Организационный момент. Определение темы урока, постановка целей (5 мин) Изучение нового материала. (20 мин) ФИЗМИНУТКА 2 минуты 3.Закрепление пройденного (10 минут) 4.Контроль и оценка знаний учащихся. (5 минут) 5. Домашнее задание и рефлексия (3 минуты) | - Ну, здравствуйте, ребята! - Как ваше настроение? - Пора нам заниматься. - Мы будем все стараться - Будем танцевать и песни распевать. С древнейших времён люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои, это - добрые и злые волшебники, СЛАЙД 2, 3 прекрасные принцессы и храбрые принцы. А за что любят сказку? СЛАЙД 4 Только в сказке простой паренёк может стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку. Я думаю, что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные сказки. Молодцы! А как вы думаете, куда я вас сегодня хочу пригласить? Правильно! Я вас приглашаю в сказку, и сегодняшний урок мы проведём вместе с ней. А вот сказку, которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что придумала её для вас я сама. Посмотрите на слайд и попробуйте догадаться, какая сегодня тема урока и о чем я буду рассказывать сказку. СЛАЙД 5 Правильно, тема урока «Музыкальные инструменты, но только еще есть слово – НАРОДНЫЕ. И называется сказка так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: ТЕМА НА СЛАЙДЕ СЛАЙД 6 Ребята, а как вы думаете, что вы узнаете нового сегодня на уроке? Чему бы вы хотели научиться? На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также научитесь играть на них. Ребята, а как вы думаете, что вы узнаете нового сегодня на уроке? Чему бы вы хотели научиться? На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также научитесь играть на них. Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка, и рожок. Жили они в большой дружной семье. !!! ОТКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!!! С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. (ПОКАЗАТЬ) Вот такими ложками раньше кушали люди. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. ПОКАЗАТЬ И РАССКАЗАТЬ Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошеных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, РЕБЯТА, КАК ЖЕ ОНА ИХ ОХРАНЯЛА? Так и жили они все вместе до поры до времени. А однажды в той деревушке появились скоморохи. А кто такие скоморохи? Правильно, так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР! СЛАЙД 8 Скоморохи шли по улице с весёлой песней. Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов. В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка. -Ребята, а кто из вас знает, что это за инструмент такой, гусли? (ответы)… -А может кто-то видел гусли, может вы с ними где-то встречались? (ответы)… (МАКЕТ) Гусли – русский, струнный щипковый музыкальный инструмент. А из чего сделаны гусли? Ответы детей: (из дерева)… - Почему струнный? … - Почему щипковый? …. И сейчас мы с вами послушаем как звучат гусли, и посмотрим, как на них играют. -Ребята, а какой ещё инструмент был у скоморохов? (балалайка) -А балалайка из чего сделана? -А какой формы она? -Сколько срун у балалайки? СЛАЙД 9, 10 Послушайте, как звучит балалайка, и посмотрите, как на ней играют. (фонограмма) Ребята, а вы хотите ненадолго превратиться в скоморохов? !!!ОТКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!!!! А сказка наша продолжается. Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ. Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить. С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов СЛАЙД 11. Оркестр музыкальных инструментов – большая группа музыкантов, играющих на музыкальных инструментах. Я думаю, что вы очень ждёте, когда же мы начнем играть на инструментах. А вы знаете, что не сразу научились музыкальным премудростям в оркестре рубель, ложки, трещотка. Узнали они, что все инструменты разговаривают между собой на особом языке. У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие. Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! (ПОКАЗ ИНСТРУМЕНТОВ И СПОСОБОВ ИГРЫ НА НИХ, раздать) Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, как звучат их голоса. -Ребята, у вас в руках музыкальные инструменты, а как вы думаете, вы сейчас настоящие музыканты? -А вот сейчас мы с вами это и проверим, поиграем на инструментах. Сейчас, по моей команде вы начнете играть. (Играем) Получилась ли у нас игра на инструментах, как у настоящих музыкантов? ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!!! -А почему нет? Да, потому что играл каждый из вас то, что хотел, а настоящие музыканты играют по оркестровой партитуре. Посмотрите, как она выглядит. А теперь положите инструменты, пусть они отдохнут. ОТКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке. Сделать это нам поможет музыкальное лото-загадка. На ваших партах лежит набор картинок-карточек и игровое поле. В окошках игрового поля вписаны загадки о русских музыкальных инструментах. Ваша задача правильно подобрать загадку к картинке – карточке (приклеить клеем). А потом, мы все вместе проверим, что у вас получилось. Ну что, проверим ваши ответы? ИТОГ. А мы с вами вспомним, что мы хотели узнать сегодня на уроке, чему научиться? Достигли ли мы с вами сегодня нашей поставленной цели? Мы познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Давайте ещё раз вспомним, с какими инструментами вы познакомились. Узнали значение их в жизни человека. Услышали их голоса, научились играть на них, но без использования оркестровой партитуры. Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была весь урок с нами. С помощью сказки вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу. -Ребята, а хочу вам сказать огромное спасибо за урок, мне очень приятно было общаться с такими замечательными, умными учениками. Я вашу работу оценила на отлично, отметить наиболее активных участников. Домашнее задание. 1.ОБЩЕЕ Нарисовать изображения инструментов русского народного оркестра. 2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПО ЖЕЛАНИЮ. Задание для любознательных: найти другие русские народные инструменты, о которых мы сегодня не говорили и представить их классу. На следующем уроке мы продолжим говорить о народном оркестре. И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровыми». Рефлексия. Учитель начинает предложение, а дети его заканчивают. (Сегодня я узнал(а)..., было интересно..., было трудно...и т.п.) И я хотела бы узнать, понравился ли вам урок, и с каким настроением вы уйдёте с нашего урока. У меня лежат нотки красного, зеленого и желтого цвета. И сейчас, перед тем, как выйти из кабинета, возьмите, пожалуйста, нотку, и приклейте её на нотный стан, на котором они живут. Если вам очень понравился урок и у вас очень хорошее настроение, то вы возьмите красную нотку и приклейте её на нотный стан, если не очень хорошее и не совсем понравился урок - зеленую, а если вам не понравился урок и вас плохое настроение, то оставьте желтую нотку. | - Здравствуйте! - Очень хорошо! - Да-да-да! - Так же, как всегда. -За то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Ответы детей: Василиса Прекрасная, По щучьему веленью, Кощей Бессмертный, Летучий корабль, Морозко, Сивка-Бурка, Снегурочка Ответы детей: (в сказку) Ответы детей: Музыкальные инструменты Ответы детей: узнать русские народные инструменты, научиться играть на инструментах. Ответы детей: узнать русские народные инструменты, научиться играть на инструментах. Ответы детей: трещала, дул ветер, шевелил трещотку и тд Ответы детей: смешные люди, циркачи, бродяги, артисты Ответы (скорее всего не знают, что это такое) Ответы детей: струнный – потому что есть струны и их щиплют пальцами Ответы детей: дерево Ответы детей: треугольной Ответы детей: Три Дети исполняют Русскую Народную песню: «Во дворе-то калина» с движениями Детям раздала роли, они инсценируют разговор инструментов. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов. «Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем». «А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель. Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы, своей музыкой, людям радость приносим!». «Ой!», - воскликнул рожок. «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей, да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка. . Ответы детей: (Да) Ответы детей: А как мы сможем убедиться? (поиграть) ? Ответы детей: ДА Ответы детей: НЕТ! Ответы детей: все играли недружно, а кто и что хотел! Ответы детей: да! Дети по одному подходят к столу, читают карточки и отгадывают названия инструментов. 1.И щи хлебают, И «барыню» играют. (ложки) 2.Заменял стиральную машину и утюг. (рубель) 3.Стучит, бренчит, звенит. (бубен) 4.А Садко на них играл И душевно распевал. Перебрал он много струн, Вышел из воды Нептун. (гусли) 5.У неё есть три струны, Их рукой щипать должны. Можно под неё плясать И по-русски приседать. (балалайка) 6.Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит. А всего- то три струны Ей для музыки нужны. (домра) (ответы)… Мы хотели узнать о музыкальных инструментах(народных) и поиграть на них. Цель достигли. ДА! Ответы детей: Ложки ….., рубель…., трещотка….., рожок…. (Дети под музыку приклеивают нотки). |