Эта статья – святая дань талантливому сыну России, воспевшему в музыке героических славянок!
Пять веков султанская Турция угнетала балканские народы, жестоко подавляя их стремление к освобождению. Осенью 1912 г. Болгария, Сербия, Черногория, Греция, входившие в Балканский союз, начали поход за полное освоение от турецкой тирании. Не раз на помощь балканцам приходили русские. В России помнили болгарские Шипку и Плевер, где что ни шаг – то святые места, политые русской кровью. Потому-то русский народ близко к сердцу принимал победные вести с Балкан осенью 1912 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Марш Агапкина В.И. "Прощание славянки"»
МАРШ АГАПКИНА В.И. «ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ»
В октябре 1912 г. тихий Тамбов всколыхнула весть: началась 1-я Балканская война.
Пять веков султанская Турция угнетала балканские народы, жестоко подавляя их стремление к освобождению. Осенью 1912 г. Болгария, Сербия, Черногория, Греция, входившие в Балканский союз, начали поход за полное освоение от турецкой тирании. Не раз на помощь балканцам приходили русские. В России помнили болгарские Шипку и Плевер, где что ни шаг – то святые места, политые русской кровью. Потому-то русский народ близко к сердцу принимал победные вести с Балкан осенью 19212 г. В Тамбове нарасхват раскупали газету «Тамбовский край», где регулярно печатали боевые сводки.
Совсем неизвестный 27-летний Агапкин Василий Иванович, штаб-трубач 7-ого запасного кавалерийского полка, совмещавший военную службу в полку и занятия в Тамбовском музыкальном училище, не находил себе места – он весь был захвачен балканскими событиями. Свои чувства он стремился выразить в музыке, подбирая то на рояле, то на трубе, то, напевая себе под нос такую мелодию, которая звала бы славян в священный бой. Играл он, и виделось ему, как балканские славянки провожают на битву с турками отцов и сыновей, братьев и женихов. Расставание трудное, но долг перед Родиной зовет.
Свой марш, родившийся на тихой Гимназической улочке (ныне Коммунальной) в Тамбове осенью 1912 г., штаб-трубач Агапкин В.И. так и назвал «Прощание славянки». Оркестровку (переложение фортепьянного музыкального произведения для оркестра) вызвался сделать Яков Исаакович Богорад, талантливый и авторитетный учитель музыки из Симферополя, который блестяще оркестровал многие знаменитые произведения. Композиторы, музыканты, капельмейстеры ехали к нему со всей страны.
Талант и душу вложил Богорад в оркестровку марша Агапкина «Прощание славянки». Будто на крыльях возвратился из Симферополя в Тамбов В. И. Агапкин. А через некоторое время получил от Богорада драгоценную посылку с нотами.
7-й запасной кавалерийский полк готовится к смотру, который по неписаному закону должен проводиться под духовой оркестр. Капельмейстер Милов принимает решение на предстоящем смотре исполнить новый незаигранный, да еще и созданный в полку марш.
Наступил день полкового смотра. Капельмейстер Милов взмахнул руками, и оркестр грянул марш «Прощание славянки». Красиво и легко пошли под музыку воины. Мелодия сначала зазвучала нежно и трогательно, потом – бодрее и бодрее, поднимая в сердцах кавалеристов боевой дух.
Тамбов заговорил о новом марше и его авторе Агапкине, который в Тамбове недавно: - Кто он такой? Откуда взялся?
Пришла весна 1913 г. В центре города, на берегу Цны, зазеленел сад купеческого собрания (сейчас парк культуры и отдыха). По вечерам в этом саду уже не первый сезон выступал оркестр 7-го запасного кавалерийского полка. Танцев здесь не было – оркестр играл только «для слуху». В этом саду, летом 1913 г., тамбовчане впервые увидели Агапкина В.И. с капельмейстерской палочкой, который, занимаясь в музыкальном училище, уже окончил два курса.
Агапкин быстро стал кумиром тамбовчан. Оркестр играл с перерывами до двенадцати ночи. Последней мелодией всегда была одна и та же, которую любил весь Тамбов – марш «Прощание славянки». Под его звуки, несущиеся над тихим вечерним городом, люди расходились по домам.
Мелодия летела уже над всей Россией. Редкая, счастливая судьба сложилась у марша с самого начала. Вскоре после того как прозвучал он на полковом смотре в Тамбове, в типографиях уже печатались его ноты. Обложки нот первых изданий марша «Прощание славянки» украшал рисунок. На дальнем плане изображены горы, видимо Балканские, и отряд солдат. На переднем – молодая красавица славянка грустно прощается с воином, уходящим на войну. Еще минута трогательного расставания, и он уйдет вместе с отрядом в боевой священный поход. На рисунке слова: «Прощание славянки» - новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем балканским женщинам».
1 августа 1914 г. Германия объявила войну России. По тревоге поднимались в летних лагерях русские регулярные полки, спешно одевались в шинели миллионы новобранцев. И всюду играла, ободряя людей, русская военная маршевая музыка, не имеющая равной в мире, за счет которой еще Наполеон относил многое в победах российского оружия. Маршей было много, но один из них, самый молодой, хватающий за душу марш «Прощание славянки» звучал чаще других. Написанный незадолго до той войны этот марш с августа 1914 г. стал необычайно популярным. Под «…его звуки отходили к границе бесконечные эшелоны с бесчисленных вокзалов…»1.
Спустя полвека, в начале шестидесятых, сам автор - Агапкин В.И. дал маршу «характеристику», подробно раскрывающую содержание мелодии. «Марш «Прощание славянки» был мною написан накануне 1-й мировой войны, под влиянием событий на Балканах… Марш посвящен женщинам-славянкам, провожающим своих сыновей, мужей и братьев на священную защиту Родины. В мелодии отражено лирическо-мужественное прощание. Я преследовал цель, чтобы она была проста и понятна всем. Марш – патриотический, исполнялся и в гражданскую, и в Великую Отечественную войны. В.Агапкин».
Марш «Прощание славянки», родившись на тихой Гимназической улочке в Тамбове, очень быстро стал в России почитаем и любим. Его начали величать в народе несколько иначе – кратко и ласково – «Славянка». Под двумя именами живет произведение до сих пор.
Мелодия марша «Славянки» волновала не только сердца воинов, но и поэтов, которые складывали о нем стихи, а затем на сочиненные стихи марш начали петь. Летом 1965 г., в Хабаровске впервые была исполнена песня на мелодию марша «Прощание славянки», автором слов которой был военный музыкант Аркадий Яковлевич Федотов.
Этот марш не смолкал на перронах,
Когда враг заслонял горизонт.
С ним отцов наших в дымных вагонах
Поезда увозили на фронт.
Он в семнадцатом брал с нами Зимний,
В сорок пятом шагал на Берлин,
Поднималась с ним в бой вся Россия
По дорогам нелегких годин.
И если в поход
Страна позовет,
За край наш родной
Мы все пойдем в священный бой!
Шумят в полях хлеба,
Шагает Отчизна моя
К высотам счастья, Сквозь все ненастья
Дорогой мира и труда.
И если в поход
Страна позовет,
За край наш родной
Мы все пойдем в священный бой!
Судьба у песни оказалась счастливой, ее стали исполнять многие военные ансамбли, ей аплодировали во многих странах мира. Песня сделала марш и имя его творца, Василия Ивановича Агапкина, еще популярнее.
24 мая 2002 года музыкой для гимна Тамбовской области был определен марш «Прощание славянки» В.И.Агапкина на слова тамбовского поэта, бывшего директора 26-ой (ныне 30-й) тамбовской школы Александра Митрофанова. Сегодня этот марш можно каждый день услышать на железнодорожном вокзале г.Тамбова во время отправления и прибытия поездов до Тамбова.
И эта статья – святая дань талантливому сыну России, воспевшему в музыке героических славянок!
1 Н.Яковлев. 1 августа 1914 г. - М. Молодая гвардия. 1974. С.25-26.