Просмотр содержимого документа
«Критерии музыкального развития ребенка»
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
НА УРОКАХ МУЗЫКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
За последнее десятилетие произошли изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.
В процессе обучения по предметам искусства оценивание построено на следующих основаниях:
оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
оценивание может быть только критериальным, и основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно включались в контрольно-оценочную деятельность.
В своей работе на уроках музыки мы используем качественную оценку и традиционную количественную.
Качественной оценкой мы оцениваем эмоционально - ценностные отношения учащихся к явлениям искусства и действительности. Такой оценке подвергаются: размышления о музыке, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки, свободное музицирование в классе, на школьных праздниках, определение собственного отношения к музыкальным явлениям действительности. Для оценочного суждения педагога большое значение имеет музыкальное самообразование учащихся: знакомства с дополнительной литературой о музыке;
знакомство с дополнительной литературой о музыке;
слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);
выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных уроках, в рецензиях;
Таким образом, с учетом выше изложенного можно выделить следующие критерии качественной оценки:
готовность ученика к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности;
углубление эмоционально-нравственной и содержательной сферы, созданной в процессе музыкального урока;
творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности.
Количественная оценка - традиционно сложившаяся пятибальная система, с её помощью измеряется процесс формирования эстетических знаний и практических умений. Количественной оценке подвергаются элементы обязательного содержания образования по искусству, которые вошли в государственный образовательный стандарт.
При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, утверждённые на кафедре и гимназии, а также и примерные нормы оценки знаний и умений.
При определении качества знаний учащихся по музыке объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной музыкальной деятельности:
Слушание музыки.
Освоение и систематизация знаний.
Вокально-хоровая работа.
Творческая деятельность.
1. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.
2. Освоение и систематизация знаний. В музыке, как и в предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.
3. Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика.
Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала.
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»
(с учетом видов деятельности и программных требований)
Слушание музыки
Параметры
Критерии
«3»
«4»
«5»
Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге
При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.
К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес
Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.
Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм
Суждения о музыке односложны.
Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя
Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм
выпол-нены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами
Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм
Высказанное суждение обосновано.
Узнавание музыкального произведения,
(музыкальная викторина – устная или письменная)
Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения
80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра
100-90% правильных ответов на музыкальной викторине.
Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения, музыкального жанра
Освоение и систематизация знаний о музыке
Параметры
Критерии
«3»
«4»
«5»
Знание музыкальной литературы
Учащийся слабо знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя
Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами
Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы
Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты
Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы
Задание выполнено на 60-70%, допущены незначительные ошибки
Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество
Выполнение домашнего задания
Критерии
«3»
«4»
«5»
В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.
В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась
При выполнении работы использовалась дополни-тельная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе
Исполнение вокального репертуара
Параметры
Критерии певческого развития
«3»
«4»
«5»
Исполнение вокального номера
Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону
интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера
художественное исполнение вокального номера
Участие во внеклассных мероприятиях и концертах
художественное исполнение вокального номера на концерте
Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.
На уроках мы используем разные формы контроля:
наблюдение (за развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.), музыкальные викторины, тесты, работа по карточкам с разноуровневыми заданиями, учебные проекты, ведение тетради.
Критерии оценки контроля по предмету «Музыка»
Оценка «5» ставится:
не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;
не менее 8 правильных ответов в тесте;
художественное исполнение вокального номера;
Оценка «4» ставится:
80-60% правильных ответов на музыкальной викторине;
5-7 правильных ответов в тесте;
интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;
Оценка «3» ставится:
не более 50% правильных ответов на музыкальной викторине;
не более 4 правильных ответов в тесте;
не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.
Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся самостоятельно могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной учебный курс, только тогда они смогут самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.
Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.
Критерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развития разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы, композиторское воплощение и т. д.) знаний, а так же способность применять их в анализе музыкального текста.
Критерии оценки метапредметных результатовсвязаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оцениватьправильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.
Критерии оценки личностных результатовсвязаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
Наша система оценивания на уроках музыки имеет всесторонний характер, что позволяет учащимся проявлять себя в разных сферах музыкально-эстетической деятельности. Мы продолжаем искать новые подходы и критерии оценивания на уроке музыки, которые помогут нам и учащимся выйти на новый уровень.