kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока во 2 классе "Русские народные музыкальные инструменты. Плясовые наигрыши".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомить с русскими народными инструментами. Формировать музыкальную культуру.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока во 2 классе "Русские народные музыкальные инструменты. Плясовые наигрыши".»

 

 

 

 

  

 

 

 

 

План-конспект урока

по МУЗЫКЕ

2 класс

Русские народные музыкальные инструменты. Плясовые наигрыши.


 

 

 

 

 

  








 

 

 

















Тема урока. «Русские народные музыкальные инструменты. Плясовые наигрыши.»


Дата проведения.19.12.2022

Тип урока. Урок открытия новых знаний

УМК: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Технология урока. технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология, технология системно-деятельностного подхода, энергосберегающая технология

Цель урока. 1. создать условия для знакомства с народными музыкальными инструментами, их самобытностью, учиться простейшим приёмам игры на музыкальных инструментах. 

2. формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки.


Задачи.

Обучающие:

1. Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.

2. Обучать навыкам исполнения музыки, по несложным оркестровым партитурам используя музыкальные инструменты (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ, ТРЕЩОТКА, РУБЕЛЬ).

 Развивающие:

1. Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство.

2.Развивать у обучающихся второклассников осознание значимости коллективного исполнения музыки.

3. Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе (музыкальное лото-загадка).

Воспитательные:

1.Через народное устное творчество (сказку), формировать интерес к русской музыкальной культуре.

2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.

Форма урока: урок - сказка

Планируемые образовательные результаты.

Личностные результаты: 

  1. Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;

  2. Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.

Метапредметные результаты:

  1. Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;

  2. Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;

  3. Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров;

  4. Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);

  5. Уметь проявлять способность к саморегуляции.

Предметные результаты: 

  1. Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов;

  2. Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.


Основные термины, понятия. Русские народные инструменты, Струнные инструменты, ударные инструменты, духовые инструменты, ансамбль народных инструментов, рубель, трещотка (круговая, пластинчатая), ложки, коробочка, ксилофон, бубен, гусли, балалайка, домра, щипковый инструмент, шумовые инструменты.

Оборудование синтезатор. ноутбук, детские музыкальные инструменты, проектор, коллекция шумовых инструментов.

Обеспечение урока:

1.Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка 2 класс. Учебник. М: «Просвещение», 2016.

2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Фонохрестоматия 2 класс. CD диск.

3. Мультимедийная презентация.

План урока

  1. Организационный момент. Определение темы урока, постановка целей (5 мин)

  2. Изучение нового материала. (20 мин)

3. Закрепление пройденного (10 минут)

4. Контроль и оценка знаний учащихся. (5 минут)

5. Домашнее задание и рефлексия (6 минут)



Этап урока

Учитель

Ученики

  1. Организационный момент. Определение темы урока, постановка целей (5 мин)



































































  1. Изучение нового материала. (20 мин)
























































































ФИЗМИНУТКА

2 минуты





























































































3.Закрепление пройденного (10 минут)


























4.Контроль и оценка знаний учащихся. (5 минут)
















































































5. Домашнее задание и рефлексия (3 минуты)




- Ну, здравствуйте, ребята!

- Как ваше настроение?

- Пора нам заниматься.

- Мы будем все стараться

- Будем танцевать 
и песни распевать.

С древнейших времён люди любили рассказывать  друг другу сказки.

 У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои,

это -  добрые и злые волшебники,

 

СЛАЙД 2, 3

прекрасные принцессы и храбрые принцы.  

А за что любят сказку?


СЛАЙД 4







Только в сказке простой паренёк может стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку.  

 Я думаю, что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные сказки.




 Молодцы! А как вы думаете, куда я вас сегодня хочу пригласить?

 Правильно! Я вас приглашаю в сказку, и сегодняшний урок мы проведём вместе с ней.

 А вот сказку, которую я   вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что придумала её для вас я сама.

 Посмотрите на слайд и попробуйте догадаться, какая сегодня тема урока и о чем я буду рассказывать сказку.

 

СЛАЙД 5


Правильно, тема урока «Музыкальные инструменты, но только еще есть слово – НАРОДНЫЕ.

И называется сказка так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».  

Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: ТЕМА НА СЛАЙДЕ


СЛАЙД 6

 Ребята, а как вы думаете, что вы узнаете нового сегодня на уроке? Чему бы вы хотели научиться? 

 

На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также научитесь играть на них.

 


 Ребята, а как вы думаете, что вы узнаете нового сегодня на уроке? Чему бы вы хотели научиться? 

 

На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также научитесь играть на них.

 

Давно это было. 


Жили - поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка, и рожок.    

 Жили они в большой дружной семье.

  !!! ОТКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!!!


 С раннего утра  и  до позднего вечера  умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами.

 Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом   кормили всю семью вкусным обедом.       (ПОКАЗАТЬ) 

Вот такими ложками раньше кушали люди.

 Рубель -  помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье   были чистыми и опрятными.  ПОКАЗАТЬ   И   РАССКАЗАТЬ

 Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо   домой.  

 Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошеных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод.

А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, РЕБЯТА, КАК ЖЕ ОНА ИХ ОХРАНЯЛА?    

Так и жили они   все вместе до поры  до времени.

 А однажды в той деревушке появились скоморохи.

 А кто такие скоморохи?     

 Правильно, так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов  и  музыкантов.

ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!

СЛАЙД 8


 Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

 Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.

 В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты.  

 Были среди них гусли и балалайка. 

 

 -Ребята, а кто из вас знает, что это за инструмент такой, гусли? (ответы)…

 -А может кто-то видел гусли, может вы с ними где-то встречались? (ответы)…                  (МАКЕТ)

  Гусли – русский, струнный щипковый музыкальный инструмент.

 А из чего сделаны гусли?   

Ответы детей:  (из дерева)…

  - Почему струнный? …

 - Почему щипковый?  ….

 И сейчас мы с вами послушаем как звучат гусли, и посмотрим, как на них играют.

 -Ребята, а какой ещё инструмент был у скоморохов?    (балалайка)



 -А балалайка из чего сделана?

 


-А какой формы она?


 -Сколько срун у балалайки?


СЛАЙД 9, 10


 Послушайте, как звучит балалайка, и посмотрите, как на ней играют. (фонограмма)

 Ребята, а вы хотите ненадолго превратиться в скоморохов?


!!!ОТКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!!!!







А сказка наша продолжается.  

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.

 Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. 

 После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами.




































Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

 С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй.

 И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов

СЛАЙД 11.


Оркестр музыкальных инструментов – большая группа музыкантов, играющих на музыкальных инструментах.

Я думаю, что вы очень ждёте, когда же мы начнем играть на инструментах.

 А вы знаете, что не сразу научились музыкальным премудростям в оркестре рубель, ложки, трещотка.

 Узнали они, что все инструменты разговаривают между собой на особом языке.

У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие.  

 Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной.

 Мы можем с вами сами в этом убедиться!  





(ПОКАЗ ИНСТРУМЕНТОВ И СПОСОБОВ ИГРЫ НА НИХ, раздать)

  Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, как звучат их голоса. 

-Ребята, у вас в руках музыкальные инструменты, а как вы думаете, вы сейчас настоящие музыканты? 

 -А вот сейчас мы с вами это и проверим, поиграем на инструментах.

Сейчас, по моей команде вы начнете играть. (Играем)

 Получилась ли у нас игра на инструментах, как у настоящих музыкантов?

ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!!!


 -А почему нет?

 Да, потому что играл каждый из вас то, что хотел, а настоящие музыканты играют по оркестровой партитуре.

 Посмотрите, как она выглядит.

А теперь положите инструменты, пусть они отдохнут.

 

ОТКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых   мы с вами говорили на уроке.  

Сделать это нам поможет музыкальное лото-загадка.

 На ваших партах лежит набор картинок-карточек и игровое поле. В окошках игрового поля вписаны загадки о русских музыкальных инструментах. Ваша задача правильно подобрать загадку к картинке – карточке (приклеить клеем). А потом, мы все вместе   проверим, что у вас получилось.

 Ну что, проверим ваши ответы?







































ИТОГ.   А мы с вами вспомним, что мы хотели узнать сегодня на уроке, чему научиться?       

 

 Достигли ли мы с вами сегодня нашей поставленной цели?

 Мы познакомились с русскими народными музыкальными инструментами.

 Давайте ещё раз вспомним, с какими инструментами вы познакомились.

 Узнали значение их в жизни человека.

 Услышали их голоса, научились играть на них, но без использования оркестровой партитуры.  

 Наш сказочный урок подошёл к своему завершению.

 Сказка сегодня была весь урок с нами.

 С помощью сказки   вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

 -Ребята, а хочу вам сказать огромное спасибо за урок, мне очень приятно было общаться с такими замечательными, умными учениками. Я вашу работу оценила на отлично, отметить наиболее активных участников.


Домашнее задание.

1.ОБЩЕЕ Нарисовать изображения инструментов русского народного оркестра.  

2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПО ЖЕЛАНИЮ. Задание для любознательных: найти другие русские народные инструменты, о которых мы сегодня не говорили и представить их классу.     На следующем уроке мы продолжим говорить о народном оркестре.

И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровыми».


Рефлексия. Учитель начинает предложение, а дети его заканчивают. (Сегодня я узнал(а)..., было интересно..., было трудно...и т.п.)

И я хотела бы узнать, понравился ли вам урок, и с каким настроением вы уйдёте с нашего урока.  

У меня лежат нотки красного, зеленого и желтого цвета.

И сейчас, перед тем, как выйти из кабинета, возьмите, пожалуйста, нотку, и приклейте её на нотный стан, на котором они живут.

Если вам очень понравился урок и у вас очень хорошее настроение, то вы возьмите красную нотку и приклейте её на нотный стан, если не очень хорошее и не совсем понравился урок - зеленую, а если вам не понравился урок и вас плохое настроение, то оставьте желтую нотку.



- Здравствуйте!


- Очень хорошо!


- Да-да-да!


- Так же, как всегда.


















-За то, что в ней происходят всевозможные чудеса.

Ответы детей: Василиса Прекрасная, По щучьему веленью, Кощей Бессмертный, Летучий корабль, Морозко, Сивка-Бурка, Снегурочка


Ответы детей: (в сказку)







Ответы детей: Музыкальные инструменты













Ответы детей:  узнать русские народные инструменты, научиться играть на инструментах.







Ответы детей:  узнать русские народные инструменты, научиться играть на инструментах.































Ответы детей:  трещала, дул ветер, шевелил трещотку и тд




Ответы детей: смешные люди, циркачи, бродяги, артисты











Ответы (скорее всего не знают, что это такое)







Ответы детей: струнный – потому что есть струны и их щиплют пальцами




Ответы детей: дерево Ответы детей: треугольной


Ответы детей: Три









Дети исполняют Русскую Народную песню: «Во дворе-то калина» с движениями

































Детям раздала роли, они инсценируют разговор инструментов.

 «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.

 «Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья.  «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

 «А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель.

 Тут в разговор вступили гусли. 

 «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы, своей музыкой, людям радость приносим!».

 «Ой!», - воскликнул рожок.  «Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить».

 «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей, да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка.

 

.















Ответы детей: (Да)














Ответы детей:

А как мы сможем убедиться? (поиграть) ?










Ответы детей: ДА





Ответы детей: НЕТ!     






Ответы детей: все играли недружно, а кто и что хотел!




















Ответы детей: да!     



Дети по одному подходят к столу, читают карточки и отгадывают названия инструментов.


1.И щи хлебают,

И «барыню» играют. (ложки)


2.Заменял стиральную машину и утюг. (рубель)


3.Стучит, бренчит, звенит. (бубен)


4.А Садко на них играл

И душевно распевал.

Перебрал он много струн,

Вышел из воды Нептун. (гусли)


5.У неё есть три струны,

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать. (балалайка)


6.Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит.

А всего- то три струны

Ей для музыки нужны. (домра)



 (ответы)…

Мы хотели узнать о музыкальных инструментах(народных) и поиграть на них. Цель достигли.

ДА!




Ответы детей: Ложки ….., рубель…., трещотка….., рожок….


















































(Дети под музыку приклеивают нотки).





Список литературы:

Учебник Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка 2 класс








5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шкандевич Ирина Владимировна

Дата: 18.12.2022

Номер свидетельства: 620711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока  музыки "Русские народные инструменты" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-muzyki-russkiie-narodnyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "242035"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445362250"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока музыки во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-muzyki-vo-2-klassie-po-tiemie-russkiie-narodnyie-instrumienty-pliasovyie-naighryshi"
    ["file_id"] => string(6) "118713"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413218995"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства