Просмотр содержимого документа
«Использование музыкальных средств в психокоррекционной работе с детьми»
Использование музыкальных средств в психокоррекционной работе с детьми
МТЗ и СЗ РТ в городском округе «г.Казань» Калинина Е.И., музыкальный руководитель первой квалификационной категории, руководитель вокальной студии ГВУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
Значение музыки и в том числе, пения в развитии детей и коррекции различных, имеющихся у них нарушений подчеркивается в работах многих специалистов, разрабатывающих вопросы педагогической помощи детям с ДЦП (К.А.Семенова, Е.M.Мастюкова, M.B.Ипполнтова. Е.Ф. Архилова. Е.Ю.Румянцева). Пение благотворно сказывается на развитии речи, влияет на эмоциональный статус, способствует развитию образного мышления, воображения.
Вместе с тем до настоящего времени не разработана методика музыкального воспитания детей с ДЦП. учитывающая особенности физического и психического развития таких детей. В специальной литературе вопросы организации и содержания музыкальных занятий с такими детьми остаются нераскрытыми.
В то же время музыка является важным средством профилактики и коррекции целого ряда нарушений. Использование музыки с лечебными и коррекционными целями выделилось в отдельное направление в медицине, психологии и специальной педагогике и получило название «музыкотерапия» (В.И.Петрушни, Е.А.Медведева. С.В.Шушарджан).
Особая ценность этого метода заключается в том, что (в отличие от многих других методов воздействия) занятия музыкой почти всегда служат источником положительных эмоций, вызывают у ребенка интерес к занятиям и стремление к взаимодействию со взрослым.
В коррекционно - педагогической работе занятия пением с детьми (вокалотерапия) приобретают особое значение как средство коррекции речевых нарушений.
Вокалотерапия или музыковокалотерапия (МВТ) - «это новый метод повышения резервных возможностей человека, коррекции нарушенных функций, в основе которого лежит использование особой системы активного вокального тренинга в сочетании с музыкой.. Пение благотворно сказывается на работе всех внутренних органов человека, стабилизирует электрическую активность мозга Существенное значение для психотерапевтической работы имеет гот факт, что характерной реакцией на вокалотерапию является замедление альфа-ритма мозга, что соответствует состоянию успокоения и комфорта. Альфа-ритм играет значимую роль в обеспечении психофизиологических реакций и различного рода познавательной деятельности. Вокалотерапия оказывает положительное влияние на нейрофизиологическое обеспечение памяти и внимания Метод тонирования, как и благотворная сила пения, давно применяется человечеством в лечении самых разных заболеваний. Тонирование - это воспроизведение звука посредством произнесения гласного звука в течение длительного времени. Оно известно примерно с XIV века. Это творческая энергия голоса. В голосе и дыхании каждого человека заключен ключ к пониманию его темперамента и к диагностике множества различных типов физических и психологических недомоганий Спонтанные физические жесты, которые сопровождают голосовое сканирование, так же часто дают подсказку относительно характера человека «Поющий голос обеспечивает гораздо более прямой доступ к подсознанию».
«Мелодизация собственных имен или нейтральных фраз».
Ребенка просят пропеть свое имя или какую-либо фразу, например, спеть, что он сейчас делает «Меня зовут Маша» или «Я сейчас играю с куклой. Усложнение – ребенка просят спеть свое имя или фразу с определенной интонацией - гнева и решительности, печали и уныния, веселья и радости, спокойствия и так далее. Дети поют на удобной для них ноте и высоте.
«Мелодизация призывов».
Ребенка просят спеть эмоционально окрашенные призывы с разной интонацией. Например «Вперед друзья!», «Ах, как мне грустно...», «Какая удача, какая радость.. » и т.д. Дети поют на удобной для них ноте и высоте.
«Тонирование».
Во время занятий по психокоррекции, в процессе психотерапии можно использовать, тонирование для уравновешивания волн мозга, улучшения ритма и углубления дыхания, снижения ЧСС и повышения чувства благополучия. Тонируют дети на удобной для них ноте.
Звук «м-м-м» снимает стресс и даст возможность полностью расслабиться.
Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление.
Звук «и-и-и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма.
Звук «о-о-о» — средство мгновенной настройки организма.
Подавляющее большинство детей с ДЦП имеют речевые нарушения в форме дизартрии.
Для дизартрии характерно сочетание нарушений звукопроизношения с нарушениями дыхания, голосообразования и так называемой просодической стороны речи (мелодикоинтонационная и темпо-ритмическая характеристики речи). Даже при более или менее правильном звукопроизношении просодики делает речь детей нечеткой, безэмоциональной, зачастую мало понятной для окружающих.
Пение способствует углублению дыхания, укреплению голосового аппарата, нормализации просодики. Занятия пением вызывают у детей положительные эмоции, позволяет активизировать их речевую деятельность. В то же время пение отвлекает внимание ребенка от речевого акта, помогая ему нормализовать мышечный тонус.
Такие характеристики, как интонация, ритм, паузы, и др. являются общими для речи и музыки. Занятия пением помогают ребенку почувствовать, а потом и осознать эти явления в своей речи. Иногда урок напоминает дополнительное логопедическое занятие
Эффективность занятий пением во многом зависит от подбора певческого. При этом одним из важных критериев, является доступность и детей текста песен. Например: «Я умею рисовать» слова и музыка Абелян Л.; «Пчела» слова Шилова Н., музыка Попляновой Е.
Общей особенностью для всех детей с ограниченными возможностями является истощаемость всех психических процессов, сниженная работоспособность, замедленное восприятие, малый объем памяти. Применительно к разучиванию текстов песен по значит, что, во-первых, детям требуется больше времени, чтобы осмыслить и запомнить текст песни, во-вторых, педагог, с помощью специальных педагогически приемов, должен постоянно удерживать внимание детей и поддерживать их интерес к новой песне.
Речь идет о традиционных формах нетрадиционного использования известного метода.
1. Широкое использование игровых приемов в процессе обучения в первые годы общения детей. Например, используется музыкально - диагностическая игра «Прячем мелодию». Цель - развивать внутренний слух (музыкальные представления, возникающие без непосредственного воздействия на слуховой аппарат). Ход игры: ребенок начинает петь хорошо знакомую песню; затем по условному знаку продолжают петь про себя, т.е. беззвучно,по другому знаку - снова вслух. В игре могут принимать участие как один ребенок, так и несколько детей.
2. Включение в репертуар ярких, доступных по содержанию песен с диапазоном удобным для конкретного ученика. Вокальное исполнение песен, которые используются впоследствии для игры на инструменте, либо включаются в другие виды работы. Например: «Пусть всегда будет солнце», слова Ошанина Л., музыка А.Островского; «Песенка друзей» слова Энтина Ю., музыка Гладкова Г.
3. Исполнение музыкальных диалогов с учителем (вопрос – ответ, музыкальное эхо). Например: «У всех мамы есть?» по мотиву американской народной песни про фермера Мак Дональда, русский вариант текста – Боровик т.; «Слово на лошадках», слова Пикулевой Н, музыка Попляновой Е.
В процессе разучивания музыкальных произведений на уроках фортепиано с детьми с неврологическими заболеваниями, преподаватель сталкивается с тремя существенными препятствиями:
малоподвижность пальцев;
практическое отсутствие мышечной памяти и возникающие отсюда аппликатурные проблемы;
отсутствие ощущения метрической и ритмической пульсации;
нарушение пространственной координации, что в первую очередь затрудняет ориентацию в нотных знаках.
Для преодоления подобных негативных явлений в учебном процессе, а также для его интенсификации можно использовать развивающие формы работы:
вокальное исполнение песен, которые используются впоследствии для игры на инструменте, либо в качестве игры с импровизационными вставками;
включение в репертуар большого количества популярных мелодий, преимущественно со стихотворным текстом (в случае его отсутствия, он может быть сочинен преподавателем или учеником);
сочинение простейших мелодий и стихов к ним, доступных для исполнения на конкретной стадии обучения.
Вокал на таких уроках позволяет решать задачу воспитания чувства меры и ритма, так как в пении ритм исполняемого произведения чаще всего бывает правильным. Имея слуховое и речевое представление о мелодии, его легче перенести на механические двигательные реакции пальцев.
При выборе вокального репертуара следует чутко прислушиваться к запросам и вкусам ученика. Некоторые дети плачут во время исполнения минорных произведений. Кто-то предпочитает задушевные ритмы. Задорные и шуточные песни, как правило, любят все.
Все вышеперечисленное подводит к тому, что: во-первых, подбирая певческий репертуар, необходимо стремиться, чтобы и текст песни и ее музыкальный язык соответствовали возможностям детей и вызывали у них музыкальный отклик, желание петь. Во-вторых, логопеды могли бы использовать тексты песен в своей работе по расширению пассивною и активного словарного запаса, усвоению детьми тех или иных грамматических конструкций, развитию связной речи детей.
Кроме того, помощь логопеда может быть полезной педагогу на этапе выбора певческого репертуара Так как, помимо уровня понимания речи при работе с детьми с дизартрией, необходимо учитывать особенности звукопроизношения: ключевые, часто повторяющиеся в тексте песни слова не должны (по возможности) содержать трудные с точки зрения артикуляции звуки, недоступные детям на данном этапе речевого развития.
Учитывая особенности физического развития детей с ограниченными возможностями и возможное отставание эмоциональной сферы, применение наглядного материала также благотворно на уроках вокалотерапии. Например: игровое пособие «Музыкальная лесенка» (исследование реакции на высоту звука), иллюстрационный материал (грустный и веселый утенок - на различение мажора и минора) к песне «Песенка про двух утят», слова Пикулевой И., музыка Попляновой Е.
Если так называемый донотный период, который заканчивается в музыкальной школе в 5-6 лет. то у детей с моторными нарушениями он может растянуться до 9- ти лет. Поэтому обучение нотной грамоте на уроках вокалотерапии совершенно уместно и в игровой форме.
Учитывая влияние отдельных музыкальных жанров и инструментов на национальное состояние детей, я подбираю репертуар и фонограммы песен. где используются те или иные инструменты, благотворно влияющие на психику и эмоциональное состояние ребенка.
Например: во многих песнях мелодию записываю духовыми инструментами, которые ведут к высоте духа. Инструменты: труба, кларнет, флейта, гобой особенно подходят для детей Саксофон просто освобождает человека от мышечного напряжении, особенно позвоночника.
Струнные - снимают напряжение и страх, хорошо влияют на грудной отдел (для тех детей, которые очень тревожные, используются песни и музыкальные произведения с тембром скрипки, виолончели).
Клавишные (фортепиано, рояль, челеста) - влияют на затылочную и теменную часть коры головного мозга и поэтому способствуют развитию аналитико - синтетических процессов познавательной сферы.
Помимо индивидуальных уроков по вокалу , несущих коррекционную направленность, веду работу по логоритмике. Основная цель этих уроков - коррекция психосоматических и неврологических заболеваний у детей пением, элементарным музицированием и движением.
Пение, элементарное музицирование, коммуникативные игры с элементами танцевальных движений. способствуют формированию навыков общения. Робкие, тормозимые ученики приобретают уверенность в себе, ощущение равного среди равных, повышается их самооценка. Через такие уроки мы помогаем детям адаптироваться в окружающем мире.
И конечным результатом является умение проявить себя, выступив перед своими одноклассниками, или перед школой.