Активизация познавательного интереса у учащихся 5-6 классов на уроках музыки
Активизация познавательного интереса у учащихся 5-6 классов на уроках музыки
В методической разработке представлены теоретические аспекты проблемы активизации познавательного интереса учащихся 5-6 классов на уроках музыки и даны методические рекомендации по этой проблеме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательного интереса у учащихся 5-6 классов на уроках музыки»
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
У УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
на уроках музыки
Методическая разработка
Автор: учитель музыки
Бобина С.Г. СОШ №44
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ познавательного ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ на уроке музыки
6
1.1.
Проблема познавательного интереса в психологии и педагогике
6
1.2.
Особенности активизации познавательного интереса у учащихся 5-6 классов
10
1.3.
Методические приемы активизации познавательного интереса на уроке музыки
12
Глава 2. Методические рекомендации по АКТИВИЗАЦИИ познавательного ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ на уроке музыки
17
2.1.
Система работы по активизации познавательного интереса учащихся 5-6 классов на уроке музыки
17
2.2.
Результаты диагностики по развитию познавательного интереса учащихся на уроке музыки
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
ЛИТЕРАТУРА
31
Приложение
33
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Проблема активизации познавательного интереса учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Решение проблемы активизации познавательного интереса – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений.
Процесс учения в состоянии интереса носит активный целенаправленный характер, познавательный интерес составляет важнейший мотив учения. Под влиянием познавательного интереса в деятельности учащихся проявляются активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач. В него вплетены такие эмоциональные проявления как эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Гармоничное развитие человека не может совершаться вне формирования познавательного интереса.
Знания, приобретенные учащимися на основе познавательного интереса, легче усваиваются, они более прочные. Познавательный интерес способствует тому, что познавательная деятельность становится более результативной, развивается мыслительная активность, происходит более успешное освоение учебных предметов. Сформированный познавательный интерес рождает умение и потребность самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, развивает критичность ума. Он рождает потребность в самообразовании, самовоспитании, тем самым создавая условия для формирования активной, духовно богатой, способной к творчеству личности.
Проблема активизации познавательного интереса на уроках музыки особенно остро стоит в 5-6 классах. Первоклассники приходят в школу с большим желанием учиться, но к подростковому возрасту интерес к учебе, в том числе и к урокам музыки, заметно ослабевает. Это сказывается и на ухудшении поведения на уроках, и на снижении успеваемости. Причинами этого является не только сложность психической жизни подростка, бурное развитие самооценки и самосознания. К ним относятся и недостаточное усвоение предшествующих знаний, неподготовленность к постановке и решению более сложных задач, неинтересные формы музыкальной деятельности учащихся. Поэтому для развития личности подростка, его мировоззрения, ценностных ориентаций проблема познавательного интереса приобретает особый, жизненно важный смысл. Учитывая силу фактора интереса, преобразующую личность, психолог Л.С. Выготский справедливо отмечал, что «ключом к проблеме развития подростка является проблема познавательного интереса» [10, с. 57].
Стойкий познавательный интерес — это увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний. Если этот интерес есть у школьника, то он учится не ради оценок или похвал, наград и поощрений, а потому, что он увлечен учебой, что он стремится к совершенствованию своей личности. Но глубокий интерес возникает и развивается не сразу. Для его возникновения и развития нужна система образования и самообразования, воспитания и самовоспитания, а не только поиски кратковременных средств воздействия пробуждающих и поддерживающих любопытство и заинтересованность ученика на уроке, собрании и т.д.
Огромный воспитательный потенциал музыки в формировании духовно богатой личности, с одной стороны, а с другой – низкий уровень именно познавательного интереса к ней в средних классах и недостаточная разработанность технологий его формирования в процессе обучения свидетельствуют о высокой степени актуальности выдвинутой проблемы.
В соответствии с вышесказанным целью методической разработки является обобщение педагогического опыта по активизации познавательного интереса у учащихся 5-6 классов на уроках музыки.
В процессе написания методической разработки решались следующие задачи:
раскрыть понятие познавательного интереса в педагогике и психологии;
изучить и отобрать в методической литературе приемы активизации познавательного интереса у учащихся на уроках музыки;
обобщить и представить собственный педагогический опыт по активизации познавательного интереса у учащихся 5-6 классов на уроках музыки.
В методической разработке в качестве основы исследования использовались положения психологии о структуре и функциях интереса (М.Ф. Беляев, Л.С. Выготский, Д.А. Кикнадзе, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) [4; 10; 14; 16; 17; 19]. В выборе стратегии формирования познавательного интереса мы опирались на оригинальную концепцию ленинградских дидактов З.И. Васильевой и Г.И. Щукиной [8; 22; 23]. В работе использовались концептуальные исследования отечественных педагогов об особенностях подросткового возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, Д.И. Фельдштейн) [6; 10; 18; 21]. В определении основных положений по активизации познавательного интереса средствами музыкальной педагогики и психологии мы опирались на труды Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажниковой, О.В. Бочкаревой, Л.Г. Дмитриевой, Н.М. Черноиваненко и др.) [1; 2; 3; 7; 11]. При подборе методических приемов, направленных на развитие познавательного интереса на уроках музыки, мы обращались к трудам учителей-практиков Ж.Б. Карамзиной и С.С. Сандаковой [13; 20].
При подборе заданий, ребусов, кроссвордов, направленных на развитие познавательного интереса средствами музыкального искусства, использовались разработки Агаповой И.А., Давыдовой М.А., Бугаевой З.Н., Гулиной Т.П., Швед В.М., Гусевой Е.В., Дерюгиной А.В., Десятковой И.Л., Захарова А.А., Ильичева Е.М., Марениной М.А., Масляевой Г.Р., Решетовой Е.Ю., Прилуцкой Н.В., Юдиной Е.И. [24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36].
Практическая значимость данной методической разработки заключается в том, что она может использоваться учителями музыки в музыкально-образовательном процессе в 5-6 классах. Новизна данной работы состоит в отборе дидактического материала по активизации познавательного интереса у учащихся 5-6 классов на уроках музыки и его представлению и обобщению в этой моей методической разработке.
Глава 1. Теоретические АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ активизации ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ
1.1. Проблема познавательного интереса
в психологии и педагогике
Приступая к рассмотрению проблемы активизации познавательного интереса целесообразно, прежде всего, рассмотреть научное определение «познавательного интереса».
Интерес - особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять. Энциклопедический словарь дает следующее определение: «интерес - (от лат. interest – имеет значение, важно): 1) в социологии - реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т. п., участвующих в них индивидов, социальных групп, 2) в психологии – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному» [5].
Большой вклад в изучение и развитие познавательного интереса внесли такие ученые, как М.Ф. Беляев, Л.С. Выготский, Д.А. Кикнадзе, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др., которыми были раскрыты отдельные аспекты в определении познавательного интереса [4; 10; 14; 16; 17; 19].
Так, С.Л. Рубинштейн определяет это понятие как «…сосредоточенность на определенном предмете мыслей, помыслов личности, вызывающую стремление ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть, не упускать из поля своего зрения» [19, с.189].
В.А. Крутецкий дает следующее определение: «Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительно эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью» [16, с.47].
Д.А. Кикнадзесчитает, что «интерес – это потребность, прошедшая стадию мотивации; сознательная направленность человека на удовлетворение познавательной потребности» [14, с.25].
А.Н. Леонтьев, определяя сущность интереса, исходит из анализа структуры деятельности субъекта: «Интерес объективно выражается в направленности деятельности на те или иные цели» [17, с. 142].
Л.С. Выготский писал: «Интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. ...Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности - заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [10, c. 84].
М.Ф. Беляев в работе «Психология интереса» дает следующее определение интереса: «Интерес есть одна из психологических активностей, характеризующая как общая сознательная устремленность личности к объекту, проникнутая отношением близости к объекту, эмоционально насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности» [4, с.42].
Определение М.Ф. Беляева, на наш взгляд, является наиболее полным, так как позволяет выделить следующие специфические признаки:
объективная отнесенность, из которой следует, что беспредметных интересов быть не может;
сознательное стремление к объекту, что отличает интерес от влечения;
эмоциональная насыщенность, указывающая на то, что удовлетворение интереса связано с положительными эмоциями, а невозможность удовлетворения интереса вызывает отрицательные эмоции;
благотворное влияние на продуктивность деятельности, что делает интерес особо ценным в педагогическом отношении.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на различные трактовки сущности интереса, большинство психологов относят интерес к категории направленности, то есть к стремлению личности к объекту или деятельности.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, мы считаем, что интерес выступает перед нами:
и как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам;
и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
и как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психологические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
В школе объектом интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное значение учения. Отсюда следует, что в сферу интереса включается не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания.
Интерес представляет собой особый сплав важнейших для развития личности психологических процессов, в частности интеллектуальных и эмоциональных.
В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются:
активный поиск;
догадка;
исследовательский подход;
готовность к решению задач.
Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес, выражаются:
эмоциями удивления;
чувством интеллектуальной радости;
чувством успеха.
В известной мере обобщая результаты собственных многочисленных исследований, опираясь на теоретический опыт, накопленный и вне их научной школы, ленинградские дидакты З.И. Васильева, Г.И. Щукина предложили оригинальную концепцию формирования познавательных интересов учащихся [8; 22; 23].
В их трактовке познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания, ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремится проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями.
В то же время, познавательный интерес - глубоко личностное образование, несводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Опираясь на интерес, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям школьника.
Этот коллектив авторов предложил свою классификацию уровней развития познавательного интереса. Условно все показатели, характеризующие тот или иной уровень развития познавательного интереса, они, в соответствии со своей концепцией, разделили на три группы:
Показатели интеллектуальной активности: вопросы ученика, обращённые к учителю; стремление учащихся по собственному желанию участвовать в деятельности, в учебном процессе; активное оперирование школьниками приобретёнными знаниями, умениями и навыками; стремление поделиться с окружающими новой, свежей информацией, почерпнутой из разных источников за пределами учебной программы.
Показатели эмоциональных проявлений: переживание учащимися гнева, страха, возмущения радости, грусти, вдохновения, удовлетворения и другие менее значимые. Причем, следует отметить, что эмоциональные показатели становятся менее выраженными при переходе детей в старшие классы, где они уже умеют скрывать и регулировать своё эмоциональное состояние.
Показатели волевых проявлений, регулятивные процессы, которые выражены в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся: сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; применение различных способов для разрешения сложной задачи; стремление учащихся к завершенности учебных действий; реакция учащихся на свободный выбор деятельности [22, с. 145].
Интерес тесно связан с понятием активности. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
готовность выполнять учебные задания;
стремление к самостоятельной деятельности;
сознательность выполнения заданий;
стремление повысить свой личный уровень и другие.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе [15, с. 45].
Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Итак, будучи средством обучения, интерес обладает возможностями содействовать успешному приобретению умений и навыков. Формирование правильной активности школьников, совершенствование их познавательной деятельности позволяет творчески работающим учителям формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
1.2. Особенности активизации интереса у учащихся 5-6 классов
Активизация познавательных интересов у младших подростков имеет большое значение. Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но ещё находящиеся на стадии становления. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что даёт основание считать этот возраст в определённом мире трудным для воспитания.
В работах Р.С. Немова говорится о том, что характерной особенностью младшего подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями) [18]. Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в этом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением всё самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности. К началу юношеского возраста такое желание несколько уменьшается, и вместо него появляется больше доверия к чужому опыту.
Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников подростки уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стараясь понять глубину изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала, требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, книгой.
Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, то есть развитие у них познавательной потребности, интересов и мотивов учения. Познавательные интересы учащихся подростковых классов требуют индивидуализированного педагогического влияния.
Младший подростковый возраст отличается повышением интеллектуальной активности, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью, но и желанием развить и продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задания, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная аффективная реакция на слишком простые задания. Такие задания их не привлекают, и они отказываются их выполнять из-за соображений престижности. При выполнении самостоятельных работ учащиеся чаще выбирают наиболее сложный вариант, как правило, не сопоставив свои возможности с уровнем сложности заданий. В этом возрасте подростки с удовольствием участвуют в различных конкурсах, викторинах, турнирах, которые частично удовлетворяют их возрастную любознательность и очередной раз предоставляют им возможность продемонстрировать свои способности.
Сфера познавательных интересов подростков выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности – стремление к поиску и приобретению знаний. Успешной является работа в группах, где ученикам предоставляется возможность выдвигать гипотезы и отстаивать свои идеи среди одноклассников.
Итак, основными возрастными особенностями младших подростков, связанных с формированием познавательного интереса, являются:
«Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, - особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых.
Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.
Стремление экспериментировать, используя свои возможности – едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме – в экспериментах со своей внешностью.
Большое значение для активизации познавательного интереса имеет творческий характер учебно-познавательной деятельности, который сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако, в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.
Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.
Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход, что вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя не возможно.
Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.
Для активизации познавательной деятельности используют следующие способы:
опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы;
включать учеников в решение проблемных ситуаций;
использовать дидактические игры и дискуссии;
стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.
В среднем звене школы музыкальная работа приобретает в большей степени обучающую направленность. На новый уровень поднимается общение учителя и учащихся по поводу прослушиваемых и исполняемых на уроке произведений – это уже прямое сотрудничество, совместный поиск решения учебно-художественных проблем при чутком отношении педагога к вкусам, интересам и потребностям учащихся. Учителю, работающему с подростками необходимо побуждать учащихся к самостоятельным музыкально-творческим проявлениям.
В основе работы учителя музыки в среднем звене лежат методы как словесного показа, так и непосредственного участия детей в музыкальной деятельности. Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко предлагают использовать для активизации познавательного интереса особые приемы в различных видах музыкальной деятельности учащихся [11].
Восприятие музыки - один из основных и важных видов деятельности на уроке. При восприятии музыкив качестве основополагающего следует рассматривать принцип проблемности. Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания.
Услышать музыку - значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу. На уроках при восприятии музыки можно использовать приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе; описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения.
Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках музыки. Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью цвета даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании учащихся стирается относительная грань между ними. Вызывают интерес учащихся и активизируют их деятельность задания следующего типа: «Музыкальная живопись», глядя на картину художника, анализируя событие, изображенное на ней, краски, использованные при написании картины, услышать музыку и описать ее; «Живописная музыка» - изображение музыкального образа в рисунке.
Вокально-хоровая работапомогает активизировать познавательный интерес к музыке, прививает любовь к хоровому пению, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения. Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение скороговорок, сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому пению, способствует накоплению певческого репертуара, развивает активность, инициативу, формирует положительную установку на творчество. Инсценирование песен, театрализация способствуют разностороннему музыкальному развитию учащихся, углубленному освоению музыкального материала урока; позволяет проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию на уроке, активизирует творческую фантазию учащихся.
Пластическое интонирование.С помощью движений детям легче «войти в образ», почувствовать музыку, глубже проникнуться её настроением. Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специальной тренировки, ритмичными и главное – соответствовать настроению музыки. В 5 классе ребята должны уметь передать характер песен с помощью изобразительных простых танцевальных движений; отражать в движении (хлопками, притопами, прищёлкиванием пальцев) синкопированный ритм музыки; исполнять ритмический рисунок музыки на ударных инструментах; продирижировать музыкальный размер музыки. В 6 классе желательно научить учащихся передавать с помощью дирижёрских жестов темп, динамические оттенки, фразировку, метроритм на музыкальном материале венских классиков и романтиков. Для активизации познавательного интереса можно использовать свободное дирижирование, имитацию игры на музыкальных инструментах, танцевальные движения, пластические этюды.
Инструментальное музицирование. Игра в оркестр создаёт у учащихся впечатление участия в исполнении музыки. Создание и сочетание тембров разных инструментов, исполнение заданных учителем ритмов, импровизация ритма, создание ритмической партитуры, оркестровка музыкального фрагмента с помощью инструментов шумового оркестра, разработка плана оркестрового сопровождения активизируют познавательный интерес детей.
Импровизация мелодий. Чтобы учащиеся лучше восприняли эмоциональное содержание музыки, можно предложить им самим импровизировать мелодию в том же настроении (на заданный текст). Полезно также петь мелодии, темы из прослушиваемых произведений. Это поможет лучше почувствовать и запомнить музыку, развить интонационный и ладовый слух, творческую фантазию. В 5-6 классах учащиеся могут импровизировать двух- и трёхголосное ритмическое сопровождение в характере предложенной им музыки; подголоски к мелодиям песен; на стихотворные тексты.
Доктор педагогических наук, профессор Ю.Б. Алиев предлагает следующие приёмы на уроке музыки, направленные на активизацию познавательного интереса [2].
Музыкальная викторина. Данный игровой приём применяется учителем для расширения музыкального кругозора учащихся, закрепления имеющихся знаний, для поддержания интереса к урокам музыки. Музыкальная викторина – это игра в вопросы и ответы, чаще все объединённые определённой темой.
Условная ситуация «концерт», «праздник». Такой игровой метод подразумевает создание такой ситуации, которая вызывает активизацию познавательных побуждений и вынуждает учащихся более или менее самостоятельно искать решение познавательной проблемы.
Для актуализации у учащихся интереса к исполнительским средствам выразительности, формированию у них соответствующих знаний и способов деятельности, Ю.Б. Алиев предлагает на уроках музыки учащимся давать следующие задания.
Определи исполнительское средство. При повторном прослушивании определённой песни учащимся предлагается выделить из всех использованных им исполнительских средств какое-то одно (агогика, динамика, артикуляция) и проанализировать, насколько удачно это средство было использовано исполнителем.
Сравни разные трактовки. Задание заключается в том, чтобы сравнить исполнение одного и того же произведения: певцом и на музыкальном инструменте, хором и оркестром, солистом и ансамблем, различными видами оркестра. При этом развитие в использовании этого задания заключается в постепенном сближении сравниваемых исполнений.
Поясни цитату. Сущность задания заключается в истолковании высказывания, связанного с исполнением музыки.
Доктор педагогических наук, доцент О.В. Бочкарёва в работе «Музыка и диалог» предлагает использовать на уроках музыки приёмы музыкально-интеллектуальной игры, построенной по тематическому принципу. Составленные в увлекательной форме вопросы, например, на темы «Музыкальные инструменты», «Музыка и танец», «Музыкальные произведения», «Эти знакомые незнакомцы», «Музыка и другие виды искусства», несомненно, активизируют интерес учащихся и педагогов к музыкальному искусству [7].
Карамзина Ж.Б. предлагает использовать следующие приемы и задания на уроке музыки [13].
Ассоциация. Данный игровой приём применяется при повторении или закреплении пройденного материала. Учащимся предлагаются иллюстрации, портреты, цитаты из литературных произведений. Необходимо вспомнить и воспроизвести (исполнить) или назвать музыкальное произведение, звучащее на уроке, композитора, музыкальный инструмент и т. д.
Кредо композитора. Суть задания состоит в том, что учащимся предлагаются цитаты о композиторах, о которых шёл разговор на уроках музыки. Называется имя композитора – необходимо выбрать из перечня цитат ту, которая в большей мере характеризует его музыкальный стиль, язык, направление.
Конкурс «Знатоков в музыке». Задание используется с целью закрепления пройденного материала. Учащимся предлагаются карточки с тестовыми вопросами. Чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно из нескольких вариантов ответов выбрать правильный.
Логические связи. Учащимся предлагается перечень музыкальных терминов. Суть задания заключается в поиске логических пар, которые можно объединить, вспомнив средства музыкальной выразительности. Учителем отмечается правильность сформулированного ответа.
Сандакова С.С. предлагает использовать на уроках музыки такие творческие задания, как «Цветные квадраты» (подбор цветового ряда к звучащей музыке), графическое моделирование (подбор графических знаков и линий), кроссворды и ребусы [20].
Таким образом, урок музыки значительно активизируется, если использовать различные приёмы работы, основанные на игровых, соревновательных, проблемных ситуациях. Такие формы и направления музыкальной работы способны решительно менять в лучшую сторону отношение учащихся к урокам музыки, оказывать развивающее действие, формировать эстетические вкусы, создавать условия для эмоционального, творческого раскрытия учащихся, а также помогают не только увлечь ребёнка, но и помогают заставить его думать, искать, сравнивать и переживать.
Глава 2. Методические рекомендации по АКТИВИЗАЦИИ познавательного ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ на уроке музыки
2.1. Система работы по активизации познавательного интереса учащихся 5-6 классов на уроке музыки
В процессе исследования была разработана система работы по активизации познавательного интереса учащихся 5-6 классов на уроке музыки, модель которой представлена в следующей схеме.
Система работы по активизации познавательного интереса учащихся 5-6 классов на уроке музыки
Интеллектуальные задания в занимательной форме
Задания на развитие творческого мышления
Нетрадиционные формы проведения урока
Рис.1. Система работы по активизации познавательного интереса учащихся 5-6 классов на уроке музыки.
Занимательные интеллектуальные задания
Занимательные интеллектуальные задания стимулируют у учеников познавательный интерес к предмету, придают урокам особую живость и привлекательность, ведут к повышению результативности процесса обучения, снижают эмоциональное напряжение при выполнении контрольной и самостоятельной проверочной работы.
Это такие задания, как:
«Подробный отчет иностранца», «Ветхий документ», в которых часть слов стерлась, и только хороший специалист может расшифровать и восстановить запись. Использую на уроках в 5 классе по теме «Образы русской народной музыки. Народное искусство древней Руси», «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве», (приложение №….).
«Письма Барона Мюнхгаузена»,в которых учащимся необходимо найти правду и вымысел, использую на уроке в 6 классе по теме «Инструментальная баллада», учащимся предлагается разоблачить Барона Мюнхгаузена (приложение №….).
«Странная статья» – заметки в газету нерадивого ученика,в содержании которых он допустил много ошибок, используется в 6 классе на заключительном уроке последней четверти в одном из заданий «Турнира эрудитов». Детям предлагается найти ошибки мальчика, который написал заметку в школьную газету про концерт, который он не посещал, да и знания его подвели(приложение №….).
«Страница нового учебника» - учащимся предлагается поработать редакторами и исправить допущенные ошибки, используется на уроках «Обобщение по теме «Музыка и изобразительное искусство», «Музыкальный пейзаж» (приложение №….).
«Восстановить афишу концерта» - проверяются знания учащихся на основе соотнесения названия произведения и композитора на уроке в 5 классе «Вторя жизнь песни» (приложение №….).
Эти задания, применяемые мной в педагогической деятельности, разработаны педагогом Г.Р. Масляевой.
Кроссворды. Интересным на уроке музыки для школьников является отгадывание кроссвордов с вопросами по музыкальной тематике. На своих уроках музыки я использую кроссворды разных видов.
«Классические», которые требуют вписывания угаданных на вопросы слов в нужные клеточки кроссворда. Вписывая слова, учащиеся получают возможность узнать контрольное слово или буквы для другого слова. Использую на уроках в 6 классе по теме «Джаз – искусство 20 века» - кроссворд « Знаете ли вы джаз?» (Приложение №), в 5 классе на уроке по теме «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера» - кроссворд «Опера» (Приложение №).
Кроссворды, где слова уже даны вокруг поля кроссворда. Нужно лишь найти ответ и правильно вписать его в нужные клетки, ведь очень часто у школьников сложность в угадывании кроссвордов вызывает орфографическая запись термина. Кроссворд «Инструменты симфонического оркестра» (Приложение №).
Кроссворды с уже записанными музыкальными терминами. Учащимся сначала нужно найти и увидеть их, затем выписать эти термины, дать им определение. Вопросы к кроссворду помогают детям определиться в теме урока. Использую в 5 классе на уроке «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера», кроссворд «Черепаха» (Приложение №).
Кроссворды с ключевым вписанным словом. Учащимся требуется вписать в пустые клетки музыкальные названия, изображенные на картинках, использую на уроке в 6 классе по теме «Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки», кроссворд «Симфонический оркестр» (приложение №).
Кроссворд с отгадыванием загаданных слов и одновременным прослушиванием музыкальных фрагментов, по типу викторины. Использую на в 6 классе на уроке «Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина» (приложение №).
Викторины.Я использую викторины различных видов на уроках в течение учебного года и для обобщения программного материала. В результате включения их в урок некоторые сложные термины, понятия представлены в неожиданной, развлекательной, но тем самым и в запоминающейся форме. Викторины и игры расширяют кругозор учащихся, способствуют поддержанию интереса к урокам музыки.
Музыкальные викторины, связанные с прослушиванием музыкальных произведений,способствуют развитию слуха, музыкальной памяти. Учащимся необходимо либо узнать музыкальное произведение, назвать композитора и вспомнить название, либо определить певческие голоса, либо узнать звучание музыкальных инструментов и назвать их. Так, использую музыкальные викторины в 5 классе на уроке по теме «Жанры вокальной музыки»,- дети должны узнать автора музыки (А. Варламов «Горные вершины», А. Рубинштейн «Горные вершины», С.И. Танеев «Горные вершины»), на другом уроке провожу викторину«Определи певческий голос» и т.д. Музыкальная викторина «Знатоки музыки» в 5 классе на уроке по теме «Звать через прошлое к настоящему» построена на музыкальных номерах из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки и кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский».
Словесные, которые предполагают найти правильный ответ из предложенных вариантов, или ответ должен написать сам учащийся. Так, словесная викторина проводится в 6 классе по теме «Космический пейзаж» (приложение № ….).
Задания на развитие творческого мышления
«Синквейн» - прием из технологии «критического мышления», направлен на развитие творческого мышления, активизацию познавательного интереса, используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве: инструмента для синтезирования сложной информации; способа оценки понятийного багажа учащихся; средства развития творческой выразительности.
Прием «синквейна» (от французского «cing» – пять) включает составление 5 строчек:
1 строка – тема выражена одним словом, обычно именем существительным;
2 строка – описание темы в двух словах, именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Этот прием я использую на уроках в 5 классе «Песня - душа музыки», «Жанры вокальной музыки» на ключевые понятия «Песня», «Романс», при изучении творчества В.А. Моцарта синквейн с ключевым понятием «Моцарт», в 6 классе синквейны предложены с ключевыми словами «Романс», «Вальс» «Оркестр».
Приведу примеры синквейнов, написанных учащимися:
Вальс.
Прекрасный, мелодичный,
Тревожит, волнует, кружит,
Вальс уносит в небеса.
Король бала.
Романс.
Трогательный, чувственный,
Понимаем, сопереживаем, заслушиваемся,
Романс открывает душу,
Любовь!
Моцарт.
Солнечный, праздничный,
Сочиняет, творит, вдохновляет,
Мы любим его музыку,
Классик.
Метод «сочинение сочинённого». Перед тем как послушать новое произведение, детям предлагается сочинить его как бы заново, прочувствовать, прожить. Дети определяют основные средства музыкальной выразительности: лад, динамику, темп, тембр, регистр, особенности ритма, мелодии, форму. Затем, сравнив после прослушивания с произведением классика, находят много общего. Фактически учащиеся мысленно «проходят» путь композитора, путь творчества: от замысла идеи до её завершения в звуковом пространстве.
Так, на уроке «Фольклор в музыке русских композиторов» в 5 классе дети пробовали воссоздать музыкальные портреты Кудесника, Кота-Баюна, Кикиморы на основе метода «Сочинение сочиненного».
Результаты их работы представлены в таблице.
Средства
музыкальной
выразительности
Тема Кудесника
Тема Кота-Баюна
Тема Кикиморы
Лад
Минор (он загадочен)
Минор (он невозмутим и спокоен)
Минор (она страшная)
Динамика
Не очень тихая (меццо-форте)
Он никого не боится, так как он волшебник.
Тихая (мягкий, ласковый голос). Бархатные лапки, тихо и неслышно вступает, чтоб не разбудить Кикимору.
Начало тихое (Кикимора маленькая), постепенно становится все громче и громче – она растет и гремит!
Темп
Не спеша (в его движениях чувствуется могущество и величие)
Не спеша (он поет колыбельную)
Быстрый (суетливо передвигается, скачет, возится)
Тембр
Медные духовые (мощь и величие)
Струнные-смычковые инструменты (певучие инструменты, мягкие, как голос кота)
Пластическое интонирование. С помощью движений детям легче «войти в образ», почувствовать музыку, глубже проникнуться её настроением. Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специальной тренировки, ритмичными и главное – соответствовать настроению музыки.
Для активизации познавательного интереса можно использовать:
свободное дирижирование - передать темп, показать динамические оттенки, кульминационное развитиемузыки (увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта» М. Дунаевского, Е. Дога, вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»);
имитацию игры на музыкальных инструментах – имитация игры на колоколах;
пластические этюды - «Гондольер, управляющий лодкой», «Покачивание на волнах», «Кот-баюн» и т.д.
Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные образы в художественные. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, так как в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.
Учащимся нравится рисовать музыку, услышанную на уроке, особенно это касается программной музыки («Кикимора» Лядова, «Шехерезада» Римского-Корсакова), оперной музыки (костюмы иностранных гостей к опере «Садко» Римского-Корсакова).
Нетрадиционные формы проведения урока
В настоящее время в методическом арсенале современного учителя музыки существует огромное количество нетрадиционных форм уроков, которые в полной мере позволяют повысить КПД урока и его результативность. К нетрадиционным формам уроков музыки относятся: урок-исследование; урок-творческий отчет; урок-путешествие; дискуссия; «мозговой штурм»; игры-соревнования «Турнир эрудитов», «Знатоки музыки», «Брейн-ринг». Рассмотрим специфику различных форм урока.
Урок-исследование.Особенностью данного урока является такая форма организации учебно-образовательного процесса, при которой для учащихся создаётся проблемная ситуация, в процессе которой они сами способны овладеть понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, решать творческие исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом. Данная форма делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Это такие уроки, как «Истоки русской песенности», «Воплощение русских обрядов в музыке», «Вторая жизнь песни»и т.д.
Урок-творческий отчёт.Эта форма урока построена как творческий отчет по теме, для которого учащиеся сами отбирают музыкальный материал и исполняют его на уроке, причем с использованием как одного вида музыкальной деятельности (слушание, исполнение, сочинение), так и на их комбинации. В этой форме активизируется творческая деятельность учащихся. Формой творческого отчета может быть мини-концерт, разыгрывание обряда, музыкально-литературная композиция и т.д. Это такие уроки, как «Музыка в сказке», «Музыка Рождества».
Урок-путешествие.Главная особенность этого урока – это действие, которое разворачивается по определённому зрительному сюжету, стержнем которого является деятельность самих учащихся. Такой урок требует предварительной разработки «маршрута» для совместной деятельности учителя и учащихся. Результатом урока может стать проект экскурсии, путеводитель по музыкальным местам, музыкальная коллекция и т.д. Это такие уроки, как «Картины народного праздника в музыке и живописи», «Путешествие в музыкальный театр».
«Групповая дискуссия» (от лат. – «исследование», «обсуждение какого-либо вопроса»). Обязательным условием при проведении дискуссии является: уважение к различным точкам зрения ее участников; совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления. Например, детям предлагается в конце урока сформулировать тему урока «Песня – это……» с аргументацией их мнения. Дети так сформулировали тему урока: «Песня – лекарство от скуки», «Песня – жизненный полет», «Песня – верный спутник человека», «Песня – добрый приятель», «Песня – душа народа».
«Мозговой штурм» – это концентрация умственной деятельности для быстрого решения задачи.Например,составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова:
а) музыка, литература, композитор (композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);
б) Глинка, романс, Италия (путешествуя по Италии, Глинка написал романс «Венецианская ночь»);
в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).
Таким образом, урок музыки значительно активизируется, если использовать различные приёмы работы, основанные на игровых, соревновательных, проблемных ситуациях. Такие формы и направления музыкальной работы способны решительно менять в лучшую сторону отношение учащихся к урокам музыки, оказывать развивающее действие, формировать эстетические вкусы, создавать условия для эмоционального, творческого раскрытия учащихся, а также помогают не только увлечь ребёнка, но и помогают заставить его думать, искать, сравнивать и переживать. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее, способствуя активизации познавательного интереса учащихся.
2.2. Результаты диагностики по развитию познавательного интереса учащихся на уроке музыки
Внедрение и апробация разработанной системы работы по активизации познавательного интересаучащихся 5-6 классов на уроках музыки происходило на базе МОУ Шестихинской сош Некоузского района Ярославской области в 2009-2011 годах.
В исследовании приняли участие учащиеся 5-6 классов в количестве 8 человек. Малое количество детей, принимавших участие в исследование, объясняется тем, что школа малокомплектная, количество детей в каждом классе не превышает 8-10 человек.
Исследование проводилось в 3 этапа.
1 этап (2009) – констатирующий. На этом этапе происходило теоретическое исследование по выбранной теме, была проведена первичная диагностика уровня развития познавательного интереса учащихся 5 класса на уроке музыки.
2 этап (2009-2011) - формирующий. На этом этапе был апробирована и внедрена система уроков музыки, направленных на активизацию познавательного интереса в 5-6- классах, была осуществлена повторная диагностика уровня развития познавательного интереса этих же учащихся уже 6 класса.
3 этап – контрольный. На основе анализа полученных результатов было проведено обобщение проделанной работы по активизации познавательного интересаучащихся 5-6 классов на уроках музыки.
Для изучения эффективности разработанной системы работыпо активизации познавательного интересаучащихся 5-6 классов на уроках музыки использовалась диагностика Щукиной Г.И. «Диагностика познавательного интереса учащихся», которая была модифицирована применительно к урокам музыки [Щукина, с. 208].
В соответствии с этой диагностикой все показатели, характеризующие тот или иной уровень развития познавательного интереса, делятся на три группы:
показатели интеллектуальной активности (вопросы ученика, обращённые к учителю; стремление учащихся по собственному желанию участвовать в деятельности, в учебном процессе; активное оперирование школьниками приобретёнными знаниями, умениями и навыками);
показатели эмоциональных проявлений (переживание учащимися гнева, страха, возмущения радости, грусти, вдохновения, удовлетворения и другие менее значимые);
показатели волевых проявлений, регулятивные процессы (сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; применение различных способов для разрешения сложной задачи; стремление учащихся к завершенности учебных действий; свободный выбор деятельности).
При выявлении уровней развития познавательного интереса учащихся основным являлся метод наблюдения, данные дополнялись и конкретизировались с помощью анкетирования, индивидуальных бесед с учащимися, изучения детей в процессе совместной подготовки и проведения коллективного творческого дела. В результате были составлены монографические характеристики учащихся, которые находились на различных уровнях развития познавательного интереса. Диагностика детей, участвующих в исследовании, приведена в приложении ……
Щукина Г.И. выделяет 3 уровня развития познавательного интереса - низкий, средний, высокий и дает характеристику каждого уровня.
На основе этих характеристик нами были определены следующие критерии уровней развития познавательного интереса применительно к урокам музыки:
низкий уровень – ребенок не проявляет инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий в разных видах музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, творческая деятельность; утрачивает к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задает познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого;
средний уровень – ребенок проявляет достаточный интерес к видам музыкальной деятельности, ребенку свойственна большая степень самостоятельности в деятельности, но необходима помощь учителя. Испытывая трудности, дети не утрачивают эмоционального отношения к музыкальной деятельности, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы учителю, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к деятельности, но с помощью учителя;
высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать участвовать и проявлять познавательный интерес во всех видах музыкальной деятельности. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
В качестве примера представлены монографические характеристики учащихся, которые находились на различных уровнях развития познавательного интереса.
Полина Бровкина. Высокий уровень развития познавательного интереса к урокам музыки. Обладает сильным, глубоким и устойчивым познавательным интересом, который выступает как стержневой мотив учебной деятельности. Полина проявляет интерес ко всем видам музыкальной деятельности: пению, слушанию музыки, пластическому интонированию, игре на детских музыкальных инструментах, творчеству. Ребенок проявляет активный познавательный интерес к музыке разных жанров, стилей, эпох, внимательно и осознанно слушает музыку, размышляет о ней, «пропускает» музыку через себя. Полина хорошо поет, пение девочки отличает чистота интонирования, умение самостоятельно услышать фальшивые звуки и их исправить при повторном исполнении. Имеет хорошо развитое чувство певческого ансамбля, поет слаженно с другими детьми и аккомпанементом. Знает и правильно использует в речи музыкальные термины проявляет активный интерес к ритмическим движениям под музыку и музыкальному сочинительству. С удовольствием участвует в создании различного рода импровизаций, проявляет творчество во всех видах деятельности. Девочка в ответах на уроке использует материал из дополнительных источников литературы, выполняет индивидуальные задания по предмету в качестве домашнего задания, к выполнению домашних заданий подходит творчески. Ей свойственны увлеченность, сосредоточенность, интеллектуальная активность, положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Полина учится на «отлично». Девочка активно и с увлечением участвует во внеурочной деятельности, связанной с музыкой: посещает музыкальную школу, участвует в конкурсах, в концертах художественной самодеятельности.
Масленникова Мария.Средний уровень развития познавательного интереса к урокам музыки. Проявляет активность при побуждающих действиях учителя, предпочитает не творческий, а поисковый, реже репродуктивный вид учебной деятельности. Среди видов музыкальной деятельности предпочтение отдает пению, игре на музыкальных инструментах, пластическому интонированию. Недостаточно внимательна при слушании и анализе музыкальных произведений, испытывает затруднения при проведении беседы по прослушанному произведению. Проявляет некоторый интерес к музыкальному творчеству. Но готова заниматься этой деятельностью только после активного «наталкивания» на эту деятельность педагогом, его подсказок, объяснений, показа и наводящих вопросов педагога в исполнении различного рода импровизаций. Свой досуг иногда посвящает музыке – участвует в концертах (нерегулярно), готовит сообщения на уроки по заданию учителя, при этом требуется помощь учителя в подборе материала; имеет место самостоятельная деятельность по расширению кругозора, но не как система, а эпизодическая.
Смородинов Алексей. Низкий уровень развития познавательного интереса к урокам музыки. Алексей проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах, однако чувство ритма и правильность исполнения развита недостаточно. Нет осознанности в подборе музыкальных инструментов для инструментального сопровождения произведений согласно настроению произведения и жанру. Мальчик любит петь, но не отличает на слух правильное и неправильное пение. Ребенок не проявляет особого познавательного интереса к слушанию музыки. Эмоциональная «сопереживательная» реакция на музыку отсутствует. Имеет недостаточные навыки культуры слушания музыки. Предпочитает репродуктивную деятельность, действия по образцу, к поисковым, творческим заданиям интереса не проявляет. Алеша не старается углубиться в процесс познания, не проявляют рвения к тому, чтобы добиться хороших результатов в учении. Круг знаний подростка не выходит за пределы программы, дополнительные источники информации для обогащения знаний не используются, его отличает узость кругозора. В процессе обучения ученик требует постоянного побуждения извне, сам не проявляет инициативы, самостоятельности в учебной деятельности. При затруднениях проявляет агрессивность, выражает неудовлетворение и показывает недовольство. После звонка с урока внимание ребенка удержать очень сложно
В результате проведенной работы на констатирующем этапе было установлено, что 50% всех испытуемых имеют низкий уровень развития познавательного интереса на уроке музыки, 37,5 % - средний уровень, 12,5% детей имеют высокий уровень развития познавательного интереса на уроке музыки.
После внедрения разработанной системы работы для развития познавательного интереса на уроках музыки у учащихся 5-6 классов было проведено контрольное обследование этих же учащихся в 6 классе. Полученные данные показали, что уровень показателей познавательных интересов у шестиклассников стал значительно выше: 50% всех испытуемых имеют высокий уровень развития познавательного интереса на уроке музыки, 50 % - средний уровень. Данные представлены на рисунке 2.
Рис.2. Результаты диагностики по развитию познавательного интереса учащихся 5-6 классов на уроке музыки.
Наряду с этим можно отметить и некоторые психологические особенности познавательных интересов. У всех детей явно выросла инициативность. У детей появился момент «обдумывания» - когда ребенок, в определенный момент, исчерпав свои возможности, не просит помощи у педагога, а мобилизует силы и пытается найти ответ. Дети стали активно участвовать во всех видах музыкальной деятельности и проявлять себя творчески. Дети стали проявлять больше положительных эмоций во всех видах музыкальной деятельности, активнее участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы. Вырос уровень развития художественных предпочтений; расширился музыкальный опыт школьников: уровень общей осведомлённости о музыке; наличие интереса, определённых пристрастий и предпочтений; стали проявлять упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Проанализировав и подведя итоги проведенных с детьми диагностических исследований, сравнивая результаты, полученные в начале исследования и в последующем процессе обучения, можно утверждать, что разработанная мною система оказывает эффективное воздействие на развитие интереса к предмету музыка, и в частности на развитие познавательного интереса к музыке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема активизации познавательного интереса является весьма актуальной для современной педагогики. Сформированный познавательный интерес рождает умение и потребность самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, развивает критичность ума. Он рождает потребность в самообразовании, самовоспитании, тем самым создавая условия для формирования активной, духовно богатой, способной к творчеству личности.
Огромный воспитательный потенциал музыки в формировании духовно богатой личности, с одной стороны, а с другой – низкий уровень именно познавательного интереса к ней в средних классах и недостаточная разработанность технологий его формирования в процессе обучения свидетельствуют о высокой степени актуальности выдвинутой проблемы.
В процессе решения обозначенной проблемы мы опирались на концепцию формирования познавательных интересов учащихся ленинградских дидактов З.И. Васильевой и Г.И. Щукиной, которые под определением познавательного интереса понимают «особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражен в той или иной предметной области знаний». Эти авторы предложили следующие уровни развития познавательного интереса: интеллектуальная активность (вопросы ученика, стремление учащихся по собственному желанию участвовать в деятельности, активное оперирование школьниками приобретёнными знаниями, умениями и навыками; стремление поделиться с окружающими новой информацией); эмоциональные проявления (переживание учащимися радости, грусти, вдохновения, удовлетворения и т.д.); волевые проявления (сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; применение различных способов для разрешения сложной задачи; стремление учащихся к завершенности учебных действий).
Интерес тесно связан с понятием активности. Активность учения определяет степень интенсивности, прочности «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. Большое значение для активизации познавательного интереса имеют проблемное изложение материала, использование дидактических игр и дискуссий, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, использование коллективных форм работы.
В процессе исследования была разработана система работы по активизации познавательного интереса учащихся 5-6 классов на уроке музыки, которая включает в свой состав:
занимательные интеллектуальные задания («Подробный отчет иностранца», «Ветхий документ», «Письма Барона Мюнхгаузена», «Странная статья», «Страница нового учебника», «Восстановить афишу концерта», кроссворды, музыкальные и словесные викторины);
задания на развитие творческого мышления («синквейн», метод «сочинение сочинённого», разновидности пластического интонирования (свободное дирижирование имитацию игры на музыкальных инструментах, пластические этюды), иллюстрации к музыкальным произведениям);
нетрадиционные формы проведения урока (урок-исследование; урок-творческий отчет; урок-путешествие; дискуссия; «мозговой штурм»; игры-соревнования «Турнир эрудитов», «Знатоки музыки», «Брейн-ринг»).
Таким образом, урок музыки значительно активизируется, если использовать различные приёмы работы, основанные на игровых, соревновательных, проблемных ситуациях. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее, способствуя активизации познавательного интереса учащихся.
Внедрение и апробация разработанной системы работы по активизации познавательного интереса учащихся 5-6 классов на уроках музыки происходило на базе МОУ Шестихинской сош Некоузского района Ярославской области в 2009-2011 годах показало, что уровень показателей познавательных интересов у шестиклассников стал значительно выше: 50% всех испытуемых имеют высокий уровень развития познавательного интереса на уроке музыки, 50 % - средний уровень.
На основании этого можно сделать вывод, что разработанная мною система оказывает эффективное воздействие на развитие интереса к предмету музыка, и в частности на развитие познавательного интереса к музыке.
ЛИТЕРАТУРА
Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст] /Э.Б. Абдуллин. – М.: МГПИ, 1982. – 134 с.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] /Ю.Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки [Текст] /Л.Г. Арчажникова. - М.: Просвещение, 1984. - 110 с.
Беляев М.Ф. Психология интереса [Текст] /М.Ф. Беляев. - М.: Педагогика, 1957. – 180 с.
Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] /http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/139798
Божович Л.И. Средний школьный возраст. Учебник для педагогических институтов [Текст] /Под ред. А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. — М., 1956. – 593 с.
Бочкарева О.В. Музыка и диалог. Учебно-методическое пособие [Текст] /О.В. Бочкарева. - - Ярославль: ЯГПУ, 1999. – 138 с.
Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст] /З.И. Васильева. - М.: Академия, 2006. – 429 с.
Вопросы теории и методики развития познавательной активности учащихся [Текст] /Под редакцией М.П. Пальянова. – Томск, 1981. – 332 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Под редакцией В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] /Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Академия, 1998. – 240 с.
Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе [Текст] /Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1973. – 167 с.
Карамзина Ж.Б. Вопросы и задания по предмету «Музыка» (на основе учебников КСШ) [Текст] /Ж.Б. Карамзина //Музыка в школе. – 2008. - №2. – С.54-61.
Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание[Текст] /Д.А. Кикнадзе. - М.: Мысль, 1968. – 224 с.
Колмакова М.Н., Суров B.C. Краткий педагогический словарь пропагандиста [Текст] /М.Н. Колмакова, В.С. Суров. - М.: Политиздат, 1984. - 319 с.
Крутецкий В.А. Интерес [Текст] /В.А. Крутецкий //Педагогическая энциклопедия. Том 2. - М.: Педагогика, 1965. – С.227-355.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] /А.Н. Леонтьев. – М., 1971. - 316с.
Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии. Книга 1. [Текст] /Р.С. Немов. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Том 2. [Текст] /С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 1983. – 285 с.
Сандакова С.С. Творческие задания на уроках музыки [Текст] /С.С. Сандакова. – Музыка в школе. – 2010. - №2. – С.46-51.
Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология [Текст] /Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2003. – 294 с.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] /Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] /Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. – 211 с.
ЛИТЕРАТУРА К ПРИЛОЖЕНИЯМ
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников. Методические разработки и сценарии в двух книгах. Книга 2 [Текст] /И.А. Агапова, М.А. Давыдова.- Москва, 2006. – 204 с.
Бугаева З.Н. Веселые уроки музыки в школе и дома [Текст] /З.Н. Бугаева. – М.: Сталкер, 2002. – 365 с.
Гулина Т.П., Швед В.М. Путешествие в мир музыки [Текст] /Т.П. Гулина, В.М. Швед. - Минск «Беларусь», 1991.- 118 с.
Гусева Е.В. Кроссворд «Знаете ли вы джаз?» [Текст] /Е.В. Гусева //Музыка в школе. – 2007. - №6. - С.75.