Просмотр содержимого документа
«Игра в ансамбле с начинающими пианистами в классе фортепиано»
Муниципальное образовательное учреждение школа № 70.
Структурное подразделение «Школа искусств»
Методическое сообщение на тему:
«Игра в ансамбле с начинающими пианистами в классе фортепиано»
Подготовила: Будкова Татьяна Ивановна
преподаватель фортепиано.
Ярославль, 2022г.
В системе дополнительного образования игра в ансамбле с успехом применяется как один из способов обучения игре на фортепиано. Ансамбль - это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена на разных уровнях владения инструментом.
Среди различных форм работы, использующихся на занятиях с начинающими юными пианистами, особо можно отметить ансамблевое музицирование как одну из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. В воспитании музыканта большую роль играет приобщение к ансамблевой музыке, располагающей огромными художественными ценностями.
Первым помощником и партнером в совместной игре, как правило, является преподаватель. О роли педагога в начальном периоде обучения очень емко сказал Тимакин Е.М. в методическом пособии «Воспитание пианиста»: «Начальный период в обучении очень ответственный. Важно не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. Это зависит от многих условий, среди которых немаловажную роль играет личность педагога и его контакт с учеником. Ведь в течение какого- то времени учитель для малыша становится самым большим авторитетом, олицетворением идеального музыканта и человека. Ученик верит учителю и через него еще больше любит музыку. Если учитель, показывая простую песенку, сам поддается ее обаянию и умеет воодушевиться ее настроением, ему легче передать это настроение и воодушевление ученику. Такое совместное переживание музыки - наиважнейший контакт, который часто бывает решающим для успехов ученика и в более старшем возрасте. Протянув эти невидимые нити и пробудив в ученике ответные струны, педагог создает условия для развития ярких музыкальных впечатлений, то есть для работы над художественным образом. И что особенно важно, этот музыкальный контакт учителя и ученика обычно способствует появлению инициативы у последнего, то есть желания самому сыграть, и не просто сыграть, а исполнить, попытаться, пусть неумело, по-своему, донести настроение и смысл музыки - все то, что его воодушевило в этой пьесе».
Начинать игру вдвоем можно с первых уроков, когда ребенок только знакомится с клавиатурой и осваивает первые приемы звукоизвлечения. Исполнение даже самого простейшего рисунка ставит серьезные задачи перед учеником. Играя, послуху знакомые песенки-попевки под сопровождение педагога, ученик слышит красоту и разнообразие тембровых красок такого необыкновенного инструмента - фортепиано. Аккомпанемент педагога в данном случае для юного пианиста выступает в качестве «подпорки». Играя вместе с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках. Если партия педагога представляет ровную пульсацию, она заменяет ученику счет. Первые навыки игры в ансамбле с педагогом помогают ребенку ощутить себя участником полноценного музицирования, воспитывают интерес к музыке как к языку чувств.
Ансамблевая форма наиболее целесообразна в работе над тем материалом, который необходим учащемуся для полноценного музыкального развития. Неоценима роль ансамблевой игры на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Она является лучшим средством заинтересовать ребенка, помогает эмоционально окрасить обычно малоинтересный первоначальный этап обучения.
В процессе ансамблевой игры наиболее интенсивно осуществляется развитие музыкальных способностей учащихся, его музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, активизируется творческая самостоятельность.
Ансамблевое музицирование имеет большое значение для становления и развития музыкального мышления, интеллекта. Такие занятия воспитывает комуникативность: ребенок учится слушать другого исполнителя, учится совместно выполнять поставленные задачи.
Игра в ансамбле способствует ускоренному развитию музыкальных способностей. Происходит интенсивное развитие всех видов музыкального слуха: звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического.
Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию метроритма. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Если при неточности исполнения других компонентов снижается только общий художественный результат, то при нарушении метроритма рушится весь ансамбль пианиста. Играя вместе с педагогом ученик находится в определённых метроритмических рамках. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Необходимо найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка.
Игра в ансамбле обладает еще одним очень важным и полезным свойством. Оно расширяет круг музыкальных знаний, а следовательно оказывает положительный эффект на формирование музыкального мышления, развивает у учащихся наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль, рационализацию профессиональных игровых движений.
Процесс работы ансамбля над произведением можно условно распределить на три этапа, которые в практике очень тесно между собой связаны: знакомство ансамбля с произведением в целом; техническое освоение выразительных средств, работа над воплощением художественного образа произведения.
Задачей первого этапа является создание у участников ансамбля общего впечатления от произведения в целом. Здесь педагог должен познакомить учащихся с создателем произведения, эпохой, в которой оно возникло, стилистическими особенностями и требуемой манерой исполнения, характером произведения, его формой, основными темами. Эту беседу следует построить очень живо, интересно, приводя в качестве иллюстрации фрагменты произведения в собственном исполнении.
Следующий этап – преодоление ансамблем технических трудностей, что подразумевает синхронность при взятии и снятии звука; передача голоса от партнера к партнеру; согласование приемов звукоизвлечения, соблюдение общности ритмического пульса, единство динамики, фразировки. В работе над произведением важно говорить с учащимися о характере, музыкальном содержании. Конечная цель – создание продуманной интерпретации художественного образа произведения.
Таким образом, Ансамблевое музицирование, как форма учебной работы, требует умелого педагогического руководства и рационально продуманной методики. Ценным в работе над фортепианным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства. Все это говорит о необходимости занятий ансамблевым музицированием. Ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного процесса в ДШИ, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки. Для установления взаимного творческого контакта между педагогом и учеником совместное ансамблевое музицирование на начальном этапе обучения – идеальное средство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста[текст]: методическое пособие – М.: Советский композитор, 1989- 144 с.
Алексеев М. Методика обучения игре на фортепиано. М.: «Музыка», 1982.
Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.: «Музыка», 1971.
Коган Г. Работа пианиста.- М.: «Музыка», 1979.
Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика. Челябинск, MPI, 2006.