Эффективность межпредметных связей на уроках музыки в младших классах
Эффективность межпредметных связей на уроках музыки в младших классах
В методической теме я обратила внимание на проведение бинарных уроков, определила основные, необходимые методы и способы проведения этих уроков. По Федеральному государственному Образовательному Стандарту все эти межпредметные связи имеют большое значение в становлении всесторонне развитой личности обучающихся. Ребёнок более в широком аспекте узнаёт, запоминает, интерисуется дальше увиденным и услышанны. Результат от урока получился впечатляющий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективность межпредметных связей на уроках музыки в младших классах»
Методическая тема:
«Значимость межпредметных связей в содержании музыкального обучения младших школьников».
Учитель музыки Абдурашитова Фериде Серверовна
МБОУ «Ленинская школа»
Красногвардейского района РКрым
Федеральный государственный Образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции.
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Межпредметные связи содержании музыкального обучения младших школьников способствует развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления, расширение кругозора и представление о мире в целом.
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир.
Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не все связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Так возникает потребность в объединении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин
Методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи - это система методических приемов и практических заданий разного рода, основанных на том, что окружающая среда способна интегрировать в себе многообразие предметного мира, включающего художественные формы, ритмы, цветовые сочетания, звуки, запахи и др.
Методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи - один из способов интеллектуального развития школьников дает возможность:
- включать разные типы художественного мышления;
- визуально наблюдать развитие дифференцированного зрения в процессе разных видов восприятия (зрительного, слухового, звукового, слова, движения, ощущения, осязания) и практической деятельности;
- осваивать историю культуры родного края, мирового художественного наследия;
-развивать фантазию и воображение, собственное творчество учащихся, самостоятельное порождение музыкального продукта в разных формах искусства.
Реализации взаимосвязи музыки и других искусств служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Глубокий интерес формируется под воздействием как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства музыкального искусства яснее предстанут перед школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение таких понятий, как интонация, образ и образность, тема, идея, композиция, стиль сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний, приобретенных на уроках музыки, в процессе индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с искусством.
Задачи педагогической деятельности:
1. Внедрение на уроках музыки форм и методов работы с заданиями, способствующими интеллектуальному развитию учащихся.
2. Подбор тематического материала, разработка способов творческой работы, направленной на развитие интеллектуальных умений.
3. Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных детей.
Межпредметные связи способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса, оказывают многостороннее влияние на младшего школьника, развивая в нем такие качества, как сообразительность, оперативность в применении знаний, понимание всеобщей связи, и формируют разнообразные умения учиться.
Урок музыки – это урок творчества. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и неповторимое, это процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта( песенки, музыкальной пьески, стихотворения, рисунка, танца). Поэтому учащихся с самых первых уроков необходимо вовлечь в этот процесс. Только тогда дети будут помнить, а что же изучалось на уроке музыки неделю назад.
И чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка я использую на уроке разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые.
Межпредметные связи в обучении может рассматриваться как цель и как средство обучения. В первом случае под межпредметными связями понимается создание у школьника целостного представления об окружающем мире, во втором – это нахождение общей платформы сближения предметных знаний. Межпредметные связи должны носить количественный характер: «немного обо всем». Методической основой подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
Такие учебные предметы как музыка, литература, изо, окружающий мир, обладают максимально широкими возможностями для того, чтобы стать источниками этих эстетических интересов.
Так, например, изучая «Города Золотого Кольца России» по Окружающему миру в младших классах, я заинтересовалась этой темой и предложила объединиться с классным руководителем Григорьевой Татьяной Николаевной и провести бинарный урок по этой теме. Проект по Окружающему миру как предмет прошёл бы довольно просто и не очень продуктивно. А вот с предметом музыка это имело особый эстетичный, музыкальный эффект.
Эпиграфом урока были слова о России:
Привет, Россия — Родина моя! Как под твоей мне радостно листвою! И пенья нет, но ясно слышу я Незримых певчих пенье хоровое…
Н.Рубцов
На уроке учащиеся приветствовали друг друга, знакомились с поэтами и музыкантами сложившими стихи и песни о городах Золотого Кольца.
Катись, катись, колечко, По краешку Земли, От Северного моря И голубой тайги, По рощам и долинам До волжских берегов, Где древняя Россия В названьях городов. Владимир, тихий Углич, Залесский Переславль, Жемчужина России – Нарядный Ярославль. Распевка на уроке была на тему знаменитой песни «Вечерний звон». Она прозвучала в разных регистрах с показом: (низком, среднем и высоком), разными динамическими оттенками:
Вечерний звон: бом-бом,
Вечерний звон: бом-бом.
Далее дети читали стихи о России:
Дороги России, сплетение рек,
Берёзы густые подарят ночлег.
Обнимут, поднимут, развеют печаль,
Дороги России, бескрайняя даль…
Почти в каждом стихотворении говорилось о берёзе. Берёза-символ России и конечно, уместно было вспомнить о русской народной песне «Во поле берёза стояла». Также эта песня послужила для ритмической разминки, только звучала уже русская народная песня в более быстром темпе. Учащиеся с удовольствием имитировали игру на балалайке, выполняли повороты головы и рук, кружение. Эмоциональный подъём явно оживил ребят и украсил урок.
Говоря о городах России мы перешли к жанру частушки. Что такое частушка? Какие бывают частушки? Какие вы знаете частушки. Посмотрели презентацию «Жанр частушка». И как тут не вспомнить о ярославских частушках на обычный мотив. Детям самым активным и голосистым я раздала текст частушек. Они с удовольствием пели и подыгрывали себе на шумовых инструментах: ложках, маракасах, трещётках, бубнах, ксилофонах. Получилось очень здорово!
Есть целый раздел в «Музыке» - «О России петь, что стремиться в храм!», «Великий колокольный звон». Очень хотелось, чтобы из всей возможной палитры звучания колокола как инструмента православного храма учащиеся запомнили благовест. По образному выражению А. Меня, благовест является «музыкальной проповедью, вынесенной за порог церкви». Важно было обратить внимание детей на связь рисунков колоколов и нотной записи колокольного звона. Большая величина нот и их расположение как бы передают поочередное звучание двух могучих колоколов (благовест), переходящий в радостный трезвон, который изображен более мелкими нотами.
В дальнейшем ребята услышали торжественный перезвон, которым встречали победоносных ратников; и так называемый всполошный колокол, предупреждавший жителей города о появлении неприятеля; и набатный колокол, который оповещал о войнах и пожарах; и метельный звон, помогавший найти дорогу заблудившимся путникам.
Ребята узнали о том, что одни люди любили звонить, а другие любили слушать, и среди слушателей находились сочинители музыки, включавшие звоны колоколов в свои произведения. Обучающиеся познакомились с имитацией на фортепиано торжественного перезвона колоколов и церковного песнопения в «Богатырских воротах» М. Мусоргского, с набатным колоколом в четвертой части кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» — «Вставайте, люди русские».
Были прочитаны стихи М. Цветаевой, где колокольность, можно услышать в словах:
Семь холмов — как семь колоколов, На семи холмах — колокольни. Всех счетом: сорок сороков, Колокольное семихолмие!
Сравнение разных колокольных звонов приблизило детей к ощущению и пониманию колокольности как художественного явления в русском искусстве— «Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон» Богоявленского Патриаршего собора Троице-Сергиевой лавры.»
В заключении я предложила исполнить собственную песню в ритме мелодичного вальса на такие слова о городах Золотого кольца:
Города старинные,
Звон колоколов.
Словно птицы-лебеди
Суздаль и Ростов.
На широкой Волге
Ярославль и Кострома.
Башенки резные,
Чудо-терема…
Дети с огромным удовольствием окунулись в мир музыки, оказались в мире древних городов России с их культурой, историей и природой. О своём настроении, об увиденном и услышанном, дети выразили, прикрепив свои смайлики на картинки «колокола». И оказалось, что у всех было весёлое настроение от проведённого урока, и только два смайлика с грустным настроением. Цель достигнута, урок удался!