kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тайны мелодического рисунка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой проект - исследование мелодического рисунка музыкальных произведений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тайны мелодического рисунка»

Мелодия  – это мысль,  это движение, это душа музыкального произведения.    Д. Шостакович А.Рубинштейн «Мелодия»

Мелодия – это мысль, это движение, это душа музыкального произведения. Д. Шостакович

А.Рубинштейн «Мелодия»

Цель нашего исследования  Мы хотим  выяснить,  какие образы и эмоции «спрятаны» в мелодических рисунках

Цель нашего исследования

Мы хотим выяснить, какие образы и эмоции «спрятаны» в мелодических рисунках

Гипотеза  Мы думаем, что рисунок мелодии помогает открыть дверь в царство образов и эмоций музыкального произведения

Гипотеза

Мы думаем, что рисунок мелодии помогает открыть дверь в царство образов и эмоций музыкального произведения

Как мы будем доказывать правоту нашей гипотезы?  - Найдем значение термина «мелодия» в  справочниках - Узнаем, как устроена мелодия - Проанализируем, какие образы и эмоции создают разные мелодические рисунки - Разберемся в особенностях разных видов мелодии

Как мы будем доказывать правоту нашей гипотезы?

- Найдем значение термина «мелодия» в справочниках

- Узнаем, как устроена мелодия

- Проанализируем, какие образы и эмоции создают разные мелодические рисунки

- Разберемся в особенностях разных видов мелодии

Что такое мелодия?  Полистаем словари и энциклопедии Мелодия – осмысленно-выразительная одноголосная последовательность звуков, объединенных посредством ритма и лада. (Ю.Булучевский, В.Фомин «Краткий музыкальный словарь для учащихся» - очень трудно запомнить! Мелодия – это музыкальная мысль,  выраженная одноголосно. (Музыкальный энциклопедический словарь, ред. Г. Келдыш) постараемся запомнить!  - это нужно обязательно запомнить ! «Мелодия – душа музыки» (М.Глинка)

Что такое мелодия? Полистаем словари и энциклопедии

Мелодия – осмысленно-выразительная одноголосная последовательность звуков, объединенных посредством ритма и лада. (Ю.Булучевский, В.Фомин «Краткий музыкальный словарь для учащихся»

- очень трудно запомнить!

Мелодия – это музыкальная мысль,

выраженная одноголосно.

(Музыкальный энциклопедический словарь, ред. Г. Келдыш)

  • постараемся

запомнить!

- это нужно обязательно запомнить !

«Мелодия – душа музыки» (М.Глинка)

Как устроена мелодия? Жизнь мелодии похожа на цветок: она зарождается из интонации, расцветает и завершается. В каждой мелодии есть высшая точка развития - кульминация . Чаще всего, она находится ближе к ее завершению (2 / 3) – смотри схему: кульминация кадансовый оборот Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом: Т- S-D - T

Как устроена мелодия?

Жизнь мелодии похожа на цветок: она зарождается из интонации, расцветает и завершается.

В каждой мелодии есть высшая точка развития - кульминация . Чаще всего, она находится ближе к ее завершению (2 / 3) – смотри схему:

кульминация

кадансовый оборот

Завершается мелодия кадансом – устойчивым оборотом: Т- S-D - T

Разнообразие мелодических рисунков Восходящее движение – нарастание напряжения Мелодия-стрела – стремление, порыв Нисходящее движение – спад напряжения Мелодия на одном звуке – монотонное звучание Волнообразное движение –  гибкость, плавность Мелодия-вьюнок – непрерывность звучания

Разнообразие мелодических рисунков

Восходящее движение – нарастание напряжения

Мелодия-стрела – стремление, порыв

Нисходящее движение – спад напряжения

Мелодия на одном звуке –

монотонное звучание

Волнообразное движение –

гибкость, плавность

Мелодия-вьюнок – непрерывность звучания

Виды мелодии    Кантилена – певучая мелодия широкого дыхания (в переводе с латинского – «распевное пение»)  «Мелодия» А.Рубинштейна – словно волна: Речитатив – мелодия, близкая разговорной речи И.С.Бах . Мелодия его Токкаты и и фуги d - moll – это  возвышенная речь без слов:

Виды мелодии

Кантилена – певучая мелодия широкого дыхания

(в переводе с латинского – «распевное пение»)

«Мелодия» А.Рубинштейна – словно волна:

Речитатив мелодия, близкая разговорной речи

И.С.Бах . Мелодия его Токкаты и и фуги d - moll – это

возвышенная речь без слов:

Мы провели исследование: можно ли «превратить» мелодии музыкальной речи в слова?  Ученики нашего класса очень хорошо справились с заданием:  сочинили диалог богатого и бедного, который изображается в пьесе М.Мусоргского «Два еврея» из сюиты«Картинки с выставки». По дороге идет богатый еврей. Что ты тут расселся? Это моя земля.  Убирайся отсюда! - Извините, но я тут работаю, я очень бедный. Я еле-еле нашел себе работу.  -Хорошо. Одолжи мне денег, я все для тебя сделаю. Бедный плачет. Я здесь хозяин, уходи, пока цел  Ни за что, убирайся!. - Почему ты ничего не делаешь? Ну-ка, быстро за работу! - Ладно, сегодня не будешь, но завтра… - Кажется, я заболел, мне плохо. А ну-ка, пропусти меня вперед! - Молчи!

Мы провели исследование: можно ли «превратить» мелодии музыкальной речи в слова?

Ученики нашего класса очень хорошо справились с заданием:

сочинили диалог богатого и бедного, который изображается в пьесе М.Мусоргского «Два еврея» из сюиты«Картинки с выставки».

По дороге идет богатый еврей.

  • Что ты тут расселся? Это моя земля.
  • Убирайся отсюда!

- Извините, но я тут работаю, я очень бедный.

Я еле-еле нашел себе работу.

-Хорошо.

  • Одолжи мне денег, я все для тебя сделаю.

Бедный плачет.

  • Я здесь хозяин, уходи, пока цел
  • Ни за что, убирайся!.

- Почему ты ничего не делаешь?

Ну-ка, быстро за работу!

- Ладно, сегодня не будешь, но завтра…

- Кажется, я заболел, мне плохо.

А ну-ка, пропусти меня вперед!

- Молчи!

  • Извините, но я первый подошел сюда.
  • Какой вы грубый!
В результате нашего исследования мы поняли:

В результате нашего исследования мы поняли:

  • Мелодия строится по определенным законам
  • Мелодический рисунок очень разнообразен
  • В рисунках мелодии таятся разные характеры и образы
Источники информации Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - Л.:Музыка, 1980  Домогацкая  И. Первые уроки музыки: Учебное пособие. - М.: Росмэн, 2003  Музыка и ты. Выпуск 1. -  М.: Советский композитор, 1978 Должанский А. Краткий музыкальный словарь. - М.: Государственное музыкальное издательство,1959  Домрина Е. Беседы о музыке. - Л.: Просвещение, 1982 Книга о музыке. Ред. Головинского Г. и Ройтерштейна М. -М.:Советский композитор, 1975  Крицкая Е., Сергеева Г. Музыка: учебники для 2 и 4 классов.  - М.: Просвещение, 2006 Науменко Т., Алиев В. Музыка: учебники для 5-6 классов. -   М.: Дрофа, 2004   Панкевич Г. Звучащие образы. -  М.: Знание, 1977   Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. - М.: Престо, 2001 Способин И. Элементарная теория музыки. - М.: Музыка, 1979 Царева Н. Уроки госпожи мелодии: Учебное пособие для 1-3 классов. -М.: Росмэн, 2001 Шорникова М. Музыкальная литература 1 год обучения. - Ростов-на-Дону

Источники информации

  • Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - Л.:Музыка, 1980 
  • Домогацкая И. Первые уроки музыки: Учебное пособие. - М.: Росмэн, 2003  Музыка и ты. Выпуск 1. -  М.: Советский композитор, 1978
  • Должанский А. Краткий музыкальный словарь. - М.: Государственное музыкальное издательство,1959 
  • Домрина Е. Беседы о музыке. - Л.: Просвещение, 1982
  • Книга о музыке. Ред. Головинского Г. и Ройтерштейна М. -М.:Советский композитор, 1975 
  • Крицкая Е., Сергеева Г. Музыка: учебники для 2 и 4 классов.  - М.: Просвещение, 2006
  • Науменко Т., Алиев В. Музыка: учебники для 5-6 классов. -   М.: Дрофа, 2004  
  • Панкевич Г. Звучащие образы. -  М.: Знание, 1977  
  • Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. - М.: Престо, 2001
  • Способин И. Элементарная теория музыки. - М.: Музыка, 1979
  • Царева Н. Уроки госпожи мелодии: Учебное пособие для 1-3 классов. -М.: Росмэн, 2001
  • Шорникова М. Музыкальная литература 1 год обучения. - Ростов-на-Дону


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тайны мелодического рисунка

Автор: Храмова Ольга Валентиновна

Дата: 28.08.2023

Номер свидетельства: 636049

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Литературно-музыкальная композиция "Памяти Л.Н.Толстого", 10 класс"
    ["seo_title"] => string(69) "litieraturno_muzykal_naia_kompozitsiia_pamiati_l_n_tolstogho_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "398650"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489056566"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства