Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Развитие технических навыков учащихся на уроках фортепиано»»
Доклад на тему:
«Развитие технических навыков учащихся на уроках фортепиано»
Преподаватель: Кайль Н.Н.
Техника – это средство и как нужная цель. Техника исполнителя зависит от:
звука творческой воли;
внутреннего слуха;
ритма;
природной пианистической одарённости;
свойства быстроты реакции;
быстроты и прочности автоматизма;
физиологического свойства рук;
правильности пианистического воспитания;
количества работы.
Техника – комплекс умения, навыков приёма игры.
Необходим контакт с клавиатурой и активность пальцев. Свобода – обязательное условие как физическое, так и психологическое.
Рука должна стремиться в клавиатуру, а не из неё. Плечи должны быть опущены. Пальцы должны подниматься высоко, но не выше кисти. Обязательно фиксировать все недостатки.
Методы технической работы:
группировки;
ритмические ноты с точкой;
регистровый вариант;
аппликатура;
метод вычленения;
секвенции;
перенесение акцентов.
Научить переходить к более быстрым темпам постепенно:
игра по кускам (темп, в котором ученик может играть);
сознательно видоизменить в быстром темпе;
находить моменты отдыху рук. 5-й палец держать ближе к чёрным клавишам.
укрупнять единицу движения. Проигрывать в медленном темпе – имеет место.
От 1-го пальца зависит позиционная игра. Важна опора 5-го пальца. Позиция – это положение руки, не требующее перемещения.
Первым качеством техники является способность руки и пальцев безошибочно и уверенно соприкасаться с теми клавишами, которые соответствуют возникающим в уме звуковысотным представлениям. Пианист не может допускать в своей работе неточностей. Важно, чтобы было больше внутренней уверенности в том, что пальцы не могут не попасть на нужную клавишу. Нужно добиваться в медленном темпе максимальной сосредоточенности, чтобы не нажимал ученик ненужных лишних клавиш.
Второй стороной техники является её красочная точность. Рука и пальцы должны уметь извлекать те самые силовые уровни динамического соотношения, которые в данный момент возникают в воображении пианиста.
Беглость, как составная часть техники. Это способность извлекать быстрые последовательности звуков и созвучий.:
а) возможно лишь при умении быстро мыслить звуками, т.е. представлять в уме быстрые последовательности. Слушать и припоминать беглую игру;
б) практические способы развития беглости: 1. пробные проигрывания в быстром темпе, с последующим возвращением к очистке игры в медленном темпе; 2. постепенный переход от быстрых коротких линий к более длинным, которые нужно делить на части.
Аппликатурная точность состоит в способности точно выполнять сознательно выбранную аппликатуру: 1) неукоснительно выполнять точную аппликатуру, выработанную только одним путём; 2) важна для выработки автоматизма движения.
Управляемость техники состоит в том, что игровые движения должны мгновенно подчиняться регулирующему действию сознания. Нужно уметь изменять: а) аппликатуру, ритмику, штрихи, высотность; б) устранять излишние напряжения; в) приспосабливаться к особенности инструмента.
Способность в автоматизации – составная часть техники. Это свойство движений постепенно превращаться из полностью контролируемых сознания в частично контролируемые или почти не контролируемые.
Предмет технической работы – навык , поэтому всё называемое пианистической техникой является умением пользоваться системой пианистических навыков. П Пианистический навык – это механизм преднамеренного воплощения целенаправленного поступка. Выработать навык, значит: 1) приспособить свой организм к выполнению требуемого действия; 2) приспособить навык к себе и к различным ситуациям, в которых он применяется; 3) осмыслить навык а) определить его целевое назначение; б) сопоставить его по сходству или контрасту с аналогичными навыками, имеющимися в опыте; в) поставить в некий ряд как наличных навыков, так и подлежащих выработке в дальнейшем.
Хозяевами навыка можно стать лишь освоив его на разном материале часто видоизменённом и приспособив его к различным условиям /хотя бы на разных инструментах/.
Столкнувшись с быстротой выработки навыков, но не устойчивостью: настаивать на безукоризненной точности выполнения ваших предписаний. При повторном проигрывании добиваться подобного же исполнения.
Каким путём происходит постоянное накапливание и совершенствование технических навыков?
повседневная тренировка;
основные методы технической работы – повторение: а) автоматизация; б) уразумение; в) прочность и уверенность чисто психологическая.
Путём автоматизации более мелкие движения при повторном складывании в более крупные, особенно при увеличении темпа. Так происходит укрупнение целого. В то же самое время с каждым новым проигрыванием, новое становится всё более знакомым и привычным, и внимание может перемещаться с одного элемента действия на другое. Так происходит одновременная деференциация этого действия.
Два подхода к повторению: противоречивость свойств навыка (сознательность и подсознательность, волевое начало и автоматизм, фиксированность и изменчивость) привела к тому, что: 1) одни методисты и практики требуют выработки навыка столь автоматичного, что его можно свести почти к неуправляемому ценному рефлексу; 2) другие отводят сознанию главную роль и приближают технический навык к сознательно направленному и даже сознательно конструированному действию. Первые сводят работу к терпеливому настойчивому повторению, пока мышцы заучат и выработают двигательный рефлекс. Вырабатывается громадная механическая безотказность. Вторые признают такую работу, когда каждое, даже мельчайшее движение проистекает под управлением сознания. Плодотворность упражнения определяется не числом повторов, а количеством затраченного при этом внимания.
Виды повторений: стереотипное и варьированное. Стереотипное: а) для точного заучивания изучаемого в избранном виде; б) место их в конце работы; в) ведут к автоматизации.
Варьированное: 1) освежает внимание и предохраняет от механичности; 2) даёт возможность на малом материале многому научиться. Всё многообразие вариантов может быть сведено к облегчающим и затрудняющим и усложняющим.
Облегчающий: 1 игра в замедленном темпе; 2 игра отдельных рук; 3 вычленение отдельных элементов фактуры.
Усложняющий: а) увеличение числа повторений сложной двигательной фигуры или её части; б) усложнение работы отдельных звеньев руки; в) транспортировка в другие тональности; г) использование взаимовлияния рук, т.е. сочинение симметричной фигурации. У нас существует явление клавишной симметрии. Каждой диезной тональности клавишно-симметрична бемольная, играемая от III ступени в противоположном движении/с одинаковым количеством противоположных ключевых знаков/ H dur – des dur, G dur – F dur, Es dur – A dur
Количество повторений и их рапределение во времени.
К. Черни рекомендовал от 12-ти до 36-ти беспрерывных повторов подряд.
А. Рубинштейн, ссылаясь на Дж. Фильда, одобрял якобы до 3000 раз подряд. Г. Нейгауз говорил, С. Рихтер учит повторяя, пока не овладеет.
Многочисленные экспериментальные работы психологов говорят, что там где требуется большое количество, более рациональным является не сгущенные, а раздвинутые во времени повторения так, если сравнить чередующиеся подряд и раздвинутые по группам на протяжении суток повторения, то вторых нужно, для достижения такого же результата, более, чем в 2 раза меньше.
Способ учить пассажи А.Есиповой: а) если пассаж короткий – 2-3 такта; б) учить пол такта + 1 нота.
Если пассаж длинный /этюд/ - 2,5 такта – медленно, с оттенками учить, начиная с 3-го такта + 2,5 такта. Итак пол страницы сегодня. Это делается за один раз. Завтра также пол страницы /эти же/.
Ограничивать размер повторяемого куска индивидуальной способностью запоминания ученика /Николаев/. Необходимо доводить работу до конца. В каждом отдельном случае работа должна быть доведена до успеха. Половинные достижения приносят скорее вред, чем пользу, т.к. а) оставлять неясными вопросы, которые должны были разрешить; б) не став навыками, они не могут быть перенесены в последующие навыки, а следовательно, не обогащают технический опыт, а засоряют его. Нужна ли специально техническая работа, или достаточно работы над художественным произведением?
А. Рубинштейн работал над техникой специальными упражнениями в течение всей жизни.
Рахманинов и Прокофьев работали очень много в молодые годы. Рихтер почти никогда не занимался гаммами.
Если человек занимается всего 2 часа в сутки, то 40 минут надо заниматься упражнениями. Если 4 часа – 1 час утром и пол часа во второй половине дня /Риман/.
Гаммы, как формула в математике – готовые аппликатурные формулы. Гаммы необходимы. Ученик гаммы знает теоретически, но с каждым классом нужно ускорять темп. Их надо играть автоматически. Не надо записывать аппликатуру. Все гаммы от белых клавиш начинаются с 1 и 5 пальцев /кроме »си»/. Все гаммы от чёрных клавиш не начинаются с 1 и 5 пальцев. Сколько клавиш в октаве? Только 4-й палец играет один раз в октаве: в диезных гаммах перед тоникой. Ученик должен знать, что каждая гамма строится на 5-й ступени, а бемольная – на 4-й. Каждый новый бемоль берётся 4-м пальцем левой руки и на первом бемоле 4-м пальцем правой руки.
Минорные гаммы: натуральный – много играть не надо. Все гаммы минорные от белых клавиш играются, как параллельный мажор, т.е. теми же пальцами. От чёрных клавиш – труднее: вверх минор, а вниз , как мажор.
Хроматические гаммы.
1-й палец должен скользить, 3-й – круглый – «бубличек». Хроматические гаммы не учить высокими пальцами, а как можно ближе к клавишам и ниже. Следить за тем, чтобы 1-й палец был всегда закруглён.
Аккорды из 3-х звуков определяются интервалами. Показать растяжку между пальцами. Аккорд не снимать, пока не увидишь следующий аккорд и перенести на него руку, хорошо погружая. Потом поднять кисть и почувствовать тяжёлые кончики пальцев. Полезно выделять один голос, два играть тихо.
Арпеджио многие играют боковым движением, помогая локтем. Этого делать не нужно. Играть вниз – вверх. Падать на 1-й палец, к 4-му звуку кисть поднимать., чтобы 1-й палец не уходил от клавиш. Арпеджио учить по четвертям, потом по восьмым и по шестнадцатым. Когда выучено точно, наращивать темп.
Длинные арпеджио играть вытянутыми пальцами глубоким певучим кантиленным звуком .
Октавы начинать с сексты. Все средние пальцы закруглённые.
играть, как двойные ноты, т.е. каждую ноту, как отдельную ноту, а не как интервал.;
пока не овладел, учить очень медленно свободной рукой без зажима;
предварительно поучить сексты;
позиция 1-го пальца при игре с чёрными клавишами;
2-3-4 пальцы закруглить- гарантия от пристуков;
пальцевые движения – играть отдельно 1-м и отдельно 5-м пальцем собранной рукой
если очень длинный этюд, найти места смены высокого и низкого положения запястья.
В 5-м классе давать аккорды по 4 звука. Надо заниматься растяжением рук. Растяжение даёт пластичность руки.
В этюдах важный способ – учить прибавлением по ноте в позиции. Работа над швами.
Для силы звука – работать над кончиками пальцев, цепкостью.
Этюды на репетиции играть почти не поднимая пальцы. Сначала «прикалывать» клавиши пальцами, потом беззвечно играть. Затем быстро на одной ноте, но не «распускать» пальцы: на первый звук опуститься, на последнем подняться (кисть).
На секстаккорды пальцы ложатся сами. Раньше проходить ум.7, чем D7 – короткий на 5 пальцев.
Больше обращать внимание на звук. Воспитывать слуховой контроль. Мышцы запястья участвуют очень пассивно, а работа мелких мышц необходима. В быстром темпе мышцы не успевают расслабиться. В тот момент, когда берётся 2-й звук, предыдущий сразу отошёл – 3 движения в одно мгновение. Звук и беглость зависят от кисти. Играть одними пальцами и подключать кисть – разное звучание. 1-й палец и 5-й – идет от локтя. Начинать играть – не надо его поднимать. 1 2 3 4 5 До Ре Ми Фа Соль – играть пальцами /готовить/звонко, серебряным звуком, прозрачным.