Формы активизации познавательной деятельности детей на уроках музыки
Формы активизации познавательной деятельности детей на уроках музыки
Вопрос активизации учения детей относятся к актуальным проблемам современной педагогической науки. От качества учения зависит результат как обучения, так и воспитания детей. Для того что бы повысить качество учебного процесса, необходимо активизировать стремление к познавательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Вопрос активизации учения детей относятся к актуальным проблемам современной педагогической науки. От качества учения зависит результат как обучения, так и воспитания детей. Для того что бы повысить качество учебного процесса, необходимо активизировать стремление к познавательной деятельности. Цель работы заключается в том, что бы проанализировать проблемы активизации познавательной деятельности детей, выявить приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность детей на уроках музыки. Главная цель активизации – это формирование активности учащихся. Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса, поэтому активизация познавательной деятельности - это важная проблема для каждого учителя. [1] Важнейшей проблемой является деятельность, которая определяет сущность формирования личности. Деятельность - это психическая и физическая активность человека, регулируемая сознательной целью. Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. В педагогике используются различные пути активизации, например: разнообразие форм, методов, средств обучения. Методы и приемы работы, с помощью которых учитель приобщает детей к музыке, должны быть направлены на развитие творческой активности школьников. Кабалевский Д.Б, трактовал урок музыки как урок искусства. «Урок музыки, – подчеркивал он, – ни в коей мере не отрицая важности хорового пения, развивающего национальные хоровые традиции, ровно как и важности изучения музыкальной грамоты, ставит перед собой гораздо более широкую задачу, ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру, как часть их духовной культуры»[2,с.4]. На уроке музыки необходимо развивать способности детей не только понимать, но и чувствовать. Составляющей творческого процесса является форма, «целостность восприятия» – способность воспринимать художественный образ целиком. Слушая музыкальное произведение, мы не воспринимаем отдельно мелодию, ритм, тембр, а воспринимаем музыку целостно. Восприятие всегда связано тем что человек видит, слышит, чувствует. По мнению ученых, таким образом можно доносить до слушателя необходимую информацию. Так же, ученые отмечают, то с какими образами связываются у человека определенные переживания, может охарактеризовать его как личность, несущую в себе жизненные ценности [4, с.7]. Еще одна форма это - Хоровое пене. Пути вхождения в песню, рождаемые самой музыкой и детьми, - позволяют раскрывать и находить новые разнообразные пути вокально-хорового музицирования, среди которых можно выделить: выразительное произнесение текста; поиски литературных призведений; сочинение подголосков; активное включение в игровые ситуации; сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения. Наилучший прием, когда дети, проживая текст песен творят свои варианты мелодий, часто приближающихся к авторскому замыслу. Необходимо отметить. Для того чтобы изменить деятельность на уроке музыки, можно использовать музыкально-пластические движения, для развития чувства ритма. Движение под музику развивает творческую фантазию и воображение ребенка. Красота музыки и движений, создают на уроке особую атмосферу погружения в мир музыкального искусства. Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым видом деятельности ребенка. Вывод. На высоком уровне активизации познавательной деятельности детей, при котором развивается творческое мышление, можно использовать проблемное обучение и частично-поисковые задания с учетом разнообразных форм и средств активизации познавательной деятельности.
Литература
1. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. - М.: ПЕРСЭ, 2003. -144с. 2. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы.–М.,1997. 3.Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками// Вопросы психологии. – 1982. - №4. 4.Тарасов Г.С. Музыкальная психология// Спутник учителя музыки. – М.,1993