Художественные возможности клавишного синтезатора в развитии творческих способностей учащихся
Художественные возможности клавишного синтезатора в развитии творческих способностей учащихся
В учебной деятельности ребенка, играющего на синтезаторе, является воспитание и развитие у него потребности в творчестве через создание своих художественных образов, потребности, которая, практически, не формируется путем обычного копирования готового материала, предлагаемого ему учителем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Художественные возможности клавишного синтезатора в развитии творческих способностей учащихся»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №6» г. Брянск
Тема по самообразованию:
«Художественные возможности клавишного синтезатора
в развитии творческих способностей учащихся»
Преподаватель:
Анисова С.В.
Содержание: стр.
1.Особенности обучения младших школьников в классе клавишного синтезатора …………………………………………………………………. 3
2. Методы обучения младших школьников в классе синтезатора ………. 6
3. Художественные возможности клавишного синтезатора
в развитии творческих способностей учащихся……………………………..15
4. Список литературы …………………………………………………………20
Особенности обучения младших школьников
по классу клавишного синтезатора
Обучение игре на клавишном синтезаторе, в том числе в младших классах, обладает ярко выраженной спецификой. Она обусловлена электронно-цифровой природой нового музыкального инструмента, которая значительно расширяет его художественный потенциал по сравнению с традиционными механическими инструментами и определяет коренное изменение содержания и методов обучения в инструментальном классе.
Если обучение игре на каком-либо традиционном инструменте всегда связано с исполнением музыкальных произведений, то такая исполнительская направленность музыкально-учебной деятельности при обращении к синтезатору оказывается недостаточной. Действительно, чтобы озвучить на этом новом инструменте нотный текст, сначала надо выбрать из большого числа наличных электронных тембров те, которые лучше всего подходят данному тексту и соответственно скорректировать фактуру изложения, то есть создать проект его аранжировки (элемент композиторской деятельности). Затем надо озвучить этот проект - исполнить его или ввести в память инструмента (исполнительская деятельность), а также - выстроить виртуальную электроакустическую среду звучания (то есть провести звукорежиссерскую работу). Иногда при этом необходимо внести те или иные поправки в тембры синтезатора или даже создать их новые оригинальные разновидности (то есть выступить в роли изготовителя виртуальных музыкальных инструментов).
Вместе с тем такое расширение музыкально-учебной деятельности на композиторскую, звукорежиссерскую и звукового синтеза сферы не превращает ее в элитарную, поскольку задачи, относящиеся к каждой из этих перечисленных сфер, решаются в опоре на программные заготовки - в диалоге с компьютерной программой, лежащей в основе управления звучанием синтезатора. Благодаря компьютерной интерактивности творчество музыканта становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно простым и продуктивным.
Все это делает клавишный синтезатор чрезвычайно ценным средством музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность данной деятельности позволяет значительно расширить круг вовлеченных в нее детей.
Соответственно, целью обучения младших школьников по классу клавишного синтезатора становится приобщение их к электронному музицированию в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, звукорежиссуры, импровизации и композиции) и на этой основе формирование у учащихся основ соответствующих видов музыкальных способностей, интереса к музыкальному творчеству, хорошего музыкального вкуса.
Обучение, по классу клавишного синтезатора и ансамбля клавишных синтезаторов в младших классах предполагает решение следующих задач:
• изучение основных художественных возможностей наличного цифрового инструментария;
• получение базовых знаний по музыкальной теории;
• освоение основ исполнительской техники;
• совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности.
Каждая из этих задач подразделяется на простые составляющие. Так, изучение основных художественных возможностей наличного цифрового инструментария подразумевает:
• ознакомление с его звуковым материалом (с набором тембров и шумов) и средствами внесения различных корректив в этот звуковой материал (вибрато, основные эффекты, наложение тембров и др.);
• освоение различных приемов управления фактурой музыкального звучания (в режимах обычной и разделенной клавиатуры, использования ритм-машины, автоаккомпанемента и др.) и знакомство с интерактивными фактурными заготовками наличного цифрового инструментария (паттернами, мультипада-ми, ритмо-гармоническими последовательностями в режиме «свободного сеанса» и др.);
Изучаемый теоретический материал включает не только элементы музыкальной грамоты, но и необходимые для музыкально-творческой деятельности сведения по гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность. система тональных функций), фактуре (функции голосов фактуры гомофонно-гармонического склада), форме (период, простые двух- и трехчастная формы, вариации), инструментовке и звукорежиссуре. При этом наиболее ценным для творческой практики является получение представлений о функциональном взаимодействии различных музыкально-выразительных средств:
- мелодии и гармонии, фактуры, тембра (включая его звукорежиссере кую составляющую);
- гармонии и фактуры (нормы голосоведения), формы (каденции);
- фактуры и тембра (темброфактурная функциональность), формы;
- тембра и формы (формообразующая функция тембра).
Задача освоения исполнительской техники включает: постановку рук, приобретение навыков позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков, а также - выработку некоторых специфических навыков. связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре и с помощью ножных педалей.
И наконец, четвертая, наиболее сложная задача практического освоения электронного музицирования предполагает совершенствование в данной музыкально-творческой деятельности по нескольким направлениям. Это, прежде всего, - электронная аранжировка и исполнение музыки, а также чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху, импровизация и элементарное сочинение.
Важнейшим условием формирования у маленьких учеников интереса к музыкальному творчеству и хорошего музыкального вкуса является правильно подобранный репертуар. Центральной составляющей этого репертуара оказывается классическая и народная музыка, в которой сконцентрированы главные ценности данного вида искусства, а также лучшие образцы современной музыки академических и массовых жанров.
Подходы в электронной аранжировке этих произведений различны в зависимости от их жанровой принадлежности. Так, музыка академических жанров требует при аранжировке большей строгости. Музыка массовых жанров, напротив, допускает широкую вариативность подходов к электронному воплощению. А народную музыку, как связанную с устной формой творчества и всегда несущую в себе элемент спонтанности, импровизационности, можно рассматривать как материал для самых разнообразных по сложности языка и масштабности формы творческих решений.
2. Методы обучения младших школьников в классе синтезатора
В основе формирования способности к музицированию как творческой способности лежат два главных вида деятельности учащихся: творческая практика и изучение теории музыки. Поэтому объединяющий эти виды деятельности комплексный метод, о котором писал Г.Г. Нейгауз применительно к обучению игре на фортепиано, становится в педагогике творчества единственно возможным методом преподавания. И учитель по синтезатору еще в большей мере, чем учитель фортепианной игры, «должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта» .
Ценность необходимых для музыкального творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью, то есть целостным всесторонним охватом системы выразительных средств музыки, раскрытием многообразных взаимосвязей, возникающих у каждого из этих средств с другими, а также их содержательных возможностей в музыкальном целом. В системе всегда можно выделить ведущий структурообразующий элемент. Таковым элементом музыки гомофонно-гармонического склада, ее «монадой», порождающей все другие элементы музыкального целого, является мелодия. Прочие элементы музыкального целого по отношению к мелодии можно подразделить на две группы: ритмо-гармонический каркас послужит ее «фундаментом», а фактура, тембр, средства исполнительского и звукорежиссерского интонирования будут составлять красочно-орнаментальный слой музыкальной мысли.
Данная схема, охватывающая все элементы выразительности музыки гомофонно-гармонического склада, позволяет каждый из них рассматривать через призму многосторонних функциональных связей. Кроме того, эта схема служит моделью формализации музыкальной деятельности, на которую ориентирована конструкция современного популярного синтезатора, поэтому вполне закономерным будет взять ее за основу в систематизации музыкально-выразительных средств при изучении теории в рамках начального обучения электронному музицированию.
Закономерности использования выразительных средств, отражающие функциональное взаимодействие этих средств между собой и с музыкальным целым, могут быть представлены в виде свода правил. Так, в работе над гармонизацией, входящей в процесс электронного музицирования, учащиеся всегда должны добиваться согласного сочетания мелодии и гармонии, стремиться к плавному голосоведению в сопровождении;
- в работе над фактурой - «освежать» фактуру сопровождающих голосов на границах развертывания музыкальной мысли, выделять различные пласты фактуры, звучащие одновременно, с помощью контрастных тембров и регистров и, наоборот, единые пласты объединять одним тембром, следить за соответствием фактуры сопровождения характеру мелодической линии (по жанровым деталям, драматургии, выразительности);
- в работе над инструментовкой - при смене музыкальной мысли обновлять тембр мелодии, «прорисовывать» каждый план звучания различными тембрами, для выделения мелодии применять октавные или основанные на контрастных тембровых сочетаниях дублировки и т.д.
Вместе с тем, применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписаний, засушивающих творческую практику. Ценными знания ученика для данной практики становятся лишь в случае их косвенного воздействия на нее, и они никак не могут подменить собой воображения учащегося.
Эффективным для музыкального развития учащихся является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано насущными требованиями творческой практики. Столкнувшись с той или иной трудностью, ученик должен сам сформулировать проблему, и новые горизонты теории открываются ему в процессе решения этой проблемы. Данный метод позволяет на уроке сохранить высокий творческий тонус при обращении в сферу теории и ведет к более глубокому ее усвоению. Важным условием придания обучению проблемного характера является методическая направленность в подборе музыкального материала, каждый последующий пример которого должен включать в себя какие-то новые сложности, требующие своего теоретического осмысления.
В творческой практике начального этапа обучения вполне допустимы случаи, когда ученик берется за музыкальное произведение, аранжировка которого ставит перед ним отдельные заведомо непреодолимые на данный момент трудности. В этом случае в целях поддержания творческого интереса ученика педагог, выполняя эти трудные операции, может в своих объяснениях затронуть теоретический материал из последующих разделов учебной программы, тем самым подготавливая почву для их целостного изучения в будущем.
С другой стороны, прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных, обращение к которым диктует творческая практика учащихся. Такие методические приемы «забегания вперед» и «возвращения к пройденному», определяя собой многократное обращение учащихся к важным для творческой практики теоретическим проблемам, придают объемность их «линейному», последовательному и систематическому изложению и способствуют их лучшему усвоению.
Чтобы подвести младших школьников к системе музыкальных понятий, освоение которых необходимо для музицирования на синтезаторе, следует прибегать к образным сравнениям. Например, необходимое при обучении электронному музицированию представление об иерархии средств выразительности в музыкальном целом можно уподобить «кошкиному дому», где мелодией станет кошка, а сопровождением, как «средой обитания» мелодии - дом, в котором эта кошка живет. При этом ритмо-гармонический комплекс нашего музыкального целого найдет свою аналогию в форме этого дома, бас - в его фундаменте, в котором главенствуют три краеугольных камня - тоника, доминанта и субдоминанта, фактура отразится в отделке, а тембр - в раскраске дома.
Ту же трехслойную структуру средств музыкальной выразительности можно уподобить корням, стволу, ветвям и листьям дерева. Еще пример: «бас-кенгуру» любит «прыгать» по квартам, а если «шагом» пройти расстояние, которое наш «кенгуру» преодолевает в два прыжка (I-IV, V-I), то мы получим два тетрахорда, из которых состоит лад (I-II-III-IV, V-VI-VII-I) и т.д.
При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются пусть необходимым. но все же средством для достижения главной цели обучения - приобщения к практике музицирования на синтезаторе. Главным методом организации творческой практики учащихся выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является исполнение различных музыкальных произведений, что, как было отмечено, в электронном музыкальном творчестве всегда связано с их аранжировкой.
Аранжировка представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из четырех основных действий: это анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, отбор звуковых средств, проверка и корректировка результата. Каждое из этих действий, в свою очередь делится на ряд операций, поэтому приобщение учащихся к искусству аранжировки возможно лишь в опоре на дидактический принцип расчленения сложной задачи на простые составляющие.
Аранжировщик должен не только грамотно и художественно убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их чередования. Поэтому важным методом первоначального обучения аранжировке является разъяснение ученику последовательности действий и операций этой деятельности, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами от самых общих параметров будущей аранжировки к все более частным. Например, при составлении проекта аранжировки ученик должен последовательно определить ее жанрово-стилистическую направленность и линию драматургического развития, выстроить форму, произвести гармонизацию, наметить общие очертания фактуры.
При отборе звуковых средств он также последовательно должен выбрать подходящий режим игры на синтезаторе, затем, если выбран интерактивный режим музицирования, - приступить к поиску нужного паттерна, тембрового решения и шумовых эффектов, режима исполнительской артикуляции, оптимального варианта корректировки звучания по звукорежиссерским параметрам.
Совершенствованию работы младших школьников над аранжировкой на всех ее этапах - от анализа текста оригинала до внесения коррективов в готовый продукт - будет способствовать метод авторской интроспекции. Суть его сводится к вовлечению учеников в творчество путем показа им определенных сторон творческого процесса с комментариями собственных действий. Это должно привлечь внимание детей к закономерностям, которые служат основанием для тех или иных операций по созданию аранжировки для синтезатора.
Приемы объяснения маленьким учеником собственных действий, а также совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы над аранжировкой, с педагогом или другими учащимися (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить их представления о средствах, способах, художественных возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию музыкального воображения и мышления учащихся.
Приемы критики и самокритики призваны культивировать у младших школьников чувство творческой неудовлетворенности, основанное на противоречии между воображаемым, идеальном образом данной аранжировки и ее конкретным воплощением. Это чувство заставляет автора вновь обращаться к уже готовому произведению с целью его усовершенствования, и тем самым это чувство становится психологической основой для развития художественного мастерства.
Если ученик сумел грамотно выстроить аранжировку, то это еще не означает, что он в целом справился с творческим заданием - эту аранжировку нужно еще воплотить в звуки, то есть исполнить на электронном клавишном инструменте. Техника игры на нем, как было отмечено, близка фортепианной, поэтому методический опыт, накопленный в фортепианной педагогике по решению таких проблем как освоение целесообразных игровых движений, преодоление зажатости рук и корпуса и т.п. может послужить ориентиром при решении аналогичных проблем, в условиях обучения игре на синтезаторе.
Вместе с тем управление с помощью специальных кнопок, расположенных на его панели, многими звуковыми параметрами, к которым относятся: тембр, динамика, артикуляция, отзвук, шумовые эффекты, автоаккомпанемент, темп, агогика, мультипады, воспроизведение заранее записанных на секвенсере фрагментов фактуры и др. - значительно облегчает технику игры на электронном клавишном инструменте, снимает многие проблемы работы над туше, развития беглости пальцев, накладывающие порой столь характерный отпечаток на весь процесс обучения игре на фортепиано. В связи с этим значение различных упражнений на развитие беглости пальцев, гамм, этюдов в обучении игре на синтезаторе по сравнению с фортепиано падает.
Зато появляются новые специфические технические проблемы, например, переключение режимов звучания во время игры, достижение ритмической синхронности игры под автоаккомпанемент, освоение легкого туше одними пальцами без участия мускульных усилий всей руки, плеча, корпуса и т.п. Для преодоления подобных трудностей, возникающих по ходу выучивания пьесы, младшим школьникам может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков. Так, для достижения синхронности игры под автоаккомпанемент рекомендуется хорошо выучить текст, исполнять его под электронный метроном, играть одну мелодию, мысленно представляя себе фактуру автоаккомпанемента, играть один автоаккомпанемент, пропевая мелодию вслух или про себя и т.д.
Опыт работы над аранжировкой и игровые навыки, на которые опирается начинающий ученик при звуковом воплощении на синтезаторе различных музыкальных произведений, становятся ключом для выполнения им и других творческих заданий, связанных с подбором по слуху, элементарным сочинением и импровизацией. Методы приобщения учащихся к этим видам творческой деятельности схожи со слуховым методом обучения игре на фортепиано, поскольку перед обучающимися в обоих случаях возникают те же проблемы: формирование зрительно-слухо-моторных связей, овладение «звуковыми моделями» музыкального языка и методами их использования, развитие фантазии, игровой техники и т.п.
Вместе с тем, в этих методах есть и некоторые отличия, определяемые спецификой цифрового инструмента. Так, теряет свою практическую значимость деятельность, связанная с транспонированием, поскольку эту функцию берет на себя электроника, и можно легко транспонировать музыкальное построение на любой интервал, нажав соответствующую кнопку на панели инструмента. В практике электронной аранжировки постепенно, как бы сами собой формируются и навыки элементарного сочинения. Упрощается процесс подбора по слуху в связи с введением автоаккомпанемента в партии левой руки.
Значительно укорачивается путь выработки навыков импровизации, так как режим автоаккомпанемента вместе с упрощением игры позволяет получить красочно оформленный ритмический рисунок сопровождения, стимулирующий мелодическую фантазию импровизатора. На начальных этапах обучения игре на синтезаторе может быть рекомендован метод совместной импровизации учителя и ученика. Например, ученик играет в определенной ритмической последовательности несколько нот басовой партии в режиме casiochord/singlefinger, что позволяет полностью инициировать звучание автоаккомпанемента, а учитель импровизирует мелодию. Затем педагог и ученик меняются ролями. Если первое упражнение помогает ученику осмыслить ритмо-гармоническую основу импровизации, то второе как бы подталкивает его к осмысленному звуковедению в партии верхнего голоса. Так, с первых шагов освоения игры на синтезаторе становится возможным приобщение ученика к этой музыкально-творческой деятельности.
Среди методов, направленных на стимулирование музыкально-творческой деятельности младших школьников, можно выделить связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также воздействующие на нее «извне», путем создания на музыкальных занятиях обстановки, предрасполагающей к творчеству.
К первым методам можно отнести подбор увлекательных и посильных ученику творческих заданий. Интерес к таким заданиям может быть обусловлен: яркой образностью музыкального материала задевающей его воображение, особой художественной направленностью данного материала, отвечающей его музыкальному вкусу, эскизностью изложения нотного текста и необходимостью его доработки в процессе аранжировки (создание проблемной ситуации), оркестровой полнотой и насыщенностью звучания, доступной в музицировании на синтезаторе даже начинающим ученикам.
Ко вторым относятся: разнообразие форм урочной деятельности, использование эвристических приемов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к творчеству ученика, индивидуальный подход.
Значительно оживить урок, придать ему характер творческой соревновательности, можно с помощью введения музыкально-игровых ситуаций. Звуковой материал электронного инструмента позволяет устраивать некоторые необычные и полезные для музыкального развития детей игры. К ним можно отнести, например игру в «звуковую угадайку», где один ученик подбирает и озвучивает на этом инструменте тембр или паттерн, а другой пытается их определить;
игру в «звуковые картины», которые придумываются и обыгрываются детьми с помощью шумовых эффектов синтезатора;
игру в «музыкальную цепочку», в которой дети поочередно импровизируют или исполняют знакомые мелодии под автоаккомпанемент учителя и др.
В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных эстетических впечатлений. Поэтому важной задачей педагога по синтезатору является консультирование ученика и оказание ему содействия в ознакомлении с хорошей музыкой, в посещении концертов, художественных выставок, спектаклей, участии в экскурсиях, способствующих расширению его кругозора.
И, наконец, начиная с первых лет обучения, необходимо всячески поощрять концертные выступления учеников, их участие в различных формах коллективной музыкальной самодеятельности, музицирование для себя и в кругу семьи. Каждый из этих видов самостоятельной творческой практики связав обучение на синтезаторе с жизнью, и, постепенно превращаясь во внутреннюю потребность личности, данная практика становится самым действенным стимулом музыкально-творческого самоусовершенствования.
3. Художественные возможности клавишного синтезатора
в развитии творческих способностей учащихся
Основополагающим моментом в учебной деятельности ребенка, играющего на синтезаторе, является воспитание и развитие у него потребности в творчестве через создание своих художественных образов, потребности, которая, практически, не формируется путем обычного копирования готового материала, предлагаемого ему учителем.
Электронный инструмент... он такой яркий, блестящий, и волшебный... Он спрятал в себя огромное количество разнообразных звуков, стилей...Можно, не выходя из дома, побывать в разных странах, услышать характерную для этих стран музыку, фантазировать, сочинять истории, рассказы, иллюстрируя их на этом «волшебнике». Лучше начать знакомство с синтезатором, используя банк звуков Sound Effect. Можно записывать свои музыкальные истории в регистрационный банк самого синтезатора, а можно в компьютер, обрабатывать их, изменяя тембры, стили, темпы, динамику. Можно соединить синтезатор с компьютером и в программе Cubase делать «музыкальным карандашом» разные зарисовки животных, цветов, пейзажей, а потом прослушать на синтезаторе, что за музыка получается у этих рисунков... можно так много... и это так интересно...
Возможность заниматься творческой деятельностью, т.е. созданием новых художественных образов, это значит жить не по указке и штампам взрослых. В этом случае детей увлекает желание спонтанно само выражаться в фантазиях и импровизациях: наряжаться и представлять себя различными героями в играх, придумывать волшебные, сказочные истории, рисовать все, что волнует, проявлять свои эмоции в различных танцевальных движениях. В результате мощно развиваются различные способности, в т. ч. воображение, столь необходимое человеку во всех его будущих жизненных сферах.
Основная задача образовательной программы обучения на синтезаторе — приобщение учащихся к музицированию на клавишном синтезаторе в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (электронной аранжировки и исполнительства, игре по слуху и в ансамбле, звукорежиссуры, создания оригинальных электронных тембров, импровизации и композиции) и на этой основе формирование музыкальности учащихся, их эстетической и нравственной культуры [2].
Известно, что ведущей деятельностью психического развития в 5~6 лет является сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте знакомство с синтезатором можно начать с банка Multi Pad. Он полностью отвечает этой потребности детей, и воспринимается ими, как возможность увлекательной игры. Прослушав звуки, записанные в этот банк, ребенок может сочинять разные истории, привлекая звуковые иллюстрации к увлекательному рассказу. Конечно, истории будут отражать небольшой жизненный опыт малыша, но находить у них горячий эмоциональный выход. Параллельно, начинать знакомиться с тембрами разных инструментов, находя в них характерные образные краски: грусть и радость, ласку и воинственность, печаль и грозность, а также обращать внимание на протяженность звуков и, конечно, сразу же находить изображения инструментов этих виртуальных тембров на картинках. Ведь легче сочинять, видя, как инструмент выглядит и как из него можно получить звучание: дыханием, смычком, пальцами, мехами или деревянными палочками. Параллельно, вместе с педагогом, приспосабливать к синтезатору свои ручки для исполнения собственных музыкальных историй.
На начальных этапах обучения на синтезаторе может быть рекомендован метод совместной импровизации учителя и ученика. Например, ученик играет в определенной ритмической последовательности несколько нот басовой партии в режиме single finger, что позволяет полностью инициировать звучание автоаккомпанемента, а учитель импровизирует мелодию. Затем, ученик и учитель меняются ролями [2]. Для развития образного строя музыкальной импровизации у детей можно использовать цитаты из лучших образцов отечественной и зарубежной классической литературы: это может быть фрагмент стихотворения, рассказа, сказки, былины...
Значительно оживить урок, придать ему характер творческой соревновательности можно с помощью введения музыкально-игровых ситуаций. К ним можно отнести игру «звуковая угадайка», где один: ученик подбирает и озвучивает на этом инструменте тембры и паттерны, другой пытается их определить; игру «звуковые картины», которые придумываются и обыгрываются детьми с помощью звуковых эффектов синтезатора; игру в «музыкальную цепочку», в которой дети поочередно импровизируют или исполняют мелодии под аккомпанемент учителя и др. [2].
В основе творческой деятельности учащихся 7-15 лет лежит аранжировка музыки для электронных инструментов, а, следовательно, появляется столь желанная для их музыкального развития возможность интеграции деятельности исполнительской (на уроках по специальности) и продуктивной творческой (на общих для всех учащихся вспомогательных занятиях).
Если занятия групповые (2~3 человека), дальнейшая работа с музыкой может вызвать творческую дискуссию по поиску лучших темпов, динамики, тембров. И если результат не устраивает, то аранжировку можно и переделать. Дети учатся использовать групповую коммуникацию для решения разнообразных задач: самовыражения, самопознания, понимания другого человека. На этом этапе группа выступает средой и катализатором творческих и социальных проявлений ребенка. «Право голоса» постоянно переходит от одного к другому, складывается атмосфера активного диалога, позволяющая даже замкнутым и робким детям включиться в работу группы.
В практике электронной аранжировки постепенно, как бы сами собой формируются и навыки элементарного сочинения. Сочинение - следующее важное звено в процессе воспитания развития и воспитания художественных возможностей учащихся. Сочинение принципиально отличается от импровизации наличием общего спроектированного заранее замысла, внутреннего послания ребенка миру. Сочиняя, то есть, пытаясь передать свое состояние средствами музыки, ребенок рефлексирует, обобщает эмоции, отношения, переживания. Уже на втором году обучения дети оказываются способными к участию в творческих интеграционных проектах, например, таких как озвучивание небольших слайд-фильмов, видеороликов, а также находить необходимый, материал для видеомонтажа произведений из своей учебной программы, а в средних и старших классах уже могут принимать активное участие в создании мультимедийных проектов на различные темы, касающиеся истории, жизни страны, психологических ситуаций, фантастических, сказочных и иных тем.
Освоение нотной грамоты и приобретение первого инструментального опыта позволяют ребенку записать свою импровизацию, которую можно назвать введением в сочинение. Необходимо стимулировать детей сочинять мелодии и без определенной программы, названий, помогать им, сделать музыкальные импровизации, даже самые элементарные, выразительными, окрашенными настроением.
Не менее важным условием является обогащение учебно-воспитательной деятельности другими важными видами музицирования: игрой по слуху, игрой в ансамбле. Изучение музыкальной грамоты на уроках сольфеджио становится плацдармом для продвижения в области музыкальной теории на занятиях по синтезатору, а выработка ряда творческих навыков на занятиях по синтезатору (гармонизации, построения фактуры, инструментовки) позволяет более эффективно решать художественные задачи исполнения музыки на традиционных инструментах.
При формировании способности к музицированию на клавишном синтезаторе, как творческой способности, ведущими являются два главных вида деятельности учащихся: творческая практика и изучение теории музыки. Поэтому, объединяющий эти виды деятельности комплексный метод, о котором писал Г.Г. Нейгауз применительно к обучению игре на фортепиано, становится единственно возможным методом преподавания. Учитель по классу клавишного синтезатора еще в большей мере, чем учитель по фортепиано, «должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта...». Но применение правил, ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписаний, засушивающих творческую практику. Ценными знания ученика для данной практики становятся лишь в случае их косвенного воздействия на нее, и они никак не могут подменить собой собственное воображение учащегося. Столкнувшись с той или иной трудностью, ученик должен сам сформулировать проблему, и новые горизонты теории открываются ему в процессе её решения. Данный метод позволяет сохранить на уроке высокий творческий тонус при обращении в сферу теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Очень важным звеном в творческом процессе является заинтересованность родителей и их вовлечение в совместные проекты. Японский педагог и музыкант Шиницу Судзуки считал, что наиболее эффективный путь овладения ребенка, скрипкой - обучение его родителей. Он доказал, что обучение родителей приемам, стимулирующим попытки ребенка понять и выразить собственные эмоции, состояние, отношения, переживания с помощью музыкальных средств, объединяют общими целями семью и стимулируют ребенка к достижению всё новых результатов.
И наконец, необходимо всячески поощрять концертные выступления учеников, их участие в различных формах коллективной музыкальной самодеятельности, музицирование для себя и в кругу семьи. Каждый из этих видов самостоятельной творческой практики связывает обучение на клавишном синтезаторе с жизнью. Постепенно превращаясь во внутреннюю потребность личности, такая практика становится действенным стимулом музыкально-творческого развития и самоусовершенствования [2].
Список литературы:
1.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения - М„ 1996.
2. Красильников И.М. Примерные образовательные программы дополнительного образования детей. - М„ 2010.
3. Виноградов Л. В.Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от 5 до 10 лет. -\ М., 2008