kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация творческого потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к музыкальному искусству в контексте ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активизация творческого потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к музыкальному искусству в контексте ФГОС ДО»


Активизация творческого потенциала детей дошкольного возраста через приобщение к музыкальному искусству в контексте ФГОС ДО



Кремер Ольга Владимировна,

музыкальный руководитель МБ ДОУ «Детский сад №37»

г.Новокузнецк



В соответствии с ФГОС дошкольного образования музыкальная деятель­ность — это форма актив­ности ребенка, дающая ему возможность выби­рать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, ис­полнителя, сочинителя.

Художественно-эстетическое развитие предполагает

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

2. Становление эстетического отношения к окружаю­щему миру.

3. Формирование элементарных представлений о ви­дах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

4. Стимулирование сопереживания персонажам ху­дожественных произведений.

5. Реализация самостоятельной творческой деятель­ности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.)

Творчество охватывает широкий спектр человеческой деятельности: наука, искусство, все изобретения человеческой цивилизации, да и сами формы жизни людей созданы творчеством. Непосредственно в музыкальной деятельности это происходит через

Восприятие музыки.

Исполнительство (вокальное, инстру­ментальное):

  • пение;

  • музыкально-ритмические движения;

  • игра на детских музыкальных ин­струментах.

Творчество (вокальное, инструменталь­ное):

  • пение;

  • музыкально-ритмические движения;

  • музыкально-игровая деятельность;

  • игра на музыкальных инструментах

В разных формах образовательной деятельности


Таблица1 «Музыкальная деятельность»


Формы образовательной деятельности

Непосредственно образова­тельная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Слушание музыки;

  • экспериментирование со звуками;

  • музыкально-дидактическая игра;

  • шумовой оркестр;

  • разучивание музыкаль­ных игр и танцев;

  • совместное пение;

  • импровизация;

  • беседа интегративного характера;

  • интегративная деятель­ность;

  • совместное и индивиду­альное музыкальное испол­нение;

  • музыкальное упражнение;

  • попевка;

  • распевка;

  • двигательный пластиче­ский танцевальный этюд;

  • творческое задание;

  • концерт-импровизация;

  • танец;

  • музыкальная сюжетная игра

  • Слушание музы­ки, сопровождаю­щей проведение ре­жимных моментов;

  • музыкальная под­вижная игра на прогулке;

  • интегративная деятельность;

  • концерт-импро­визация на прогулке

  • Музыкальная дея­тельность по инициативе ре­бенка


В дошкольной педагогике выделяют условия развития детского творчества:

  1. Раннее начало, раннее приобщение к творческой деятельности.

  2. Создание взрослыми для ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.

  3. Формирование у ребенка чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

  4. Поддержание эмоционального состояния в процессе творческой деятельности, демонстрируя ребёнку положительное отношение к нему и его деятельности: улыбаться, аплодировать, проявить мимическую заинтересованность.

  5. Создание ситуации успеха для ребёнка.

  6. Отсутствие внешнего принуждения или жесткой регламентации деятельности.

  7. Обогащение предметно-пространственной среды для реализации творческой активности ребенка.

Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств для обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.

  1. Творческая личность самого педагога. Только личность творческая, нестандартно мыслящая может воспитать творческую личность.

Включение детей в музыкальное творчество требует особых педагогических усилий. Прежде всего, педагогу необходимо практически освоить модель личностно ориентированного взаимодействия с детьми. Только в ситуации опоры на принципы гуманистической педагогики игровая деятельность детей обретет свое истинное значение: принесет детям радость и удовольствие, приведет к раскрепощению творческих сил и к самовыражению, обогатит их

Методика организации творческой деятельности должна основываться на следующих принципах:

  • свобода волеизъявления, когда взрослый помогает ребенку в организации творческой деятельности, не навязывает ему тему, дает свободу выражения своего собственного «Я»: «Делай, как хочешь, как тебе это нравится».

  • при организации музыкальной деятельности необходимо дать возможность ребенку проявить себя везде, где бы он мог выразить свое «Я»;

  • привлечение всех детей до единого: нет бесталанных детей, каждый имеет свои склонности, способности, каждый где - то может проявить себя, свою активность. личный опыт в общении с музыкой.

В моей профессиональной деятельности широко использую игры-превращения

Игры-превращения помогают детям владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их. То же относится и к отдельным частям корпуса, ногам, рукам, в том числе и кистям рук. Музыкальное сопровождение подбирается соответственно содержанию игр.


игра

упражнения

примечание

«Деревянные и тряпичные куклы»


  • ППри изображении действий и жестов деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, рук. Движения резкие, при поворотах вправо и влево сохраняются неподвижными шея, руки, плечи. «Кукла» двигает ногами, не сгибая коленей.

Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки «свисают» пассивно. Тело поворачивается то вправо, то влево, руки при этом обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, хотя ступни и остаются на месте.


Музыка энергичная, с четким ритмом, стаккато.


Музыка спокойная, легато.


«Лапки-царапки»

Постепенное выпрямление и сгибание пальцев рук)

Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки и приподняты вверх. Постепенно, с усилием выпрямляются все пальцы и разводятся до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки пальцы сжимаются в кулак («кошка спрятала когти»). Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, с большой амплитудой.


Позднее в упражнение следует включить движение всей руки: то сгибая ее в локте, то выпрямляя.


«Воробьи и журавушки.»


Под быструю музыку дети весело прыгают, словно воробьи. При замедлении темпа переходят на мягкий шаг, а затем по сигналу взрослого поджимают ножку, придерживая ее руками сзади и замирают, как «журавушки», стоят в той же позе – кто дольше?



«Мельница»


(круговые движения рук)

Дети описывают руками большие круги. Движения выполняются непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как не свои).

Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость

«Паровозики»


(круговое движение плечами)

Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулак. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх – назад – вниз – вперед. Локти от корпуса не отводятся.

Амплитуда движения во всех направлениях должна быть максимальной, при движении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад..


Упражнение выполняется несколько раз подряд без остановки



На примере организации с детьми игр – пластических импровизаций под музыку провожу оценку музыкальности – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога). Для каждого возраста определены разные критерии в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый в задачах.

Оценка ставится по 5-ти бальной системе.

Для оценки детей 4-го года жизни:

5 баллов – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать

и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на

каждую часть музыки,

4 – 2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп,

начало и конец музыкального произведения совпадают не

всегда,

0 – 1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с

темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

Для оценки детей 7-го года жизни:

5 баллов – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой

нюансировкой, фразами,

4 – 2 балла – передают только общий характер, темп и метроритм,

0 – 1 балл – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки,

ориентированы только на начало и конец звучания, а также

на счет и показ взрослого.

Процесс включения ребенка в музыкальное игровое творчество выстраивается педагогом в определенном алгоритме. Рассмотрим основные этапы этого процесса

Первый этап

Первый этап – показ педагогом вариантов пластических воплощений музыки, его собственное творческое моделирование образов музыкального произведения. Педагогу необходимо владеть своим телом и уметь показать детям связь телесной пластики с музыкальным звучанием. Педагог демонстрирует детям, каким отзывчивым может быть тело человека на малейшие изменения в музыкальном течении. Педагогу важно развить у себя это специфическое качество движений, связанных с пластическим моделированием музыкальных образов. Требуется некоторое время для самоподготовки, чтобы соединить индивидуальные двигательно-выразительные возможности с навыком музыкально-пластического движения.

Второй этап

Второй этап – повтор детьми движений за педагогом. На занятии с детьми разделения на первый и второй этапы не существует. Педагог выступает ведущим в игре-импровизации, а дети одновременно и наблюдают за ним, и копируют его движения. Педагогу необходимо полностью контролировать свои действия и ненавязчиво, с помощью игровых приемов, корректировать действия детей. При этом педагог должен осознавать, что в игре от него требуется как можно более точное и выразительное пластическое моделирование музыки.

Педагогическая коррекция в рамках музыкальной игры в основном касается базовых моментов. Прежде всего, педагогу необходимо побуждать детей к заполнению движением всего пространства комнаты, в которой проходит занятие. Важно, чтобы все игровое пространство было освоено ребенком, чтобы он мог в нем ориентироваться и не бояться совершать разнообразные передвижения. Подобные упражнения с детьми можно проводить как музыкальные паузы на занятиях (любых, не обязательно музыкальных) , в соответствии с местом игры в распорядке дня ребенка музыка может носить энергичный, бодрый характер, или, наоборот успокаивающий и релаксационный.

Третий этап

Когда задачи первого и второго этапа будут реализованы, можно переходить к третьему этапу, т.е. непосредственно к играм – пластическим импровизациям самих детей.

На этом этапе необходимо ввести в игру дополнительные правила.

1. Ведущим сможет быть каждый, когда до него дойдет очередь.

«Очередь» легко организовать, придав ей форму круга: дети стоят в кругу и передают роль ведущего по кругу (против или по часовой стрелке, как договорятся). Когда дети освоят форму общего круга, можно переходить к нескольким маленьким кружкам, квадратикам, треугольникам, к движению змейкой, к игре в парах и т.д.

2. Любые действия, предложенные ведущим, должны приниматься без обсуждения и в точности повторяться всеми.

Даже если ребенок растерялся и просто стоит или топчется на месте, игра не должна останавливаться. Все остальные тоже могут постоять и потоптаться на месте вслед за ведущим. Педагог, принимающий участие в игре наравне со всеми, в этом случае должен взять на себя роль «дирижера» и помочь ребенку достойно выйти из создавшейся ситуации.

3. Каждый может оставаться ведущим столько времени, сколько захочет. Свою роль ведущего ребенок может передать следующему, когда захочет или когда иссякнет его фантазия.

В дальнейшем некоторые дети настолько осваиваются с ролью ведущего, что с нежеланием отдают ее другому. В таких случаях педагог должен изменить правило: ведущие меняются на каждую музыкальную фразу, куплет или часть музыкального произведения.

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.





Литература


  1. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977.

2. Ветлугина Н. А., Музыкальное развитие ребенка, М., 2005 г.

3. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 2001 г.

4.Гусева Е.П.. Левочкина И.А.. Печенков В.В.. Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М.,1994,

5. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..2005 г.




5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кремер Ольга Владимировна

Дата: 19.05.2016

Номер свидетельства: 328656

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-fol-klora-kak-effiektivnogo-sriedstva-povyshieniia-urovnia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406235"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ФОЛЬКЛОР КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(88) "fol-klor-kak-effiektivnoie-sriedstvo-povyshieniia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132771"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406865"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства