kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа. Тема "Балалайка"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тимершикская средняя общеобразовательная школа Сабинского муниципального района Республики Татарстан"















Проект по музыке на тему:

«Из истории русских народных инструментов»











Выполнил ученик 6 класса

Низамиев Ильсаф Марселевич

Учитель: Фальванова Айгуль Фидаилевна








2021-2022 учебный год.

Содержание



1. Введение………………………………………………………………………….3

2. История возникновения русского народного инструмента – балалайки…….5

3. Устройство балалайки…………………………………………………………...9

4. Роль Василия Андреева в развитии и совершенствовании балалайки……...10

5. Практическая часть……………………………………………...….…………..11

6. Заключение…………………………………………………….………………..12

7. Список литературы……………………………………………………………..13





































  1. Введение

Балалайка — одно из самых ярких явлений в русской народной музыкальной культуре бесписьменной традиции.

Широкое распространение нового инструмента отражало, с одной стороны, интерес разных слоев населения к музицированию, с другой, способствовало сохранению и развитию традиционной культуры в условиях города.

Балалайка давно признана русским народным инструментом в России и за рубежом.

Тема моей проектной работы «Из истории русских народных инструментов. Балалайка».

Я выбрал эту тему, потому что мне интересно узнать, когда появился этот инструмент на Руси, и как происходило развитие его с течением исторического времени.

Гипотеза. Я сделал предположение, что если я узнаю и расскажу о балалайке и истории её развития, то ученики моего класса узнают больше о русском музыкальном инструменте, у них расширится кругозор в области музыкального искусства.


Проблема.   Я обратил внимание на то, что почти все ребята интересуются современной музыкой и хореографией. И мало кто интересуется музыкальным народным творчеством.


Цель: расширить представление сверстников о музыкальном инструменте балалайка.

Задачи:

1. Найти и обработать информацию об истории народных инструментов;

2. Поиск информации о музыкантах балалаечниках;

3. Провести анкетирование среди учащихся и взрослых, и выяснить их осведомлённость о балалайке.


Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современным детям всё

меньше интересны обычаи и традиции русского народа, что люди забывают о своём культурном наследии, о своей музыке и о музыкальных инструментах, без которых когда-то невозможно было представить жизнь русских людей.

Считаю нужным познакомить ребят своего класса и школы с историей появления балалайки с помощью своей проектной работы.






















  1. История возникновения

русского народного инструмента - балалайка

Музыкальный инструмент балалайка имеет родственный корень с русскими словами как балаболить, балакать, балагурить, которые по смыслу своему не определяют серьёзности передачи информации или разговора, имеют свои синонимы, схожие по родству и смыслу, со словами болтать ни о чём, калякать, пусто звонить или «бала – лайка». Где в названии балалайка корень «бала» означает просто дразнить, раздражать болтовнёй, словами, «лайка» означает браниться ругаться словно, лает собака. Все эти понятия определяют суть музыкального инструмента балалайки, как инструмента, лёгкого, не серьезного, но очень забавного и интересного по восприятию его созвучия с народным песнопением частушек или другого народного песенного фольклора.

    История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. До сих пор не существует однозначной версии о времени возникновения балалайки.  Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар.

  В фондах Центрального государственного архива древних актов хранится документ под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ». Относится этот документ к 1688 году, и вот о каком происшествии приключившемся в Москве в нем рассказывается: «В нынешнем в 196 - м году июня в 13 день в Стрелецкий приказ приведены арзамасец - посадский человек Савка Федоров сын Селезнев, да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тоё балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили…».

    Следующим упоминанием о балалайке в печатных источниках был «Реестр», составленный и подписанный Петром I в 1715 году. В Санкт-Петербурге готовилось празднование шуточной свадьбы тайного советника князь - папы Н. М. Зотова. Свадебная церемония должна была сопровождаться грандиозным шествием ряженых, изображавших группы различных народов и племен, населявших в те времена Государство Российское. Каждой группе полагалось нести музыкальный инструмент, наиболее характерный для данной национальности. Помимо большого ко личества других инструментов, в «Реестр» входило 4 балалайки». 

  Юрий Иванец пишет: «Давайте вспомним русскую историю, происходило это вскоре после смерти царя Алексея Михайловича, прозванного “Тишайшим”. Среди прочих своих деяний этот царь прославился своей ненавистью к народной русской культуре. В 1648 году он издал указ, в котором повелел собрать все музыкальные инструменты русского народа и сжечь, а тех, кто не подчинится, и будет продолжать на них играть – пороть и отправлять на вечное поселение в Малороссию.К концу 17-го века репрессии постепенно прекратились, а в середине 18-го века балалайка стала наипопулярнейшим инструментом. На ней играли не только деревенские парни, желающие понравиться своим избранницам, но и серьезные придворные музыканты, такие как скрипач и композитор Иван Хандошкин, бас петербургской оперы Павловский и другие»

  Известный хроникер русской музыкальной жизни Якоб Штелин  посвятил балалайке целый раздел своей книги «Музыка и балет в России XVIII века». Называя балалайку «распространеннейшим инструментом во всей русской стране», и приписывая ей славянское происхождение, Я. Штелин дает наиболее полное и точное для XVIII века описание внешнего вида, манеры игры и картины бытования этого инструмента.

Весьма ценными являются высказывания Я. Штелина о балалайке той эпохи: «Нелегко найти в России дом, - пишет он, - где бы на этом… инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек. Инструмент этот имеется во всех мелочных лавках, но еще более способствует его распространению то обстоятельство, что его можно самому изготовить»

Дальнейшие  свидетельства второй половины XVIII века почти ничего нового к описанию Я. Штелина, не добавляют. Из наиболее интересных описаний балалайки можно отметить одно, - данное М. Гютри в его известной «Диссертации о русских древностях». М. Гютри  считает: «Музыкальные инструменты России - лишь повторение перенятых славянами античных образцов, причем не претерпевших никакой эволюции и сохранившихся в первобытном состоянии до описываемой автором эпохи. Эта теория нерусского происхождения национального инструментария, лишающая его самобытности и национальных корней, имела широкое хождение вплоть до ХХ века .

  О популярности балалайки свидетельствуют и другие источники, например «Карманная книга 1795 года» На популярность балалайки во второй половине XVIII века указывает также то, что среди ее любителей было немало представителей «высшего сословия». Все это способствовало выдвижению из среды русских музыкантов подлинных мастеров балалаечного исполнительства. К числу таких мастеров в первую очередь следует отнести Ивана ЕвстафьевичаХандошкина (1747-1804) .

Исследователи  А. С. Фаминцын уверен что балалайка заимствована от азиатских народов, он пишет: «В XVI - XVII веках в русском музыкальном обиходе, получил распространение тамбуровидный струнный щипковый инструмент с круглым кузовом и очень длинной шейкой. Это была домра, заимствованная русскими от восточных племен - выходцев из Азии»

Мнение А. С. Фамицинаразделяли  такие исследователи как Б.Б. Бабкин  Н.И. Привалов, А. Новосельских. Но существует и другая точка зрения по вопросу о происхождении балалайки. Во многих источниках, вышедших в свет до работы А. С. Фаминцына, балалайке приписывается татарское происхождение. На татарское происхождение указывают почти все словари и словотолкователи конца и первой половины XVIII века. В 1884 г. исследователь-инструментовед Михаил Петухов в работе «Народные музыкальные инструменты музея Санкт-Петербургской консерватории» (СПб, 1884) пишет: «Многие ученые, в том числе и г. Дуров, полагают, что балалайка-инструмент татарского происхождения...». Это же положение он подтверждает спустя четыре года в статье «В.В.Андреев и кружок игроков на балалайке».

Однако если принять версию о татарском происхождении инструмента, исходя из языковых предпосылок, то становится неизбежным вывод о том, что балалайка появилась в России не в XVIII веке (как утверждает А. С. Фаминцын), а, по крайней мере, лет на 400 ранее, как подчеркивает Б.М. Беляев в статье «История культуры древней Руси» (М.-Л., изд. АН СССР, 1951) - «Наши ранние письменные источники не дают сведений о существовании на Руси в XI - XIII веках балалайки и домры. Эти инструменты получают широкое распространение лишь в XIV - XV веке.

Современные авторы  уверены,  что балалайка именно славянского происхождения. А.Нефедов пишет: «Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

















  1. Устройство балалайки





























  1. Роль Василия Андреева

в развитии и совершенствовании балалайки

Однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин, талантливый балалаечник и дирижер, Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу, выдавалась балалайка, и, уходя из армии, военные забирали инструмент с собой.

Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов.

Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки.







  1. Практическая часть

Я провел анкетирование среди учащихся и взрослых.

Вопросы:

  • Какие музыкальные инструменты ты знаешь?

  • К какому виду музыкальных инструментов относится балалайка?

  • Сколько струн она имеет?

  • Какие виды балалаек ты знаешь?

  • Назови знаменитых балалаечников

  • Хотел бы ты научиться играть на балалайке?






















  1. Заключение.

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Сейчас наиболее известны балалаечники Болдырев В. Б., Зажигин В. Е., Горбачев А. А., Кузнецов В. А., Сенчуров М. И., Захаров Д. А., Конов В. Н., Рожков М.Ф. Все эти люди стараются поддерживать популярность нашего великого инструмента и занимаются преподавательской и концертной деятельностью.

Вывод: в истории балалайки были взлеты и падения, но она продолжает жить и не зря во всех странах является олицетворением русской культуры. Таким образом, рассмотрев разные источники об истории происхождения балалайки, наша гипотеза нашла свое подтверждение - балалайка является исконно русским инструментом































VII. Список литературы.



1. Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. Москва,1987

2. Павлоцкая Н.Э. История музыкальных инструментов. КАРО, 2005

3. Пересада А.И. Справочник балалаечника. Москва,1977











15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Проектная работа

Автор: Мингазов Данис Миннемусавирович

Дата: 03.11.2022

Номер свидетельства: 616614

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Организация проектной работы с учащимися 5 - 9 классов по математике"
    ["seo_title"] => string(77) "orghanizatsiia-proiektnoi-raboty-s-uchashchimisia-5-9-klassov-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "202714"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429297020"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Проектная работа "Идеальная сказка""
    ["seo_title"] => string(37) "proiektnaia_rabota_idieal_naia_skazka"
    ["file_id"] => string(6) "376167"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1483787890"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Проектная работа. Путешествие по планетам. "
    ["seo_title"] => string(47) "proiektnaia-rabota-putieshiestviie-po-planietam"
    ["file_id"] => string(6) "235229"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443632429"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Проектная работа на тему   „ Раскраски с десятичными дробями ”"
    ["seo_title"] => string(63) "proiektnaia-rabota-na-tiemu-raskraski-s-diesiatichnymi-drobiami"
    ["file_id"] => string(6) "251472"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447248123"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Проектная работа "Мыло в домашних условиях""
    ["seo_title"] => string(47) "proiektnaia-rabota-mylo-v-domashnikh-usloviiakh"
    ["file_id"] => string(6) "255459"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447938894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства