Игровой фольклор как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Игровой фольклор как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
В данной статье речь идет об эффективности применения фольклорной игры на уроках музыки в начальной школе с целью активизации познавательной деятельности детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровой фольклор как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Игровой фольклор как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
О.А. Шульга
В наши дни народные традиции рассматриваются как важнейший фактор духовно-нравственного, эстетического и творческого развития подрастающего поколения. «Погружение» ребенка в атмосферу традиционного слова, напева, игрового действия позволяет ему в естественных условиях впитывать необходимую для жизни информацию, закреплять ее доступными и эффективными способами, стимулирующими постоянное расширение границ имеющихся знаний и многостороннее развитие на их основе.
Возникновение народной игнры относится к древности. Первоначально она была связана с празднествами по поводу удачной охоты или улова рыбы, хорошего урожая. В праздничные ритуалы входили пляски,подражавшие действиям на охоте, рыбной ловле, сеянию, выращиванию и уборке урожая. Отдельные песни-игры, сопровождаемые движениями, имитирующие трудовые действия, дошли до наших дней ( « Мак маковистый», «Лен», «Кострома» и др.).
В традиционном быту человек погружался в звуковой аутентичный мир с первых дней своей жизни. Пестушки, потешки, прибаутки – все это, с любовью и лаской адресовалось малышу старшими членами семьи, давало возможность ему получить первые положительные представления об окружающем мире и учило соответственно реагировать на это окружение.
Попевки, озвучивающие пестование младенца, часто строятся на чередовании двух-трех звуков в пределах секундового, терцового или квартового амбитуса. Благодаря их сочетанию с красочной речью, лаконичными ритмами, простейшими бережными движениями старших у малыша начиналось формирование первых, очевидно самых ярких, зрительных и слуховых образов, происходило постепенное разитие слуха, памяти, координации движений и т.д.
Постепенно ребенок при помощи игровых действий все активнее включался в различные жизненные ситуации, подражая всему воспринятому им из окружающей среды.
Разнообразные игры с куклами имитировали процессы общения детей и взрослых. Такие игры могли сопровождаться не только словесной импровизацией, но и напеванием колыбельных или потешек ( в зависимости от характера игры – успокающего или бодрящего). Характерны для детей и так называемые «игры в свадьбу», при которых с помощью кукол изображались различные свадебные персонажи, «исполнявшие» запечатенные в детской памяти наиболее яркие фрагменты наблюдаемого свадебного действа. Характерность пластики движения, языковой склад произносимых и напеваемых традиционных текстов – все это, несомненно, расширяло палитру художественных приемов и средств, впитываемых и прочно усваиваемых с раннего возраста, давало возможность ребенку осознания себя в среде родных и близких, на родной земле.
Участвуя в закличках и подвижных детских играх, соответствовавших тому или иному природному сезону или циклу, дети осваивали не только новый запас разнообразных, хотя и достаточно простых, средств художественной выразительности. Самым важным при этом являлось то, что все получаемые ими при этом знания, в конечном счете, были направлены на включение в систему биоритмов окружающей природной среды, на приспособление к органичному взаимодействию с этой средой, на ощущение своей коренной взаимосвязи с ней.
В наши дни традиционная игра для ребенка младшего школьного возраста – это жизненная потребность, уникальное средство всестороннего развития. По-прежнему она доставляет ребенку не только удовольствие и радость, но и способствует активизации познавательной деятельности.
Принципиальным отличием игрового фольклора является не только уникальность его содержания и средств выразительности, но и синкретический, целостный характер воздействия, обеспечивающий глубину и полноту восприятия.
Синкретизм, как исконное единство художественных компонентов в фольклоре, дает возможность детям одновременно слышать, видеть, наблюдать, ощущать, чувствовать.
Традиционная игра развивает способности детей, в том числе и познавательные, делает ребенка подлинным и активным субъектом игровой деятельности.
Включение ребенка в традиционную игровую деятельность резко отличается от обычной передачи ему готового знания, поскольку учитель, выступая в качестве ведущего посредника, активизирует познавательную деятельность детей, их активность, организует их исследовательскую работу.
Желательно, чтобы дети сами «додумались» до решения проблемы, которая возникает в процессе игры. Дети могут сами объяснить свои действия, необходимые в условиях игры, сварьированных учителем или ими самими.
Самостоятельное решение проблемы основывается на самостоятельности мышления, которое включается в процесс активного познания в ходе фольклорной игры. В желании ребенка варьировать, что-то изменять или дополнять в игре, проявляется его стремление обновлять имеющуюся информацию, тем самым, расширяя ее пределы.
Познавательная активность характерезуется стремлением к новым знаниям, умственному напряжению в процессе овладения знаниями. Это проявляется в большей степени в творческой деятельности детей. А игра у младших школьников занимает ведущее место в их творчестве.
Традиционная игра как способ транслирования информации активизирует познавательную деятельность, давая детям не только максимальную возможность расширить круг представлений об окружающем мире, но и постоянное стремление к такому расширению своих знаний.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОГО ФОЛЬКЛОРА
О.А.Шульга
Одной из отличительных черт современной педагогики является личностно-деятельностный характер процесса образования детей, направленный на «развитие мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению»1. В развитии такого рода мотивации немаловажная роль отводится самостоятельности как обобщенному свойству личности ребенка. Ее проявление в сфере познания мы определяем как познавательную деятельность.
Как известно, познавательная самостоятельность позволяет каждому человеку ориентироваться в изменяющихся условияхи применять в нестандартных ситуациях свои знания и умения. Поэтому проблему развития познавательной самостоятельности ребенка можно определить как одну из стержневых в процессе становления его личности.