Из опыта педагогической работы "Использование театрализованных игр и упражнений на музыкальных занятиях как средство формирования творческих способностей "
Из опыта педагогической работы "Использование театрализованных игр и упражнений на музыкальных занятиях как средство формирования творческих способностей "
Из опыта педагогической работы музыкального руководителя "Использование театрализованных игр и упражнений на музыкальных занятиях как средство формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста". Театрализованние игры всегда радуют детей и пользуются успехом. Мой опыт показал, что музыкально-театрализованную деятельность можно использовать, как на занятиях, так и в самостоятельной художественной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, что способствует раскрытию их творческих проявлений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта педагогической работы "Использование театрализованных игр и упражнений на музыкальных занятиях как средство формирования творческих способностей "»
МДОУ Захаровский детский сад № 1
Из опыта педагогической работы музыкального руководителя
МДОУ Захаровский детский сад № 1
Натальи Александровны Бондаренко
««Использование театрализованных игр и упражнений на музыкальных занятиях как средство формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста»
2020 г.
Введение………………………………………………………………………… 2
1. Актуальность ………………………………………………………………….3
2. Опыт отечественных педагогов по организации музыкально – театрализованной деятельности в детском саду……………………………….4
3. Практическая часть (из личного опыта) ……………………………………. 5
4. Результативность опыта………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………….……………19
Список литературы………………………………………………………………19
Приложение…………………………………………………………….………...21
«Ни одно из искусств не обладает
такой действенной воспитательной
силой, как музыкально – театрализованная
деятельность, являющая средством
духовного самосознания человека…»
Г. В. Кузнецова.
«Театр - это волшебный мир.
Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идёт развитие духовного мира
детей...»
Б.М. Теплов
Введение
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать интерес маленького человека к родной культуре, театру, литературе, живописи, музыке. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности, в том числе театрализацию. А раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Педагогическая идея, которой я руководствуюсь в работе по музыкально - театрализованной деятельности с детьми, состоит в том, что театр является помощником в воспитании детей.
В процессе театрализованной деятельности создается непринужденная творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, позволяет проявить творческие способности.
Элементы театрализации я использую как в процессе непрерывной образовательной деятельности, так и при проведении развлекательных мероприятий и праздников.
Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.
1. Актуальность
Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования. Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере. Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Музыкально - театрализованная деятельность превращается для них в настоящий праздник. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.
Очевидно, что музыкально - театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
2.Опыт отечественных педагогов по организации музыкально – театрализованной деятельности в детском саду
Анализ практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что всё больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.
В настоящее время появилось немало программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности. Рассмотрим некоторые из них.
Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт - фантазия» Э. Г. Чуриловой.
Программа ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.
Программа «Театр – творчество - дети: играем в кукольный театр» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.
Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханевой. Программа способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.
В соответствии со склонностями и интересами детей организована работа кружка «Маска» по программе М. Д. Маханевой.
Предметно - пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, при этом в программе учитывается: индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.
Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует художественно-эстетическое воспитание, частью которого является развитие детей в театрализованной деятельности.
Таким образом, все рассмотренные нами программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.
3. Практическая часть (из личного опыта)
Изучив литературу данного направления, я увидела большую перспективу для воспитания творческой личности дошкольника через театральную деятельность, потому что все они предлагают творить и педагогу и ребенку.
Для достижения лучшего результата поставила перед собой цель - развитие у детей творческих способностей в музыкально -театрализованной деятельности. И определила следующие задачи:
1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей;
3. Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность, музыку;
4. Формировать у детей театрально - творческие способности, навыки театральной культуры.
5. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
6. Снимать зажатость и скованность;
7. Создать условия для развития творческой активности детей.
8. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.
9. Формирование у детей интереса к игре драматизации, способствовать развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста средствами театрально - игровой и музыкальной деятельности. Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослыми.
10. Использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли, сказки, сценки, постановки кукольного театра.
Мной предпринята попытка доказать, что одним из эффективных способов развития музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста является театральная деятельность. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Именно через музыкально - театрализованную деятельность каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Поэтому в свою работу по музыкальному воспитанию я включаю разнообразные театральные игры, игровые упражнения, этюды и театральные постановки.
Несомненно, что приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны музыкального руководителя и воспитателя. Я начинала работу по ознакомлению детей старшего возраста с театром с бесед, цель которых - сформировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства. Эту беседу можно условно назвать: "Здравствуй, театр!" В процессе бесед предлагаю детям обсудить такие вопросы: " Что делают в театре зрители?", "Кто участвует в спектакле?", "Кто распределяет роли между артистами?", "Как вы узнаёте, где и когда происходит действие?", "Кто шьёт для артистов костюмы?", "Кто рисует декорации?", "Как надо вести себя в театре?". Стараюсь использовать в педагогическом процессе современные технологии, которые обеспечивают не только запоминание того или иного материала, но и помогут выразительно воспроизвести и исполнить его. Применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы детских сказочных постановок, их просмотр на мультимедийном экране, помогают разнообразить процесс знакомства детей с искусством театра, сделать встречу с ним более яркой, интересной. Знакомила с разными видами театра.
.
Из всех видов театра у нас большой популярностью пользуются: театр картинок, разделенный нами на картинки на фланелеграфе, театр бибабо, театр игрушек, настольный, пальчиковый театр, варежковый театр, платовый театр и ростовые куклы.
В своей работе я применяла музыкально – театрализованную деятельность на протяжении трех лет.
Подбирала, анализировала и составляла музыкальный, игровой, литературный репертуар, проводила консультации для педагогов (Приложение № 1) и родителей (Приложение № 2).
Элементы театрализации я использую как в процессе непрерывной образовательной деятельности, так и при проведении развлекательных мероприятий и праздников.
В содержание музыкальных занятий включаю:
- упражнения на развитие социально-коммуникативных качеств детей;
- задания на развитие навыков театральной деятельности (Приложение № 3);
- упражнения на дикцию (Приложение № 4);
- артикуляционную гимнастику (Приложение № 5);
- упражнения на развитие выразительной мимики (Приложение № 6);
- дыхательные упражнения (Приложение № 7);
Первое приобщение дошкольников к театру, происходит через знакомство с кукольным театром.
При проведении занятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста обязательно использую, как заинтересовывающий момент, игрушку (мягкая игрушка, игрушка на руку) или персонаж кукольного театра. Дети учатся звукоподражанию, придавая голосу соответствующий тембр. Каждый ребенок старается показать себя, тем самым развивается мимика, пластика, чистая речь и правильное интонирование.
У детей младшей группы, в музыкально-ритмической деятельности, формирую простейшие образно-выразительные умения. Малыши с радостью изображают повадки животных, имитируя их движения и голоса: птички летают, клюют зёрнышки, зайчики прыгают, танцуют, скачут лошадки. Всё занятие строю на каком-нибудь сюжете.
Элементы театрализации на музыкальном занятии присутствуют во всех видах музыкальной деятельности, начиная с приветствия.
Вот мы с ребятами подготовительной группы приветствуем друг друга в начале занятия: дети становятся в круг и отворачиваются, я - в середине круга. По сигналу (звук колокольчика, удар в бубен и т.п.) нужно резко повернуться, приняв какую-нибудь позу или образ, и соответственно ему поздороваться.
Интонационная выразительность развивается и в процессе выполнения пальчиковой гимнастики. Ребята с удовольствием откликаются на мое предложение произнести текст голосом хитрой лисички, или капризной девочки, или недовольного медвежонка и т.п.
Также в процессе занятия применяю такой игровой прием: предлагаю разбудить мишку (зайчика, котика…), который спит. Сначала говорим шепотом, потом чуть громче, ласковым голосом, а потом громко и весело кричим: «Мишка, просыпайся!».
В процессе пения также происходит развитие интонационной выразительности. Перед тем, как начинать учить любую песню, мы с ребятами обязательно обсуждаем ее характер и настроение и делаем вывод, как ее нужно исполнять: весело, задорно, шутливо, грустно, серьезно.
Умение выразительно передавать образ развивается у детей практически во всех видах музыкальной деятельности: в процессе выполнения музыкально-ритмических движений, слушания музыки, инсценировки песен, в танцевальной импровизации, играх.
С малышами мы изображаем животных: ходим, как мишки; прыгаем, как зайчики; летаем, как птички и т.п.
Ребята постарше любят изображать цирковых лошадок, часто применяю на практике игру «Танцующий зоопарк», где дети изображают походки разных животных.
Очень нравится детям перевоплощаться в бабочек, осенние листочки, снежинки, весенние цветы. Перед выполнением музыкально-ритмических движений иногда использую упражнения на напряжение и расслабление – «Шалтай – болтай», «Буратино и Мальвина».
Ребята старшей группы просто в восторге от ритмической игры «Ворота», где им предлагается изобразить разных дядь и тёть: веселых, сердитых, толстых, худых, низких, высоких и т.п. Эта игра, помимо чувства ритма, развивает воображение, а также дает детям возможность передать не только настроение и эмоции людей, но и их образ.
После прослушивания образных музыкальных произведений я предлагаю детям примерить на себя данный образ и попробовать передать его в движении. Или показать мимикой эмоции, которые вызвало прослушанное произведение. («Клоуны» Д. Кабалевского, «Медведь» В. Ребикова, «Три подружки», «Вальс лисы» Ж. Колодуба, «Бегемотик танцует», «Вальс игрушек», «Мышки». Жилинского, «Страшилище». В. Витлина, «Сонный котенок», «Марш гусей» и др.)
Во время слушание Основная цель - услышать настроение музыкального произведения. тМузыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они стараются передать характер музыки в движениях, и у них получаются интересные образы.
Дети младшего возраста слушают произведения и могут исполнять простые этюды: скачут» как лошадки, под «Колыбельную» качают куклу и т.п. Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ, фантазируют. Часто старшим группам даю творческое задание, например, прогуляться по лесу, собирать осенние листья (цветы, ловить снежинки). Дети с удовольствием изображают различные этюды под музыку.
Инсценировка песен также доставляет ребятам огромное удовольствие. Как правило, это веселые, шуточные песни, такие как: «Пестрый колпачок», «Три синички», «Про козлика», «Котята-поварята», «Как на тоненький ледок» и другие.
Элементы театрализации, несомненно, присутствуют в играх и образных танцах. Очень нравится ребятам играть в «Звероловы и звери», «Сапожники и клиенты», «Если б я был…» и другие, любят импровизировать в танцах, перевоплощаясь в кошек, куколок, роботов.
Для того чтобы дети могли наиболее выразительно передать игровой образ, а также, для того чтобы игра была более реалистичной, я использую вязаные шапочки, шапочки от новогодних костюмов или маски – ободки для таких игр как: «Курица», «Кот Васька», «Хитрый кот», «Белые гуси», «Дети и медведь» и т.п.
Включение в музыкальные занятия элементов театрализованной деятельности позволяет развивать у детей интонационную выразительность, эмоциональную сферу, умение перевоплощаться, выразительно передавать игровой образ, понимать чувства и настроение других людей.
Много времени уделяю вокальной подготовке детей. «Распевание» - это «белое пятно» в программе музыкального воспитания детского сада, он слабо развит и имеет сравнительно небольшой репертуар. Диапазон, текст и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а, главное, нерезультативно. Все чаще я стала задаваться вопросом: как сделать так, чтобы детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Поэтому на занятиях я применяю методику игрового распевания. Распевки включают в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и низкое звучание голоса. Дети с удовольствием их разучивают, так как им понятны сюжеты, герои сказок, образные зарисовки, легкий, быстро запоминающийся текст. Контрастность этих образов помогает детям четко сопоставлять и воспроизводить их голоса, и что немало важно, играть в них. Такое игровое распевание многофункционально: Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей. Формирует самоконтроль, умение анализировать свое пение. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов, с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям. Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме, и как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое необходимо в пении.
Детям очень нравится инсценировать песни «Азбука» (Т. Попатенко), «Львы» (Г. Левкодимова), «Про меня и муравья» (Л. Абелян), и другие. Перед инсценировкой провожу беседу с детьми, которая настраивает их на выбор определенных средств выразительности для передачи того или иного образа. Инсценирование проходит в виде спектакля.
Театрализованная деятельность в нашем детском саду охватывает не только детей, но и весь взрослый персонал - роли играют все: от воспитателя до повара. Ни один праздник не обходится без театрализации: иногда это отдельные элементы (инсценировки, образные танцы), а иногда полноценные театрализованные постановки. В старшем дошкольном возрасте дети уже сами показывают спектакли. Эта форма работы очень интересна и полезна. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений. Подготовили и показали с детьми сказку «Курочка Ряба», «Колобок» и др. Дети обыгрывали приход разных сказочных персонажей по сюжету сценария на утренниках.
Дошкольники очень любят смотреть спектакли. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят знакомые и любимые куклы: лисичку, волка, бабушку, дедушку, которые ожили, задвигались, заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее. Однако нельзя рассматривать спектакль только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте полезно показать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.
.
.
Результативность опыта
Наблюдение и диагностика уровня развития музыкальных способностей детей показывают, что дети, занимающиеся театрализованной деятельностью, имеют боле высокий уровень развития основных музыкальных способностей, и способности эти развиваются более динамично, чем у детей, театрализованной деятельностью не занимающиеся.
Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:
1. У детей складывается комплекс музыкальных способностей.
2. Формируется оценочное отношение к музыке, исполнительской и театрализованной деятельности.
Результатом работы стали постановки музыкальных спектаклей, развлечений, праздничных утренников, православных праздников, музыкально – литературных композиций, вечеров классической музыки,
Проводя не первый год, диагностические исследования музыкально творческих способностей детей, могу сделать вывод, что за последние три года, уровень развития детей в этом направлении значительно вырос, дети становятся более раскрепощенными, коммуникативными, умеющими не только подражать другому, но и проявить себя в различных видах музыкальной деятельности. Считаю, что это заслуга всего педагогического коллектива, так как программа ДОУ соответственно ФГОС направлена на развитие творческой, разносторонне развитой личности. Необходимо продолжать вести работу в системе, для достижения желаемого результата учитывая индивидуальные особенности детей.
С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей работе с детьми. Дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как музыкальный руководитель, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами музыкально - театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.
Заключение
Искусство театра представляет собой взаимодействие музыки, танца, живописи, актерского мастерства, знакомит их с окружающим миром, совершенствует движения, моторику пальцев, приобретают умение и навыки в песенном и танцевальном творчестве, способствует осуществлению цели современного образования. Театрализованные игры всегда радуют детей,
Пользуются у них успехом.
Мой опыт работы показал, что музыкально - театрализованную деятельность можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной художественной деятельности, в предварительной и индивидуальной работе с детьми и т. д. Дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, способствует раскрытию их творческих проявлений.
Список литературы
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009.
3. Асафьев Б.В. «О музыкально - творческих навыков у детей». Ленинград, 1975.
4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие), М, – 2006.
5. Безгина Е.Н. Театральная деятельность дошкольников на английском языке. Метод, пособие. М., 2008.
6. Белобрыкина О.А. Волшебный мир домашнего театра. М., 1999.
13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
14. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
15. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» М.: Просвещение, 1967
16. Воронова В.Я. «Творческие игры старших дошкольников». М., Просвещение, 1971
17. Гончарова О.В. «Театральная палитра» Программа художественно-эстетического воспитания.
18. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2—
лет. Метод, рек., конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.
19. Деркунская В.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / СПб., 2004.
20. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. № 2.
21. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
Ершова А. П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. Опыт, проблемы, перспективы. Ежегодник ИХО РАО. М., 2002.
22. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
23. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр – детям». М.: Просвещение,1982 г.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000.
24. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.
25. Мерзлякова С.И. Фольклор — музыка — театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками / М., 1999.
26. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 2004.
27. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Эстетические способности дошкольника: теория и диагностика. М., 1994.
28. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / М., 2008.
29. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.
30. Штанько И.В. Театрализованная деятельность в старшей группе // Воспитатель ДОУ. 2008. № 2.