Лекция (посвящается 200-летию со дня рождения великого русского писателя А.К. Толстого)
Лекция (посвящается 200-летию со дня рождения великого русского писателя А.К. Толстого)
А.К. Толстой - великий русский поэт, писатель, драматург. По его проивздениям в 20 веке было снято 11 художественных фильмов в России, Италии, Польше и Испании
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лекция (посвящается 200-летию со дня рождения великого русского писателя А.К. Толстого)»
Муниципальное Бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №10»
Лекция
(посвящается 200-летию со дня рождения
великого русского писателя А.К. Толстого)
Составитель: концертмейстер Александрович Екатерина Анатольевна
Брянск 2017
Алексей Константинович Толстой – великий русский поэт, писатель, драматург, член-корреспондент Петербургской академии наук. По его произведениям в ХХ веке было снято 11 художественных фильмов в России, Италии, Польше, Испании. Среди них такие фильмы как: «Вурдалаки», «Гроза над Русью», «Три лика страха», «Царь Иван Грозный».
Ниже кратко приведем основные вехи биографии А.К. Толстого.
Дата
Факты биографии
Творчество
24 августа 1817 г.
Родился в Санкт-Петербурге. По отцовской линии принадлежал к древнему дворянскому роду Толстых (Л.Н. Толстой – троюродный брат). Мать — Анна Алексеевна Перовская — происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский, государственный деятель екатерининских времен, доводился ей родным дедом). После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, он и занялся воспитанием будущего поэта
Мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II.
Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел.
1834-1861 г.г.
Толстой на государственной службе Закончил службу статским советником (полковник).
конец 1830-х — начало 1840-х
Написаны (на французском языке) два фантастических рассказа
«Семейство вурдалака», «Встреча через триста лет».
Май 1841 г.
Толстой дебютировал не как поэт, а как писатель. Впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть
Повесть на вампирскую тему «Упырь»
1850 —1851
Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева, 1827—1892). Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой — мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.
Начал публиковать свои лирические стихотворения(писал с 6 лет).
При жизни вышел только один сборник стихотворений в 1867 году
Добившись отставки, А.Толстой посвящает себя литературе, семье, охоте, деревне. Жил в усадьбе «Пустынька» на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом
1860-1870 гг.
Увлечен драматургией (пишет театральные пьесы). Много времени проводил в Европе (Италия, Германия, Франция, Англия). Широкое, в т. ч. и европейское признание он получил благодаря трилогии. Главная тема — трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но и власти человека над действительностью, над собственной участью.
Печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и др. Драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870).
Толстой Алексей Константинович является автором баллад, лирических и сатирических стихотворений, исторического романа «Князь Серебряный», драматической трилогии "Смерть Иоанна Грозного" (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и "Царь Борис" (1870). Автор проникновенной лирики, с ярко выраженным музыкальным началом, («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной»).
Поэзия А.К. Толстого тематически разнообразна: любовь, дружба, природа, искусство, история.
Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения романсового типа
С 1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой, она была единственной на всю жизнь любовью А.К. Толстого, его музой и первым строгим критиком. Вся любовная лирика А.К. Толстого с 1851 года посвящена ей.
Стихотворение "Средь шумного бала", благодаря музыке Чайковского, превратилось в знаменитый романс, который был очень популярен и в XIX, и в XX веках.
Средь шумного бала, случайно...
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь -
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя - я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
Чайковский высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными.
Родные пейзажи - это один из источников вдохновения поэта: Как он сам пишет «…я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил».
Поэт с любовью глядит на простые и даже невзрачные картины жизни и природы, стремится поведать о том, о чем невозможно рассказать на «ежедневном языке. Современники называли поэта «рыцарем добра и красоты», т.к. он был необыкновенно талантливым и духовно красивым человеком.
Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины. Вершиной любви к природе, гимном земной красоте можно считать строки из поэмы «Иоанн Дамаскин»:
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу,
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
На эти строки положен романс П.И. Чайковского «Благославляю вас леса» Впоследствии к этому поэтическому шедевру обратился лучший ученик П.И. Чайковского - С.И. Танеев, чтобы создать свою кантату «Иоанн Дамаскин». Многие лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великими композиторами. Как, например знаменитый романс Римского-Корсакова «Звонче жаворонка пенье»:
Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья.
Небо полно красоты.
Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив;
И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землей.
1858 г.
В конце 50-60 годов 19 века в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность. Фольклоризм Толстого проявляется на всех уровнях литературного произведения: идейном, смысловом, поэтическом. Фольклор в творческой системе писателя служит средством характеристики народной жизни, народного быта, средством раскрытия идеологии и психологии русского народа, для воссоздания облика описываемой эпохи. Так эпохе Иоанна IV посвящены роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного», былины-баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». В своем творчестве Алексей Константинович обращается к разным родам и жанрам устного народного творчества: песенной лирике, былинным традициям и историческим песням, семейно-обрядовой поэзии, заговорам, сказочным мотивам. Среди стилистических фигур, традиционных для фольклора, мы находим в произведениях А. К. Толстого анафору, инверсию, психологический параллелизм, тавтологические повторы. Например, присутствуют сочетания однокоренных слов (горе-гореваньице, горе горючее) ; тавтологические сочетания, в которых повторяются синонимы (путь-дороженька, вихрь-буря, сон-дремота), синонимичные сочетания, характерные для поэтической системы русского фольклора (мать-тоска, печаль-трава).
Ходит Спесь, надуваючись,
С боку на бок переваливаясь.
Ростом-то Спесь аршин с четвертью,
Шапка-то на нем во целу сажень,
Пузо-то его всё в жемчуге,
Сзади-то у него раззолочено.
А и зашел бы Спесь к отцу к матери,
Да ворота не крашены!
А и помолился б Спесь во церкви божией,
Да пол не метён!
Идет Спесь, видит: на небе радуга;
Повернулся Спесь во другую сторону:
Не пригоже-де мне нагибатися!
1856 г.
Еще одной особенностью творчества А.К. Толстого являются сатира и юмор. Эти качества всегда были частью натуры А.К. Толстого. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга.
Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова – самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и Жемчужниковы составили биографию вымышленного горе-литератора, выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова.
От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует. Вот одно из стихотворений Козьмы Пруткова:
Вянет лист. Проходит лето.
Иней серебрится...
Юнкер Шмидт из пистолета
Хочет застрелиться.
Погоди, безумный, снова
Зелень оживится!
Юнкер Шмидт! честное слово,
Лето возвратится!
Афоризмы Пруткова вошли в народ
«Лучше скажи мало, но хорошо».
«Наука изощряет ум; ученье вострит память».
«Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?»
«Никто не обнимет необъятного».
«Зри в корень!»
В Красном Роге немного вещей, к которым прикасались руки Толстого. Среди них рояль, привезенный сюда специально для Софьи Андреевны, жены поэта, женщины, обладавшей завораживающим голосом. Сам же Алексей Константинович не умел играть на музыкальных инструментах, считал себя вовсе не музыкальным, но, несмотря на это, многие его стихи положены на музыку.
На толстовские тексты написано свыше 130 музыкальных произведений, главным образом романсы. Среди композиторов, охотно обращавшихся к лирике Толстого, были: Кюи Ц., Рахманинов С., Гречанинов А., Балакирев М., Мусоргский М. и другие именитые композиторы не только прошлого, но и наши современники. Наиболее удачное воплощение поэзия Толстого А.К. получила: у П. Чайковского – более 20 романсов и 2 дуэта; у Н. Римского–Корсакова – 13 романсов; у С. Танеева – кантата «Иоанн Дамаскин»; у А. Рубинштейна – цикл из 12 романсов. «Толстой — неисчерпаемый источник для текстов под музыку - это один из самых симпатичных мне поэтов»,- писал П.И. Чайковский. Лирика Алексея Константиновича Толстого обогатила русскую и мировую музыкальную культуру.