Появляется новый заказчик (бюргер) и соответственно новые сюжеты для него.
Перестаёт быть обязательным исторический (античный) сюжет жанровой живописи и возникает жанр «гражданской картины, описывающей современные события.
Развивается жанровая живопись: групповой портрет, лирический портрет, психологический портрет, а также пейзаж и натюрморт.
Франс Хальс(1580 – 1666)
Основоположник голландского реалистического портрета . Вместо величественной позы и парадного костюма, типичных для сословного портрета 16 века, показывал человека с присущими ему чувствами, эмоциями, характером, интеллектом.
В портретах Хальса представлены все слои общества: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низов общества.
Портреты Хальса граничат с бытовым жанром, так как изображал люднй в конкретной жизненной ситуации, точно схватывая позу, мимику, жесты.
Франс Халс (Гальс) родился в Антверпене между 1581 и 1585 гг. в семье ткача. С раннего детства жил в Харлеме. Обучался в мастерской живописца К. ван Мандера. В 1610 г. получил звание мастера.
В 1611 г. У Франса родился сын Хармен, а год спустя молодой отец поступил на службу рядовым в стрелковую роту Св. Георгия. В военное время гильдии стрелков участвовали в обороне городов, в мирное время представляли собой нечто вроде почетной милиции, обязанности которой сводились к парадам, торжественным встречам, почетным караулам. Офицерский состав менялся каждые три — четыре года. По окончании срока службы устраивался традиционный банкет, запечатлеть который приглашались самые знаменитые художники. В 1616 г. такой заказ впервые получил Халс, от своих сослуживцев. Исполненная им картина
«Банкет офицеров стрелковой роты Св. Георгия»
принесла ему широкую известность.
«Банкет офицеров стрелковой роты Св. Георгия»
1616 г.
. Помимо многофигурных композиций, Халс создает жанровые сцены («Супружеская пара в парке», « Поющие мальчики ») и религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей»). В 1616 г. Халс похоронил свою первую супругу Аннеке, а спустя год женился на служанке Лисбет Рейнирс, с которой прожил пятьдесят лет. От обоих браков у него было двенадцать детей.
К концу 1620-х гг. складывается зрелое мастерство художника. Работая теперь исключительно в области портрета, Халс создает целую галерею типов голландского общества — от офицерства и богатых бюргеров («Портрет В. ван Хейтхейсена») до деклассированных элементов (« Цыганка », « Мулат », « Малле Баббе »).
Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. («ЯсперСхадеванВеструм»).
В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций («Банкет офицеров стрелковой роты Св. Адриана», «Регенты госпиталя Св. Елизаветы»
В 1644 г. Халс вошел в совет гильдии художников Харлема. Однако, несмотря на это, звезда его клонилась к закату: заказов становилось все меньше, к тому же оплачивались они весьма скудно. Позднее творчество Халса часто называют черно-белым периодом: черные костюмы, белые воротники («Мужчина в черной одежде», «В. Крус»). До конца своей жизни мастер продолжал писать: портреты одиночные, парные, семейные. Однако получал он за свою работу сущие гроши. Ввиду явной бедности в 1661 г. он был вынужден просить освободить его от уплаты членских взносов в гильдию художников, а через год городские власти решили назначить ему пожизненное ежегодное вспомоществование. В 1664 г. Халс получил последний крупный заказ на два групповых портрета (« Регенты приюта для престарелых », « Регентши приюта для престарелых »). Перестав получать заказы, художник впал в беспросветную нужду и был помещен в харлемскую богадельню, где и умер 26 августа 1666 г.
Подавляющее большинство дошедших до нас картин Вермера представляют собой жанровые зарисовки. Сюжеты их типичны: небольшая часть комнаты, женщины, погруженные в те или иные занятия: чтение и написание любовных писем, рассматривание драгоценностей, музицирование, общение с кавалерами и т.п. Хотя Вермер не написал ни одного натюрморта как законченной картины, он причислен к лучшим мастерам этого жанра. Дошедшие до нас два пейзажа Вермера утвердили за художником славу непревзойденного мастера пейзажной живописи. Ярко индивидуальное искусство Вермера не было оценено современниками и надолго забылось. Интерес к нему возродился лишь в XIX в
Этот художник обладал поразительно зорким глазом филигранной и техникой. Он уделял огромное внимание передаче световоздушной среды.
ЯнВермер Дельфтский (1632—1675)
Ян Вермер (Вермеер) Делфтский родился в 1632 году в голландском городе Делфте в семье состоятельного коммерсанта. Вероятно, живописи учился у известного художника К. Фабрициуса. В 1653 году молодой художник был принят в гильдию Св. Луки, с 1662 по 1671 гг. занимал должность старшины цеха. Дважды становился президентом гильдии. Ранние произведения Вермера («Христос у Марфы и Марии», 1655, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) принадлежат еще европейскому репертуару того времени и нехарактерны для творчества художника в целом.
Вид «Дельфта»
Со второй половины 1650-х гг. Вермер пишет небольшие картины с одной или несколькими фигурами в залитом серебристым светом городском интерьере « Служанка с кувшином молока », « Солдат и смеющаяся женщина », уделяя внимание не столько действию, сколько состоянию героев и общему настроению сцены.
В конце 1650-х гг. Вермер создает два пейзажа (« Вид Делфта » и « Уличка »), утвердившие за ним славу непревзойденного мастера пейзажного жанра.
В 1660-е гг. творчество Вермера становится более созерцательным и изысканным. Художник часто изображает уютные, богато обставленные комнаты, где нарядные дамы читают и пишут любовные письма (« Девушка в голубом, читающая письмо », « Дама, пишущая письмо »),
музицируют («Лютнистка», «Концерт», «Гитаристка»), рассматривают драгоценности («Дама, примеряющая ожерелье»), ведут галантные беседы с кавалерами («Бокал вина»).
Хотя Вермер не написал ни одного натюрморта как законченной картины, он причислен к лучшим мастерам этого жанра. Создавая свои произведения, художник органично вплетал в них натюрморты: блюдо с фруктами, кувшин и скомканная салфетка («Спящая девушка»);
«Девушка с жемчужной серёжкой»
«Искусство живописи»
(1665 – 1667)
Изображение мастерской интересно своей многоплановостью, обилием живописных и смысловых оттенков. Свет исходит из глубины комнаты слева. Художник пишет музу истории и все предметы в руках натурщицы имеют символическое значение.
«Девушка с письмом»
(конец 1650-х)
Образ спокойной молодой женщины, погруженной в чтение письма, неразрывно связан с состоянием тишины и покоя, воплощёнными в картине. Вермеер заливает весь интерьер комнаты холодным дневным светом. Он чётко моделирует объёмы предметов, выявляет фактуру поверхности.