Методическая разработка "Моделирование проблемной ситуации на уроках музыки"
Методическая разработка "Моделирование проблемной ситуации на уроках музыки"
Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность.
Основной элемент проблемной ситуации в музыкальном обучении – это неизвестное, новое.
Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Моделирование проблемной ситуации на уроках музыки"»
Система занятий в технологии проблемно-диалогического обучения.
Создание проблемной ситуации на уроках музыки.
Технология ПДО, как технология открытия нового знания, универсальна. Ее можно применять на любом предмете, на всех ступенях образования. Отдельные ее элементы применимы на уроках различных типов и форм.
Особое внимание на проблемном уроке отводится процессу создания проблемной ситуации. При создании проблемных ситуаций на уроке музыки необходимо учитывать: содержание обучения (репертуар, содержание, музыкально-исторические факты, термины, музыкальную характеристику произведений и т.д.), педагогические цели, характер предлагаемого материала, уровень развития учащихся, творческие, познавательные и исполнительские способности учащихся, их интересы и потребности. В технологии проблемно-диалогического обучения можно выделить две группы проблемных ситуаций: «с удивлением» и «с затруднением». На уроках музыки я чаще всего используются приемы создания проблемных ситуаций «с удивлением»:
- столкновение мнений учеников вопросом или практическим заданием;
- противоречие между житейским представлением учеников и мнением великих музыкантов, искусствоведов. Также на уроках я использую мотивирующий прием – яркое пятно (стих, загадка, цитата, музыкальный фрагмент, музыкальная интонация, интересный факт и т.д.)
Примеры создания проблемной ситуации и способы ее разрешения представлены в таблице.
Класс
Тема урока
Способ создания проблемной ситуации
Способ разрешения проблемной ситуации
Комментарии
5
Пейзаж в живописи и музыке
Формулирование предположений о звучании представленных к анализу репродукций картин. Совмещение музыкальных и художественных образов
Проведение сравнительного анализа средств музыкальной и художественной выразительности, проведение эксперимента, доказательство связи музыки и живописи с природой и жизнью
В ходе эксперимента послушать, как звучит голос в маленьком пространстве (класс) и в большом (коридор). Обратить внимание, насколько тише «отвечает эхо».
6
В чем сила песни?
Формулировка детьми трех основных условий, при которых песня всегда будет нравиться людям
Проведение эксперимента. Попытка применить сформулированные условия к современной песне. Выявление и разрешение противоречия
Главной идеей урока может стать так же высказывание Ф.И. Шаляпина о красоте и правде музыки.
6
Преобразу-ющая сила музыки
Анализ фантастического рассказа об исчезновении музыки с планеты Земля. Создание атмосферы эмоционального отклика.
Проведение сравнительного анализа средств музыкальной выразительности, а так же аспектов влияния на человека авторской песни и эстрадной музыки.
Согласно технологической схеме проблемного обучения, центральная проблемная ситуация представлена на втором этапе урока. Все остальные проблемные ситуации являются вспомогательными. Данный урок составлен на основе интегративного подхода, который активнее включает детей в работу, увеличивает темп урока и помогает более глубокому осознанию материала.
7
Разнообра-зие музыкаль-ных жанров
Проведение сравнительного анализа гомофонно-гармонического и полифонического склада музыки на примере двух произведений Баха. Выявление образного строя в вокальной и инструменталь-ной музыке.
Выявление связей и способов трансформации музыкальных и художественных образов. Выполнение творческого задания: изображение музыкального склада письма
На данном уроке используется мультимедийная презентация.
Работа ведется в группах.
Этап поиска решения учебной проблемы осуществляется тремя способами. Первый – побуждающий к гипотезам диалог. Второй и третий – подводящий диалог, который может разворачиваться как от сформулированной учебной проблемы, так и без нее. Побуждающий диалог представляет собой отдельные фразы: его реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы, для выдвижения и проверки гипотез не связаны между собой жестко. В побуждающем диалоге мысль ученика делает скачок к неизвестному. Диалог прекращается с появление проблемы. Подводящий диалог – это система вопросов и заданий, логическая цепочка, где из одного звена вытекает другое. Подводящий диалог управляет мыслью детей жестко, ведет его пошагово. Диалог идет до последнего вопроса «на обобщение».
Побуждающий диалог более активно формирует творческие способности учащихся, поэтому он обязателен для обучения одаренных, сильных и способных учащихся.
Проблемная ситуация, побуждающий и подводящий диалоги являются основой технологии ПДО. Именно с этими элементами и предстоит познакомиться и поработать участникам занятия.