kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исторические аспекты развития общего музыкального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал расскажет об исторических аспектах развития общего музыкального образования на протяжении всего историко-педагогического процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исторические аспекты развития общего музыкального образования»

«Жітіқара ауданы әкімдігінің білім бөлімі» ММ«Балалар өнер мектебі» МКҚК

ГККП «Детская школа искусств»

ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»











Исторические аспекты

развития общего

музыкального образования










Автор :

учитель Суходольская О.А.









2016 г.




Еще с самых древних времен для воспитания подрастающего поколения использовалась музыка. Во времена разных эпох выдвигались задачи, которые имели огромное значение в воспитании ребенка. Считалось, что музыка способствует развитию полноценной личности, поэтому всегда музыкальные занятия были в почете. Во все времена считалось, что формирование у детей положительных качеств, этической стороны, важной для человека достигается благодаря музыкальным занятиям.

Зарождение музыкального образования происходило с древних времен. Во времена каждой эпохи выдвигались различные задачи по музыкальному образованию общества. Мировоззрение, художественные взгляды и вкусы достигались благодаря именно музыкальному образованию. В античные времена для определения социальности человека способствовало музыкальное образование. В эпоху античности главным средством воспитания человека считалось музыкальное образование. Для человека главной целью эпохи античности являлась музыкальная душа и тело [4, с.270].

Первое музыкальное образование было основано на гармонии с различных сторон и возникло еще в Древней Греции. В Древней Греции музыкальному образование имело огромное значение. В античном образовании и воспитании действовала обязательная система обучения детей. Дети обучались с 7 летнего возраста. Существовали две школы: школа «грамматиста» и школа «кифариста». В школе «грамматиста» дети учились писать, читать и считать. А в школе «кифариста» дети учились играть на различных музыкальных инструментах: кифаре, флейте, лире. Эстетическое образование в эпоху античности осуществляли мусические школы. Ученики мусической школы изучали грамоту, литературу и музыку. Уже с IV века до нашей эры в мусической школе было введено изучение изобразительного искусства.

В Древней Греции считалось, что нравственное воспитание достигается путем привлечения к музыке. Именно поэтому было открыто учение об «этосе». Этос – это своеобразная форма и теория, которая воздействует на человека с помощью музыкального лада, музыкального инструмента и ритма.Теория этоса способствовала нравственному и смысловому воздействию на человека с помощью мелодий различного лада. В греческой педагогике существовало мнение о том, что музыка определяет духовность и нравственность человека. Пифагор утверждал, что музыка выполняет решающую роль в формировании характера человека, являясь «гимнастикой души», что именно в ощищении заключена вся сила музыки. Жители Древней Греции считали, что благоустроенное государство «музыкально», ибо подчиняется правильному «ладу».

В эпоху античности эстетико-педагогическую мысль представлял философ античности Аристотель. Им разработана целая система по музыкально-эстетическому образованию детей. Система включала в себя изучение четырех предметов, таких как музыка, гимнастика, грамматика и изобразительное искусство. Аристотель утверждал, что именно музыка воздействует на психику человека нравственно. Именно он первый философ античности, кто считал главной необходимостью внедрить в процесс обучения детей музыкальную деятельность практическую. И хотя дети обучались слушанию музыке, игре на музыкальных инструментах, Аристотель считал, что именно пение является главным в воспитании детей и подрастающего поколения.

В эпоху античности только привилегированный класс рабовладельческого общества имел право получить музыкальное образование. Не считались музыкально образованными люди, которые относились к угнетенному классу рабов. В эпоху античности человек, достигший 30 лет, должен был уметь играть на различных музыкальных инструментах, а также принимать участие в хоре. По мнению философа Платона, пение в хоре являлось священным долгом. Пение в хоре формировало положительные качества человека. Музыкально неграмотными в эпоху античности являлись те люди, которые не участвовали в хоре [5, с.7].

Музыкальное образование в Древней Индии имело свои определенные особенности. Благочестие и богатство человека в Древней Индии определялось музыкальной образованностью человека. Именно музыкально грамотный житель Древней Индии считался обладателем положительных качеств. Такие положительные качества как искренность, справедливость в человеке развивало музыкальное образование. В Индии известен миф о герое, который обучался искусству пения у мудрой птицы.

Музыкальное образование Древнего Китая являлось приоритетом в развитии нравственных чувств человека. Музыкальное образование было подчинено серьезным правилам философом Древней Китая Конфуцием. Конфуций считал, что музыка, не имеющая нравственности не должна исполняться вообще.

В Древнем Риме музыкальному образованию в школах не было осуществления. Музыкальное образование давалось римлянам только в частном порядке. Это являлось противоречием власти Древнего Рима. Именно поэтому музыкальное образование древних римлян осуществлялось тайно от властей [5, с.19].

Таким образом, в античное время появились первые термины области музыкальной теории. Музыкальное образование эпохи античности стало важным критерием в развитии личности человека. В эпоху античности было разработано и исследовано понятие этоса.

В эпоху Средневековья было характерным идеологическая ориентация, которая была связана с укреплением христианства. Именно это и являлось содержанием и направлением музыкального образования данной эпохи. Христианство стало главной и всеобщей религией средневековой Европы и подчинило себе такие науки, как философия, этика, педагогика, искусство.

Если для античности был характерен культ чувственной красоты и наслаждения, то для средневековья был характерен христианский аскетизм, который ограничил и подавлял чувственные желания и потребности человека. Музыка средневековья являлась вспомогательным звеном в области усвоения религии и религиозных истин. Музыкальное искусство придавало огромное эмоционально-нравственное значение при богослужении. В результате этого музыкальное искусство приобрело характер прикладной. Музыка формировала эстетические вкусы при церковных обрядах, наделяя их эмоциональностью и художественностью. Главная задача эстетичности была определена воспитанием религиозной нравственности.

Церковные мыслители считали, что народная и светская музыка является греховной, так как она увеселяет и услаждает слух. Именно поэтому они ее и отвергали. Мотив, который был лишен чувственной окраской, стал идеалом музыки духовной. Данный мотив имел простую форму и содержание. Например, григорианский хорал мы можем отнести к образцу мотива. Для григорианского хорала характерны строгость ритма, плавное движение мелодии. Все это создает впечатление душевности и способствует духовному и созерцательному состоянию человека во время богослужения.

Для музыкального образования в певческих школах организовывались хоры. Хор в церковных школах был связующим звеном между личностью и общиной. Обучение хоровому пению в церковных школах основывалось на усвоении песнопений по слуху. Учитель пользовался методом показов направления мелодии условными движениями рук. Такой метод носил название хейрономия. Методы хейрономии в хоровом образовании были изменены с введением нотной записи на четырех линейках. Именно с этого времени возникли различные системы символизации.

Одним из наиболее значительных реформаторов в области музыкального образования Средневековья был Гвидо д'Ареццо (ок. 992 - 1050). Он ввел в употребление четырехлинейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука на каждой линии; из этих букв впоследствии образовались ключи.

В начале XII вв. появился новый метод демонстрации звуковой системы, который был назван «гвидонова рука» ( гармоническая рука). Создателем данного метода является Г. д'Ареццо. Сущность этого метода заключалась в том, что все звуки употребительного в то время звукоряда от g до с2 условно размещались в определенном порядке на суставах и кончиках пальцев левой руки; самый высокий звук учащиеся представляли себе над кончиком среднего пальца. Прикасаясь к суставам и кончикам пальцев левой руки указательным пальцем правой, учащиеся буквально "по пальцам" высчитывали интервалы, гексахорды, мутации (переходы) из одного гексахорда в другой.

Средневековая теология, иерархия божественного и человеческого сменяется эпохой Возрождения. В эпоху Возрождения появляется новое осмысление мира – антропоцентрическое, которое провозглашает самоценность личности. Это и явилось главным фактором в появлении новой цели воспитания всесторонне развитой личности. Новые идеалы отразились в трактактах о воспитании. В каждом трактате говорилось о значении и роли искусства в образовании поколения. К таким трактатам можно отнести "О благородных нравах и свободных науках" Пауло Верджерио, "О воспитании детей и их добрых нравах" Матео Веджио, "О порядке обучения и изучения" Баттисто Гуарино, "Трактат о свободном воспитании" Энео Сильвио Пикколоминти и другие.

Витторино де Фельтре была основана Мантуанская школа, в которой молодежь училась воспринимать музыкальную гармонию. В данной школе большое значение придавалось пению. Витторино де Фельтре утверждал , что чувственность и восприятие основано на музыкальном образовании, так как музыка и время взаимосвязаны [6, с.185].

В эпоху Возрождения появилось многоголосное пение. Хоры становятся двойными и тройными. Полифоническое письмо достигло уровня стогого стиля. Хор был разделен на четыре основных хоровых партий сопрано, альты, тенора и бас. Хоровое пение было предназначено для церковного пения. Была утверждена своими правами хоровая светская музыка: баллады, мадригалы, мотеты, шансоны.

Музыкальное образование того времени получалось в метризах. Метризы- это певческие школы, которые находились в католическом храме. Музыкально одаренные дети получали свое образование в сиротских приютах под названием консерватория. В таких консерваториях вели свою преподавательскую деятельность такие выдающиеся музыканты той эпохи, как А.Вивальди, А.Скарлатти [7, с.115].

Капиталистические отношения общества были сформированы в XVII в. в странах Западной Европы. Капиталистические общественные отношения сопровождались открытиями наук математики, медицины, механики и астрономии. Также для стран Западной Европы было характерным расцвет искусства. Религиозная идеология в странах Европы была сформирована в XVII веке и усилена зависимостью художников от правившей знати.

Воспитание делового человека, который стремился к жизненному успеху зависело от эстетического воспитания. Идея утилитарной пользы от занятий искусством привела к ограниченности его использования. Поэзия, живопись, музыка оттесняются на второй план. Необходимыми человеку становятся танцы, фехтование, верховая езда, охота, владение оружием и пр.

Концепция Рудольфа Штайнера в ХХ веке стала основой в музыкальном образовании поколения. Р.Штайнер придавал огромное значение в музыкальном образовании детей. Р.Штейнер считал, что такие виды музыкальной деятельности как игра на музыкальных инструментах, игра в оркестре и различных ансамблях должны присутствовать в жизни детей каждый день. Тем самым Р.Штайнер убеждал, что музыка является самостоятельной отраслью, которая дополняет основное обучение и углубляет детей в художественно – эстетическом воспитании. Считалось, что каждый урок превращался в урок искусства внедрением в урок различных видов музыкальной деятельности. Эстетизация всего учебного процесса и деятельностный подход в музыкальном образовании явились главным критерием в концепции р.Штейнера [8, с.12].

В России музыкальное образование развивалось параллельно с музыкальным образованием Европы. Еще издревне в России было главенствующим хоровое пение, которое развивалось вплоть до XVIII века. Хоровое пение было обучающим предметом в школах при церквях и монастырях. В Москве, Пскове и других городах открывались новые певческие школы. В 1783 году была открыта Певческая школа в Глухове. Выпускники глуховской певческой школы имели право поступить в придворную капеллу. Директорами Капеллы в разное время были музыкальные деятели и композиторы Д.Ф.Бортнянский, М.А.Балакирев, А.С.Аренский и др. Крестьянские дети, которые считались музыкально одаренными, тоже могли получать музыкальное образование. Граф Н.П.Шереметев являлся первооткрывателем певческих школ для крестьянских музыкально одаренных детей. В таких певческих школах крестьянские дети изучали музыкальную грамоту и пение.

Для развития музыкального образования М.А.Балакиревым была открыта бесплатная музыкальная школа в 1862 году. В бесплатной музыкальной школе пропагандировалась и классическая музыка. В бесплатной музыкальной школе могли получить музыкальное образование студенты, служащие и рабочие. В общеобразовательную программу было также включено церковное пение. Приобщение к музыке крестьянских детей осуществлялось открытием классов музыки и пения. Классы музыки и пения были организованы Л.Н.Толстым.

Музыкальные педагоги России конца ХIХ – первой половины ХХ века С.И. Миропольский, А.И. Пузыревский, С.В. Смоленский утверждали, что способности могут развиваться в соответствующей деятельности и стремились доказать необходимость и возможность всеобщего музыкального образования [9, с.18].

В 1891 году В.П. Гутор призвал к внедрению обязательного музыкального образования в массовых школах: «Организация музыкального образования должна быть такова, чтобы дать возможность существующим талантам обнаружиться и развиться до такой степени, до которой каждый талант способен подняться. Для этого музыкальное образование должно быть повсеместным и общедоступным…» [10, с.56].

Музыкальное образование после революции 1905 года осуществлялось в различных музыкальных обществах, курсах и учебных заведениях. Открытие Московской консерватории явилось большим событием того времени. В консерватории изучались многие музыкальные дисциплины, главной из которых было изучение музыкальной грамоты.

В развитии музыкального образования поколения огромное значение имеет деятельность Б.Л.Яворского. В.Н. Шацких и С.Т.Шацких внесли огромный вклад в развитие музыкального образования в России. Ими была организована детская колония «Бодрая жизнь», которая находилась в Калужской губернии. Музыкальное образование в колонии «Бодрая жизнь» было разносторонним и глубоким. Своей педагогической деятельностью В.Н.Шацкая насытила теорию и методику музыкального образования средствами развития старшеклассников.

Музыкальное образование после Октябрьской революции сыграло важное значение в формировании эстетического воспитания. Огромную работу в области музыкального образования в послереволюционное время проделал композитор и академик Б.В.Асафьев.

Уже в 30-е годы появляются первые дома художественной самодеятельности, открываются дома художественного воспитания, Дворцы пионеров, а также организовываются первые детские художественные коллективы [11, с131].

Казахстан во все времена опирался на политику и уклад жизни России. Присоединение Казахстана к России отразилось на просвещении школьного образования в степях Казахстана. Для детей казахского населения открывались школы. В этих школах были введены уроки пения, занятия по музыке, появились учебники по этим дисциплинам. Музыкальное воспитание детей было основано на семейных традициях и условиях кочевого быта общественности. Вечерами казахи собирались семьями в одной юрте, музицировали, пели и играли на домбре. Это и было характерным для музыкального образования, так как именно в песнях и кюях отражались история народа, мораальные принципы и духовная нравственность общества.

Акыны, жырау, салы и серэ, кюйши имели большое влияние на развитие музыкального образования. Они разъезжали по аулам, пропагандировали музыкальную культуру казахского народа, учили молодежь и детей играть на музыкальных инструментах и петь. Весь процесс освоения репертуара и музыкальных знаний происходил «из уст в уста». Следует отметить, что интерес детей к музыкальному искусству закладывали песни, различные соревнования певцов, музыкантов во время многолюдных ярмарок. Любое музыкальное произведение, кюи, предварялось рассказом об авторе сочинения, обстоятельстве, при котором произведение было сочинено. Благодаря такому подробному рассказу музыка становилась для слушателей более понятной и доступной [12, с.129].

Во второй половине XIX – начале XX века музыкальное воспитание в Казахстане развивалось по двум направлениям. Первое направление – религиозное. Религиозное направление представляли мектебы и медресе. В таких школах обучались дети платежеспособных родителей. Первым национальным опытом в дореволюционное время было организованное хоровое пение. Например, в медресе, в котором учился Б.Майлин, существовал унисонный хор. Музыкальным руководителем хора был В.Климени. Участники хора также знакомились с музыкальной азбукой, которая частично вводилась в учебную программу медресе.

Мектебы – это были наиболее многочисленные аульные начальные школы. Б.Г.Ерзакович в своей статье «Пение как метод обучения в аульной школе» дал приблизительное описание порядка занятий. Уроки в таких школах начинались всегда с молитвы. Мулла – учитель внимательно следил за «стройностью» пения. Через пение на уроках запоминались слоги и слова, грамоты. Такой метод обучения способствовал развитию памяти и музыкального слуха.

Второе направление музыкального воспитания второй половины XIX – начале XX века – светское. В 1841 году в Бокеевской Орде по указу хана Джангира была открыта школа, которая и положила начало светсткому образованию Казахстана. Впервые урок пения как обязательный предмет русско-казахской школы, ввел Ибрай Алтынсарин. Он совершенствовал методику слухо-подражательного обучения музыке и пению, сделал попытку использовать музыкальные инструменты в процессе преподавания, впервые опубликовал тексты песен, впервые составил и использовал музыкальные загадки, организовал художественную самодеятельность. В светских школах музыкальное воспитание не было совершенным , так как отсутствовала научная методика. Деятельность И.Алтынсарина дала первый толчок к систематизации музыкального воспитания, так как она ломала традиционные представления о содержании, целях и задачах музыкального воспитания. Деятельность И.Алтынсарина способствовала расширению объема знаний по музыке [12, с.70].

В социалистическом обществе главенствующим было всестороннее развитие учащихся.Учащиеся имели возможность познакомиться с произведениями народных композиторов. В школах стало традицией открывать хоры. Эту традицию основал Ибрай Алтынсарин. Для развития музыкального образования Ибрай Алтынсарин обеспечил степь роялем и организовал хор в школах, который на тот период времени был одноголосным.

В начале ХХ века главным становится получение всеобщего музыкального образования. Необходимым также стало и введение уроков музыки во всех школах как обязательной дисциплины. Но массовое музыкальное образование осуществлялось не в полном объеме из-за отсутствия кадров музыкантов-педагогов, а также из-за отсутствия музыкальных учебных заведений. И лишь с 1917 года произошли существенные изменения в системе народного образования.

Борьба с неграмотностью явилась главной задачей в годы Советской власти. Музыкальное воспитание подрастающего поколения Казахстана стало общегосударственным делом. Во всех общеобразовательных школах в обязательном порядке были введены уроки пения. Но тем не мене ощущалась нехватка музыкально-грамотных педагогов. Особенно нехватка кадров ощущалась в казахских школах. Уроки пения вели преподаватели разных предметов. Как таковых учебных программа по музыке не было. И лишь с 30-х годов, когда был введен начальных всеобуч, система народного образования все больше стала подчиняться централизованному управлению из Москвы. Оттуда в Казахстан стали поступать программы, учебные планы, методические рекомендации к урокам пения.

Первые попытки организации музыкального образования в Казахстане были не совсем удачными. Открывались музыкальные школы. Но из-за нехватки педагогических кадров они вскоре закрывались. Казахи не считали музыку серьезным делом и не стремились к музыкальному просвещению своих детей. Они считали, что ребенку не обязательно заниматься в музыкальной школе, а «для себя» он мог научиться играть на домбре и «дедовским способом».

Подготовка квалифицированных педагогических кадров была острой проблемой в республике. В сентябре 1932 года а Алма-Ате был открыт музыкально – драматический техникум. Становление музыкального образования в республике возглавил Ахмет Жубанов, аспирант, отозванный для руководства техникумом из Ленинградского института музыкальных наук. Подготовкой учителей пения для школ республики входило в задачу дирижерско-хорового отделения техникума [13, с.36].

В годы Великой Отечественной войны в Казахстане находилось немало музыкантов- педагогов, эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов. Это создало благоприятные условия для музыкального образования в республике. В 1944 году была открыта Алматинская государственная консерватория. Это явилось стимулированием дальнейшего развития музыкальной культуры. Кафедра хорового дирижирования готовила учителей пения общеобразовательных школ.

На становление музыкального воспитания в Казахстане влияла профессиональная музыкальная и художественная культура. Творческие коллективы республики были надежными помощниками общеобразовательных школ. Их совместная главная задача – значительно улучшить художественное образование и эстетически- музыкальное воспитание учащихся.

В 1947 году в Москве был создан Научно-исследовательский институт художественного воспитания академии педагогических наук, который содействовал развитию музыкального воспитания в Казахстане. Научно-исследовательский институт художественного воспитания Академии педагогических наук оказал большое влияние на разработку методических материалов для подготовки педагогов-музыкантов. Обновлялись и разрабатывались новые программы уроков музыки в общеобразовательных школых. Все методические материалы, созданные по инициативе научно-исследовательского института, распространялись по всем республикам СССР.

Так и для казахских школ были созданы учебники и методические пособия. Авторами методических пособий являлись педагоги-музыканты, для которых было небезразлично музыкальное воспитание поколения Казахстана. В изучении музыкально-эстетического воспитания детей в начальной школе огромное влияние оказали труды композитора, кандидата искусствоведческих наук Бисенгали Гизатова. Им созданы «Школа игры на домбре»(1950г.), методическое пособие «Уроки пения и музыки в школе» - для учителей общеобразовательных школ (1951), учебники «Уроки пения и музыки» - для 1-4 классов. Все эти учебные пособия неоднократно переиздавались, по ним занимались в казахских школах.

В 1960 году в городе Алма-Ата в Женском Педагогическом Институте было открыто музыкально-педагогическое отделение, которое осуществляло подготовку учителей пения и музыки для казахских школ. Педагоги старались обеспечить самые отдаленные села и аулы учителями музыки и пения. Огромную роль в музыкально-эстетическом воспитании детей того времени сыграл педагог этого института Омирбек Бейдильдаев. Им был создан учебник для общеобразовательной школы «Ән музыка сабағы». Омирбек Байдильдаев подготовил и провел более ста музыкальных передач по радио на казахском языке. Все эти передачи были посвящены музыке, творчеству русских, зарубежных, казахстанских композиторов, народному творчеству.

В 1964 году в городе Алма- Ате была открыта Республиканская средняя специальная музыкальная школа-интернат имени Ахмета Жубанова. Буквально за пару лет школой были организованы творческие коллективы: симфонический оркестр, духовой оркестр, оркестр казахских народных инструментов, ансамбль скрипачей.

Большое внимание в то время уделялась вокально-хоровой работе с детьми. Создавались детские хоры. В школе-интернате имени Ахмета Жубанова хором руководил педагог консерватории Турдыкул Нурымбетов. Т.Нурымбетов является пропагандистом казахской хоровой музыки. Им написано множество хоровых произведений, переложений и обработок казахских народных песен композиторов Казахстана. Многие его произведения и в сегодняшнее время представляют собой огромную ценность для преподавателей музыки и руководителей хора.

Большой популярностью пользовался казахский хор школы- интерната № 2 г. Алма-Ата, в которой обучались дети из отдаленных аулов и зимовок. Учителем пения здесь был Ибрагим Нусупбаев. И.Нусупбаев в целях приобщения детей к музыкальному искусству организовывал встречи с деятелями музыкальной культуры Казахстана. Он, в прошлом солист Казахского академического театра оперы и балета имени Абая, из за отсутствия детского песенного материала начинает заниматься композиторской деятельностью. Сочиненные им песни и в сегодняшнее время представляют неотъемлемый репертуар для школьников.

Несмотря на количественный рост в то время детских хоровых коллективов, их певческая культура, как правило, была очень низка. И часто в звучных песнях громкое пение детей переходило на крик. Так же в привитии любви детей к своему певческому голосу, умению хорошо интонировать мешало отсутствие сопровождения. Массовый хор использовался как могучее средство для музыкально- слухового оформления и придания зрительно- декоративной монументальности революционным праздникам.

Программа «Музыка» была разработана музыкальным просветителем, композитором Д.Б.Кабалевским. Именно по этой программе педагоги Казахстана начали работать с середины 70-х годов. Однако не все педагоги обращались в своей педагогической работе к программе Кабалевского.

Причиной всему было несогласие некоторых педагогов с переименованием уроков пения в уроки музыки, а также не все учителя были профессионально подготовлены для проведения таких уроков музыки. Внедрение новой программы по «Музыки» было нестабильным из за отсутствия учителей музыки. Но все же именно программа Д.Б. Кабалевского стала стимулом для создания новых программ по музыке.

Педагоги Женского Педагогического Института разработали программу для казахских школ под названием «Елимай». Авторским коллективом: А.П.Ивановым, Л.П.Мамизеровой, М.Р. Джердималиевой, Г.Ж.Карамолдаевой и С.В. Туромшиной под руководством композитора, кандидата искусствоведческих наук Б.Г.Гизатова было разработано «Дополнение к программе по музыке для 1,2,3 классов для школа с русским языком обучения», которое было утверждено Министерством образования Казахстана в августе 1984 года. В дополнении совместно с программо й Д.Б.Кабалевского были изменения, которые носили обобщающий характер и раскрывались в конкретных музыкальных материалах, основанных на казахской народнойи современной музыке.

В настоящее время перед современной системой образования в Казахстане одной из важнейшей задач является планомерное реформирование школьного образования и переход на 12-летнюю систему обучения. В связи с этим особенно остро стоит вопрос об обеспечении учителей и школьников качественными учебно-методическими комплексами.

С 2010 года уроки музыки ведутся по программе Кулмановой Ш.Б., Оразалиевой М.А. В программе «Музыка» предметом изучения является музыка как вид искусства. Обучающиеся получают сведения о музыкальном языке, жанрах, инструментах, профессиях, связанных с музыкой.

Материалом изучения служат традиционная культура казахского народа, музыкальное творчество народов нашей республики, современное казахстанское искусство. Целью обучения учебному предмету является формирование основ музыкальной культуры обучающихся, воспитание средствами музыки духовно-нравственной творческой личности, умеющей применять полученные знания и умения в процессе музыкальной деятельности и в жизни [11, с. 135].

Изучив историю общего музыкального образования, мы можем сделать вывод, что в течение многовекового историко-педагогического процесса развитие общего музыкального образования рассматривалось как важный фактор развития личности, независимо от эпохи, конкретных социально-экономических отношений, уровня развития философской и педагогической мысли.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Послание Президента народу Казахстана «Построим будущее вместе!», Астана, 28 января 2011г.

2. Баренбойм Л.А. Музыкальное образование// Музыкальная энциклопедия/ Гл.ред.Ю.В.Келдыш.- М., 1976. – Т.3. – С.763.)

3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1989 – 149с.

4. Безбородова Л.А. Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Флинта, 2014. — 270 с.

5. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания/ Москва «Просвещение»,, 1990. – С.7.

6. Бодина Е.А. История музыкального воспитания школьников. Учебное пособие. - Куйбышев МГЗПИ, 1989 - 81 с.

7. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / Москва, 1966. – 115с.

8. М.С.Осеннева. Теория и методика музыкального воспитания.: учебник для студ.учреждений высш.проф.образования/М.: изд. «Академия», 2013.- 272 с

9. Халабузарь П. Методика музыкального воспитания / Москва «Музыка», 1990. – 18 с.

10. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе./ Москва «Просвещение», 1983. – 98 с.

11. Г.Жумалиева, Р.Сулейменова. Теория и методика музыкального воспитания/ изд. «Фолиант». Астана, 2011.- 86 с.

12. Сметова А. Мукашева А. История развития музыкального образования и воспитания в Казахстане: уч.пособие. — Астана, 2011.- 70с.

13. Айдарбекова Л. Методика музыкального воспитания в Казахстане. – Алматы, 1998- 118 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Исторические аспекты развития общего музыкального образования

Автор: Суходольская Оксана Анатольевна

Дата: 26.07.2016

Номер свидетельства: 338075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок окружающего мира "Птичьи новости" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-ptich-i-novosti"
    ["file_id"] => string(6) "104690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402750990"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "«Аспекты здоровьесберегающих технологий на занятиях по хореографии»."
    ["seo_title"] => string(84) "aspiekty-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-po-khorieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "312364"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459337125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства