебного материала (его сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога. Наряду с общепедагогическими методами «Теория и методика музыкального образования» имеет собственные методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства.

Под методами музыкального образования (следуя дословному переводу слова «methodos» с греческого как «путь к чему-либо») понимаются определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального образования школьников, или способы работы учителя и учеников. Это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач музыкального образования, воспитания и развития учащихся. Методы состоят из более частных приемов, которые их конкретизируют и детализируют.

Из общепедагогических применяется следующая группа методов, которые классифицируются:

  • по источнику знаний (практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод);

  • по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепление приобретенных знаний, проверка знаний, умений и навыков);

• по характеру познавательной деятельности (объяснительно -иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, игровой);

• по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний).

Все перечисленные выше методы общей педагогики выполняют обучающую роль, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную функции в музыкальном образовании детей.

Естественно, что общепедагогические методы в музыкальном обучении имеют свою специфику. Так, например, широко распространен словесный метод, экономичность и эффективность которого в педагогической практике были отмечены рядом отечественных ученых (М. Н. Скаткиным, И.Я. Лернером и др.). Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. Не менее важная функция данного метода — «режиссура» структуры музыкального занятия, определение его кульминации. В таком понимании метод эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдуллин) близок методу эмоционального воздействия (Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко). Основными принципами метода эмоциональной драматургии являются эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального тона занятия.

Практические аспекты организации музыкального воспитания

в учреждениях дополнительного образования

( на примере Владимирского Дворца детского юношеского творчества).

В этой части исследования я планирую описать свою работу во Владимирском дворце детского юношеского творчества ( далее ДДюТ) , где руковожу детским творческим объединением "Гитара и Слово". "Гитара" здесь синоним слову "Музыка", а музыка во все времена считалась сильнейшим средством формирования и воспитания личности. "Слово" же в древности существовало в синкретическом единении с музыкой. Грамотно и своевременно сказанное слово может сильнейшим образом повлиять на человека.

В ходе своей практической деятельности я убедилась, что, занимаясь музыкой, не возможно не затрагивать литературу, историю, живопись, риторику, эстетику, то есть все области и сферы человеческого бытия. Объединение работает по авторской программе, рассчитанной на три года.

В ходе реализации программы были поставлены следующие ЦЕЛИ:

  1. Формирование музыкальной культуры воспитанников в совокупности с литературой, искусством, историей, риторикой, эстетикой, педагогикой, со всеми областями знаний и сферами человеческой деятельности.

  2. Создание условий для самоопределения и развития воспитанников, максимальное раскрытие их творческого потенциала через организацию совместной деятельности по проведению музыкальных встреч.

ЗАДАЧИ:

  1. Формирование навыков исполнительского мастерства, ансамблевого творчества; развитие умения применять их в синтезе с литературным творчеством в своей практической деятельности; ознакомление воспитанников с лучшими образцами музыкального и поэтического творчества.

  2. Способствовать формированию нравственных позиций воспитанников, воспитанию активной жизненной позиции.

3) Воспитывать культуру коллективного творчества.

Для обучения принимаются юноши и девушки 14 лет и старше. В это время они стремятся высвободиться из-под опеки старших, начинают проявлять собственную инициативу и самолюбие. Желающие принимаются без предварительного прослушивания.

Программа рассчитана как на индивидуальную, так и на групповую форму обучения. Результатом реализации программы является коллективное творчество в виде создания и проведения творческих вечеров; литературно-музыкальных композиций; концертов; спектаклей; поездок по историческим местам, связанным с литературно-музыкальным творчеством выдающихся деятелей нашей страны.

Новизна данной программы состоит в синтезе разных видов творческой деятельности воспитанников:

  • овладение навыками игры на гитаре;

  • постановка голоса;

  • литературное творчество;

  • актерское мастерство;

  • режиссерско-постановочная работа;

  • спортивно-оздоровительные мероприятия;

В конце 1 года обучения воспитанник должен знать:

  • правила посадки при игре на гитаре;

  • правила положения правой и левой руки при игре на гитаре;

  • основы музыкальной грамоты;

  • познакомиться с основами ансамблевой игры уметь:

  • извлекать звук различными способами;

  • читать с листа простейшие произведения;

  • самостоятельно подбирать простейший аккомпанемент к песне;

В конце 2 года обучения воспитанник должен:

- свободно владеть различными приемами звукоизвлечения на шестиструнной гитаре;

- самостоятельно разбирать произведения и партии, самостоятельно расставлять правильную аппликатуру;

  • самостоятельно подбирать аккомпанемент к песням различных жанров;

  • активно участвовать в совместном творчестве;

Воспитанник 3 года обучения должен:

  • свободно играть музыкальные произведения с листа;

  • исполнять песни различного жанра под собственный аккомпанемент;

  • активно участвовать в ансамблевом творчестве;

  • играть на всех инструментах в ансамбле (ритм, соло, бас-гитара, ударные, фортепиано и т.д.);

- самостоятельно разрабатывать, проводить литературно-музыкальные вечера;

- попробовать себя в роли педагога.

В условиях реализации программы заложены принципы педагогики сотрудничества, индивидуального подхода к каждому воспитаннику, составлении индивидуальных образовательных маршрутов каждому ученику.

Исходя из индивидуальных особенностей и способностей организуется индивидуальное обучение, основывающееся на личном опыте и знаниях воспитанника.

1. Перспектива развития отдельного ученика вырисовывается, исходя из его индивидуальных возможностей, трудолюбия, упорства и наличия характера при достижении цели.

2.Есть практика построения занятий «от ученика» т.е. от его конкретных запросов и пожеланий.

3. Учитывая в перспективе коллективное творчество, уже на стадии первоначального обучения делается акцент в сторону ансамблевого исполнительства.

Взаимоотношения с учеником.

1. Взаимодействие, по -возможности, без посредства родителей. Ученик сам отвечает за свои действия, анализируя свои плюсы и минусы, он самоценен.

  1. Не "заигрывать" с ним, а строить открытые отношения двух личностей со всеми возможными позитивами и негативами; не модулировать для него жизненные ситуации, а проживать вместе с ним вполне реальные события.

  2. Каждая встреча воспитанника и педагога - это возможность понять друг друга, это попытка совместно движения к какой-то маленькой цели.

Количество ни к чему не обязывающих, и не вызывающих никаких душевных откликов, занятий должно сводиться к минимуму.

Рассмотрим на примере один из вариантов работы объединения “Гитара и Слово” Дворца детского (юношеского) творчества города Владимира.

Объединение занимается разработкой литературно –музыкальных композиций, творческих вечеров, исторических зарисовок, творческих встреч и гостиных. Воспитанники занимаются исследовательской работой в области искусства и литературы. Результатами нашей работы являются такие тематические программы:

- “Война и Песня” 2009

- “Музыка средневековья” 2008

- “Салон 19 века” 2009

- “Война в истории России” 2010

- “Серебряный век русской поэзии” 2011

- “История мировой рок- музыки” 2012 и другие.

Работа над каждой программой проводилась в несколько этапов:

  1. Работа над спец. вопросом.

Каждый воспитанник выбирал себе вопрос в рамках общей темы и самостоятельно разрабатывал его.

  1. Конференция по специальным вопросам, выделение основных мыслей, идей, которые планировалось включить в программу.

  2. Выбор музыкального материала. Материал отбирался педагогом исходя из возрастных особенностей воспитанников, года обучения в объединении и уровня их подготовки, воспитательной ценности репертуара и интересов самих воспитанников.

  3. Составление плана сценария на основе отобранного материала.

  4. Работа над музыкальным материалом. Этот этап включал в себя индивидуальные занятия с воспитанниками, репетиции дуэтов и ансамблей, вокальные репетиции.

  5. Результатом работы был показ литературно – музыкальной композиции или концерта.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сегодня, наверное, каждому приходилось видеть старшеклассника с ранцем на плечах и пивом или сигаретой в руке. Детьми, дышащими клеем прямо на улице, уже никого не удивишь. Это то, что мы видим. А еще есть статистика. За последние десять лет почти вдвое выросло количество поставленных на учет несовершеннолетних школьников, употребляющих наркотики. Каждое второе преступление, совершенное ими, тяжелое. Больше половины таких осужденных на момент совершения преступления нигде не учились и не работали. Их количество по сравнению с 1990 годом возросло на 40,4%.

Научные и социологические исследования показывают, что вся эта картина — следствие плохого воспитания, неправильной организации свободного времени молодых людей, низкого культурного уровня и размытости ценностных ориентиров. И это закономерно. Ведь сегодня украинских детей, которые в большинстве своем не видят родителей целыми днями и в лучшем случае предоставлены бабушкам и дедушкам, в обязательном порядке только образовывают, но не воспитывают. И если вдуматься в то, что записано в Основном Законе государства, то получается, что из ребенка, обделенного по каким-то причинам вниманием взрослых, при не самых плохих обстоятельствах получится имеющий понятие о логарифмах невежа, поскольку воспитательная роль у нас лежит на внешкольном образовании, а оно необязательное.

Конституция декларирует равный доступ к внешкольному образованию. Но, как утверждают научные сотрудники, эксперты и сами работники внешкольных учреждений, зачастую в стране нет либо равного доступа (популярные кружки платные), либо самого качественного внешкольного образования с сетью учреждений, которые могут заинтересовать современного ребенка.

Обратимся к цифрам. Сеть внешкольных учебных учреждений (без спортивных школ), находящихся в сфере влияния Министерства образования и науки, с 1524 в 1991 году сократилась до 1481 в 2005 году. С клубами по месту жительства и комнатами школьника, которые координирует Министерство по делам семьи, молодежи и спорта, ситуация хуже — только с 2003 года прекратили свое существование 150 учреждений. Открываются и новые внешкольные учреждения.

Жаль, что воспитательные возможности дополнительного образования до сих пор осознаются педагогами в недостаточной мере. Как показывает опыт УВК и других школ с развитой системой дополнительного образования, школьные учителя тогда начинают по-настоящему ценить внеурочную деятельность детей, когда она позитивно сказывается на их учебных достижениях. Именно тогда педагоги постепенно начинают воспринимать занятия школьников художественным или техническим творчеством, спортом или туризмом как факторы, содействующие предметному обучению и личностному развитию детей.

Многие учителя понимают, что между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Это суждение разделяют и сами школьники, которые сегодня больше всего ценят здоровье, уверенность в себе, любовь, то есть ценности индивидуально-психологического плана. Следом идут: интересная работа, материальный достаток, дружная семья, домашний уют. Причем интересно, что отдых и развлечения как жизненные ценности ставятся учащимися на одно из последних мест в ранжировании.

Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы: -выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; -способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; -обеспечить каждому ученику "ситуацию успеха"; -содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Конечно, далеко не все школы способны сегодня решать эти задачи. Однако совершенно очевидно и то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка. Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти знания для школьников личностно значимы. Через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем.

Дополнительное образование детей оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при создании. Как бы не развивалась отечественная система образования, главное, что отношение к дополнительному образованию не исходило из понимания дополнительного как не обязательного, излишнего, не нужного, существующего сверх необходимости.

БИБЛИОГРАФИЯ.

  1. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. - М.; Л., 1948.

  2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвящении и образовании.- Л., 1973.

  3. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2002

  4. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений

дополнительного образования детей. - М., 2002. - № 6.

  1. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. - М.,2003. - № 2.

  2. Внешкольные учреждения /Под ред. Л.К. Балясной. - М., 1978

  3. Восприятие музыки: Сборник статей / Под ред. В.Н. Максимова. М.:

Музыка, 1980. 256 с.

  1. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: СБ. науч. Тр. Москва 2001.

  2. Воспитательная работа с. Николаевой. - М., учащимися вне школы (в микрорайоне школы) / Под ред. Л.М 1981.

  3. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 573с.

  4. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. - М., 1981.

  5. Гармонический человек: Из истории идей о гармонически развитой личности: Сб. статей/ Сост. П.С. Трофимов; Под ред. В.А. Разумного и П.С. Трофимова.- М., 1965.

  6. Гриншпун С.С. Воспитание творческой личности в процессе дополнительного образования // Бюллетень. - 2001. - № 1. - с.5-7.

14. Голованов В.П. Нормативно-правовая база

деятельности учреждений доп. Образования детей. Москва. 2002.

15.Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 239 с.

  1. Дополнительное образование. - М., 2002. - № 10.

  2. Дополнительное образование. - М., 2002. - № 11.

  3. Дополнительное образование. - М., 2002. - № 12.

  4. Дополнительное образование. - М., 2003. - № 1.

  5. Дополнительное образование. - М., 2003. - № 3.

  6. Дорошенко С.В .История музыкального образования в России -Владимир: ВГПУ, 2007. - 88 - 108 с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ашмарина Роза Александровна

Дата: 25.01.2019

Номер свидетельства: 497183

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Методическая работа на тему « Особенности образовательного процесса в фортепианных классах ДШИ»"
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskaia-rabota-na-tiemu-osobiennosti-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-fortiepiannykh-klassakh-dshi"
    ["file_id"] => string(6) "305992"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458035643"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства