Конспект открытого занятия "Использование игровых технологий при обучении игры на фортепиано"
Конспект открытого занятия "Использование игровых технологий при обучении игры на фортепиано"
Цель: игровой технологией обеспечивать последовательное продвижение ребёнка к необходимым навыкам игры на фортепиано.
Задачи:
-обучить игре на фортепиано;
-воспитывать выдержку;
-развивать музыкальный слух.
Организация пианистического аппарата. С первых минут занятия начинается «лепка» рук обучающихся и включает в себе комплекс упражнений для укрепления мышц спины, развития свободы рук, гибкости суставов, укрепления мышц пальцев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия "Использование игровых технологий при обучении игры на фортепиано"»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
детей Центр развития творчества детей и юношества
муниципального образования Тимашевский район
Открытое занятие
Объединение «Домисолька»
Тема занятия: «Использование игровых технологий при обучении игры на фортепиано».
Разработала педагог дополнительного образования
Кирпичёва Марина Евгеньевна
Тимашевск
2011год
Открытое занятие
Педагог: Кирпичева М. Е.
Тема: «Использование игровых технологий при обучении игры на фортепиано».
Цель: игровой технологией обеспечивать последовательное продвижение ребёнка к необходимым навыкам игры на фортепиано.
Задачи:
-обучить игре на фортепиано;
-воспитывать выдержку;
-развивать музыкальный слух.
Тип занятия: практическое
Оборудование: фортепиано, стул, подставка для ног.
Материал для педагога:
-дидактический материал, карточки.
Для обучающихся:
-карандаш, бумага, нотная тетрадь.
Ход занятия
Организационная часть.
Проверка готовности обучающегося. Приветствие. Озвучивание темы и цели занятия.
Практическая часть.
1.Организация пианистического аппарата. С первых минут занятия начинается «лепка» рук обучающихся и включает в себе комплекс упражнений для укрепления мышц спины, развития свободы рук, гибкости суставов, укрепления мышц пальцев.
Эти упражнения правильней назвать играми: а) «Заводная кукла». Сидеть не сгибаясь, как кукла на витрине (до 20 сек.) затем расслабиться (завод закончен). Выполнить несколько раз, сидя за фортепиано, опираясь на ноги – ноги стоят на подставке. Руки свободно висят.
б) «Лебедь». Обучающейся садится, как «кукла» и выполняются свободные движения руками, подражая полёту большой красивой, нежной птицы.
в) «Марионетка». Ребёнок стоит, подняв руки вверх. Всё тело до кончиков пальцев напряжено, «натянуто» невидимыми верёвками. Потом верёвки поочередно начинают «рваться» - падают пальцы, кисти, руки от локтя, от плеча, туловище – и ребенок наклоняется и качает расслабленными руками.
г) «Мячик» или «Отдай мне руку». Рука ребенка должна быть полностью расслаблена, чтобы преподаватель мог подбрасывать и ловить ее, как мячик.
д) «Лифт. Представим, что руки – это два лифта в доме. Они едут то вверх, то вниз, то одновременно, то порознь, то в разных направлениях. Усложняем упражнение: руки опускаются на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на 1-й и 5-й, и на каждый палец отдельно.
е) «Машинка». Ученик водит маленькую машинку, то вправо, то влево. Впереди идет кистевой сустав и ведет за собой пальцы.
ж) Учим руки «дышать». Ребенок ставит пальцы на край стола с таким ощущением, будто повесил на них руки («вешалка»). Руки делают «вдох», «выдох» - запястье идет вверх, «выдох» - вниз. Движение рук плавные, без рывков.
з) «Замочек». Тренируем цепкость кончика пальцев. Ученик преподавателя. Педагог пытается вытащить свой палец, а ученик – удержать его. Таким образом тренируем разные пары пальчиков.
2. Знакомство с клавиатурой.
Задача любого преподавателя состоит в том, чтобы фортепианная клавиатура как можно раньше стала для ребенка «обжитой территорией», где обитают музыкальные звуки.
Игра на инструменте начинается с первых же занятий, еще до начала игры по нотам, методом показа, что называется «берет с рук», используя подготовительные упражнения, организующие начальные навыки игры на инструменте. («Заводная кукла», «Дыхание», «Пальцы здороваются»). Кукла заводит спинку, рука делает вдох, на выдохе палец здоровается с нужной клавишей, вдох – и рука уходит с клавиатуры.
3.Ритм. Метр. Внутренняя ритмическая пульсация.
Цель - выработать чувство внутренней ритмической пульсации. Из знакомых длительностей составляются ритмические схемы, и отдельные их блоки отрабатываются до автоматизма, а потом схемы целиком. Левая рука стучит пульс, а правая ритм, и наоборот.
Из цветной бумаги нарезать полоски и эти полоски разрезать на 2 – половинные ноты, 4 – четвертные, 8 – восьмые.
4.Чтение нот. Здесь помогут подготовительные упражнения «Бусы». Записывается нота «соль» и ноты вверх и вниз. Ребёнок играет, смотря на запись. Зрительно запись напоминает нитку бусинок. Закрепляются понятия «движение вверх» и «движение вниз», «повторяющаяся нота».
3.Подбор по слуху.
Формы подбора могут быть различны и зависят от музыкального слуха ребёнка, но обязательным является предварительное запоминание мелодии. Упрощённый вариант: ребёнок поёт попевку и показывает рукой направление мелодии.
При слабой слуховой ориентации ученика, как временный приём возможен подбор « с рук»: педагог проигрывает; ученик, глядя на руки педагога, пытается воспроизвести, услышанное.
5.Работа над выразительным исполнением.
Важно ребёнка научить делиться своими переживаниями и впечатлениями. В разговоре о музыке никогда не ставится вопрос: «На что это похоже?» Всегда речь идёт о настроении и чувствах.
Одну и ту же попевку исполнить в разных настроениях.
6.Заключительная часть.
Самоанализ ребёнка (что получилось, а что не получилось, что понравилось на занятии) и анализ педагога.