Активизация мыслительной деятельности и формирование музыкальной культуры на уроках в детской музыкальной школе
Активизация мыслительной деятельности и формирование музыкальной культуры на уроках в детской музыкальной школе
Работа посвящена проблеме формирования мышления и музыкальной культуры на уроках в детской музыкальной школы. Предложены задания, соответствующие требованиям ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация мыслительной деятельности и формирование музыкальной культуры на уроках в детской музыкальной школе»
Активизация мыслительной деятельности и формирование музыкальной культуры на уроках в детской музыкальной школе
Совершенствование учебного процесса, поиск новых форм и методов и технологий обучения, стимулирующих мыслительную деятельность учащихся – актуальные задачи, стоящие перед педагогом при подготовке к занятиям по специальному инструменту в системе дополнительного образования. Здесь, как и в основной школе, сохраняется целевая установка музыкального образования на формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры. Кроме того, большое внимание при этом необходимо уделять развитию мышления учащихся. Если ученик умеет мыслить: анализировать, выделять главное, обобщать - значит, что он сможет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству. Развитие мышления происходит в процессе познавательной деятельности ученика. Важно помнить, что организовать мыслительную деятельность ребенка необходимо уже с самого раннего возраста. На различных ступенях развития школьников существенно меняется значение предметов для формирования их мышления. Основным путем успешного формирования мышления является выполнение различных познавательных задач и заданий, в процессе решения которых развивается умение ученика из множества разнообразных связей выделить нужную, объяснить ее значимость в данной ситуации. Формирование мышления учащихся необходимо стоить на базе усвоенных и усваиваемых знаний фактического материала и начальных умений пользоваться этими мыслительными операциями.
Необходимо отметить, что в содержании современного музыкального образования усилена роль гражданско-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами), но также акцент ставится на формировании позитивного, заинтересованного отношения к познанию музыкальных культур других стран. Организация творческого процесса на занятиях в ДМШ позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать музыкально-творческие способности, мышление учащихся. Успешность школьника в различных видах музыкальной деятельности формирует хороший вкус. Современная методика преподавания носит развивающий характер музыкальной деятельности, обеспечивающей такое общение, при котором ведущую роль играет само искусство, а учитель через проблемно-диалоговые методы обучения стимулирует совместный поиск нестандартных решений, вскрывающий смысл существования музыки в жизни каждого человека и общества в целом.
Работая в системе дополнительного образования, считаю правомерным и своевременным ориентиром процесса обучения и воспитания - формирование мышления с помощью новых форм и методов системно-деятельностного подхода.
Использование диалоговых, исследовательских, проблемных методов обучения позволяет повысить уровень музыкального кругозора учащегося, его теоретическую и исполнительскую подготовку, характер изучаемых произведений и т.д.. Такие методы обучения помогают учащимся в диалоге с учителем решать все вопросы, открывать новые знания, активизировать мыслительную деятельность учащихся..
Примерные задания, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке:
б) различие (балалайка - струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)
арфа - гусли
труба - рожок
ложки - барабан и т. д. (в дальнейшем рисунки заменить словами.)
песня - пьеса
песня - романс
концерт - симфония
куплет - припев
колыбельная – частушки.
В звучащем варианте:
"Вальс" Штрауса - "Вальс" Шопена
"Рондо" Моцарта - "Лакримоза "Моцарта.
4. “Лишнее слово”
а) гобой, флейта, рожок, труба, саксофон.
б) баян, аккордеон, гармонь, фортепиано.
в) пианист, трубач, флейтист, композитор, гитарист.
г) вальс, полька, шимми, фокстрот, марш
д) симфония, песня, пьеса, соната.
Соотнести: - с именем композитора.
а) портрет,
б) фрагмент его биографии,
в) фрагмент истории создания произведения,
г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального.
6. Диктант (письменно):
Композитор, дирижер, пианист, опера, рапсодия, прелюдия, фагот, болеро, балет, арфа.
Задание к диктанту:
а) объяснить значение подчеркнутого слова.
б) пронумеровать определяемые слова (учитель объясняет каждое слово, не называя его).
7. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации?
Зимний пейзаж -------- (Концерт для скрипки с оркестром "Времена года" А. Вивальди).
б) песня - куплет (часть песни), песня - хор (хоровое исполнение песни)
в) дирижер - оркестр (руководитель)
г) Бах - орган (автор многочисленных произведений для органа) и т.д.
11. “Звучащая викторина”: определить по фрагменту -
а) тип оркестра,
б) тип хора,
в) инструмент,
г) солирующий инструмент,
д) жанр - назвать произведение и автора.
12. Вопросы для исследовательской деятельности:
В каком литературном произведении употребляется музыкальное слово, обозначающее ансамбль из четырех исполнителей?
Кого из композиторов называли "королем" вальса?
Мода на Баха, мода на Моцарта .... Возможно ли это?
Чем отличается в любой песне куплет от припева?
Умения и навыки сравнивать факты или явления, проводить анализ, формулировать выводы, вычленять идеи и закономерности, вести наблюдения, устанавливать логические связи, обобщать, делать выводы и т.д. образуются и совершенствуются при восприятии нового материала, осмысливании обобщений и систематизации знаний, закреплении и повторении учебного материала. Если ученик глубоко осознает смысл полученных знаний, значит, он понимает характер связи между ними, отличает существенные связи от несущественных, усматривает процесс становления и проявления этих связей, умеет доказывать истинность знаний и применять их на практике.
Активизация воспитательной и познавательной функции путем формирования мышления - средство формирования музыкально - исполнительского кругозора учащегося, его музыкальной культуры
Список литературы
Сизова Л. С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. М.: Институт практической психологии, 1997.
Коротяев Б, И, Учение - процесс творческий. М. : Просвещение, 1989.
Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М: Арена, 1994.
Калинина Г.Ф. Игры на уроках музыкальной литературы. Москва, 2003 г.
Алексеев А. “Методика обучения игре на фортепиано” М., “Музыка”, 1971г.
Бочкарев Л.Л. “Психология музыкальной деятельности” М., РАН, 1997г.
Федеральный Государственный Стандарт общего образования. Методические письма.