kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровой фольклор как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье речь идет об эффективности применения фольклорной игры на уроках музыки в начальной школе с целью активизации познавательной деятельности детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровой фольклор как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Игровой фольклор как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

О.А. Шульга

В наши дни народные традиции рассматриваются как важнейший фактор духовно-нравственного, эстетического и творческого развития подрастающего поколения. «Погружение» ребенка в атмосферу традиционного слова, напева, игрового действия позволяет ему в естественных условиях впитывать необходимую для жизни информацию, закреплять ее доступными и эффективными способами, стимулирующими постоянное расширение границ имеющихся знаний и многостороннее развитие на их основе.

Возникновение народной игнры относится к древности. Первоначально она была связана с празднествами по поводу удачной охоты или улова рыбы, хорошего урожая. В праздничные ритуалы входили пляски,подражавшие действиям на охоте, рыбной ловле, сеянию, выращиванию и уборке урожая. Отдельные песни-игры, сопровождаемые движениями, имитирующие трудовые действия, дошли до наших дней ( « Мак маковистый», «Лен», «Кострома» и др.).

В традиционном быту человек погружался в звуковой аутентичный мир с первых дней своей жизни. Пестушки, потешки, прибаутки – все это, с любовью и лаской адресовалось малышу старшими членами семьи, давало возможность ему получить первые положительные представления об окружающем мире и учило соответственно реагировать на это окружение.

Попевки, озвучивающие пестование младенца, часто строятся на чередовании двух-трех звуков в пределах секундового, терцового или квартового амбитуса. Благодаря их сочетанию с красочной речью, лаконичными ритмами, простейшими бережными движениями старших у малыша начиналось формирование первых, очевидно самых ярких, зрительных и слуховых образов, происходило постепенное разитие слуха, памяти, координации движений и т.д.

Постепенно ребенок при помощи игровых действий все активнее включался в различные жизненные ситуации, подражая всему воспринятому им из окружающей среды.

Разнообразные игры с куклами имитировали процессы общения детей и взрослых. Такие игры могли сопровождаться не только словесной импровизацией, но и напеванием колыбельных или потешек ( в зависимости от характера игры – успокающего или бодрящего). Характерны для детей и так называемые «игры в свадьбу», при которых с помощью кукол изображались различные свадебные персонажи, «исполнявшие» запечатенные в детской памяти наиболее яркие фрагменты наблюдаемого свадебного действа. Характерность пластики движения, языковой склад произносимых и напеваемых традиционных текстов – все это, несомненно, расширяло палитру художественных приемов и средств, впитываемых и прочно усваиваемых с раннего возраста, давало возможность ребенку осознания себя в среде родных и близких, на родной земле.

Участвуя в закличках и подвижных детских играх, соответствовавших тому или иному природному сезону или циклу, дети осваивали не только новый запас разнообразных, хотя и достаточно простых, средств художественной выразительности. Самым важным при этом являлось то, что все получаемые ими при этом знания, в конечном счете, были направлены на включение в систему биоритмов окружающей природной среды, на приспособление к органичному взаимодействию с этой средой, на ощущение своей коренной взаимосвязи с ней.

В наши дни традиционная игра для ребенка младшего школьного возраста – это жизненная потребность, уникальное средство всестороннего развития. По-прежнему она доставляет ребенку не только удовольствие и радость, но и способствует активизации познавательной деятельности.

Принципиальным отличием игрового фольклора является не только уникальность его содержания и средств выразительности, но и синкретический, целостный характер воздействия, обеспечивающий глубину и полноту восприятия.

Синкретизм, как исконное единство художественных компонентов в фольклоре, дает возможность детям одновременно слышать, видеть, наблюдать, ощущать, чувствовать.

Традиционная игра развивает способности детей, в том числе и познавательные, делает ребенка подлинным и активным субъектом игровой деятельности.

Включение ребенка в традиционную игровую деятельность резко отличается от обычной передачи ему готового знания, поскольку учитель, выступая в качестве ведущего посредника, активизирует познавательную деятельность детей, их активность, организует их исследовательскую работу.

Желательно, чтобы дети сами «додумались» до решения проблемы, которая возникает в процессе игры. Дети могут сами объяснить свои действия, необходимые в условиях игры, сварьированных учителем или ими самими.

Самостоятельное решение проблемы основывается на самостоятельности мышления, которое включается в процесс активного познания в ходе фольклорной игры. В желании ребенка варьировать, что-то изменять или дополнять в игре, проявляется его стремление обновлять имеющуюся информацию, тем самым, расширяя ее пределы.

Познавательная активность характерезуется стремлением к новым знаниям, умственному напряжению в процессе овладения знаниями. Это проявляется в большей степени в творческой деятельности детей. А игра у младших школьников занимает ведущее место в их творчестве.

Традиционная игра как способ транслирования информации активизирует познавательную деятельность, давая детям не только максимальную возможность расширить круг представлений об окружающем мире, но и постоянное стремление к такому расширению своих знаний.




























ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА

О.А.Шульга


Одной из отличительных черт современной педагогики является личностно-деятельностный характер процесса образования детей, направленный на «развитие мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению»1. В развитии такого рода мотивации немаловажная роль отводится самостоятельности как обобщенному свойству личности ребенка. Ее проявление в сфере познания мы определяем как познавательную деятельность.

Как известно, познавательная самостоятельность позволяет каждому человеку ориентироваться в изменяющихся условияхи применять в нестандартных ситуациях свои знания и умения. Поэтому проблему развития познавательной самостоятельности ребенка можно определить как одну из стержневых в процессе становления его личности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шульга Ольга Андреевна

Дата: 22.09.2017

Номер свидетельства: 429264

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС""
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_metody_i_formy_organizatsii_vneurochnoi_deiatelnosti_v_usloviiakh_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "632962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685665816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства