Просмотр содержимого документа
«Играя с инструментом - учись на нем играть»
ИГРАЯ С ИНСТРУМЕНТОМ – УЧИСЬ НА НЁМ ИГРАТЬ!»
Нескучные способы работы с начинающими в классе фортепиано
Условия работы в ДШИ небольшого города отличаются от условий работы в крупном городе: детям, живущим здесь, катастрофически не хватает достойных музыкальных впечатлений: они лишены возможности услышать «живьём» оперу, симфонический концерт; музыку им поставляют телевизор, магнитофон, компьютер; ниже, чем в больших городах и качество дошкольного музыкального воспитания в детских садах и дома; в ряде случаев родители не в состоянии приобрести инструмент, или, приобретя, не заботятся о своевременной настройке; почти полное отсутствие специалистов-настройщиков. Но работа в таких условиях заставляет думать, совершенствоваться, искать что-то новое. Ведь основной целью педагогов ДШИ является необходимость во что бы то ни стало заинтересовать, увлечь каждого ребёнка, помочь полюбить музыку и радоваться каждодневному общению с ней.
Поэтому для успешных занятий ребёнка, особенно по предпрофессиональной программе, нужны, конечно же, природные данные и желание, но и немаловажны и желательны ещё несколько факторов:
1. музыкальная подготовка, хотя бы минимальная (доп.услуги);
2. наличие инструмента дома с первых уроков;
3. домашний помощник (мама, папа, сестра, брат с музыкальными знаниями) Индивидуальный урок во многом похож на общение с ребёнком в семье: есть возможность уважать его путь, его выбор, поддерживать его интерес, не навязывать то, к чему он пока не готов. Умение ждать – непростое умение. Каждой маме знакомо чувство тревоги, когда ребёнок подруги уже ходит (говорит, ест самостоятельно и т.д.), а её малыш что-то не спешит с этим. Трудно, очень трудно ждать, не подгонять не проявлять нетерпения. Но жизнь учит – и начинаешь понимать, что это не имеет ничего общего с равнодушием, «бросанием на произвол судьбы». Просто всему своё время. Ребёнка, который не научился как следует ходить, бесполезно учить, например, бальным танцам. На начальном этапе занятий по фортепиано, нужно в какой-то степени перенестись в эпоху раннего детства, деятельного любопытства. Можно повернуть дело так, чтобы не мы вкладывали знания в пассивно подставленные головы, а ученики донимали нас желанием всё узнать и всему научиться. Веди это и в самом деле так: именно ученику надо, чтобы его научили, а не учителю надо, обязательно научить! И значит наша задача – создавать такую «окружающую среду», которая способствует самовоспитанию и самообучению ребёнка. Игровые примеры-упражнения. «Корень учения горек, зато плод его сладок». Но нормальный ребёнок не согласен мучиться сейчас ради прекрасного, но отдалённого будущего. И мы обязаны позаботиться о том, чтобы учение было в как можно большей степени игрой для ребёнка. Ведь игра - это не только и не столько развлечение, сколько труд – азартный, интересный, хотя порой довольно тяжёлый. Причём труд бескорыстный: не за пятёрку, не за новый велосипед. Прислушаемся и к мнению Роберта Шумана: «Слово «играть» - очень хорошее, так как игра на инструменте должна быть тем же, что и игра с ним. Кто не играет с инструментом, не играет на нём». Конечно, это не всегда просто – выдумать подходящую случаю игру, но, если к этому стремиться, пробовать раз за разом, искать интересные новшества у других авторов, удачи будут. Приведу несколько игровых примеров
1) Немузыкальный .Моего сына невозможно было ни заставить , ни уговорить навести порядок в игрушках. Но если я вызывала его «по телефону» как работника Бюро добрых услуг, он с энтузиазмом принимался за дело и с гордостью «сдавал работу» - замечательно выполненную.
2) Игра «Там в лесу». Помогает на первых порах помочь ощутить legato и выработать этот приём на двух и трёх звуках. - С кем ты любишь гулять в лесу? - С бабушкой. - Представь, что бабушка беспокоится, чтобы ты не потерялась, окликает тебя. Левая рука – бабушка, правая – ребёнок. Все слова обязательно пропевать. - Ю-ля! - А-у! - Где ты там? - Я в лесу! Интервалы могут быть разными. На какой именно палец шагать - поначалу неважно. Можно добавить педаль. Можно договориться, что, Юля ушла далеко, не слышит, бабушка зовёт её четыре раза подряд, тревожится – и вот, наконец, издалека доносится ответ. Игра может длиться сколько душе угодно.
3) Игра «Эхо». Работа над разнообразием звука. За инструментом двое (ученик и учитель, два ученика), педаль нажата. В сказочном лесу прозвучало слово (крик, шаги, любой звук – импровизируя в низком регистре f или mf, коротко, чтобы легко было запомнить), и волшебное эхо повторяет всё трижды в разных октавах – mp, p, pp. Можно добавить такое условие: и «слово», и каждый ответ эха исполняются с участием обеих рук
В связи с реализацией предпрофессиональных программ происходит сокращение времени, отведённого на донотный период. Подборка упражнений для постановки руки, которыми пользуюсь я, помогает научить ребёнка чувствовать свою руку, «дружить» с ней, быстрее освоиться за инструментом за довольно короткий срок. Чтобы ребёнку не скучно было совершать однообразные движения, мы с моими учениками придумали стишки под каждое упражнение. Ведь давно доказано, что произнося какие-нибудь слова под упражнение, ребёнок занят текстом и не фиксирует своё внимание на движениях руки. Рука меньше зажимается, можно ненавязчиво её поправлять. Постепенно появляется естественность движений, так необходимая каждому юному музыканту. Также эти упражнения дают возможность развивать мелкую моторику, речь, воображение и ритм. Благодаря им ребёнок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него формируется концентрация внимания и выдержка. Итак, клавиатуру делим на два «царства» - высоких и низких звуков. Правая рука «хозяйка» в верхнем регистре, левая – в нижнем. Начинаем с 3-их пальцев, постепенно подключая остальные.
1) Упражнение «Капельки». Играем подряд по белым клавишам вверх и вниз, мягкие кистевые движения, каждая «капелька» словно просачивается в клавишу. Кисть «дышит» в воздухе. Капельки капают, осень пришла. Ходит в сапожках вся детвора.
2) Упражнение «Зайчики». Прыжки через клавишу по белым, короткие, экономные кистевые движения. Вы скачите пальчики, Как солнечные зайчики.
3) Упражнение «По брёвнышкам». Играем по чёрным клавишам вверх и вниз. «Какие клавиши больше напоминают брёвнышки? – Конечно, чёрные».
Рисуем картинку – кругом лужи (белые клавиши), задача ребёнка - перепрыгнуть с брёвнышка на брёвнышко и не попасть в воду. Я по брёвнышкам скачу, Падать в лужу не хочу. Раз, два, три, четыре, пять – Прыг на брёвнышко опять!
4) Упражнение «Шаги муравья». Перебираем по порядку белые и чёрные клавиши, учимся держаться ближе к чёрным. Опять образ – муравей маленький, ножки у него тоненькие, поэтому шажочки будут маленькие, рядышком. Можно придумать, что вверх муравей бежит налегке, а обратно идёт медленно – тащит груз, он же трудяга. Муравейка, муравей, побежал домой скорей, Дома дождик переждал – И опять работать стал.
5) Упражнение «Лягушки-подружки». Двумя руками одновременно по терциям, поднимаемся и спускаемся. Важно синхронное приземление на клавиши. Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Вот подружку увидала, Вместе с нею поскакала.
6) Упражнение «Мяч». Помогает охватить всю клавиатуру, научиться лучше ориентироваться на ней. Ищем в каждой октаве разные по ширине и строению мелодические интервалы, используя не только белые, но и чёрные клавиши. Например, ре-диез и ля. С каждым разом задание усложняем. Мой весёлый, звонкий мяч Ты куда помчался вскачь? Красный, жёлтый, голубой – Не угнаться за тобой!
7) Упражнение «Осторожный зайка». На подвижность 1-го пальца. Меняем на одной клавише 2 и 1 пальцы. 2 – зайка высунулся, 1 – зайка спрятался. В ямке маленький зайчишка прячется, дрожит, трусишка! Мы пойдём, его найдём. Ему песенку споём.
8) Упражнение «Смелый зайка». Подкладывание1-го пальца. Шагаем по белым клавишам со 2-го на 1-ый. Зайка по полю скакал и морковку потерял. Потихоньку он пошёл и опять её нашёл.
Когда упражнения выучены, мы начинаем с них каждый урок, уделяя минут 5-7 времени. Одновременно с упражнениями разучиваем имена белых клавиш, ориентируясь по чёрным «двойняшкам» и «тройняшкам», песенки «с рук». Несколько на ноте до, несколько на до-ре, затем на до-ре-ми и т.д. Песенки должны быть короткими, в одно, два предложения. Мелодия – от поступенной до усложнения скачками.
Чтобы ребёнок почувствовал себя артистом на этом раннем этапе, можно разучить песенку-игру «До, ре, ми». Педагог «приглашает» разных животных, а ученик их «кормит». До, ре, ми, до, ре, ми – Ко мне кошечки пришли. (учитель) А я кошечек люблю, Молочка я им даю. (ученик) и т. д.
И в заключении: в любой ситуации, при любой провинности педагог должен уважать ученика. В классе должна царить спокойная и деловая обстановка. Вместе с педагогом ученики учатся слышать, видеть, чувствовать, сопереживать, творить. Обеспечено дружеское участие каждому юному музыканту. Ведь музыка – близкий друг : на уроке мы оба в гостях у этого близкого друга, отсюда и непринуждённость общения. Считаю важнейшим умением и задачей педагога-пианиста погружение в так называемое «творческое состояние» на каждом уроке, имея дело с предельно сложным и изменчивым материалом – человеческой психикой. Так с каждым шагом осуществляется педагогическая цель – большая и нужная: СДЕЛАТЬ РЕБЁНКА СЧАСтливым
Список литературы
1. И.Акимов, В.Клименко «О природе таланта», 1998.
2. А.С.Белкин «Ситуация успеха. Как её создать: книга для учителей» - Просвещение, 1991. 3. Л.Гусейнова, Л.Волчек, Л. Борухзон «Азбука музыкальной фантазии».
4. «Мастера советской пианистической школы», Москва: 1961.
5. Б.И.Милич «Воспитание ученика-пианиста», 1997.
6. «Музыкальная жизнь» № 11-12, 1994.
7. В.И. Петрушин «Музыкальная психология» - Москва 1994.
8. И.Э.Сафарова «Игры для организации пианистических движений», Екатеринбург, 1994.