kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая лекция на тему: «Оркестр русских народных инструментов».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оркестр русских народных инструментов – это национальное достояние, которым гордится Россия. Неповторимая тембровая палитра, выразительность, певучесть и в то же время виртуозное мастерство оркестрантов покоряет слушателей по всему миру, а родном отечестве, он, сохраняя богатые традиции, является ценнейшим средством приобщения широких масс к народной музыкальной культуре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая лекция на тему: «Оркестр русских народных инструментов».»

Методическая лекция на тему:

«Оркестр русских народных инструментов».

Оркестр. Когда слышишь это слово, то сразу представляешь концертный зал, на сцене которого большой коллектив исполнителей на разных инструментах слаженно и стройно исполняют красивую музыку. Оркестры бывают разные: друг от друга они отличаются инструментарием и, соответственно, исполняемым репертуаром. Однако необходимо отметить, что помимо общеизвестных камерных, симфонических, джазовых, эстрадных и духовых оркестров, сегодня существуют иные музыкальные коллективы, обладающие особым неповторимым колоритом.  К таковым относятся оркестры волынщиков, аккордеонистов и оркестры русских народных инструментов, признанные уникальным явлением не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. 

 Оркестр русских народных инструментов — это коллектив исполнителей, играющих на музыкальных инструментах, которые на протяжении столетий создавал и совершенствовал народ России. Эти этнические инструменты подразделяются на четыре группы: струнные, духовые, ударные и гармоники.

К струнным инструментам, применяемым в народном оркестре, относятся трёхструнные домры, балалайки и гусли.

Семейство домр включает в себя такие разновидности, как пикколо, малые, альтовые и басовые.

Балалайки тоже делятся на подвиды, такие как примы, секунды, альтовые, басовые и контрабасовые.

Из большого разнообразия гуслей в народном оркестре в основном используются стационарные варианты: клавишные и щипковые, но иногда, если того требует замысел композитора, применяют крыловидные или как их часто называют звончатые гусли.

Следующая оркестровая группа – это весьма разнообразные русские народные духовые инструменты: жалейки, одинарные и двойные свирели, волынки, свистульки - окарины, кугиклы, владимирские рожки, а также европейские гобои и флейты.

Ударные инструменты русского оркестра тоже отличаются большим многообразием. Это ложки, трещотки, бубенцы, коробочки, шаркуны, дрова (инструмент похожий на ксилофон). Помимо таких удивительно забавных инструментов в народном оркестре используют и европейские литавры, ксилофон, треугольник, бубен, малый и большой барабаны.

Ещё одна важная группа, входящая русский оркестр – это семейство гармоник, включающее баяны, а также различные по тесситуре оркестровые гармоники, тембровые гармоники и областные русские гармони: ливенская, саратовская, череповецкая.

История

История создания оркестра русских народных инструментов неразрывно связана с жизнью и творчеством Василия Васильевича Андреева – музыканта – патриота и выдающегося деятеля отечественной музыкальной культуры.

Василий Андреев появился на свет в 1861 году в небольшом городке Бежецке, расположенном Тверской губернии. Отец семейства - Василий Андреевич Андреев, причисляемый к купечеству первой гильдии, обладал весьма приличным состоянием. Мать мальчика – Софья Михайловна, принадлежавшая к старинному дворянскому, но обедневшему роду, была хорошо образована, что вызывало большую гордость у мужа, который стремился к более достойному, нежели купеческий, благородному образу жизни. В доме Андреевых постоянно звучала музыка, поэтому мальчик рос в благоприятной творческой обстановке. Обладая незаурядными музыкальными способностями, он с раннего возраста стал самостоятельно осваивать разные инструменты, причём те, которые он находил в комнате слуг. Людская была излюбленным местом, куда маленький Васенька прятался от своих гувернанток. Там всегда было очень весело и интересно: девушки пели песни, а в маленьком шкафу прятали, привлекавшую его внимание, удивительную гармонь. Вскоре мать, заметив музыкальные увлечения сына и одобрительно к этому относившаяся, стала дарить ему разные инструменты. Сначала была гармошка, затем гитара и настоящая итальянская мандолина. Все инструменты Василий осваивал быстро и с большим увлечением. После смерти главы семейства мать и сын, которому исполнилось семь лет, переехали в имение Марьино – родовое поместье Софьи Михайловны, находившееся в ста километрах от Бежецка. Вот здесь в деревенской обстановке, интерес к народной музыке у мальчика возрос ещё больше.  Он тайком убегал в деревню и там, у крестьян учился играть на разных музыкальных инструментах: рожках, свирели, жалейке и балалайке, которую освоил так, что в исполнении превзошёл своих учителей – деревенских пастухов.

Несмотря на то, что Андреев в дальнейшем свободно овладел скрипкой и фортепиано, интерес к балалайке у него постоянно возрастал. Огромную роль в становлении будущего виртуоза – балалаечника сыграла встреча в 1883 году с замечательным народным музыкантом, землекопом Антипом, а затем Александром Степановичем Паскиным, который был не только видным общественным деятелем, но также большим поклонником простого русского инструмента и умевшим весьма искусно на нём играть. Именно по совету Паскина одному из бежецких столяров Андреев заказал изготовление особой балалайки, весьма непохожей на те, которые бытовали в то время, а в 1884 году, по настойчивой просьбе друзей, в Самаре на благотворительном концерте, он осмелился сольно исполнить на ней несколько произведений.

Постоянно размышляя об усовершенствовании народного инструмента, в следующем 1885 году Василий Васильевич впервые решился обратиться к настоящему скрипичному мастеру, каким был Владимир Васильевич Иванов. После упорных уговоров, концертная балалайка по заранее заготовленным чертежам, с корпусом из ценных пород деревьев, всё же была изготовлена. В конце 1886 года этот модернизированный инструмент, блестяще прозвучавший в зале Благородного собрания Санкт-Петербурга, сразу превратил виртуоза – балалаечника Андреева в кумира, игрой которого восхищались посетители великосветских салонов. Но обрушившийся на Василия Васильевича успех не только обрадовал музыканта, но и озадачил. У многих слушателей его выразительное и темпераментное исполнение вызывало желание попробовать также, однако тут же возникал вопрос без ответа: где брать хорошие инструменты, на которых можно было бы обучать тех, кто изволил освоить «мужицкую балалайку». Василий Васильевич вновь сел за чертежи, но на этот раз обратился к Францу Станиславовичу Пасербскому – придворному мастеру – конструктору музыкальных инструментов. Так в 1886 году была изготовлена первая пятиладовая балалайка с врезными порожками, а в следующем году появился модернизированный двенадцатиладовый инструмент с хроматическим строем.

К тому времени Андреев вокруг себя сплотил круг единомышленников, таких же энтузиастов, как их учитель, у которого постоянно возникали новые идеи. По его заказу Пасербский изготовил комплект балалаек, включающий в себя следующие разновидности: дискант, пикколо, альт, тенор и бас, а немного позднее он сделал секунду и контрабас. Эти инструменты нужны были для создания ансамбля, впоследствии названого «Кружок любителей игры на балалайке». Первое концертное выступление необычного для публики музыкального коллектива, включавшего в себя восемь исполнителей, состоялось в Петербурге 20 марта 1888 года в зале Городского Кредитного общества. Затем в 1891 году было гастрольное турне по городам России, а в 1892 году ансамбль впервые выехал за границу - в Париж.

Несмотря на сопутствующий успех, Андреев считал, что останавливаться на достигнутом нельзя: нужно постоянно двигаться вперёд, то есть вводить в ансамбль новые инструменты и усердно работать над репертуаром. Он привлёк к сотрудничеству таких музыкантов – профессионалов, как Н.П. Фомин, B.Т. Насонов, Н.И. Привалов, Ф.А. Ниман и приступил к осуществлению своих новых замыслов. В результате была установлена единая форма партитур, а для инструментов введён общий квартовый строй. Данные преобразования явились настолько целесообразными, что сохранились неизменными до настоящего времени. Помимо этого был реконструирован, изначально принятый за домру инструмент, найденный в Вятской губернии. Далее после включения в состав ансамбля целого семейства подобных инструментов, изготовленных талантливым мастером C.И. Налимовым и усовершенствованных гуслей, было принято решение: коллектив, весьма разросшийся количественно, переименовать в «Великорусский оркестр». Однако на этом модернизация не закончилась. С 1897 года в оркестр стали вводить духовые народные инструменты, такие как жалейка, брёлка и свирель.

Стоит отметить, что популярность коллектива росла с геометрической прогрессией и, как итог живого интереса к его деятельности, в российских городах стали создаваться оркестры народных инструментов, а Андреевский коллектив тем временем как самобытный русский оркестр отправился пропагандировать русскую народную музыку за пределы отечества. В 1900 году концерты оркестра триумфально прошли на Всемирной выставке в Париже. В 1908 год – гастроли в Германии, 1909 год – в Англии, 1910 год – вновь в Германии, Англии и Франции, а в 1911 году – в США и Канаде. Коллектив везде прославлял Великую Россию и её богатую национальную культуру.

После революционных преобразований в стране творческо-патриотическая деятельность Андреева была оценена по достоинству. Советское правительство активно содействовало развитию художественной самодеятельности и вместе с этим формированию новых оркестров народных инструментов, в которых постепенно рос уровень исполнительского мастерства, обогащался репертуар и пополнялся инструментальный состав. Например, были введены гармоники, которые не только значительно обогатили тембровую палитру, но и увеличили динамические возможности оркестра. Помимо этого в партитурах всё чаще стали появляться инструменты симфонического оркестра такие, как гобой и флейта. Непрерывное развитие коллективов проходило по пути профессионализации, они постоянно пополнялись квалифицированными музыкантами, а репертуар талантливыми произведениями современных композиторов.

Оркестр русских народных инструментов – это национальное достояние, которым гордится Россия. Неповторимая тембровая палитра, выразительность, певучесть и в то же время виртуозное мастерство оркестрантов покоряет слушателей по всему миру, а родном отечестве, он, сохраняя богатые традиции, является ценнейшим средством приобщения широких масс к народной музыкальной культуре.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая лекция на тему: «Оркестр русских народных инструментов».

Автор: Чернега Ангелина Владимировна

Дата: 14.01.2023

Номер свидетельства: 623076

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка: "Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-primienieniie-novykh-mietodov-i-priiemov-obuchieniia-na-urokakh-muzyki-soghlasno-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211784"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431683470"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
    ["file_id"] => string(6) "545938"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1586444397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства