Методическая разработка: «Методика организации слушания музыки».
Методическая разработка: «Методика организации слушания музыки».
Н.Л. Гродзенская представила структуру процесса организации слушания музыки в соответствии со строением сонатного аллегро. Форма сонатного аллегро представлена следующими этапами: вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Методика организации слушания музыки».»
Методическая разработка: «Методика организации слушания музыки».
Н.Л. Гродзенская представила структуру процесса организации слушания музыки в соответствии со строением сонатного аллегро. Форма сонатного аллегро представлена следующими этапами: вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода.
Аналогично ей выглядит последовательность проведения слушания музыки:
1) вступительное слово учителя,
2) собственно слушание произведения,
3) анализ-разбор прослушанного,
4) повторное слушание на новом, более высоком сознательном и эмоциональном уровне,
5) подведение итога.
Данная структура соотносится также со стадиями процесса восприятия музыки, выделенными А.Н. Сохором.
Вступительное слово учителя:
- его задача: заинтересовать учащихся тем, что предстоит услышать, создать установку на восприятие;
- может быть совсем коротким или достаточно развернутым, в редких случаях может даже отсутствовать;
- во вступительном слове начинается формирование центрального понятия урока, поэтому оно должно быть связано с темой и целью урока;
- вступление может быть построено при помощи сочетания самых различных методов, однако всегда должно быть ярким, образным, точным по смыслу;
- содержание вступления должно ориентировать детей на понимание выразительной стороны произведения;
- обязательным завершающим компонентом вступительного слова является постановка перед слушателями задачи, выражающейся в конкретном вопросе-задании, которое надо выполнить в процессе восприятия; суть задачи имеет непосредственную связь с темой и целью урока;
- вступительное слово в целом и задача должны носить проблемно-поисковый характер, не давать готовых понятий, а создавать условия для того, чтобы дети сами смогли в процессе творческого поиска прийти к ответу самостоятельно.
Слушание произведения:
- музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в записи;
- в любом варианте исполнения музыки она должна звучать качественно;
- необходимо, чтобы во время восприятия в классе была полная тишина, и учащиеся, готовые к ответу, не поднимали бы рук, пока музыка не закончится;
- учитель должен внимательно слушать музыку вместе с детьми, недопустимо заниматься посторонними делами и демонстрировать свое равнодушие к звучащей музыке.
Анализ-разбор прослушанного:
- сначала должна быть решена в процессе беседы с детьми задача, поставленная перед слушанием;
- в ходе анализа-разбора педагог вводит новую информацию, задает дополнительные вопросы, углубляющие понимание детьми содержания произведения и центральное понятие урока;
- педагог должен руководить анализом-разбором, не давая готовых ответов, стимулируя творческую инициативу учащихся, самостоятельность их мышления;
- если в процессе беседы возникает такая необходимость, то можно дополнительно прослушать соответствующие фрагменты произведения;
- следует помнить, что в процессе разбора основное внимание должно уделяться содержательной, выразительной стороне музыки;
- данный этап слушания не должен быть излишне затянут, не должен превращаться в «околомузыкальные» разговоры;
- по завершению разбора педагог подводит ему итог при помощи постановки перед учениками 2-3 вопросов;
- далее перед школьниками ставится новая задача к повторному слушанию, которая выступает как задание, которое необходимо выполнить в процессе музыкального восприятия.
Повторное слушание:
- проводится с дополнительным видом музыкальной деятельности (игра на элементарных музыкальных инструментах, вокализация мелодии, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) или с творческим заданиям (рисование музыки, ее цветовое моделирование, создание сочинения и т.п.), с музыкально-дидактическими играми, могут быть использованы также музыкально-исследовательские задания;
- произведение может быть прослушано несколько раз, пока дети не выполнят свое творческое задание или не поучаствуют в достаточной степени в игре, вместе с тем следует придерживаться запланированного на данную часть урока времени;
- при необходимости повторное слушание может быть перенесено в одну из следующих частей урока или даже на другой урок (если произведение крупное).
Подведение итога слушания: представляет собой ряд вопросов педагога к школьникам, которые позволяют акцентировать основные понятия, введенные в процессе слушания, закрепить и уточнить их, проверить, насколько дети усвоили содержание слушания.